Русское искусство в Художественном музее Эстонии

Александра Мурре

Рубрика: 
МУЗЕИ МИРА
Номер журнала: 
#4 2012 (37)

Русское искусство составляет одну из наиболее значительных частей в собрании зарубежного искусства Художественного музея Эстонии как по количеству экспонатов, так и по их художественной и исторической ценности. Сюда относятся порядка 350 живописных произведений, 120 скульптур, 870 гравюр и рисунков, а также около 200 предметов прикладного искусства, созданных в период от XVII века до 1950-х годов. Тем не менее они не составляют единого целого, отражающего пути развития русского искусства, а скорее, как и все собрание зарубежного искусства, демонстрируют в большей мере непростую историю формирования. В коллекцию русского искусства музея входят работы как известных мастеров, так и почти совсем забытых художников. Многие из этих произведений нуждаются в дополнительном исследовании, атрибуции или переатрибуции.

Традиция коллекционирования русского искусства в Эстонии не столь продолжительна. В коллекциях прибалтийских немцев произведений русских художников практически не было (за исключением тех мастеров академической школы, которые происхождением или семейными узами были связаны со здешними землями). Наиболее выдающимся исключением из этого правила было собрание Бенкендорфов-Волконских в имении Фалль (ныне Кейла-Йоа), которое славилось в XIX столетии своей богатой коллекцией русского искусства. Доминировали в ней картины художников первой половины века, которым в той или иной мере покровительствовал Александр Бенкендорф. К сожалению, эта коллекция была практически полностью вывезена из Эстонии в 1920-х годах, последние произведения Волконские забрали с собой в эмиграцию в 1940 году уже по особому разрешению советских властей. Из прежней «русской» коллекции Фалля Волконскими были подарены Художественному музею в Таллинне лишь картина Алексея Тыранова «Старик с овцой» и мраморный бюст Зинаиды Волконской работы Пьетро Тенерани. Из местных собраний происходят и многие царские портреты, которые были переданы в музей в 1920-х годах из бывших государственных учреждений и присутственных мест. Большая часть из них — это стандартные поясные портреты императоров, однако имеются и написанные по заказу парадные портреты в полный рост, которые ранее находились, по-видимому, в губернаторском дворце или здании Рыцарства на Вышгороде.

Художественно ценные полотна русских художников поступали в музей как в первый период независимости Эстонии, так и в советский период, преимущественно из России. Ядро коллекции составляют произведения, прибывшие в Эстонию после ликвидации Петроградской контрольно-оптационной комиссии в 1921 году. В соответствие с Тартуским мирным договором от 2 февраля 1920 года эта комиссия занималась вопросами оптации (возвращения в Эстонию) этнических эстонцев, проживавших до революции в Петербурге (Петрограде). Средства, полученные от продажи имущества этой комиссии, а также выплаты оптантам за организацию перевоза их имущества, инвестировались в произведения искусства, которые в отличие от советского рубля имели стабильную ценность и в большом количестве были доступны в России времен гражданской войны. Всего было приобретено 84 картины, значительную часть из которых составляли произведения русских художников, в том числе «Портрет неизвестной» Дмитрия Левицкого, «Портрет княгини Екатерины Дашковой» неизвестного художника, «Рассказ солдата» Ильи Репина, «Мужичок с клюкой» Ивана Крамского, «Сосновый бор» Ивана Шишкина, «Портрет неизвестного» Александра Варнека, «Кавказский пейзаж» Льва Лагорио, «Поэма» Константина Коровина, «Деревенский дворик» Валентина Серова и другие. Привезенные из Петрограда художественные ценности принадлежали Государственной кассе и должны были пойти на продажу для пополнения бюджета. По требованиям музейных работников и культурной общественности Министерство образования приобрело всю коллекцию Государственной кассы (всего 91 картину) для основного собрания музея в Таллинне. В последующие годы коллекция пополнялась за счет передаваемых из официальных учреждений произведений, а также закупок и пожертвований. Точных сведений о происхождении этих произведений, к сожалению, нет вследствие гибели архива музея во время Второй мировой войны. К 1925 году, когда музей был преобразован из краеведческого в художественный, в коллекции насчитывалось более 300 картин, из них 61 — работы русских художников. В первой постоянной экспозиции музея (1927—1929) было представлено 37 картин 23 мастеров русской школы (большая часть из них до сих пор в музее, часть же утеряна в годы войны): Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Джованни Баттиста Лампи, Сильвестра Щедрина, Александра Орловского, Ореста Кипренского, Алексея Боголюбова, Богдана Виллевальде, Алексея Саврасова, Льва Лагорио, Карла Венига, Михаила Клодта, Петра Верещагина, Ивана Крамского, Константина Маковского, Владимира Орловского, Алексея Харламова, Ильи Репина, Петра Суходольского, Руфима Судковского, Иосифа Крачковского, Степана Бакаловича, Константина Крыжицкого. Большое количество произведений искусства поступило в коллекцию во время войны от частных коллекционеров как в качестве даров, так и депозитов для эвакуации или предоставления убежища художественным ценностям. В 1945—1949 в коллекцию поступил ряд произведений в качестве бесхозного имущества, что связано как с военными событиями, так и с послевоенными репрессиями. Как правило, это картины из домашних собраний, из них наиболее примечательны эскиз «Лесная поляна» Ивана Шишкина, «Деревенские дети» Леонида Соломаткина, «Бурный день» Виктора Зарубина, «Вид на предместье» Сергея Виноградова, «Пейзаж» Николая Рериха. Когда музей после войны вновь открылся в зданиях Кадриоргского дворца, в коллекцию были переданы и несколько произведений, в том числе «Опушка леса» Ивана Шишкина и «Конный портрет великой княгини Екатерины Алексеевны» Кирилла Головачевского, находившихся до войны в Канцелярии Президента республики, а после 1946 года в здании Президиума Верховного Совета ЭССР. В 1940—1950-х годах в художественный музей были переданы картины из собрания Эстонского Национального музея в Тарту, реорганизованного в Этнографический музей. Среди них несколько произведений русской школы — «Побережье Удриас» Николая Дубовского, «Портрет Петра III» Алексея Антропова (?), «Тайная вечеря» и «Распятие» Георга Гзелля. В 1949 году из Ленинграда в музей поступили произведения, вывезенные из Эстонии во время войны в эвакуацию, в их числе и 35 картин русских художников, среди них «Женщина в цветастом платке» Александра Маковского, пейзажи Ивана Вельца, «Портрет мальчика» Ивана Макарова, «Весенний пейзаж» Андрея Шильдера, «Дедушка с внуком» Василия Голынского (?) и другие.

В формировании коллекции русского искусства Художественного музея Эстонии особенно важную роль сыграли поступления первого послевоенного десятилетия, когда из центральных учреждений Советского Союза, прежде всего из Правления искусств, а также из Московской и Ленинградской закупочных комиссий сюда присылали большое количество произведений искусства. В основном это были либо соцреалистические работы современных художников, либо русское художественное наследие. Происхождение присылаемых работ, к сожалению, далеко не всегда известно. Ярлыки на оборотах некоторых картин свидетельствуют об их прежней принадлежности либо Дирекции художественных выставок и панорам Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, либо собраниям Государственного Русского музея или Государственной Третьяковской галереи. Так, в музей в Таллинне поступили картины «Портрет супруги» и «Девочка с куклой» Кузьмы Петрова-Водкина, а также «Вид на Дворцовый мост» Александра Беггрова, «Поле ржи» Аркадия Рылова, приписывавшийся Оресту Кипренскому «Портрет Е. Скарятина» и 13 скульптурных портретов творческих личностей и героев социалистического труда, ранее входившие в состав коллекции Русского музея. Номерными знаками Третьяковской галереи помечена картины Станислава Жуковского «Ладожское озеро» и «Михайловская станица» Ильи Машкова, а также восемь портретных бюстов вождей партии и деятелей культуры (в том числе портреты В.И. Ленина Николая Андреева, портрет А.М. Горького Веры Мухиной и др.). Поступления из Москвы и Ленинграда начались уже в 1946 году, последние работы из этого ряда прибыли в музей в 1958 году. Именно в этот промежуток времени в коллекцию музея поступила основная часть представленных на выставке «Неизвестные шедевры...» картин русских художников начала XX века: помимо уже названных работ Петрова-Водкина, его же «Мотив Самарканда», «Зимний день» Николая Фокина, «Девушка в красном» Абрама Архипова, «Франт с лорнетом» Мстислава Добужинского, «Капри» Григория Бобровского, «Дети на пляже» Валентина Серова, «Девушка в розовом платье» Осипа Браза, «Вечерний
Париж» и «Чайная в Крыму» Константина Коровина, «Нефтяные башни в Баку» Анны Остроумовой-Лебедевой, «Юный натуралист» Алексея Пахомова, «Монахиня» и «Пасхальная ночь» Бориса Кустодиева, «Майское новолуние» Константина Юона, «Бахчисарай» Александра Куприна.

В последовавшие десятилетия собрание русского искусства музея пополнялось за счет немногочисленных закупок и даров. Отдельную группу составляет коллекция русских икон, поступивших в музей в 1960—1980-х годах либо из частных собраний (по большей части от Николая Кормашова), либо от Таможенного управления или Финансового отдела городской управы Таллинна (конфискованные иконы), либо от Министерства культуры (иконы, изъятые из пустовавших и разрушавшихся храмов).

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play