Коллекция русской живописи в Латвийском Национальном художественном музее

Ксения Рудзите

Рубрика: 
МУЗЕИ МИРА
Номер журнала: 
#4 2012 (37)

B состав Латвийского Национального художественного музея (ЛНХМ) входит открывшийся в 2011 году Художественный музей «Ригас Биржа», собрание которого составляет зарубежное искусство. Здесь находится и самое большое в Балтии собрание произведений русской живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. История формирования собрания восходит ко второй половине XIX века. В это время в Риге существовали два собрания произведений искусства, открытых для публики, — Рижская городская картинная галерея (с 1869 года) и коллекция Общества поощрения художеств, или Kunstverein (с 1872 года), где наряду с произведениями художников других стран находились и картины русских мастеров. Пути, какими приходили работы в рижские собрания, были разные.

ВXIX веке территория Латвии входила в состав Российской империи, поэтому историко-политическая ситуация нередко определяла и факторы художественной жизни. Так, в 1884 году петербургская Императорская Академия художеств отправила в Рижскую городскую картинную галерею, как и в другие провинциальные собрания Российской империи, произведения из своей коллекции, в их числе пейзажи знаменитого мариниста Ивана Айвазовского — «Закат солнца на море» и «Вид на Золотой Рог. Константинополь» — и другие работы русских авторов. Двумя годами позже Айвазовский после выставки своих произведений в Риге оставил в дар Рижской галерее великолепный пейзаж «Туман на море». В 1894 году галерея получила от семьи Клебергов одно из лучших живописных произведений коллекции — «Портрет Георга Клеберга» кисти знаменитого русского живописца Карла Брюллова, написанный им в Риме в 1830-е годы, а в 1895 — от частного лица картину Александра Риццони «Кардинал и аббат». По завещанию городского головы Людвига Керковиуса в 1904 году в галерею был передан пейзаж Алексея Боголюбова «Маяк и мол в гавани Трепор». Работы художников как реалистического, так и академического направления в галерею не только поступали от частных лиц, но и приобретались с выставок русского искусства. Так, с академической выставки в 1896 году была куплена картина Генриха Семирадского «Портрет молодой женщины», а с 25-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), проходившей в Риге в 1897 году, — картина Николая Касаткина «В зале окружного суда».

Пополнялась работами русских живописцев и коллекция Общества поощрения художеств. Уже с 1889 года здесь находилась картина Алексея Боголюбова «Неаполитанская гавань при лунном освещении», в 1874 поступила работа «Римская харчевня» Александра Риццони. Последний, в свою очередь, подарил в 1887 году два пейзажа живописца Владимира Орловского. После посмертной выставки Исаака Левитана в Риге в 1901 году была приобретена картина «Пейзаж с поездом». Большое собрание графических и живописных произведений русских художников передал в дар Обществу в 1870-е годы уроженец Риги, известный в России и Германии живописец и рисовальщик Георг Вильгельм Тимм. В свою очередь, в 1904, 1905 и 1914 годах наследники Тимма передали в музеи Риги художественное наследие самого мастера, включающее около 300 живописных и графических работ, а также изделия из майолики.

В сентябре 1905 года в культурной жизни Риги и всего Балтийского региона произошло важнейшее событие — для публики открыл двери Рижский городской художественный музей, здание которого, построенное в стиле историзма по проекту немецкого архитектора и историка искусства Вильгельма Неймана, стало архитектурным украшением города. Экспозицию музея составили уже упомянутые выше коллекции и собрание Вильгельма Фридриха Бредерло. Интересно отметить, что достаточно консервативный в своих взглядах на искусство Вильгельм Нейман, будучи директором музея, приобрел для коллекции новаторскую для того времени картину русского живописца Ильи Машкова «Девушка с цветами и фруктами», которая экспонировалась в Риге в 1910 году на выставке авангардного объединения Союз молодежи.

С 1919 года, после того как Латвия стала независимым государством, Рижский городской художественный музей возглавил знаменитый живописец Вилхелмс Пурвитис. В этот период началось активное формирование коллекции национального латышского искусства. Однако пополнялась и коллекция русского искусства — закупались с выставок работы русских живописцев и графиков: Сергея Виноградова, Николая Богданова-Бельского, Константина Богаевского и других. В то же время расширялась и другая коллекция — Государственного художественного музея. Среди его приобретений 1920—1940-х годов можно назвать произведения русских авторов: «Пейзаж с рекой и рыбаком» Алексея Саврасова, «Тройка» Николая Сверчкова, картины Сергея Виноградова, Константина Коровина, Василия Сурикова и других.

После 1945 года оба музея были переименованы и их коллекции разделены. Все произведения русских художников перешли в Рижский городской художественный музей, который стал называться Государственным музеем русского и латышского искусства.

В 1940—1960-е годы по идеологическим соображениям акцент в работе музея ставился на создании полноценной коллекции русского и советского искусства. В этот период сформировалась основная часть настоящей коллекции русской живописи. В музей передавались работы из закупочных комиссий Ленинграда и Москвы, и надо отметить, что вместе с малохудожественными работами нередко поступали истинные шедевры — «Пейзаж с радугой» Алексея Саврасова, «На террасе» Константина Коровина, «Русские крестьянки» Филиппа Малявина, «Портрет Е. Сабашниковой» Василия Сурикова, картины Бориса Кустодиева, Василия Перова, Ильи Репина, Кузьмы Петрова-Водкина и других. Среди лучших произведений советской эпохи — монументальная картина Александра Дейнеки «В обеденный перерыв в Донбассе». Вторая его картина «Отдыхающие мальчики» была подарена самим автором после его персональной выставки в Риге в 1967 году. Одновременно музей приобретал произведения от частных лиц, а многие работы поступали в собрание как дары. В 1950—1980-е годы коллекция пополнялась и работами художников из союзных республик — Украины, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Эстонии, Литвы и других. В 1970-е стала формироваться коллекция русской иконы, которая сейчас насчитывает более 100 иконописных произведений XVI—начала XX века.

В каждой коллекции есть произведения с интересной судьбой, почти невероятной историей. Такую историю имеет ценнейшее полотно коллекции «Филемон и Бавкида» Ореста Кипренского. В процессе реставрации на картине неизвестного живописца, изображающей мифологическую сцену, была обнаружена подпись Ореста Кипренского. Известно, что за эту картину юный художник был удостоен малой золотой медали петербургской Академии художеств. В первой половине XIX века работа находилась в коллекции мецената Павла Свиньина, а впоследствии на долгие годы исчезла из поля зрения. В 1960-е полотно находилось в Риге у частного лица как произведение анонимного автора. Работа была приобретена музеем, и в ходе расчистки на картине открылась подпись Кипренского.

В собрании имеются отдельные коллекции произведений русских художников, связанных с Латвией. Николай Богданов-Бельский, Сергей Виноградов, Константин Высотский эмигрировали в Ригу в начале 1920-х годов. Здесь они обрели вторую родину — продолжали активно и успешно творчески работать, участвовать в выставках местных художников, вести художественные студии.

Одна из наиболее интересных и цельных — коллекция произведений Николая Рериха. Ее история связана с культурным Обществом Рериха, активно работавшим в Риге в 1930-е годы. Художник, живший в то время в Индии, выбрал лучшие свои картины для латвийского Общества Рериха, выразив желание, чтобы коллекция его произведений находилась на родине предков.

В собрание русского искусства входит также небольшая коллекция скульптуры, где представлены произведения Ивана Витали, Марка Антокольского, Александра Опекушина, Евгения Лансере, Сергея Коненкова, Веры Мухиной, а также керамика Михаила Врубеля. Обширную коллекцию графики составляют рисунки, акварели и произведения печатной графики XVIII—XX веков, представленной ведущими мастерами этого вида искусства. Среди произведений декоративно-прикладного искусства хочется отметить агитационный фарфор 1920-х годов, основу которого составила коллекция работ латышского скульптора Теодора Залькална.

Специфика собрания русского искусства Латвийского Национального художественного музея заключается в ее разнообразии и отсутствии четкой концепции в формировании. Исторически сложилось так, что его ядро составляют произведения реалистической живописи XIX—начала XX века. Важную часть коллекции также представляют этюды, варианты, эскизы к хрестоматийным полотнам русских мастеров, таким как «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, «Неутешное горе», «Христос в пустыне» Ивана Крамского и «Парижское кафе» Ильи Репина. В собрании находятся работы таких мастеров начала XX века, как Надежда Удальцова, Александр Бенуа, Зинаида Серебрякова, Юрий Анненков, дополняющие представление об их творчестве периода эмиграции.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play