Русская живопись в собрании Художественного музея Литвы
Собрание живописи Художественного музея Литвы насчитывает порядка 300 полотен известных русских художников, в творчестве которых отражены многие направления русского искусства. Эти произведения поступили в музей в разные времена и при разных обстоятельствах.
Часть картин попала в Литву уже в XIX веке. После третьего раздела Польско-Литовского государства Литва вошла в состав Российской империи, Виленский (Вильнюсский) университет был закрыт, и петербургская Императорская Академия художеств стала главным учебным заведением, где завершали свое образование студенты художественного отделения Виленского университета. Возвращаясь после окончания Академии в Вильно, они часто привозили с собой произведения своих преподавателей или молодых русских художников — друзей и соучеников по Академии. Например, в коллекции живописца Болеслава Русицкого была картина «Богоматерь с младенцем» его учителя Федора Бруни (ныне в Художественном музее Литвы). Картины русских живописцев были и в собраниях литовских дворянских имений, хотя и немного. Излюбленными жанрами среди местных ценителей искусства были пейзажи, прежде всего Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи. По политическим причинам литовские дворяне не испытывали к русскому искусству особого интереса, его предпочитали поселившиеся в XIX веке в Литве русские купцы и чиновники высокого ранга. Полотна русских мастеров имелись в усадебном доме полковника российской армии князя Людвига Витгенштейна, митрополита Литовского и Виленского Иосифа Семашко и других. Самая богатая частная коллекция русского искусства в Вильно принадлежала историку военного права и литератору Александру Жиркевичу. В числе прочих произведений в ней хранился портрет поэта, профессора истории Виленского университета Павла Кукольника работы Карла Брюллова, а также картины Ильи Репина, Василия Тропинина, Алексея Венецианова, Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского, Исаака Левитана и Василия Верещагина. В 1918 году Александр Жиркевич переехал в Симбирск и в 1922 подарил свою коллекцию Симбирскому (с 1924 года Ульяновскому) художественному музею, где она находится и сейчас.
Чиновники царской России были заинтересованы в распространении русской культуры на территории бывшего Литовского княжества (т.н. Северо-Запад). После подавления восстаний 1831 и 1863 годов началась официальная политика русификации. Для осуществления официальных художественных заказов в Литву приглашались русские художники. Были пересмотрены и публичные собрания искусства Вильно. В 1865 году наиболее ценные произведения искусства, отражавшие историю Великого Литовского княжества, были вывезены из Виленского Античного музея в Москву, в Румянцевский музей. Их место заняли портреты российских императоров и чиновников работы русских художников, в числе которых портреты: митрополита И. Семашко работы Константина Маковского, попечителя Виленского учебного округа Помпея Батюшкова кисти Николая Кошелева и Виленского генерал-губернатора Михаила Муравьева, написанный Николаем Тихобразовым, хранящиеся ныне в Художественном музее Литвы. Чтобы пополнить собрание реформированного при новой власти художественного отдела Античного музея, в 1885 году в Вильно доставили несколько картин из Императорской Академии художеств, в числе прочих — «Северное море ночью» Архипа Куинджи и «Сельская дорога» Василия Пискунова, которые позднее вошли в коллекцию Художественного музея Литвы.
По инициативе попечителя Виленского учебного округа Ивана Корнилова в 1866 году в Вильно была открыта Рисовальная школа. Ее возглавил выпускник и академик Императорской Академии художеств Иван Трутнев. В своем творчестве он следовал академической традиции, дополненной некоторыми принципами реалистической живописи, которые он передавал и своим ученикам. Помимо Трутнева в Рисовальной школе работали и другие русские художники, например, представители молодого поколения выпускников Академии художеств — Иван Рыбаков, Сергей Южанин и Николай Сергеев-Коробов, которые знакомили учеников с близкой импрессионизму пленэрной живописью и пропагандировали обновление искусства.
При активном участии русских художников Литвы в 1873 году в Вильно была устроена первая выставка передвижников. В 1876 по приглашению Трутнева на Виленской художественной выставке свои работы показывал Василий Верещагин, приславший сюда 17 пейзажей (4 из них были проданы после выставки). В том же году состоялись выставки Ивана Пелевина и Ивана Трутнева. В 1900 году в губернатор ском дворце была организована персональная выставка Верещагина, где экспонировались виды Индии, Крыма, Трансильвании и пр.
Тенденции модернизма и символизма, связанные с художниками круга «Мира искусства», были представлены на суд виленской публики в 1907 году на выставке «Виды Вильны» — это городские пейзажи выдающегося мастера, литовца по происхождению Мстислава Добужинского. Детство и юность Добужинского прошли в Вильно, он часто приезжал в Литву и позднее. В 1923 году участвовал в выставке в Каунасе, с 1929 в течение почти десяти лет проживал там постоянно, активно участвуя в культурной жизни Литвы.
В первые десятилетия XX века виленская публика имела возможность познакомиться и с русским авангардным искусством. В 1909—1910 годы в Вильно из Петербурга была привезена выставка «Импрессионисты — треугольник». Ее организатор, пионер русского авангарда Николай Кульбин, помимо своих работ экспонировал произведения Давида Бурлюка, Владимира Бурлюка и Владимира Баранова. В 1914— 1915 в Вильно состоялась выставка Алексея Явленского и Марианны Веревкиной, русских художников мюнхенской группы экспрессионистов «Синий всадник». Вильно был для Веревкиной близким и родным городом, она провела в нем годы юности, когда здесь служил ее отец генерал Владимир Веревкин.
В собрание Художественного музея Литвы произведения русских художников поступали как из публичных коллекций Вильнюса, так и от частных лиц (многие произведения Трутнева находились в Белоруссии в музее Ивана Луцевича (Янки Купалы).
В 1946—1960 годы многие работы поступили в Художественный музей Литвы из Москвы и Ленинграда: от Дирекции художественных выставок и панорам Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР или от закупочных комиссий Москвы и Ленинграда. Они составляют большую часть собрания русской живописи музея, в которой представлено творчество наиболее известных мастеров: портрет бывшего военного губернатора Москвы Сергея Кушникова кисти Василия Тропинина (1826, повторение этого портрета 1828 года хранится в московском Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени), крупноформатная картина «Кронштадтский рейд» Алексея Боголюбова, пейзажи Льва Лагорио, женские портреты Ивана Макарова и Константина Маковского. Картина Маковского «Дети на поле ржи», хранящаяся в музее, повторяет один из мотивов созданной за год до этого композиции «Крестьянский обед в поле» (ныне в Таганрогском художественном музее).
В коллекции музея имеется несколько произведений наиболее известных членов Товарищества передвижников. Портретами представлено творчество Василия Перова, Алексея Корзухина, Николая Ярошенко, Ильи Репина; искусство Василия Сурикова — эскизом «Голова монахини» (подготовительной работой для исторической картины «Посещение царевной женского монастыря», 1912, Государственная Третьяковская галерея); пейзаж настроения — выразительной картиной «Сумерки. Лосиный остров» Алексея Саврасова.
Представление о символизме конца XIX—начала XX века передают произведения художников объединения «Мир искусства» — Анны Остроумовой-Лебедевой и Бориса Кустодиева из собрания музея. Со свободной, сочной, близкой импрессионизму живописью мастеров Союза русских художников можно познакомиться благодаря работам Константина Коровина, Константина Юона, Аркадия Рылова, Сергея Виноградова и других. Картины Петра Кончаловского, Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Давида Бурлюка, Александра Осмеркина и других демонстрируют развитие русского авангарда.
Единичные поступления и закупки в собрание русского искусства музея продолжались и в более позднее время. В 1973 году музей принял в дар собрание культуролога Эдмундаса Лауцевичуса, в котором среди многих произведений были и работы русских художников: Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского, Петра Соколова, Михаила Теребенева, Валерия Якоби.
Собрания русского искусства Эстонии, Латвии и Литвы при всей своей неоднородности и отсутствии выдающихся эпохальных шедевров позволяют составить некоторый обзор истории путей развития русской живописи в экспозициях музеев этих стран. Состав коллекций отражает тот факт, что формирование их проходило в основном в периоды, когда эти земли были сначала провинциями Российской империи, затем республиками СССР, т.е. входили в зону распространения русской культуры. Здесь осели частично и произведения, поменявшие или потерявшие владельцев в бурные послереволюционные годы, особенно интересна в этом отношении коллекция Художественного музея Эстонии, в формировании которой 1920-е годы играют значительную роль, чего не встречаем ни в Литве, ни в Латвии. По составу и ценности наиболее примечательна, конечно, рижская коллекция, что напрямую связано с тем, что именно Рига на протяжении всего XIXвека и в начале XXвека была центром экономической и культурной жизни Балтийских (Остзейских) провинций. Сюда приезжали с выставками художники и художественные организации, и здесь уже в середине XIX века имелись городская галерея и музей. Любопытно, что в Вильнюсе, несмотря на многочисленные художественные выставки русского искусства, приобретений для коллекции музея совсем нет. Интерес с точки зрения изучения собственно русского искусства представляют страницы последних лет творчества русских художников, эмигрировавших в страны Балтии после 1917года, поскольку эта часть их наследия не столь широко известна. Изучение же истории формирования коллекций позволяет вписать эти собрания в канву истории ментальности, изменений взглядов на искусство и художественного вкуса, а также открыть зачастую неожиданные взаимосвязи искусства и политических событий.