«На память совместного служения...»

Тамара Кафтанова

Рубрика: 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Номер журнала: 
#4 2008 (21)

В 2009 году исполняется 175 лет со дня рождения Сергея Михайловича Третьякова, который появился на свет вторым ребенком в замоскворецкой купеческой семье 19 (31) января 1834 года. Младший брат основателя русской национальной галереи Павла Михайловича Третьякова являлся его настоящим другом, надежным партнером и помощником не только в торгово-промышленных делах. В Москве он был широко известен как общественный деятель и коллекционер-любитель. Тонкое одухотворенное лицо запечатлено для потомков на фотографических портретах, многие из которых находятся в отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи. В хранении есть замечательный фотографический портрет с посвящением-автографом: «Князю Владимиру Михайловичу Голицыну. На память совместного служения делу призрения больных и раненых воинов в городских госпиталях. Глубоко признательный Сергей Третьяков. 1878 ноября». Легкий поворот головы, приветливое худощавое лицо с высоким лбом и внимательным, открытым взглядом. Несмотря на залысины и седину в прическе, усах и бороде, изображенный довольно моложав. Рук не видно, лишь по силуэту угадывается стройная фигура.

Кабинет-портрет исполнен Иваном Григорьевичем Дьяговченко (1835— 1887), работавшим в Москве с апреля 1867 года. Его ателье на Большой Лубянке, 55/62 (в доме князя Голицына) пользовалось большой популярностью. За высокое мастерство замечательный фотограф был неоднократно награжден золотыми и серебряными медалями на специализированных выставках. В 1876 году он продал свое ателье, но с июня того же года открыл новое в доме Тверского архиерейского подворья по адресу Кузнецкий мост, 66. Как и ранее, в ателье Дьяговченко приходили писатели, художники, общественные деятели, многие с ним дружили. Не один раз обращался к фотографу и П.М. Третьяков.

Если бы не фирменное клеймо Дьяговченко с несколькими медалями и адресом «Кузнецкий мост», можно было бы сказать, что Сергею Михайловичу на этой фотографии чуть больше сорока лет. Временем создания портрета следует считать период не ранее 1876 и не позднее ноября 1878 года. В январе 1877 года Третьякова избрали на должность московского городского головы. Весной, с началом последней Русско-турецкой войны началось и «совместное служение» С.М. Третьякова и князя В.М. Голицына, который состоял тогда чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе и, одновременно, был городским гласным. Под началом Сергея Михайловича Московская дума собрала и передала миллион рублей на военные нужды, открыла ряд госпиталей. Одним из важных начинаний Третьякова на посту городского головы стала и поддержка идеи Н.А. Найденова издать альбомы с фотографическими видами Москвы.

В последнее время появляется все больше публикаций о жизни и деятельности братьев Третьяковых. Однако авторы по-разному датируют фотографии членов семьи, хранящиеся в ГТГ, есть несоответствия и в описях отдела рукописей музея. Сегодня можно внести дополнения и уточнить некоторые датировки, а также представить, каким фотоателье отдавал предпочтение Сергей Михайлович Третьяков.

Наиболее ранним является редчайший фотографический портрет, на котором он запечатлен с женой Елизаветой Сергеевной (урожденной Мазуриной) и ее старшей сестрой Анной Сергеевной Алексеевой. Фотомонтаж на картоне, «соленая бумага» с акварельной раскраской и ретушью — характерные особенности фотографического процесса 1850-х годов. По композиции это парадный романтизированный портрет. Дамы сидят на первом плане, Сергей Михайлович стоит, непринужденно опираясь на спинку стула своей молоденькой жены. На указательных пальцах, по старому русскому обычаю, у обоих венчальные кольца (они поженились осенью 1856 года).

Фотография сохранила для нас изображение молодого С.М. Третьякова: без намеков какой-либо растительности на лице, с высоким лбом и густыми волнистыми волосами, расчесанными на косой пробор. Он одет по моде 50-х годов XIX века. Манишка, галстук с двойным широким плоским бантом, жилет с золотой цепочкой от карманных часов дополняют облик блестящего молодого человека из нарождающегося русского буржуазного общества. Ко времени создания этого портрета Сергей Михайлович являлся членом купеческого сословия «почетных граждан» (Александра Даниловна Третьякова с детьми была удостоена этого звания в 1856 году).

Нарядные платья сестер перегружены деталями: у них лифы с басками, широкие юбки с несколькими воланами, двойные рукава, кружевные воротнички и манжеты, отделка вышивкой и тесьмой. Фотография сберегла для истории задумчивый облик юной Елизаветы Сергеевны с гладкой английской прической (с низкими длинными локонами по бокам) — миниатюрной, «не красавицы», но умницы, какой она представлена в письме Тимофея Ефимовича Жегина, друга и компаньона Третьяковых[1]. Уникальный семейный портрет можно датировать второй половиной 1850-х годов. Счастье Сергея Михайловича было недолгим; в 1857-м появился на свет сын Николай, а в 1860-м любимая жена скончалась.

Хорошо известна фотография-визитка С.М. Третьякова, на которой он изображен сидящим в кресле у стола. Падающий слева свет скользит по застывшей фигуре, концентрируя внимание на утомленном лице. Это — работа выдающегося мастера психологического портрета Сергея Львовича Левицкого (1819—1898). Он увлекался гальванопластикой и дагеротипией, служил в качестве юриста в Министерстве внутренних дел в Санкт-Петербурге. Выйдя в отставку, в 1849—1850-х открыл в северной столице дагеротипное заведение. В 1851-м на выставке в Париже получил золотую медаль, впервые выданную за фотографические работы, а в 1859-м открыл в Париже собственное фотоателье. Ко времени пребывания Левицкого во Франции относится изобретенная им негативная ретушь, тогда же он получил звание «Фотограф Императора Наполеона III». В 1865 году мастер возвратился в Петербург. За длительную творческую жизнь он много раз удостаивался высших наград и не единожды менял отличительные клейма на картоне-паспарту. На рассматриваемом портрете стоит почти незаметный штамп: «LEVITSKY, 22, Rue de Chisel». Несомненно, он относится к парижскому периоду работы фотографа. Сергей Михайлович Третьяков часто жил в Париже как коммерческий представитель за рубежом торговой фирмы «братья П. и С. Третьяковы и В. Коншин».

Следующий портрет исполнен фотографом и художником Александром Федоровичем Эйхенвальдом, открывшим свое ателье в Москве в доме 12 по улице Петровка летом 1867 года. На сохранившемся снимке изображен серьезный молодой человек лет тридцати с небольшим. К этому времени Сергей Михайлович был старшиной купеческого сословия, городским гласным. С детства близкий друг братьев Антона Григорьевича и Николая Григорьевича Рубинштейнов, он стал одним из учредителей и директоров Московского отделения Русского музыкального общества. Произошли перемены и в личной жизни: в ноябре 1868 года состоялась свадьба Сергея Михайловича с Еленой Андреевной Матвеевой. «Счастье мое так полно», — писал он брату[2]. Учитывая природную моложавость портретируемого, а также знак фотографа, можно предположить, что появление фотографии приурочено именно к этому важному событию.

Овальный портрет с выпуклым тиснением, бесспорно, является одним из лучших. Его автор Карл Иванович Бергамаско (1830—1896) — артист, художник, дагеротипист, фотограф — работал с 1850-х годов на Невском проспекте, 12. Блестящий мастер неоднократно получал высшие русские и зарубежные награды, был удостоен звания придворного фотографа многих высочайших особ, в том числе представителей императорского двора. В зависимости от времени создания на его фотографиях стоят различные фирменные знаки. Изображения медалей на портрете Сергея Михайловича Третьякова характерны для 1880-х годов. При сравнении этой работы с фотографией, выполненной Дьяговченко, видно, что разница в возрасте изображенного небольшая. Все тот же пытливый взгляд, приветливое, открытое лицо, появилась лишь достойная сановитость в слегка располневшей фигуре. Скорее всего, портрет сделан Бергамаско в период общественной службы Третьякова в должности московского городского головы. Возможно, после открытия памятника Пушкину в Москве 26 мая 1880 года, где Сергей Михайлович произносил благодарственное слово. Как организатор он взял на себя финансирование праздника, на котором выступали многие писатели. После знаменитой речи, произнесенной Ф.М. Достоевским, состоялось его примирение с И.С. Тургеневым. В собрании отдела рукописей Третьяковской галереи хранится фотографический портрет любимого писателя всей семьи Третьяковых с дарственной надписью: «Сергею Михайловичу Третьякову на память от Ив. Тургенева. Москва. Июнь 1881»[3]. Иван Сергеевич не раз бывал в доме гостеприимного мецената. Не исключено, что их знакомство состоялось еще в ранние парижские годы.

В отделе рукописей есть портрет С.М. Третьякова, который по мастерству нисколько не уступает Бергамаско. Это постановочная работа знаменитого Левицкого. После возвращения в 1865 году в Санкт-Петербург он открыл ателье по адресу: Мойка, 30. Получив вскоре звание «Фотограф их Императорских Величеств», перевел мастерскую в дом 28 по Невскому проспекту.

С 1877 года ателье стало называться «Фотографы Их Императорских Величеств “Левицкий и сын”». Именно этот фирменный знак присутствует на фотографии. Скорее всего, ее можно датировать концом 1881 года, когда из-за интриг Сергей Михайлович Третьяков вынужден был оставить должность городского головы. Не сложилась и его семейная жизнь. Вера Николаевна Третьякова, жена Павла Михайловича, писала: «Жаль, что жизнь Сережи так грустно устроилась, вечно один дома»[4]. При сравнении портрета с работами Бергамаско видно, что Сергей Михайлович здесь не намного, но все же старше. Странно, но в его облике ощущаются философская изолированность и одиночество.

Недавно в отдел рукописей поступила еще одна редкая фотография С.М. Третьякова, происходящая из семьи известного московского доктора Алексея Васильевича Доброва (1831— 1896), врача Арнольдовского училища для глухонемых. Вместе со снимком передали и единичные документы, из которых ясно, что Павел Михайлович и Вера Николаевна Третьяковы состояли с ним в переписке. Алексей Васильевич являлся и общественным деятелем, и бессменным главным доктором Александровской больницы Московского купеческого общества. На обороте фотографии кто-то написал карандашом: «пациент доктора А.В. Доброва?». Скорее они были коллегами. Добров с 1866 года состоял врачом при Солодовниковской богадельне, а младший Третьяков с 1876 года являлся попечителем богадельни братьев Солодовниковых и членом совета Александровской больницы.

Сергей Михайлович выглядит на этой фотографии несколько утомленным и болезненным. Отрешенный взгляд, в лице появилась одутловатость, морщины, мешки под глазами. Фотография очень напоминает его посмертный портрет работы В.А. Серова (1895, ГТГ), написанный, как известно, по фотографии по заказу Московской городской думы. Разница в портретах лишь в том, что взгляд Сергея Михайловича на картине обращен к зрителю.

Так как фотография не датирована, возникал соблазн отнести ее к концу 1880-х — началу 1890-х годов, но благодаря предоставленным сведениям, за которые я крайне признательна известному специалисту по истории фотографии Татьяне Николаевне Шиповой, выяснилось, что этот портрет выполнен самое позднее в мае 1883 года, т. е. почти за 10 лет до кончины С.М. Третьякова.

Кабинет-фотографию сделал Абрам Ильич Ясвоин (?—1883). В 1874 году он открыл фотоателье в Санкт-Петербурге «по Мойке, д. № 80», в 1878-м за мастерство был удостоен звания «Фотограф их Императорских высочеств государя великого князя Николая Николаевича старшего и государыни великой княгини Александры Петровны». Умер в мае 1883 года. Роза Венцеславовна Ясвоин продолжила начатое мужем дело под своим именем.

Интересно, что на фирменном знаке фотографа в нижнем правом углу есть инициалы Эрнста Ивановича Глейцмана — поставщика бристольского картона для Москвы и Санкт-Петербурга.

Летом 1892 года жизнь Сергея Михайловича Третьякова оборвалась. Согласно завещанию, его коллекция русских и зарубежных произведений со знаменитыми полотнами Коро, Добиньи, Бастьен-Лепажа, влилась в собрание старшего брата. Павел Михайлович, выполняя волю брата, дарил его коллекцию вместе со своей громадной галереей национального искусства Москве. Как дань признательности и уважения в Городской художественной галерее Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых были устроены два мемориальных зала Сергея Михаловича, где находились часть западной коллекции, гобелены и личный кабинет.

Обзор его портретов из собрания отдела рукописей ГТГ был бы неполным без упоминания фотографий мемориальных залов, сделанных в 1898 году фирмой «Шерер, Набгольц и К0»[5]. На одной из них можно увидеть посмертное изображение С.М. Третьякова работы В.А. Серова.

До настоящего времени личный архив Сергея Михайловича не найден. Возможно, он был уничтожен в первой половине ХХ века. Пожалуй, отдел рукописей ГТГ является наиболее крупным владельцем скромной коллекции его писем, документов и уникальных фотографий, выполненных лучшими мастерами светописи XIX столетия при помощи модных тогда «фотографических машин».

 

  1. Боткина А.П. П.М.Третьяков в жизни и искусстве. М., 1995. С. 22.
  2. ОР ГТГ Ф. 1. Ед. хр. 3645.
  3. Портрет выполнен художником и фотографом Михаилом Михайловичем Пановым (1836-1894), другом И.Н. Крамского.
  4. ОР ГТГ Ф. 1. Ед. хр. 5288. Л. 11 об.
  5. Основана в 1860 году Мартином Николаевичем Шерером (?-1883) и Георгием Ивановичем Набгольцем (?-1883). В 1868 фирма была сдана в аренду, а затем продана М.А. Шиндлеру и А.И. Мею с сохранением имен предыдущих владельцев и названием «Шерер, Набгольц и К0».

Иллюстрации

Фотограф С.Л. ЛЕВИЦКИЙ. Портрет С.М. Третьякова
Фотограф С.Л. ЛЕВИЦКИЙ. Портрет С.М. Третьякова
Платинотипия. Начало 1860-х. ОР ГТГ
Неизвестный фотограф. Портрет С.М.Третьякова с женой Е.С.Третьяковой (урожденной Мазуриной) и ее старшей сестрой А.С.Алексеевой
Соленая бумага. Вторая половина 1850-х. ОР ГТГ
Фотограф А.Ф. ЭЙХЕНВАЛЬД. Портрет С.М. Третьякова
Фотограф А.Ф. ЭЙХЕНВАЛЬД. Портрет С.М. Третьякова
Альбумин. 1868. ОР ГТГ
Оборот фотографии с фирменным знаком А.Ф.Эйхенвальда
Оборот фотографии с фирменным знаком А.Ф.Эйхенвальда
Фотограф И.Г. ДЬЯГОВЧЕНКО. Портрет С.М. Третьякова
Фотограф И.Г. ДЬЯГОВЧЕНКО. Портрет С.М. Третьякова
Альбумин. 1876–1878. ОР ГТГ
Оборот фотографии с фирменным знаком И.Г. Дьяговченко и посвящением С.М. Третьякова
Оборот фотографии с фирменным знаком И.Г. Дьяговченко и посвящением С.М. Третьякова
Фотограф К.И. БЕРГАМАСКО. Портрет С.М. Третьякова
Фотограф К.И. БЕРГАМАСКО. Портрет С.М. Третьякова
Альбумин. 1880. ОР ГТГ
Оборот фотографии с фирменным знаком К.И. Бергамаско
Оборот фотографии с фирменным знаком К.И. Бергамаско
Фотограф М.М. ПАНОВ. Портрет И.С. Тургенева (с дарственной надписью писателя С.М. Третьякову)
Фотограф М.М. ПАНОВ. Портрет И.С. Тургенева (с дарственной надписью писателя С.М. Третьякову)
Альбумин. 1880. ОР ГТГ
Ателье «Левицкий и сын». Портрет С.М. Третьякова
Ателье «Левицкий и сын». Портрет С.М. Третьякова
Альбумин. 1881. ОР ГТГ
Оборот фотографии с фирменным знаком С.Л. Левицкого
Оборот фотографии с фирменным знаком С.Л. Левицкого
Фотограф А.И. ЯСВОИН. Портрет С.М. Третьякова
Фотограф А.И. ЯСВОИН. Портрет С.М. Третьякова
Альбумин. Начало 1880-х. ОР ГТГ
Оборот фотографии с фирменным знаком А.И. Ясвоина
Оборот фотографии с фирменным знаком А.И. Ясвоина
В.А. СЕРОВ. Портрет С.М. Третьякова. 1895
В.А. СЕРОВ. Портрет С.М. Третьякова. 1895
Холст, масло. 102 × 84. ГТГ
Фирма «Шерер, Набгольц и Кo». Экспозиция Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. Мемориальный зал С.М. Третьякова
Фирма «Шерер, Набгольц и Кo». Экспозиция Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. Мемориальный зал С.М. Третьякова
В центре – портрет С.М. Третьякова работы В.А. Серова (1895, ГТГ). Альбумин. 1898. ОР ГТГ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play