Портрет с секретом. Штрихи к иконографии В.Л. Боровиковского

Людмила Маркина

Рубрика: 
НАСЛЕДИЕ
Номер журнала: 
#4 2009 (25)

В конце 2008 — начале 2009 года в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу с большим успехом прошла выставка «...Красоту ее Боровиковский спас», где впервые в полном объеме экспонировались религиозные работы художника, известного в советское время лишь как портретист. Конечно, иконы кисти В.Л. Боровиковского вызвали вполне понятный интерес зрителей, служителей церкви, специалистов-музейщиков. На антикварном российском рынке сразу обнаружился новый «блок» произведений, который стали связывать с именем этого живописца.

В галерею потянулись «ходоки», в руках которых, по их твердому убеждению, находились исключительно подлинники. С поразительной периодичностью обнаруживались все новые и новые религиозные работы Боровиковского. Когда один из московских коллекционеров принес икону «Преображение», я с настороженностью отнеслась к этому произведению. Казалось, что мне оно знакомо, но некоторые живописные детали вызывали сомнение. Однако буквально на следующий день, готовясь к методическим занятиям по выставке, я обнаружила фрагмент этой иконы на портрете В.Л. Боровиковского работы И.В. Бугаевского-Благодарного. Где сейчас находится портрет неизвестно. Представить его можно только по воспроизведению в издании великого князя Николая Михайловича[1]. Слева на фоне, за спиной изображенного, едва различимы женский портрет и три иконы[2]. До сих пор никто из исследователей творчества художника не попытался их атрибутировать. Теперь, когда на одной из религиозных работ явственно «читалось» изображение Христа и пророков, стало ясно, что это — композиция из «Преображения».

На иконе из московского собрания представлен один из самых важных, кульминационных событий Нового завета. Художник точно следует евангельскому описанию: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его... И преобразился пред ними... Одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. 17:1—3, 5—6). Композиция «Преображения» четко делится на две части. В верхней представлен Спаситель в белых одеждах, окруженный сияющим светом, справа от него — пророки Илья и Моисей (со скрижалями). В нижней части изображены ученики Христа: слева — юный Иоанн, в центре — Иаков, справа — старец Петр. Евангелист Иоанн «возводит очи свои на небеса, откуда получает, кажется, с озаряющим светом слово премудрости»[3]. Иконографически образ Иоанна близок персонажу Царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге (в настоящее время — в ГРМ). По справедливому наблюдению Е.И. Столбовой[4], Боровиковский следует не древнерусской традиции, (согласно которой Иоанна изображали «древним старцем»), а образцам западноевропейской живописи. Юный Иоанн более согласуется с персонажами Рафаэля и Доменикино. В целом «Преображение» отличается той «одухотворенной, идеальной красотой» религиозного искусства, которую отмечал первый биограф Боровиковского В.П. Горленко[5]. Когда же была написана икона?

А.Ф. Коростин[6] датировал «Преображение» началом 1790-х годов, когда живописец был дружен с поэтом В.В. Капнистом. По утверждению исследователя, эта икона вместе с другой работой на религиозный сюжет и четырьмя небольшими овальными портретами (сестер Дьяковых и неизвестного мужчины) перешли по наследству А.А. Капнист, супруге Б.Н. Чичерина. Произведения хранились в имении Караул Тамбовской губернии[7]. Однако сравнение «Преображения» с бесспорными религиозными работами Боровиковского показало стилистическое и типологическое сходство с произведениями позднего периода творчества художника. Так, манера работы кистью и моделировка формы (лица, пластика рук, детали одежды) имеют прямые аналогии с иконами «Христос со сферой», «Спаситель», «Богоматерь с младенцем» и «Бог Отец, созерцающий мертвого Христа» (все — в ГТГ), а также с «Распятием» (1825, ГРМ)[8]. Не все в «Преображении» исполнено с равным мастерством. Это можно объяснить тем, что мастер не завершил создание образа[9].

В момент неожиданной смерти художника в его ателье на Миллионной улице оставался целый ряд незавершенных произведений. В 1825 году живописец Г.Г. Чернецов записал в своем дневнике: «Апрель. 7-е. Сегодня услышал я в классе, что помер советник портретной живописи В.Л. Боровиковский, почтенный старец и отличный художник... имел дух возвышенный, но смерть всех валит своею косою. 8-е. Мы сегодня ходили к скончавшемуся господину Боровиковскому и посмотрели в мастерской на его произведения, по сочинению оне Божественные. В мастерской у него стоит целый иконостас, но не конченный. Этот художник знал хорошо Священное Писание, то произведения его так и (кажутся) какими-то непостижимыми. Художник был трудолюбивый, по самой своей кончине все занимался; имел хорошее состояние, которое приобрел трудами»[10].

Действительно, смерть прервала работу Боровиковского над иконостасом для церкви архистратига Михаила на Смоленском кладбище (ныне — в ГРМ) и двумя местными образами для церкви Харьковского университета (они были дописаны в 1826 году Венециановым). В завещании Боровиковского его душеприказчиками названы «надворный советник М.С. Пелецкий-Урбанович и титулярный советник Академии Иван Васильев Бугаевский- Благодарный», к которому после смерти мастера перешел целый ряд портретов и религиозных картин Боровиковского[11].

Иван Васильевич Бугаевский-Благодарный (1780-1860) - один из любимых учеников Боровиковского — происходил из малороссийской дворянской семьи. В 1807 году он начал службу мелким чиновником в Чернигове. В 1813-м перебрался в Санкт-Петербург, где получил место в хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел. Однако государственный служащий страстно увлекся живописью. Сначала он занимался самостоятельно, а затем, по-видимому, воспользовался земляческими связями и познакомился с Боровиковским. Советы опытного мастера во многом определили художественное развитие Бугаевского-Благодарного.

«Вот тут-то я понял, как нужно правильно рисовать»[12], — эти слова Венецианова Бугаевский-Благодарный мог повторить со всем основанием. В середине 1810-х годов Боровиковский немало сил отдавал обучению молодых художников. В письме к племяннику от 25 октября 1817 года живописец сообщал: «Семейство мое состоит в 5 учениках, одной старухи-кухарки, я седьмой»[13]. Однако Бугаевский - Благодарный вряд ли жил в доме учителя вместе с другими воспитанниками. Будучи чиновником, он имел средства, чтобы снимать отдельную квартиру[14]. Под руководством Боровиковского ученики копировали не только его работы[15], но и произведения старых западноевропейских мастеров, хранившиеся в Эрмитаже. Показательно, что одним из первых самостоятельных художественных начинаний Бугаевского-Благодарного (так же как и Венецианова[16]) стала работа над сатирическими рисунками. Природные способности и ученичество у Боровиковского помогли Бугаевскому-Благодарному получить официальное признание в Императорской Академии художеств. Первую ступень он преодолел в 1822 году, получив за выполненный с натуры портрет гусарского офицера звание «назначенного» в академики. Через два года за «Портрет профессора живописи А.И. Иванова» Бугаевский-Благодарный удостоился звания академика. С тех пор он стал постоянным участником академических выставок, исполнял «живописные работы по частным заказам и «собственно для себя» в технике акварели и пастели. Одним из увлечений художника было коллекционирование.

Даже покинув мастерскую Боровиковского и выйдя на самостоятельную творческую дорогу, Бугаевский- Благодарный не порывал связи с учителем. На всю жизнь он сохранил благоговейную привязанность к наставнику. Бугаевский-Благодарный был одним из самых близких людей в окружении Боровиковского и находился при нем до последних дней его жизни, помогал устранять «разные преогорчения». Так, в феврале 1824 года Боровиковский получил от Р.А. Кошелева портрет на реставрацию: нужно было натянуть холст на подрамник и покрыть картину лаком. Мастер поручил это задание одному из учеников с редким именем Аполлос. Пришедший в это время Бугаевский-Благодарный услышал громкие стенания — Аполлос «стоит за ширмами плачет, и увидел портрет, налицо пробито щипцами»[17]. Бугаевскому- Благодарному пришлось изрядно хлопотать, чтобы помочь старому мастеру устранить повреждение: холст дважды сшивали, чтобы убрать образовавшийся «жолвак»[18]. Но не только житейские трудности сплачивали старого мастера и преданного ученика. Их связывало внутреннее ощущение общности целей и творческих устремлений в искусстве.

При жизни учителя Бугаевский-Благодарный задумал запечатлеть его облик, однако успел написать лишь небольшой натурный этюд (1824, ПТ)[19]. Это изображение легло в основу законченного портрета (1825, Калужский областной художественный музей), исполненного (как удостоверяет собственноручная надпись Бугаевского-Благодарного, «по памяти после кончины... в знак искреннего уважения к необыкновенным талантам и величию души покойного»)[20]. На портрете из Калуги модель представлена на нейтральном светлом фоне. В этюде слева — натянутый на подрамник холст. В третьем и, по-видимому, окончательном варианте Бугаевский-Благодарный написал рядом с холстом на подрамнике женский портрет и три иконы, которые, логично предположить, остались в его распоряжении после смерти учителя. По-нашему мнению, «набор» произведений, изображенных за спиной Боровиковского, глубоко продуман. С одной стороны, он отражает разносторонний талант иконописца и портретиста Боровиковского, с другой — намечает земной путь Творца от Рождества до Преображения.

В художественном наследии Боровиковского известно несколько камерных икон «Рождество», которые могли быть исполнены для домашних киотов. По композиционному решению одно из произведений на портрете Боровиковского близко работе из Тверской областной картинной галереи[21]. Богоматерь в молитвенном благоговении склонилась над Младенцем, окруженном ангелочками. В этом произведении, приобретенном музеем в 1947 году у частного лица, облик Марии передан в соответствии с традициями западноевропейской живописи; юная дева изображена с непокрытой головой. Существует и другая композиция (Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», г. Истра), приписываемая Боровиковскому[22]. Здесь Богоматерь, как и полагается в древнерусском искусстве, представлена в мафории. На портрете кисти Бугаевского-Благодарного — третий вариант композиции, как бы составленный из элементов обеих икон.

Неясные очертания еще одной религиозной картины слева позволяют предположить, что это — «Дети у престола, охраняемые архангелом Михаилом». Работа экспонировалась на выставке «Владимир Лукич Боровиковский. Религиозная живопись» (март — июль 2009) в корпусе Бенуа Русского музея и была опубликована23. Это произведение также относится к позднему периоду жизни художника. Т.В. Алексеева соотнесла эту работу с иконой Боровиковского «Архистратиг у престола», написанной для Е.Ф. Татариновой и в 1837 году переданной в Александро-Невскую лавру[24]. Как видим, большая часть представленных работ Боровиковского на портрете кисти Бугаевского-Благодарного носит религиозный характер, что отражает взгляд современников на искусство Боровиковского. Прозванного «русским Мурильо», его ценили, прежде всего, как истинно верующего православного художника, тонко понимающего новую иконопись.

На полотне Бугаевского-Благодарного над изображениями икон представлен портрет молодой дамы в светлом платье с украшением на голове. Кто же она? Несмотря на то, что кисти мастера принадлежит великое множество изображений светских барышень эпохи сентиментализма, похожая только одна — великая княгиня Мария Павловна. Ее портрет (1804, ГМЗ «Гатчина») принадлежит к числу лучших созданий Боровиковского. Третья дочь Павла Петровича и Марии Федоровны, которую Екатерина Великая называла «разумной девицей», была выдана замуж за принца Карла Фридриха Саксен-Веймарского (их официальная помолвка состоялась в феврале 1804 года, а бракосочетание — 22 июля). По-видимому, в связи с этим важным событием Боровиковскому и было заказано изображение новобрачной. Она облачена в светлое расшитое жемчугом платье. Жемчужное ожерелье на шее и украшение из жемчуга в волосах дополняют роскошь наряда. Но феерическое богатство костюма не затмевает подлинное благородство и возвышенность натуры изображенной. Боровиковский передает величественную осанку, горделиво откинутую голову, жест скрещенных на груди рук. Мария Павловна представлена на фоне пейзажа, столь любимого живописцем- сентименталистом. Однако в некоторой статуарности и пластичности форм проявляются новые черты, близкие стилю классицизм. Существует вариант портрета великой княгини меньшего размера. Мария Павловна представлена на нем в более скромном платье с короткими рукавами и без нитки жемчуга на груди, что соответствует изображению на портрете Бугаевского-Благодарного. Эта работа могла храниться у Боровиковского, а в 1900-х годах попала в частное собрание А.З. Хитрово. В 1928 году через Государственный музейный фонд портрет поступил в Русский музей, а оттуда в 1930-м — в Череповецкий художественный музей (ныне - Череповецкое музейное объединение).

Итак, с достаточной долей вероятности удалось «расшифровать» почти все произведения на портрете Боровиковского. Теперь дело «за малым» — осталось найти сам портрет, судьба которого трагична и до конца не ясна. По-видимому, этот вариант, как и остальные, хранился в собрании Бугаевского-Благодарного, а после его смерти попал в руки «господина Гафета в Санкт-Петербурге» и был опубликован великим князем Николаем Михайловичем[25]. В 1905 году произведение приобрел Русский музей. В советское время, следуя распоряжению Наркомпроса, столичные музеи передавали значительное количество своих работ периферийным музеям «для укрепления» их собраний. Так, в 1932 году «Портрет В.Л. Боровиковского» кисти Бугаевского-Благодарного был отправлен из ГРМ в Харьковский художественный музей. В годы Великой Отечественной войны картина пропала вместе со многими другими сокровищами русского искусства. Возможно, этот небольшой холст находится в частной коллекции за рубежом. Хочется надеяться, что следы произведения не затерялись окончательно, и мы будем свидетелями его нового обретения.

 

  1. Русские портреты XVIII—XIX столетий. Издание великого князя Николая Михайловича Романова. В 5 т. T. III. СПб., 1909. № 160.
  2. Д.П. Альбрехт ошибочно указал, что «под рукою Боровиковского видна полка с книгами и портретом молодой женщины». См.: Альбрехт Д Л. Иконография В.Л. Боровиковского // Художественный вестник. 2007. № 3. С. 72.
  3. Образа, украшающие царские врата Главного Олтаря собора Казанския Божия Матери, в Санкт-Петербурге. Писаны Советником Императорской Академии художеств Вл. Боровиковским. Рисованы на камне и изданы Вл. Погонкиным. СПб., 1819.
  4. Столбова Е.И. Работы В.Л. Боровиковского для Казанского собора // Художественный вестник. 2007. №3. С. 43.
  5. Горленко В.Л. Живописец В.Л. Боровиковский. Биографический очерк. Приложение // Русский архив. 1891.№ 6. С. 233.
  6. Алексей Федорович Коростин (1903-1957) - искусствовед, специалист по истории русской графики, коллекционер. Автор книг «Начало литографии в России. 1816-1818» (М., 1943) и «Русская литография XIX века» (М., 1953).
  7. Заключение, отпечатанное на машинке и подписанное А.Ф. Коростиным, датировано 1 марта 1948 года.
  8. В Третьяковской галерее И.Е. Ломизе было проведено технологическое исследование иконы. Рентгенограмма, к сожалению, не выявила четкого изображения, так как мастер применил двухстороннюю грунтовку основы, а также использовал тонкослойную живопись. Анализ же красочной структуры произведения с помощью макрофотографий и бинокулярного микроскопа зафиксировал сходство в системе построения всех слоев, составляющих картину, от грунта до завершающих прописок. В авторской палитре В.Л. Боровиковского важно отметить присутствие редко употребляемого пигмента типа свинцовой желтой.
  9. Напомним, что Боровиковский внезапно скончался в своей мастерской в ночь с 5 на 6 апреля (по старому стилю) 1825 года.
  10. ОР ГРМ. Ф.28. Ед. хр. 3. Л. 44-44 об. Любезно сообщено Г.Н. Голдовским.
  11. Как сообщал А.П. Венецианов, с некоторых образов И.В. Бугаевский-Благодарный «наизусть даже сделал несколько копий». См.: Санкт-Петербургские ведомости. 1825, первое прибавление к ? 46. С.589.
  12. Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи, письма, современники о художнике / авт.-сост. А.В. Корнилова. Л., 1980. С. 7 (далее - Венецианов).
  13. Цит. по: «...Красоту ее Боровиковский спас». М.. 2008. С. 225.
  14. В 1823 году А.П. Венецианов сообщал в письме П.П. Милюкову, что, будучи проездом в Петербурге, остановился на квартире Бугаевского «у Кокушкина мосту, в Хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел». Цит. по: Венецианов. С. 295.
  15. В ГРМ хранится исполненная Бугаевским-Благодарным копия «Портрета великого князя Николая Павловича и великой княгини Анны Павловны в детстве» 1797 года работы В.Л. Боровиковского.
  16. И.В. Бугаевский-Благодарный и А.П. Венецианов сохранили дружескую привязанность на протяжении всей жизни. В 1816 году Иван Васильевич позировал другу («Портрет И.В. Бугаевского Благодарного в маскарадном костюме»), копировал его работы («Капитолина из Тронихи», 1817-1818, ПТ).
  17. Алексеева T.В.  В.Л. Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков. М., 1975. С. 323. 18„.
  18. Там же.
  19. На обороте портрета при реставрации (дублировании холста) обнаружена надпись: «Боровиковской 1824 и л. Колскцый Богаевскаго». См.: Государственная Третьяковская галерея: каталог собрания. Т. 3. Живопись первой половины XIX века. М., 2005. (Живопись XVIII—XX веков). С. 65.
  20. На обороте портрета авторская надпись: «Был на выставкъ, в Академiи Художествъ. Императорской Академии Художеств Советникъ, Владимир Лукич Боровиковский писан по памяти после кончины его Академиком Иваном Бугаевскимъ-Благодарнымъ. 30 марта 1825 года в знак искреннаго уважеженiя къ необыкновенным талантамъ и величiю души покойного». См.: Калужский областной художественный музей / авт.-сост. В. Обухов. М., 2005. С. 13.
  21. См.: «...Красоту ее Боровиковский спас». М., 2008. С. 172.
  22. Приобретено в 1977 году в комиссионном магазине в Москве.
  23. Государственный музей истории религии, ранее Александро-Невская лавра. Санкт-Петербург. См.: Владимир Лукич Боровиковский 1757-1825. Религиозная живопись. СПб., 2009. С. 68-69. 100.
  24. Алексеева ТВ. Указ. соч. С. 373.
  25. Русские портреты XVIII-XIX столетий. Издание великого князя Николая Михайловича Романова. В 5 т. III. СПб.. 1909. С. 535. В русском тексте отсутствуют инициалы, во французском переводе указано: М. Gafett. Существовал художник Гофет (Гафет), который в 1863 году копировал в Эрмитаже работ Ф. Моллера «Поцелуй». См.: Маркина Л.А. Живописец Федор Моллер. М., 2002. С. 47.
Иллюстрации
И.В. БУГАЕВСКИЙ-БЛАГОДАРНЫЙ. Портрет В.Л. Боровиковского. 1825
И.В. БУГАЕВСКИЙ-БЛАГОДАРНЫЙ. Портрет В.Л. Боровиковского. 1825
Дерево, масло. 22.5 х 17,5
Калужский областной художественный музей
И.В. БУГАЕВСКИЙ-БЛАГОДАРНЫЙ. Портрет В.Л. Боровиковского. 1825
И.В. БУГАЕВСКИЙ-БЛАГОДАРНЫЙ. Портрет В.Л. Боровиковского. 1825
(бывшее собр. Гафета)
И.В. БУГАЕВСКИЙ-БЛАГОДАРНЫЙ. Портрет В.Л. Боровиковского. 1824
И.В. БУГАЕВСКИЙ-БЛАГОДАРНЫЙ. Портрет В.Л. Боровиковского. 1824
Этюд. Холст, масло. 18.1 х 14,8
ГТГ
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Преображение
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Преображение
Картон, масло. 33,2 х 44
Частное собрание, Москва
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Дети у престола, охраняемые архангелом Михаилом. Вторая половина 1810-х - 1820-е
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Дети у престола, охраняемые архангелом Михаилом. Вторая половина 1810-х - 1820-е
Картон на дереве, масло. 42,5 х 31
Государствеиный музсй истории религии, Санкт-Петербург
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Рождество
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Рождество
Картон, масло. 33.2 х 44
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Рождество
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Рождество
Картон, масло. 25 х 20
Тверская областная картинная галерея
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Портрет великой княжны Марии Павловны. 1804
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Портрет великой княжны Марии Павловны. 1804
Холст, масло. 71 х 59
ГМЗ «Гатчина»
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Портрет великой княгини Марии Павловны
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Портрет великой княгини Марии Павловны
Холст, масло
Череповецкое музейное объединение
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Притча о мудрых и неразумных девах. 1790-е
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Притча о мудрых и неразумных девах. 1790-е
Картон, масло. 43,5 х 47
Тверская областная картинная галерея
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину (Сон Боровиковского). 1824
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину (Сон Боровиковского). 1824
Картон, дерево, масло. 51,0 х 43,5
Сергиево-Посадский музей-заповедник

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play