Благотворительность и меценатство. Новые поступления в ГТГ

Дина Лаврова, Ирина Лоиакина

Рубрика: 
150 ЛЕТ ГТГ
Номер журнала: 
#4 2006 (13)

Освещение комплектования музейной коллекции на основе индивидуальных пожертвований и государственной закупочной политики было начато в первом номере журнала за 2005 год. Продолжить ее, продемонстрировав, какими первоклассными произведениями пополнилось собрание галереи, - задача настоящей публикации. Мы упомянем приобретения последних пяти лет, среди которых произведения древнерусского искусства, полотна и рисунки старых мастеров, архивные материалы, декоративно-прикладные предметы, работы современных скульпторов, живописцев и графиков.

Начнем с 2000 года, когда в коллекции музея появился редкий в творчестве В.Д. Поленова крупноформатный портрет-этюд «Старик-еврей». Он был исполнен мастером в середине 1890-х годов для картины «Среди учителей» (1896). На нем предстает образ старца, созданный для одного из главных персонажей - рабби Гиллела, главы древней школы мудрости в Иерусалиме, которую, возможно, посещал в юности Иисус. Образ старца наполнен внутренней силой и мудростью. Ныне этюд экспонируется рядом с картиной «Среди учителей» В.Д. Поленова. Остается добавить, что произведение было приобретено на средства ГТГ.

В том же 2000 году в графический раздел музея поступила пастель И.И. Левитана «Осенний пейзаж с церковью» (1890-е), что оказалось возможным благодаря своевременной финансовой помощи компании «Сургутнефтегаз». В этой технике художник увлеченно работал в последнее десятилетие своей недолгой жизни. Но большей частью подобных работ сейчас владеют частные коллекционеры. Интересно отметить, что в собрании П.М. Третьякова находились два произведения Левитана, исполненные в той же технике. В последние годы Третьяковской галерее удалось значительно пополнить коллекцию пастелей великого пейзажиста. Специалистам музея еще предстоит определить, действительно ли графический лист изображает имение С.Т. Морозова Покровское-Рубцово.

В 2001 году в ГТГ поступили редкая икона и два предмета декоративно-прикладного искусства XVIII века.

Икона «Богоматерь Корсунская» была создана неизвестным художником Оружейной палаты в XVII-XVIII веках, последователем или младшим современником Симона Ушакова. Образ Богоматери Корсунской представляет собой оплечный вариант Умиления, сохранившийся в русской живописи XVI-XVII веков. Корсунь - это русское название древнего Херсонеса, «корсунская» обозначало прежде еще и «древняя».

Экспертов древнерусского отдела привлекло в этом образе не только высокое художественное качество, но и редкая иконография, так как до настоящего времени в галерее не было иконы «Богоматерь Корсунская» работы мастеров Оружейной палаты. Приобретение оказалось возможным благодаря финансовой поддержке г-на Леонарда Джанадда (Швейцария), плодотворно сотрудничающего с музеем.

Таким же постоянством в благородном деле помощи отечественной культуре отличается Галина Сергеевна Проскурякова, личные средства которой позволили обогатить собрание Третьяковской галереи парными портретами из слоновой кости второй половины XVIII века. На них изображены великий князь Павел Петрович и его супруга великая княгиня Мария Федоровна. После бракосочетания в 1776 году подобные профильные портреты в виде медальонов были весьма популярны. Широкий ажурный рокайльный орнамент и хорошее качество рельефной костяной резьбы говорят о том, что работа была выполнена в мастерских северной столицы приезжими резчиками из Архангелогородской губернии. Приобретенные экземпляры отличаются тонкой проработкой лиц и деталей, красивым орнаментом обрамления.

В 2002 году в нашу коллекцию поступили картина И.Н. Крамского и графические листы Н.Н. Сапунова.

«Портрет девочки в фетровой шляпе» был своего рода открытием для специалистов, занимающихся живописью второй половины XIX века. Он хранился в частном собрании за рубежом и никогда ранее не публиковался. Своим появлением картина дополнила известные работы И.Н. Крамского, произведения которого столь высокого качества и хорошей сохранности очень редки на антикварном рынке. Портрет девочки, шляпка которой украшена страусовым пером, создан в том же 1883 году, когда и знаменитая «Неизвестная». 1880-е годы в творчестве мастера отмечены поисками в области художественной формы, обращением к пленэрной живописи, к психологическим состояниям юных моделей. Необходимо отметить, что эта работа заполнила лакуну в собрании произведений Крамского в ГТГ, которой являлись камерные женские образы. Сегодня посетители имеют возможность видеть «Девочку в шляпе» в зале известного живописца благодаря вкладу Анатолия Ивановича Новикова, внесшего дополнительные средства на ее приобретение.

Произведения Николая Николаевича Сапунова, блестящего, утонченного представителя Серебряного века, крайне редки на арт-рынке. Поэтому несомненной удачей можно считать покупку театрально-декорационных работ мастера, выполненных в технике темперы, гуаши, акварели и туши. Это «Голландка Лиза» (1910) на сюжет пасторали Михаила Кузмина, поставленной Вс.Э. Мейерхольдом в Доме интермедий в Санкт-Петербурге, а также «Ряженые» (1907-1908) и «Шут» (1912) - эскиз костюма к пьесе Карло Гоцци «Принцесса Турандот», поставленной Ф.Ф. Комиссаржевским в театре К.Н. Незлобина в Москве. В этих гротескных жанровых сценках, созданных по мотивам им же оформленных театральных постановок, реальность смешивается с театрализованной феерией, преобразуясь в фантасмагорию вибрирующих холодных и теплых тонов.

Наследие трагически погибшего художника, входившего в объединение «Голубая роза», не очень велико. Первые два его произведения для собрания Третьяковской галереи приобрел Совет галереи у автора в 1908 и 1911 годах. Затем работы поступали из национализированных частных собраний и расформированных музеев. В наши дни раритеты этого рафинированного живописца и театрального художника, мастера символа и гротеска входят в собрание нашего музея на средства давнего друга и благотворителя - компании «Бритиш Американ Тобакко Россия».

В 2003 году в отдел рукописей ГТГ поступило несколько ценных архивов, включающих документальные материалы В.М. Ходасевич, Л.О. Пастернака, К.К. Первухина, М.В. Нестерова, М.А. Врубеля, А.Н. Прахова, В.А. Котарбинского.

В этом же году из семьи известного музыканта был приобретен «Портрет скрипача А.Ф. Микули», выполненный в дереве Сергеем Тимофеевичем Коненковым в 1912 году.

На антикварном рынке в последние годы не встречается произведений выдающегося русского скульптора, в творчестве которого отразились почти все новаторские тенденции начала XX века. Тема музыки, образы музыкантов - от Баха до Паганини - всегда волновали могучее воображение Коненкова. Эта работа была создана из золотистого, тонированного дерева. Выполненная смело и виртуозно, скульптура является самым ярким образцом стиля модерн в творческом наследии Коненкова.

В 2004 году галерее удалось приобрести на собственные средства (как и в случае с «Портретом скрипача» Коненкова) уникальные декоративно-прикладные произведения древнерусского искусства - дробницы «Спас Смоленский», «Святитель Николай» и «Иоанн Предтеча». Три дробницы составляли складень, набитый на деревянную основу, и были изготовлены по индивидуальному заказу. Они выполнены в технике литья, чеканки, гравировки и цветной эмали по скани. Технологические особенности и другие детали позволили считать временем их создания конец XIX века, так называемую вторую волну русского стиля, заимствующую более ранние образцы - сакральные предметы XVI-XVII веков.

Как известно, Музей-мастерская скульптора Анны Семеновны Голубкиной входит в состав Государственной Третьяковской галереи. Для коллекции музея в 2004 году на финансовые средства, предоставленные компанией «Бритиш Американ Тобакко Россия», был приобретен «Портрет А.О. Гунста». Скульптура выполнена А.С. Голубкиной с натуры в 1905 году и подарена изображенному. Анатолий Оттович Гунст - художник, архитектор, организатор и руководитель Классов изящных искусств в Москве, где в 1889 году училась Анна Семеновна.

Этот прекрасно сохранивший авторскую тонировку гипсовый подлинник представляет несомненный научный интерес для сотрудников музея прежде всего потому, что в 1940-е годы, после смерти мастера, почти все ее работы в гипсе были переведены в бронзу и во время формовки сильно пострадали. Гипсовые оригиналы приобрели однообразное черно-серое покрытие, поэтому хорошо сохранившаяся авторская тонировка ныне является большой редкостью.

Таким образом, в 2004 году музей получил исключительную возможность экспонировать и исследовать первозданный гипсовый портрет, созданный уверенной рукой известного скульптора будто на одном дыхании.

Наконец, буквально «под занавес» уходящего 2004 года, Федеральное агентство по культуре и кинематографии сделало Третьяковской галерее прекрасный подарок, купив для ее собрания портрет кисти Сергея Васильевича Малютина, который воплощал характерный для эпохи тип художника-универсала, работавшего как живописец, театральный декоратор, график, а также в области книжного оформления, прикладного искусства и архитектуры. Эволюция его как портретиста от свободной, динамичной живописи 1900-х годов к монументализированной манере 1910-х годов позволяет острее выразить артистизм или интеллектуальную самоуглубленность модели. Именно на таком выразительном портрете, созданном художником в 1915 году, изображен Георгий Иванович Иванов. Он был незаурядным поэтом. Малютин воплотил в этом образе яркую личность своей эпохи, продолжив тем самым портретную галерею «лучших людей нации», которую задумал и собирал еще П.М. Третьяков.

Большое внешнее сходство с моделью, умением передавать которое славился автор, соединяется здесь с остротой социальной и психологической характеристик. Образ Г. Иванова «демонизирован» в духе символизма, подчеркнуто изыскан в серо-черной гамме. «Портрет поэта» уже занял достойное место в зале, где экспонируются работы представителей Союза русских художников.

Рассматривая наиболее значительные поступления в собрание Третьяковской галереи за последние пять лет, коснемся предъюбилейного, 2005 года. Тогда коллекция музея пополнилась: благодаря стараниям компании «Э.ОН Рургаз» - работой Б.Г. Турецкого «Летчики»; при содействии компании UBS - архивом И.К.Крайтора; за счет собственных финансовых средств - произведением В.А. Сидура «Структура № 1».

Таким образом, отдел живописи второй половины XX века может теперь экспонировать в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу работу Бориса Захаровича Турецкого «Летчики» (1968), поступившую из семьи художника.

Картина «Летчики» экспонировалась на первой посмертной выставке, посвященной 75-летию со дня рождения автора, прошедшей в ГТГ осенью 2003 года. На выставке перед зрителем предстала фигуративная серия конца 1960-х годов, где в необычных, гротескных образах соединялись художественный артистизм мастера и его острое социальное видение жизни. «Летчики» - одно из лучших произведений, созданных в этот период творчества мастера.

Еще одно поступление ушедшего года - уникальный архив, охватывающий период с 1896 по 1950-е годы. Он собран Иваном Кондратьевичем Крайтором - художником, реставратором, коллекционером, организатором выставок в московской галерее Лемерсье. Всего в архиве содержится 394 документа. Центральную его часть занимают письма известных русских художников, эпистолярное наследие из Русского и Румянцевского музеев, редкие фотографии начала XX века, множество материалов, освещающих художественную жизнь России 1910-1920-х годов, и комплекс личных документов Крайтора, покинувшего Россию в 1923 году. Безусловно, архив окажется неоценимым подспорьем для изучения истории отечественного искусства.

Продолжая юбилейный отчет о новых поступлениях, нельзя не сказать о работе «Структура № 1» большого мастера второй половины XX века Вадима Абрамовича Сидура. Она выполнена автором из меди в 1972-1976 годах. В собрании ГТГ имелись два его небольших фигуративных произведения, поэтому приобретение абстрактной композиции позволит явить публике важнейшую грань этой разносторонне одаренной личности. Сидур работал в станковой и монументальной скульптуре, занимался живописью и графикой, писал стихи и прозу. «Структура № 1», одна из ключевых в его наследии, занимала центральное место на выставке «Московская абстракция» в Третьяковской галерее в 2003 году. После открытия нового варианта постоянной экспозиции искусства XX века работа станет одним из знаковых символов искусства нового времени.

Особого упоминания заслуживает поступление в собрание Третьяковской галереи в 2006 году подлинного раритета, датируемого концом XVIII века, - барельефа «Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос» русского скульптора Михаила Ивановича Козловского.

Уникальность приобретения состоит в том, что произведение этого автора впервые за два столетия появилось на художественном рынке. Научными сотрудниками музея оно было выявлено на выставке Второго Международного салона изящных искусств, состоявшегося в Москве в сентябре 2005 года. Скульптура, выставленная на продажу одной из частных парижских галерей, представляет несомненный интерес еще и потому, что Третьяковская галерея обладает только несколькими репликами с произведений выдающегося мастера.

Барельеф исполнен М.И. Козловским в Париже в 1780 году в светлой терракоте. Это было время, когда автор вернулся после пенсионерской поездки в Рим, где познакомился с подлинниками античности и Возрождения. Именно эти эпохи с идеалами гармоничной простоты и величественности вдохновили скульптора-классициста на создание собственных произведений.

В античном искусстве Ариадну обычно изображали спящей, позже этот сюжет стал одним из популярнейших в классицизме, что мы и видим на прекрасном барельефе Козловского. Дочь критского царя Миноса Ариадна помогла греческому герою Тесею убить чудовище Минотавра и выбраться из лабиринта. В благодарность Тесей решил увезти царевну с собой в Афины, но на острове Наксос покинул ее спящей. Ариадну нашел бог виноделия Бахус, сделавший ее своей супругой и жрицей.

Возможно, этот терракотовый барельеф является одной из тех работ, за которые скульптор получил звание почетного академика во Франции, что и предстоит выяснить специалистам ГТГ Барельеф «Бахус и Ариадна» занял свое достойное место в экспозиции зала скульптур XVIII столетия благодаря финансовой помощи ОАО «ЛУКОЙЛ».

И наконец, произведения, о которых сейчас пойдет речь, поступили в собрание ГТГ в течение последних месяцев нынешнего года. Среди них - триптих Дмитрия Плавинского, признанного московского художника-нонконформиста. С 1960-х годов он участник многих неформальных выставок. Его произведения находятся в известных собраниях в России и за рубежом. В ГТГ до настоящего времени была только одна живописная работа этого мастера.

Благодаря финансовой помощи, оказанной Внешторгбанком, представилась возможность приобрести триптих «Стена Новгородского храма» (1988). Художник избрал тему воскрешения, реконструкции древних миров, эпох, ушедших в прошлое. Выполненное в смешанной технике, на оргалите произведение представляет собой изображение части храмовой стены. Это сочетание на плоскости площадью 105 х 255 см реальных, беспредметных и шрифтовых элементов. Автор специально использовал технику многослойного живописного рельефа, передающего фактуру, патину и временные утраты прекрасного памятника прошлого. Пристально и неспешно рассматривая трехчастную композицию, зритель погружается в идеальный мир минувших эпох и древней культуры.

Ныне это произведение Дмитрия Петровича Плавинского включено в постоянную экспозицию Третьяковской галереи на Крымском Валу.

Другой современный художник, Виталий Пивоваров, принадлежит к плеяде таких известных мастеров этого поколения, как Илья Кабаков и Эрик Булатов, и является одним из основателей московской концептуальной школы. Он создатель жанра альбомов-повествований и абсурдистских живописных работ. Ныне художник проживает в Праге. В этой связи особенно ценным является приобретение произведения, относящегося к раннему периоду его творчества, который не был представлен в собрании ГТГ - «Композиция с красным квадратом» (1974).

Здесь беспредметный и фигуративный миры образно сбалансированы, причем один из них как бы заслоняет другой, что придает некий таинственный смысл изображению.

Заполнить эти лакуны в коллекции музея помогли финансовые средства компании «ЦентрИнвест Груп».

Художник-абстракционист Юрий Васильев-Мон представлен в собрании галереи незначительным количеством произведений. Благодаря помощи ОАО «ТВЭЛ» раздел современного искусства ГТГ пополнился экспонатом, который займет одно из важных мест в нашей коллекции. Речь идет о работе «Страдания современной женщины», созданной автором в 1966 году. Это произведение действительно уникально как для Васильева-Мона, так и для отечественного искусства тех лет. Первый русский ассамбляж - разновидность «искусства объекта» - создан из разнородных взаимодействующих материалов. Так, лицо «Современной женщины» представляет собой скульптурный рельеф, а ее фигура и окружение - комбинацию смешанных техник на плоскости. Сотканное из множества ассоциаций, гармоничное и дисгармоничное одновременно, произведение как нельзя лучше передает многогранный образ человека новейшего времени.

При непосредственной материальной поддержке частного донатора - Реймонда Джонсона - уникальное собрание научной библиотеки ГТГ пополнилось авторской гравированной книгой. Это «Экклезиаст» (1994), иллюстрированный Юрием Люкшиным. Книга, текст которой набран на ручном печатном станке XIX века, включает 14 офортов мастера. Они раскрашены художником от руки, а авторские обложка и папка выполнены в технике шелкографии.

Данный раритет представляет собой книжный памятник конца XX - начала XXI века и является этапом развития особого вида книг - "livre d'art” (художественная книга), где все элементы оформления исполнены в едином стиле, что превращает книгу в произведение искусства, равное живописи или графике.

Люкшин обращается к вечным темам и всемирным памятникам культуры. Работы петербургского графика находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Русского музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в Метрополитен-музее, Музее Людвига в Кёльне и других коллекциях.

В конце сентября был завершен грандиозный проект в рамках федеральной программы «Культура России». Агентством по культуре и кинематографии для собрания ГТГ приобретена скульптура выдающегося мастера XX века Веры Игнатьевны Мухиной «Юлия» (1925). Произведение уже включено в постоянную экспозицию на Крымском Валу.

«Юлия» - шедевр пластики прошлого столетия. Название работы связано с именем балерины Подгурской, послужившей моделью для воплощения автором сложного художественного замысла, исполненного в характерном для искусства авангарда динамичном спиралевидном движении. Это редкий пример деревянной пластики, сохраняющий неповторимость рукотворного мастерства. «Подлинно круглой скульптурой» назвал ее А.В. Бакушинский. Работа была любима Верой Игнатьевной и всю жизнь оставалась в мастерской. В 1989 году «Юлия» была центром персональной выставки В.И. Мухиной, устроенной в стенах галереи к ее столетию. Позже произведение находилось в семье ее сына - В.А. Замкова, который завещал после своей смерти передать скульптуру в собрание ГТГ.

Полученные музеем от авторов и владельцев в дар произведения составили бы довольно значительный список. Перечислим лишь некоторые из них за прошлый год: живописные полотна Олега Целкова, Андрея Васнецова, Олега Ланга, Натальи Турновой, Андрея Поздеева, Виктора Пивоварова, Джабраила Умарбекова, графика Гарифа Басырова, Михаила Шварцмана, Абрама Никритина.

Вы, конечно же, помните, с чего началась коллекция П.М. Третьякова: с двух картин художников-современников великого собирателя. Как важно для всех нас, сотрудников Третьяковской галереи, 150 лет спустя произнести такие слова: «Традиции основателя продолжаются...»

Иллюстрации
Икона «Богоматерь Корсунская». XVII–XVIII вв. Россия
Икона «Богоматерь Корсунская». XVII–XVIII вв. Россия
Дерево, темпера. 43,5×33,5
Дробница «Спас Смоленский». Конец XIX в. Россия
Дробница «Спас Смоленский». Конец XIX в. Россия
Чеканка, гравировка, литье, цв. эмаль по скани. 10×6,6
Дробница «Святитель Николай». Конец XIX в. Россия
Дробница «Святитель Николай». Конец XIX в. Россия
Чеканка, гравировка, литье, цв. эмаль по скани. 9,7×5,2
Дробница «Иоанн Предтеча». Конец XIX в. Россия
Дробница «Иоанн Предтеча». Конец XIX в. Россия
Чеканка, гравировка, литье, цв. эмаль по скани. 9,7×5,2
Икона «Богоматерь Корсунская» (без оклада)
Икона «Богоматерь Корсунская» (без оклада)
Неизвестный мастер. Россия. Портрет Великого князя Павла Петровича. 2-я половина XVIII в.
Неизвестный мастер. Россия. Портрет Великого князя Павла Петровича. 2-я половина XVIII в.
Слоновая кость, резьба. 8×7,5
Неизвестный мастер. Россия. Портрет Великой княгини Марии Федоровны. 2-я половина XVIII в.
Неизвестный мастер. Россия. Портрет Великой княгини Марии Федоровны. 2-я половина XVIII в.
Слоновая кость, резьба. 8×7,5
М.И. КОЗЛОВСКИЙ. Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос. 1780
М.И. КОЗЛОВСКИЙ. Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос. 1780
Терракота. 47×67
М.И. КОЗЛОВСКИЙ. Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос. 1780. Фрагмент
М.И. КОЗЛОВСКИЙ. Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос. 1780. Фрагмент
Терракота. 47×67
И.И. ЛЕВИТАН. Осенний пейзаж с церковью. 1890
И.И. ЛЕВИТАН. Осенний пейзаж с церковью. 1890
Бумага, пастель. 62×47
Н.Н. САПУНОВ. Голландка Лиза. 1910
Н.Н. САПУНОВ. Голландка Лиза. 1910
Холст, темпера. 55×74. На сюжет пасторали М.А. Кузмина, поставленной Вс.Э. Мейерхольдом
И.Н. КРАМСКОЙ. Портрет девочки в фетровой шляпе. 1883
И.Н. КРАМСКОЙ. Портрет девочки в фетровой шляпе. 1883
Холст, масло. 60×49
С.В. МАЛЮТИН. Портрет поэта Г.И. Иванова. 1915
С.В. МАЛЮТИН. Портрет поэта Г.И. Иванова. 1915
Холст, масло. 76×61,5
В.Д. ПОЛЕНОВ. Рабби Гиллел. Этюд для картины «Среди учителей». 1896
В.Д. ПОЛЕНОВ. Рабби Гиллел. Этюд для картины «Среди учителей». 1896
Холст на картоне, масло. 71,5×50,5
С.Т. КОНЕНКОВ. Портрет скрипача А.Ф. Микули. 1912
С.Т. КОНЕНКОВ. Портрет скрипача А.Ф. Микули. 1912
Дерево тонированное. 36×34×34
В.И. МУХИНА. Юлия. 1925
В.И. МУХИНА. Юлия. 1925
Дерево. 180×56×60
Юрий ВАСИЛЬЕВ-МОН. Страдания современной женщины. 1966
Юрий ВАСИЛЬЕВ-МОН. Страдания современной женщины. 1966
Смешанная техника. 120х90
Дмитрий ПЛАВИНСКИЙ. Стена Новгородского храма. 1988
Дмитрий ПЛАВИНСКИЙ. Стена Новгородского храма. 1988
Оргалит, смешанная техника. 105×255
Виталий ПИВОВАРОВ. Композиция с красным квадратом. 1974
Виталий ПИВОВАРОВ. Композиция с красным квадратом. 1974
Оргалит, эмаль. 170×130

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play