Портрет-фантазия Михаила Врубеля
Собрание произведений Врубеля в Третьяковской галерее пополнилось ранее неизвестным портретом Насти Врубель, сестры художника, приобретенным у ее внучки. Передававшийся по материнской линии портрет всегда хранился в семье, ранее он не публиковался.
Упоминание о портрете Настеньки существует в письме отца Врубеля к дочери Анне, сестре и близкому другу художника, от 19 апреля 1894 года. Весной 1894 года Врубель по просьбе С.И. Мамонтова сопровождал его сына Сергея в Италию на лечение. Обратный путь по морю, из Генуи через Сицилию, Грецию и Константинополь, привел художника в Одессу, где в то время жила семья его отца. Там Врубель провел последнюю декаду апреля и первую половину мая.
Из письма отца художника:
«Миша ... гостит у нас со среды ... Миша привез с собой около 20 разных видов, им самим написанных во время последнего путешествия. Некоторые из них очень хороши. Кроме того, Миша написал у нас портрет-фантазию Насти»
(Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Изд. 2-е. Л., 1976. С. 123-124).
Определение отцом Врубеля реалистического портрета с натуры как «фантазии», по-видимому, относилось к романтической авторской интерпретации внешности модели (этот прием нам хорошо знаком по портретам Н.И. Забелы-Врубель, написанным позже). Волосы девушки собраны наподобие прически древней римлянки. Кроме того, владелица портрета сохранила устную семейную легенду, согласно которой Врубель вначале написал Настю с обнаженными плечами. Недовольство родителей заставило художника изобразить платье. Задуманная трактовка портретного образа объясняется приверженностью Врубеля в 90-е годы к классической античности: портрет исполнен вскоре после знаменитого триптиха - панно «Суд Париса» (1893, ГТГ). Сказались и непосредственные впечатления художника от Италии и Греции, предшествовавшие его появлению в Одессе.
Надышавшись воздухом Средиземноморья, Врубель увидел в своей юной сестре черты, роднящие ее с прекрасными женскими образами античности: четкий профиль, красивая шея, мраморно гладкая кожа, горделивая посадка головы. Портрет написан в теплых коричневых тонах. Голубое платье и бирюзовая лента в прическе подчеркивают нежность и юность модели. Узор платья перекликается с завитками волос, написанными мозаичными врубелевскими мазками. Сочная лепка портрета, его экспрессия одушевляют и одухотворяют образ юной девушки.
Анастасия Александровна Врубель - самая младшая сводная сестра художника, дочь Александра Михайловича Врубеля и Елизаветы Христиановны (урожденной Вессель), мачехи Врубеля, - родилась в Вильно 2 апреля 1877 года. В молодости любительски занималась скульптурой.
В первом браке (1897) была замужем за Евгением Юлиановичем Ходоровичем, морским офицером, героем Порт-Артура; родила от него пятерых детей. Согласно семейному преданию, Анастасия Александровна участвовала в русско-японской войне как сестра милосердия.
Вторично вышла замуж в 1915 году за Александра Васильевича Нёмитца (1879-1967), служившего тогда в Морском Генштабе. От этого брака было двое детей.
Нёмитц - выдающийся военно-морской деятель: с августа 1917 года командовал Черноморским флотом, в 19211924 годах - Морскими силами РСФСР, позже был профессором Военно-морской и Военно-воздушной академий, вице-адмирал (1941).
А.А. Врубель-Нёмитц скончалась в 1932 году в Москве, похоронена на Даниловском кладбище. Незаурядная судьба Анастасии Александровны определяет ее как женщину с волевым, сильным характером. Эта ее особенность чувствуется в решительном выражении лица, запечатленном Врубелем, когда ей только исполнилось 17 лет.
«Портрет Насти Врубель» приобретен при финансовой поддержке Анатолия Ивановича Новикова.
Фото
Холст, масло. 35×28,5
ГТГ. Публикуется впервые