Прерафаэлиты. Последние рыцари Викторианской эпохи
С 14 октября по 14 декабря 2010 года галереей InArtis в палатах Старого английского двора экспонировались 34 гравюры, созданные известными британскими художниками-прерафаэлитами Эдвардом Берн-Джонсом и Уильямом Моррисом. Выставка была интересна не только редкой для Москвы тематикой (творчество прерафаэлитов у нас демонстрируется не часто), но и тем, что зрители имели возможность познакомиться с комплектом гравюр, которые долгое время считались безвозвратно утерянными.
Берн-Джонс и Моррис — представители младшего поколения прерафаэлитов — в отличие от Россетти, Милле и Холмана Ханта были уже не бунтарями-авангардистами, а художниками-дизайнерами. Они стали основателями Движения искусств и ремесел (The Arts & Crafts Movement) и своей задачей считали эстетизацию повседневности, привнесение искусства в будничную жизнь. Моррис критиковал продукцию мануфактур за ее «бездушность», фиксацию на функциональности в ущерб красоте. Этой тенденции он решил противопоставить возрождение средневековых мастерских, где вручную изготовлялись различные предметы обихода, каждый из которых являлся произведением искусства. Фирма Морриса выпускала самые разнообразные изделия — от мебели и обоев до столовых приборов, и эти дизайнерские вещи пользовались в викторианской Англии огромным успехом. Но любимым его детищем было издательство Кэлмскотт Пресс, печатавшее малыми тиражами книги высочайшего качества. Уникальным здесь было все — от бумаги ручной работы и специальных типографских красок до разработанных Моррисом стилизованных шрифтов и иллюстраций Эдварда Берн-Джонса или Уолтера Крэйна.
Поэма Морриса «История Купидона и Психеи» также готовилась к изданию в Кэлмскотт Пресс. Берн-Джонс создал 34 иллюстрации, которые Моррис лично вырезал на досках из самшита — твердого дерева, часто применявшегося европейскими граверами. Однако по финансовым причинам выпуск книги отложили, и доски, с которых сняли лишь несколько пробных отпечатков, были утеряны. По поводу несостоявшегося проекта Кэлмскотт Пресс написано много научных трудов, среди которых и «Книга, которой не было». Но в середине XX века доски обнаружились в одном из хранилищ. Их приобрело Лондонское антикварное общество, решившее выпустить первый и единственный авторский тираж гравюр. Это намерение удалось осуществить лишь в 1974 году, когда представители династии типографов Уилл и Себастьян Картеры напечатали на ручном станке 130 комплектов иллюстраций к «Истории Купидона и Психеи». Они максимально точно следовали всем технологиям, применявшимся Моррисом в конце XIX века. Такая же по оттенку бумага ручной работы, столь же черная и вязкая краска в сочетании с безупречным качеством печати позволили создать настоящий шедевр. «Если бы Моррис и Берн-Джонс видели эти гравюры, они были бы полностью довольны их качеством», — заявил Себастьян Картер, резюмируя проделанную работу. Ее результатом стало возвращение ценителям искусства настоящего шедевра викторианской графики — гравюр, выполненных в характерной и очень индивидуальной манере, прославившей Берн-Джонса далеко за пределами Великобритании. Высокое качество печати позволяет полностью оценить виртуозность Морриса-гравера, который с особым перфекционизмом относился ко всей продукции Кэлмскотт Пресс.
Гравюры, представленные на выставке, позволили московской публике познакомиться с важнейшим направлением викторианской графики — графикой прерафаэлитов. Серия, впервые экспонировавшаяся в Москве, иллюстрирует не только поэму Морриса, но и тот серьезный и абсолютно новаторский культурный процесс, который был запущен в середине позапрошлого века группой молодых английских художников — процесс, оказавший впоследствии серьезное влияние на развитие художественной и дизайнерской мысли как в Европе, так и в США.
15,5 × 10,5
7,5 × 10
15,5 × 10
8 × 10
15,5 × 10
15.5 × 10
8 × 10,5