Академия художеств представляет...

Ксения Карпова

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#4 2008 (21)

Уходящий год отмечен целым рядом блестящих и уникальных выставок изобразительного искусства. Среди них, как и прежде, заметными явлениями современной отечественной художественной культуры стали персональные и групповые экспозиции, организованные в залах Российской академии художеств на Пречистенке в Москве.

Выставочная деятельность РАХ в первом полугодии уже освещалась на страницах журнала. В завершающем год номере предлагается обзор выставок, проведенных с сентября по декабрь.

16—28 сентября в залах академии была развернута большая ретроспективная экспозиция произведений известного московского живописца члена-корреспондента РАХ Виктора Николаевича Разгулина, чьи картины вошли в собрания Третьяковской галереи, Русского музея, музеев Нижнего Новгорода, Рязани, Архангельска. Творчество живописца трудно ограничить рамками одного художественного направления, также сложно определить его жанровые предпочтения. Главное, что объединяет полотна художника, — поиск гармонии.

И все же можно сказать, что основным жанром для Разгулина является пейзаж, а главным объектом наблюдения — природа. Произведения мастера привлекают поэтической простотой и декоративностью цветового строя. Скромные пейзажи завораживают спокойствием и лиризмом, пленяют зрителя какой-то особенной утонченностью и своеобразной гармонией. Мастер не столько следует своему воображению, сколько внимательно вглядывается в действительность. Его излюбленные мотивы — виды родного Городца, старинного Переславля-Залесского и, конечно, Гурзуф, о котором так проникновенно писал А.С. Пушкин:

...Волшебный край, очей отрада! Все живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда, долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада...

Наряду с жанром пейзажа одно из центральных мест в творчестве художника занимает портрет в интерьере. С особой любовью и трепетом Разгулин изображает жену и дочь; именно в этих работах ощущаются атмосфера интимного уюта, привязанность и любовь к близким, которые позволяют возвести в идеал сложившийся уклад домашней жизни. Мастер часто прибегает к одной и той же композиционной схеме. Он окружает модели предметами интерьера. Постоянно встречающийся мотив букета цветов свидетельствует об особой праздничности и одухотворенности. Неповторимая цветовая гамма портретов построена на сочетании розовых, малиновых, алых, ярко-красных тонов; немаловажная роль отведена светлым и темным зонам, подчеркивающим удивительно динамичное колористическое «сопровождение» персонажей. Фигуры, как и окружающая их среда, пронизаны светом и воздухом.

Следуя традициям фовистов, мастеров «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста», Разгулин в своей живописи утверждает преобладание цвета над формой. Он работает локальными красками ровными полосами или пятнами. Цвета не накладываются друг на друга, а существуют самоценно, сохраняя собственную звучность в колористической полифонии.

Полотна живописца открывают перед зрителем жизнь мастера со всеми ее радостями, переживаниями и сомнениями.

Одновременно с экспозицией работ Разгулина открылась выставка произведений действительного члена РАХ Бориса Владимировича Федорова. В представленных на ней пастелях, стеклянной пластике, живописи на стекле проявляется многогранный и необычный творческий дар этого мастера.

В различных по замыслу работах он воплощает желания, идеи, впечатления, рожденные окружающей действительностью. Пастели Федорова реалистичны; его пейзажи, выполненные в этой технике, наделены удивительной лиричностью. Живопись художника тонка, изящна и гармонична по своим колористическим качествам. Что же касается произведений из стекла, то здесь Федоров экспериментирует. Ощущения от природы стилизованы в них благодаря творческой фантазии и новаторской технике, в результате чего рождаются удивительные по декоративной выразительности произведения.

Особая сторона образного мировосприятия мастера — живопись на стеклянных панелях. Именно здесь он уходит от конкретного изображения в пространство абстрактных ощущений и идей. Его концептуальные «картины» на стекле провоцируют зрителя на неторопливое разглядывание и ассоциативные размышления. Экспериментирование в работах такого плана выходит за рамки классической эстетики благодаря использованию нетрадиционных технических средств и приемов, акцентирующих символизм созданных им художественных образов.

Следом за ранее представленными выставками открылась интересная экспозиция произведений Елены Мухиной «Объекты любви», интригующая уже своим названием.

Отношение к жанру ню менялось со временем, как менялся и идеал женской красоты. После Октябрьской революции подобные произведения появлялись все реже, при условии наличия определенной идеологической тематики. Томные барышни XIX столетия уступили место танцовщицам кабаре, те, в свою очередь, — спортсменкам 1920-х—1940-х годов.

Елена Мухина по-своему воплощает представление о женской красоте, удивительно тонко умеет сочетать эротическую гротескность и наивную поэзию. В ее работах воплощены чистота, интимность и естественная непринужденность женских образов. Подобно многим мастерам объединений начала XX века в своих работах художница использует лубочные приемы — ее полотна часто содержат пояснительные надписи, дополняющие, как бы расшифровывающие смысл изображения. Несмотря на упрощенность форм и каркасность рисунка, ей всегда удается очень точно передать поведение людей, подчеркнуть выразительность их поз и лиц. В ее декоративных композициях главная роль отводится цвету как камертону содержания.

На выставке демонстрировались произведения из серий «Большие Ню», «Танец», «Снятые одежды», «Материнство», «Читая Ахматову», «Аэробика с Синди Кроуфорд». Среди многочисленных «обнаженных» были представлены и исполненные внутренней чувственности автопортреты.

В ноябре открылась масштабная экспозиция произведений известного российского живописца Эдуарда Георгиевича Браговского — представителя старшего поколения мастеров московской школы живописи, действительного члена РАХ, заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии. Признанный мастер современного искусства был одним из основателей движения шестидесятников, которое изменило и определило развитие отечественного изобразительного искусства. На выставке экспонировались как хорошо знакомые картины, так и новые, написанные за последние годы.

Браговский родился в 1923 году в Тбилиси. Молодость художника пришлась на суровые годы Великой Отечественной войны. В 1943—1946 годах он служил в рядах Красной армии, затем был зачислен в Художественный институт Литовской ССР в Вильнюсе, а в 1953 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова.

С самого начала творческого пути Браговскому удалось утвердиться как самостоятельной творческой личности благодаря высокому профессионализму, ярко выраженному индивидуальному дарованию и самобытной манере. Мастер тональных вариаций и прирожденный колорист, он создал свою систему живописного самовыражения, выработал свое образное и цветовое видение мира.

Браговский постоянно пишет портреты членов своей семьи, натюрморты, виды Тарусы, где с удовольствием проводит большую часть времени. Конечно, его творческие интересы не ограничиваются только Тарусой. Живописец активно путешествовал, отовсюду привозил множество зарисовок и этюдов, послуживших материалом для будущих картин. Художник открывает зрителям неповторимую красоту родной природы, передает очарование старых русских городов — Переславля- Залесского, Пскова, Новгорода, Ферапонтова.

В живописи мастер в основном использует холодные тона: голубые, синие, зеленые, тончайшие оттенки цвета морской волны. Но, несмотря на сдержанность палитры, ему удается создать ощущение живой поверхности холста. Браговский известен и как прекрасный рисовальщик; его графика обладает самостоятельной художественной ценностью.

В свои 85 лет Эдуард Браговский полон энергии и творческих замыслов, которые воплощаются в новых замечательных полотнах. Его произведения хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, большинства крупных музеев России и СНГ, а также в музеях США, Англии, Германии, Испании. Каждый персональный показ работ мастера становится событием.

Наряду с монографическими экспозициями в залах академии в ноябре—декабре были развернуты две большие групповые выставки — «Е.Н. Максимов и ученики» и V выставка-конкурс ЦФО РФ.

Академик РАХ Евгений Николаевич Максимов — признанный мастер современной монументальной живописи — посвятил себя благородному делу возрождения православных храмов России, воссоздания их живописного убранства. Мозаики, фрески, панно, росписи церквей и общественных зданий — этим видам монументального искусства художник отдает все свои силы, глубокие знания, накопленные за годы многолетней практической работы.

Выставка знакомила зрителей с ярким и значительным явлением современного изобразительного искусства — храмовой живописью, имеющей важное духовное и нравственное значение. Были представлены эскизы и фрагменты монументальных росписей, мозаики, иконописные работы, выполненные Максимовым со своей творческой бригадой — художниками И. и Н. Самолыго, И. Дворниковой, Л. Гачевой, С. Васютиной, Ю. Горяной, Д. Репиным. Талантливый педагог, опытный методист, Евгений Николаевич более двух десятилетий воспитывает творческую смену. Им создано целое направление, школа в современном монументальном искусстве, которая пользуется заслуженным авторитетом во всем мире. Он был главным художником и автором росписей Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке. Важным этапом в деятельности мастера стало участие в восстановлении исторической живописи храма Христа Спасителя в Москве, где группе художников под руководством Максимова были поручены самые ответственные и многотрудные этапы (особой сложностью отличалось воссоздание росписи колоссального центрального купола, общая площадь которого составляет 1137 м2). Мастер считает эту работу одной из самых значительных достигнутых им вершин.

В V конкуре ЦФО РФ участвовали более 200 человек из 18 регионов России, среди которых — как молодые, только начинающие свой творческий путь авторы, так и известные представители отечественного искусства, имеющие уже большой выставочный и профессиональный опыт.

При всем сюжетном и тематическом многообразии представленных работ можно выделить доминирующие художественные идеи этой экспозиции и в первую очередь — лирические пейзажи русских городов. Новые поэтические образы родной природы в картинах В. Телегина «Декабрь» и «Мартовский вечер», отличаются тонким чувством гармонии, душевной теплотой и проникновенностью.

У каждого художника есть излюбленная тема, которая, быть может, неосознанно, проявляется в его творчестве. Именно так можно охарактеризовать многочисленные жанровые полотна В. Иванова. Палитра художника сдержана и проста, ему удается с удивительной эмоциональной точностью передать характеры и настроения жителей русской деревни, чей нелегкий жизненный путь стал отражением судьбы народа. Крестьяне изображены в пространстве окружающего пейзажа, соответствующего их душевным состояниям. Во всех работах художник передает представление о народном характере, нравственной красоте и духовности русского человека.

В созданных Е. Щегловым, А. Ковериным, М. Заутренниковым, О. Сорокиным, Е. Фетисовым психологических портретах отражено содержательное и художественное многообразие духовного мира наших современников с радостями и неудачами, которыми наполнена жизнь каждого человека. Одна из главных задач этих мастеров — стремление к убедительному воплощению душевного состояния своих героев, их исторической общности и индивидуальности судеб.

Наряду с живописными и графическими произведениями на выставке демонстрировались работы скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства. Среди наиболее ярких, отмеченных глубиной авторского видения, оригинальностью образного мышления произведений выделяются скульптурные композиции, портреты и пластические мотивы В. Суровцева — автора известных монументальных ансамблей и памятников.

В День Конституции, 12 декабря, в Российской академии художеств состоялась церемония вручения премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства за 2008 год (она была учреждена в 2004 году и присваивается за лучшие произведения и вклад их создателей в современную духовную культуру страны). Ставшие уже традиционными выставки-конкурсы свидетельствуют о внимании государства к искусству, о бережном и требовательном отношении к мастерам современной художественной культуры России.

Следует особо отметить выставку работ замечательных питерских мастеров — Григория и Александра Ястребенецких (отца и сына).

Выставка известного петербургского скульптора народного художника РСФСР, действительного члена РАХ Григория Даниловича Ястребенецкого была приурочена к его 85-летию. Мастер является автором более 30 монументов, установленных в России и за рубежом. Среди них — памятники В.Г. Белинскому, М. Горькому, А.Н. Радищеву в Пензе, Д.С. Лихачеву, А. Мицкевичу в Санкт-Петербурге, канцлерам К. Аденауэру и В. Брандту в немецком городе Гревенбройхе, А.Г. Рубинштейну в Петергофе. Ястребенецкий создал яркие, выразительные образы выдающихся российских и зарубежных деятелей культуры: писателя Д.А. Гранина, поэта Г. Гейне, режиссеров И.П. Владимирова и Н.П. Акимова, актеров К.Ю. Лаврова и Е.А. Лебедева, дирижера Ю.Х. Темирканова.

Особое место в творчестве скульптора занимает тема Великой Отечественной войны. Ей посвящены памятник «Безымянная высота» на Ивановских порогах, где проходила линия обороны Ленинграда, мемориал в крепости «Орешек» под Шлиссельбургом, памятник советским воинам, погибшим в концлагере в Нойгайме под Гамбургом (Германия). Произведения Григория Ястребенецкого находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, во многих других музеях России, в Германии, в отечественных и зарубежных частных коллекциях. В настоящее время он руководит творческой мастерской скульптуры Российской академии художеств.

Выпускник графического факультета Государственного института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Александр Григорьевич Ястребенецкий — участник более 100 российских и международных выставок. В экспозицию, открывшуюся в академии, вошли серии «Санкт-Петербург. Серебряный век», «Археология» и «Четыре стихии», выполненные в последние годы в технике шелкографии.

Уходящий год завершался персональной выставкой произведений блестящего скульптора и удивительного рисовальщика действительного члена РАХ, народного художника РФ Валерия Евдокимова. В его монументальной и станковой пластике органично и неповторимо трансформированы традиции академической школы и экспериментальный опыт европейского изобразительного искусства ХХ века.

Творчество Евдокимова обладает особой духовной наполненностью, отмечено индивидуальностью художественного, пространственного, образного мышления, высокой профессиональной культурой. В произведениях большого мастера, проникнутых удивительной музыкальной гармонией форм и ритмов, отражена его тонкая, чувствительная, вдохновенная натура.

Евдокимов — автор многогранный, блестяще проявивший себя в разных жанрах, в традиционной, классической системе изобразительности и в нефигуративной пластике. Универсальный талант позволяет ему реализовать свои художественные идеи как в реалистической, так и в концептуальной формах самовыражения. Он поэт и мыслитель, исследующий глобальные гуманитарные проблемы, этические и духовные. В созданной скульптором обширной портретной галерее выделяются образы творческих личностей, таких, как священник и философ Павел Флоренский, а в ряду композиционных произведений — «Концерт Святослава Рихтера», «Собор», «Семья», «Беседа», «Концерт Александра Князева». Искусство Валерия Евдокимова — пример высокого мастерства и вдохновения, духовного бескорыстия и творческого подвижничества.

Иллюстрации

Эдуард БРАГОВСКИЙ. Березовая роща. 2003
Эдуард БРАГОВСКИЙ. Березовая роща. 2003
Холст, масло
Эдуард БРАГОВСКИЙ. Осенние цветы. 1993
Эдуард БРАГОВСКИЙ. Осенние цветы. 1993
Холст, масло
Виктор РАЗГУЛИН. Лежащая. 2007
Виктор РАЗГУЛИН. Лежащая. 2007
Холст, масло
Борис ФЕДОРОВ. Портрет. 2007
Борис ФЕДОРОВ. Портрет. 2007
Стекло
Евгений МАКСИМОВ. Храм Св. Георгия, Кипр. 1991–1995
Евгений МАКСИМОВ. Храм Св. Георгия, Кипр. 1991–1995
Фреска
Виктор ИВАНОВ. Отбивают косы. 2008
Виктор ИВАНОВ. Отбивают косы. 2008
Холст, масло
Григорий ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ. Портрет Н.П. Акимова. 1998
Григорий ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ. Портрет Н.П. Акимова. 1998
Гипс
Григорий ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ. Портрет И.П. Владимирова. 1971
Григорий ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ. Портрет И.П. Владимирова. 1971
Керамика
Александр ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ. Из серии «Археология»-2
Александр ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ. Из серии «Археология»-2
Шелкография
Александр ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ. Из серии «Археология»-3
Александр ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ. Из серии «Археология»-3
Шелкография
Елена МУХИНА. Двое. 2006
Елена МУХИНА. Двое. 2006
Холст, масло
Елена МУХИНА. Сидящая обнаженная. 2006
Елена МУХИНА. Сидящая обнаженная. 2006
Холст, масло
Валерий ЕВДОКИМОВ. Павел Флоренский. 2008
Валерий ЕВДОКИМОВ. Павел Флоренский. 2008
Бронза
Валерий ЕВДОКИМОВ. Дуэт. Михаил Воскресенский и Александр Князев. 2000
Валерий ЕВДОКИМОВ. Дуэт. Михаил Воскресенский и Александр Князев. 2000
Бронза

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play