Русская икона в Германии: выставки 1929 года

Анастасия Лишневская

Рубрика: 
НАСЛЕДИЕ
Номер журнала: 
#3 2022 (76)

В 1929 году в Германии состоялось громкое культурное международное событие. Из России была привезена выставка древнерусских икон, которая была показана в четырех городах Германии - Берлине, Кёльне, Гамбурге и Мюнхене. Предмет выставки может показаться на первый взгляд неожиданным для советского государства, проводившего агрессивную антирелигиозную политику. Однако для подобного выбора существовал ряд предпосылок.

И.Э. ГРАБАРЬ. Автопортрет. 1947
И.Э. ГРАБАРЬ. Автопортрет. 1947
98,5 × 75. © ГТГ

На рубеже XIX-XX веков усилился интерес к древнерусской иконе. Впервые внимание оказалось направлено на ее эстетическую форму, что отразилось в творчестве русских символистов и авангардистов. Начавшаяся в России после Октябрьской революции конфискация церковных ценностей привела к тому, что иконы стали доступны исследователям. Спасая иконы, их привозили в музеи, начинали реставрировать, изучать, что способствовало научному прорыву в этой области. Сотрудники созданных И.Э. Грабарем Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ)[1] проводили экспедиции по поиску древних икон, реставрировали их, вели исследовательскую деятельность. Четыре большие отчетные выставки древнерусского искусства были организованы в Москве в 1918, 1920, 1925 и 1927 годах. Эти выставки, проходившие под флагом достижений в области научной реставрации, как отмечал Грабарь, показали широкой публике «значительное собрание русских икон, но не тех черных, закопченных, с почти нераспознаваемыми лицами и даже сюжетами, которые считались типичными образцами русского иконного стиля, а светлых, сверкающих яркими гармоничными красками»[2]. Они привлекли внимание и тех иностранных ученых, «особенно немцев», кто не побоялся приехать в послереволюционную Россию. По словам самого Грабаря, идея показать выставку икон в Германии зародилась еще в 1921 году: «Должен сознаться, что, когда А.В. Луначарский обратился ко мне тогда с предложением организовать такую выставку, я всячески убеждал его отказаться пока от подобной затеи, казавшейся мне в те времена расстроенного транспорта и прочих хозяйственных невзгод весьма рискованной и даже прямо опасной для целости памятников, столь ветхих и хрупких, какими являются иконы»[3]. По-видимому, опыт сопровождения выставки русского искусства в Америку в 1924 году развеял опасения Грабаря, а его уход с поста директора Третьяковской галереи в 1925 году позволил сосредоточить внимание на древнерусском искусстве и развитии ЦГРМ. Признание за пределами Советского Союза художественной и культурно-исторической ценности иконы, а также инновационности проводимых реставрационных работ могло укрепить положение ЦГРМ как института и в целом изменить отношение к иконе внутри страны.

В 1926 году прощупывание почвы для выставки перешло в активную фазу. Игорь Эммануилович писал: «Сегодня я веду переговоры с различными учреждениями и лицами в Берлине, Франкфурте, Вене, Париже и Лондоне об организации большой выставки икон (оригиналов) от XII до XVII века. Идея выставки принадлежит Германии и родилась одновременно в кругах модернистов-художников и в кругах археологов и историков искусства (Peter Berens - строитель здания Германского посольства в Петербурге, проф. Wiegand, проф. Hotzsch и др. лица, побывавшие - иные и по нескольку раз - в Москве и оценившие значение открытых за эти 8 лет памятников)»[4].

Переговоры шли не гладко. Мартин Винклер, немецкий историк культуры, писал из Берлина 14 апреля 1926 года: «Мои усилия по устройству иконной выставки в Германии натолкнулись на сопротивление соответствующих учреждений, что было для меня неожиданно. Но я все же надеюсь, что именно благодаря моим лекциям постепенно лед тронется и все опасения развеются, как только все поймут, что древнерусское искусство по праву может претендовать на одно из самых выдающихся мест в мировом искусстве»[5]. По всей видимости, Винклер столкнулся с противодействием Вильгельма фон Боде - историка искусства, одного из родоначальников современного музееведения, носившего прозвище «Бисмарк берлинских музеев». В пользу этого говорят строки из письма Грабаря жене с открывшейся в 1929 году выставки: «...то, чего я боялся, случилось: самый наш главный враг - Боде. Он терпеть не может икон»[6].

Серьезно продвинулся, но не состоялся проект выставки во Франкфурте-на-Майне осенью 1927 года[7].

В итоге принимающей стороной согласилось стать Немецкое общество изучения Восточной Европы (Deutsche Gesellschaft zum Studium Osteuropas)[8], президентом которого был Фридрих Шмидт-Отт, бывший министр просвещения Пруссии, а вице-президентом - Отто Хётч, историк, политик, член Рейхстага.

Организаторами выставки, получившей название «Памятники древнерусской живописи. Русские иконы 12-18 века» (Denkmaler altrussischer Malerei. Russische Ikonen vom 12-18. Jahrhundert), с советской стороны стали Наркомпрос и, к ужасу музейных сотрудников, подразделение Наркомторга - торговая контора «Антиквариат». Последняя подключилась к организации в 1928 году, соблазненная идеей создать рыночный спрос на иконы на Западе. Этот интерес «Антиквариата» подогревал сам Грабарь[9]. В литературе продолжается спор о том, какие цели он преследовал, вступив на столь скользкий путь[10], но выставка получила спонсора. «Антиквариат» оплачивал командировки организаторов по музеям России для отбора экспонатов, расчистку и реставрацию икон, содержание лиц, сопровождавших выставку, часть расходов по транспортировке и страховке экспонатов[11].

Выставка должна была способствовать развитию интереса к русским иконам, чтобы обеспечить последующий спрос на них в среде коллекционеров. С самой выставки ничего не было продано[12].

Отбором занимались сотрудники ЦГРМ И.Э. Грабарь, А.И. Анисимов, Е.И. Силин, а также представитель Наркомторга Т.И. Сорокин[13]. В состав выставки были включены иконы, находившиеся не только в ЦГРМ и центральных музеях, но и в музеях Новгорода, Пскова, Ярославля, Твери, Вологды, Владимира, Архангельска и Сергиева Посада. Подготовка сопровождалась большим резонансом. Сотрудники центральных и региональных музеев не хотели выдавать иконы на выставку, обоснованно опасаясь того, что они могут не вернуться. Экспертная комиссия, созданная Главнаукой из представителей музеев и Наркомпроса, пыталась запретить вывоз некоторых наиболее ценных икон.

Шесть икон, не подлежащих вывозу, были заменены копиями, выполненными ведущими реставраторами: «Святая Троица» Андрея Рублева, «Богоматерь Владимирская», «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный» из Успенского собора Московского Кремля, «Богоматерь Оранта» из Ярославля, «Димитрий Солунский» из Дмитрова. И все же на выставку отправились такие шедевры, как «Николай Чудотворец» из Свято-Духовского монастыря в Новгороде, «Св. Иоанн (Лествичник), Георгий и Власий» Новгородской школы (обе - XIII века), «Сошествие во ад», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» из Успенского собора во Владимире, приписываемые Андрею Рублеву и Даниилу Черному, «Распятие» Дионисия, «Избранные святые» Псковской школы, «Успение Богоматери» Симона Ушакова и многие другие.

«Рублевская» стена на выставке в Берлине: «Архангел Михаил» (на начальном этапе реставрации), «Апостол Павел» и «Сошествие во ад» из Успенского собора во Владимире, копия «Святой Троицы» (автор Г.О. Чириков)
«Рублевская» стена на выставке в Берлине: «Архангел Михаил» (на начальном этапе реставрации), «Апостол Павел» и «Сошествие во ад» из Успенского собора во Владимире, копия «Святой Троицы» (автор Г.О. Чириков).
Фотография. © ОР ГТГ

Также на выставку стремились отобрать памятники, которые могли послужить для «демонстрирования методов реставрации, применяемых Центральными государственными реставрационными мастерскими, начиная с примеров легких поверхностных промывок и кончая сложными и многослойными случаями, с применением рентгенографирования и других приемов»[14]. В конечном итоге в каталог выставки вошли 132 иконы[15].

Сопровождали выставку И.Э. Грабарь и реставратор Е.И. Брягин. Благодаря официальным отчетам в Наркомпрос и переписке можно проследить ход всего путешествия. 18 февраля выставка открылась в Берлине, в выставочном зале бывшего музея декоративно-прикладного искусства. И.Э. Грабарь сообщал: «...я предложил выставить весь материал мелкого размера в витринах с таким расчетом, чтобы на стенах нашли себе место только памятники более значительных размеров. Это давало возможность разместить иконы значительно свободнее <...>, что давало надежду выдержать монументальный характер развески. <...> Здешний комитет с предложением согласился, и было приступлено к выбору колера для холста, который к нашему приезду уже был натянут на щитах, образовавших сплошную стену. Я настаивал на зеленоватом колере - единственном цвете, не встречающемся или почти не встречающемся в русской иконе, что после долгих возражений - настаивали на белом и светло-сером цветах - было принято»[16].

К выставке в Берлине был подготовлен цикл лекций, первую из которых - «Открытие памятников древнерусской живописи» - прочитал по-немецки И.Э. Грабарь. Она была посвящена реставрационной практике ЦГРМ и, по словам докладчика, имела большой успех. Последующие лекции в зале Городской библиотеки искусств Берлина читали такие выдающиеся немецкие историки и искусствоведы, как Адольф Гольдшмидт, Оскар Вульф, Мартин Винклер, Филипп Швейнфурт.

Выставка сопровождалась экскурсиями. Грабарь сообщал в письме к супруге: «.мне <...> приходится по крайней мере 3-4 раза в неделю выступать <...> прямо на выставке, непосредственно демонстрируя самые памятники. Это нечто среднее между Vortrag и FQhrung, между лекцией и экскурсией, но т.к. та публика, которой я все это должен преподносить, особо избранная и каждый раз специально приглашается с более-менее одинаковыми социальными, научными, художественными или антикварными уклонами и подборами, то я каждый раз преподношу это все по-новому <...>. Само собою разумеется, что сюда же присоединяются какие-то сторонние слушатели и в конце концов образуется аудитория человек 100 и 150. Продолжается это часа 11/2 и даже 2»[17]. Он отмечал большую заинтересованность аудитории: «Публика слушает меня до того внимательно и благожелательно, с такой признательностью и трогательной нежностью глядит в глаза, что мне каждый раз совестно. Такой аудитории я ни в жизть не имел»[18].

Об успехе выставки в Берлине свидетельствовало и то, что были распроданы почти все 1500 напечатанных каталогов[19]. Пришлось подготовить еще один тираж.

Успех выставки повторился в Кёльне. Она открылась 24 марта в здании Музея декоративно-прикладного искусства. И.Э. Грабарь писал жене: «Чертовски нарядно вышло. Ничего подобного мы, конечно, и сами в России еще не видали, и вот нужно же было в Германию приехать, чтобы это увидать. Стена прямо напротив входа так эффектна, что прямо дух захватывает. На ней в центре “Избранные святые” Третьяковской галереи; слева и справа по архангелу из деисусного чина Ярославского Спасского монастыря, дальше слева “Троица” Чирикова[20], левее “Премудрость созда себе храм [дом. - А.Л.]” и “Сошествие во ад” рублевские; справа: “Знамение” кашинское, правее “О Тебе радуется” дмитровское и “Воскрешение Лазаря” тверское»[21].

План развески икон на выставке в Кёльне, сделанный И.Э. Грабарем. Март 1929
План развески икон на выставке в Кёльне, сделанный И.Э. Грабарем. Март 1929
© ОР ГТГ

Выставка икон. Кёльн, 24 марта – 5 апреля 1929. Стена напротив входа
Выставка икон. Кёльн, 24 марта – 5 апреля 1929. Стена напротив входа.
Среди экспонатов: «Сошествие во ад» (приписывается Рублеву), «Премудрость создал себе дом» из Кириллова монастыря близ Новгорода,
«Избранные святые: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Параскева Пятница» Псковской школы, Богоматерь «Знамение»
из Воскресенского собора города Кашина, «О тебе радуется» из Успенского собора в Дмитрове (в процессе раскрытия)
Фотография. © ОР ГТГ

На открытие было приглашено около 300 человек. Вернисаж прошел в торжественной обстановке. С речью выступил Конрад Аденауэр, будущий канцлер ФРГ. Звучали Adagio и С-major Токкаты Баха и Largo Генри Экклза[22], исполненные на фортепиано и виолончели. Грабарь писал: «На музыке настоял обербюргермей- стер Аденауэр, самовластный голова города в течение уже 14 лет. И. Бах и его французский современник Эклес [Экклз. - А.Л.] как нельзя более гармонировали с иконами»[23].

Грабарь сообщал в Наркомпрос: «Выставка явилась для Кёльна еще большим событием, чем она была для Берлина. Причина ее успеха заключается, как сейчас выяснилось, не столько в том, что Кёльн - крупнейший католический центр Германии, сколько в том, что он одновременно крупнейший в прошлом рассадник художественной культуры, ибо Кёльнская школа живописи XIV-XV веков есть нечто, близко напоминающее явление расцвета Новгородской живописи в течение тех же двух столетий. Кроме того, Кёльн был связан с Новгородом при помощи Ганзейского союза, что также в сознании кёльнцев роднит их с далеким северо-восточным со- седом»[24].

Экспозиция была открыта всего 12 дней, ее посетило свыше 4000 человек[25]. Для Кёльна это был большой успех, и начались переговоры о новом проекте. Организаторам очень хотелось показать в сопоставлении иконы и кёльнскую школу живописи, что планировалось сделать на большой выставке «Кёльн 1929», она открылась в конце мая[26]. Так как командировка Грабаря подходила к концу, он заранее приехал и наметил развеску, но присутствовать и давать пояснения уже не смог[27].

В Гамбурге открытие выставки состоялось 13 апреля 1929 года в помещении Кунстхалле. В отличие от других городов здесь не удалось сохранить монументальность развески. Экспонаты разместили в 9 комнатах, вытянутых в одну линию, что позволило выделить в экспозиции отдельные школы, но во время экскурсий не давало отойти на достаточное расстояние. Закрытие выставки состоялось уже 25 апреля. Менее чем за две недели ее успело посетить около 7000 человек[28].

Выставка икон. Мюнхен. 8–23 мая 1929
Выставка икон. Мюнхен. 8–23 мая 1929
В центре слева – «Успение Богоматери» Симона Ушакова. Фотография
© ОР ГТГ

Выставка в Мюнхене (открылась 8 мая 1929 года) получилась особенно эффектной из-за оформления зала, в котором она была размещена: помещением для выставки служила аула Мюнхенской академии художеств. И.Э. Грабарь писал в отчете: «Иконы надо было разместить в конференц-зале Академии, стены которой сплошь завешаны гобеленами конца XVIII в[ека] со станцев Рафаэля. Это лишало возможности прикреплять иконы к стенам, и пришлось всю выставку строить на мольбертах. <...> Зритель не замечает вовсе мольбертов, так как в нижней части, до высоты в 1 метр с несколькими сантиметрами, они завешаны холстом красивого серого оттенка, близкого к гобеленам, а в средней части завешены иконами. <...> Мы приступили к развеске, которая против наших ожиданий вышла не только удачной, но и исключительно эффектной, ибо трудно было придумать для икон лучший фон, нежели Рафаэлевские гобелены. Комитет целиком принял развеску, и отдельные его члены, опасавшиеся гобеленового фона, до сих пор убивавшего все выставки, организованные в этом зале, признали, что это первый случай, когда не гобелены бьют, а сами они убиты цветностью икон»[29].

Выставка икон. Мюнхен. 8 – 23 мая 1929
Выставка икон. Мюнхен. 8 – 23 мая 1929
Слева направо: «Символ веры» из церкви Св. Григория Неокесарийского в Москве, «Св. благоверный князь Георгий Всеволодович» (верхняя доска раки из Успенского собора во Владимире, в процессе реставрации), «Рождество Христово» (XVIII век), «Вседержитель на престоле с предстоящими» из Донского монастыря в Москве (XVIII век), «Рождество Богоматери» (XVII век), «Св. Троица» Петра Голдобина (1751)
Фотография. © ОР ГТГ

Будучи занятым переговорами о повторном приезде выставки в Кёльн, Грабарь уже не так пристально следил за реакцией мюнхенской публики, не водил экскурсии и не читал лекции. В Наркомпрос он отписался довольно общими словами: «Выставка имела огромный успех. Несмотря на высокую входную плату, на которой настоял комитет, - впервые введенную за все время пребывания выставки в Германии, - публики было все время много и каталоги раскупались в большом количестве»[30].

После Мюнхена, сменив сопровождающих лиц, иконы второй раз привезли в Кёльн, затем отправили в Вену (сентябрь-октябрь 1929), Лондон (ноябрь- декабрь 1929) и в турне по городам США (1930-1932). Произведения вернулись в Россию только в 1933 году. Выставка имела успех везде, но в Германии была встречена с особым вниманием. Причинами тому были, с одной стороны, традиционный интерес Германии к России, к тому времени вновь налаженные дипломатические и научные связи, а с другой - внимание, уделенное организаторами сопутствующей научно-просветительской программе.

Информация о реставрационных успехах ЦГРМ также довольно широко распространилась в среде немецких специалистов. Об этом свидетельствуют многочисленные письма, полученные Игорем Эммануиловичем уже после отъезда из Германии. Но укреплению положения ЦГРМ внутри страны заграничный успех все же не способствовал. В Советском Союзе ужесточилась антирелигиозная политика, сносились церкви, арестовывали священнослужителей и тех, кто был так или иначе связан с церковниками. Чистки затронули и ЦГРМ. Грабарь в 1930 году был вынужден уйти с поста директора, а многие сотрудники вскоре были арестованы.

Главным результатом выставки можно считать то, что она дала импульс для изучения русской иконы в Германии, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в газетах и научных журналах[31]. Писали не только авторы, давно занимавшиеся древнерусским искусством (Мартин Винклер, Ганс Йонас, Филипп Швейнфурт), но и те, чьи научные интересы не касались напрямую этой темы, например, историк средневекового искусства Адольф Гольдшмидт, исследователь архитектуры и прикладного искусства Эдвин Редслоб, искусствовед Макс Осборн или специалистка по коптскому раннехристианскому искусству Дора Цунц.

Некоторые из немецких ученых (Адольф Гольдшмидт) рассматривали древнерусскую икону в связи с византийским и европейским средневековым искусством, отмечая их общие греко-римские корни и консерватизм русской иконописи, сохранившей строгие традиции, унаследованные от Византии. Ввиду близости к общим корням русская икона могла рассматриваться как ключ к пониманию средневекового западного искусства, особенно раннего. Макс Осборн искал параллели с итальянским искусством. Другие, как Дора Цунц, делали акцент на самобытности древнерусской иконописи, ее развитии и различиях между школами. Все отмечали большую художественную и эстетическую ценность древнерусской иконы.

Выставка 1929 года в Германии укрепила интерес к русскому искусству, став уникальным культурным и научным событием такого рода, одним из последних перед наступлением страшных для обеих стран 30-х годов и Второй мировой войны.

 

  1. Центральные государственные реставрационные мастерские 1924-1934: с 1918 по 1924 - Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи; с 1944 - Центральная художественно-реставрационная мастерская; с 1974 - Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря).
  2. ОР ГТГ Ф. 106. Ед. хр. 16776. Л. 9.
  3. Там же.
  4. Грабарь И.Э. Письма. 1917-1941. М., 1977. С. 158. (Далее: Грабарь)
  5. ОР ГТГ Ф. 106. Ед. хр. 3314. Л. 1. Пер. с нем. А.М. Лишневской.
  6. Грабарь. С. 182.
  7. ОР ГТГ. Ф. 106. Ед. хр. 16759 - 16762, 16767. Также планировался приезд выставки во Франкфурт-на-Майне в 1929-м, но он не состоялся.
  8. Об обществе подробнее см.: Евсина Н.А., Каждан Т.П. И.Э. Грабарь и деятели немецкой культуры (конец XIX - первая треть XX века) // Взаимосвязи русского и советского искусства и немецкой художественной культуры. М., 1980. С. 283-285.
  9. ОР ГТГ. Ф. 106. Ед. хр. 177.
  10. См: Осокина Е.А. Небесная голубизна ангельских одежд: Судьба произведений древнерусской живописи, 1920-1930-е годы. М., 2018. С. 199-204. (Далее: Осокина); Вздорнов Г.И. Реставрация и наука: Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи. М., 2006. С. 108. (Далее: Вздорнов.)
  11. Осокина. С. 208-209.
  12. Подробнее см.: там же. С. 247293.
  13. ОР ГТГ. Ф. 106. Ед. хр. 16769. Л. 1.
  14. ОР ГТГ. Ф. 106. Ед. хр. 16769. Л. 2 (об.).
  15. Denkmaler altrussischer Malerei. Russische Ikonen vom 12-18. Jahrhundert. Ausstellung. Berlin. 1929. Составители каталога Ю.А. Олсуфьев и Е.И. Силин, под общей редакцией А.И. Анисимова, автор предисловия Отто Хётч.
  16. ОР ГТГ. Ф. 106. Ед. хр. 16771. Л. 2.
  17. Грабарь. С. 188.
  18. Там же. С. 193.
  19. ОР ГТГ Ф. 106. Ед. хр. 16771. Л. 6.
  20. Копию «Святой Троицы» Андрея Рублева для выставки выполнил реставратор ГО. Чириков.
  21. Грабарь. С. 197.
  22. ОР ГТГ Ф. 106. Ед. хр. 16771. Л. 10.
  23. Грабарь. С. 197.
  24. ОР ГТГ. Ф. 106. Ед. хр. 16771. Л. 11.
  25. Там же.
  26. См.: ОР ГТГ. Ф. 106. Ед. хр. 3424. Ед. хр. 16776. Л. 10.
  27. ОР ГТГ Ф. 106. Ед. хр. 16771. Л. 18 (об.).
  28. Там же. Л. 15.
  29. Там же. Л. 18-18 (об.).
  30. ОР ГТГ. Ф. 106. Ед. хр. 16771. Л. 18 (об.).
  31. Вздорнов. С. 112, 135.
Иллюстрации
Выставка икон Мюнхен. 8–23 мая 1929
Выставка икон Мюнхен. 8–23 мая 1929
На стенде, в верхнем ряду: «Положение пояса Богоматери» мастера Первуши, «Избранные святые», «Принесение Нерукотворного Образа» мастера Первуши.
В нижнем ряду: «Хвалите Господа с небес» из Кирилло-Новоезерского монастыря, «Добрые плоды учения Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста» Никифора Савина, «Алексий митрополит».
Фотография
© ОР ГТГ
И.Э. Грабарь. 1930-е
И.Э. Грабарь. 1930-е
Фотография
© ОР ГТГ
Письмо Фридриха Шмидт-Отта к И.Э. Грабарю. 21 декабря 1928
Письмо Фридриха Шмидт-Отта к И.Э. Грабарю. 21 декабря 1928
© ОР ГТГ
Титульный лист каталога выставки «Denkmaler altrussischer Malerei» (Памятники древнерусской живописи. Русские иконы 12–18 века)
Титульный лист каталога выставки «Denkmaler altrussischer Malerei» (Памятники древнерусской живописи. Русские иконы 12–18 века)
Берлин, Кёльн, Гамбург, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен. 1929
Пригласительный билет на открытие выставки в Берлине. Февраль 1929
Пригласительный билет на открытие выставки в Берлине. Февраль 1929
© ОР ГТГ
Общий вид выставки икон Берлин. 18 февраля – 10 марта 1929
Общий вид выставки икон Берлин. 18 февраля – 10 марта 1929
Фотография
© ОР ГТГ
Архангел Михаил из деисусного чина Успенского собора во Владимире. 1408
Архангел Михаил из деисусного чина Успенского собора во Владимире. 1408
Приписывается Андрею Рублеву и Даниилу Черному. Дерево, яичная темпера. 314 × 128
© ГТГ
Реставрация закончена в 1937 году
Андрей РУБЛЕВ (?) Сошествие во ад. XV век
Андрей РУБЛЕВ (?) Сошествие во ад. XV век
Дерево, левкас, яичная темпера. 124 × 94
© ГТГ
Избранные святые: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Параскева Пятница. Псковская школа. Начало XV века
Избранные святые: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Параскева Пятница. Псковская школа. Начало XV века
Дерево, яичная темпера. 147 × 134
© ГТГ
Вход на выставку икон  в Гамбурге. 13–29 апреля 1929
Вход на выставку икон в Гамбурге. 13–29 апреля 1929
Фотография
© ОР ГТГ
Выставка икон в Гамбурге. 13–29 апреля 1929
Выставка икон в Гамбурге. 13–29 апреля 1929
Слева направо: «Спас Нерукотворный» из Успенского собора Московского Кремля (копия Е.И. Брягина), «Св. Димитрий Солунский» (копия В.О. Кирикова), «Ангел Златые Власы» (копия Г.О. Чирикова), «Богоматерь Владимирская» (копия А.И. Брягина), икона «Николай Чудотворец» из Свято-Духовского монастыря (XIII век), «Св. Иоанн Лествичник, свв. Георгий и Власий» (Новгород, XIII век), «Св. Василий Кесарийский» (правая створка Царских врат, конец XIV века). Фотография
© ОР ГТГ
>Выставка икон в Гамбурге. 13–29 апреля 1929
Выставка икон в Гамбурге. 13–29 апреля 1929
Слева направо: «Св. Николай Чудотворец с чудесами» из церкви Св. Николы Надеина в Ярославле, «Богоматерь Одигитрия» из Покровского монастыря в Суздале, «Распятие» Дионисия, «Богоматерь Оранта с предстоящими по сторонам св. Николой и св. Димитрием», «Свв. Флор и Лавр». Фотография
© ОР ГТГ
Богоматерь Оранта с предстоящими по сторонам св. Николой и св. Димитрием. XIV век
Богоматерь Оранта с предстоящими по сторонам св. Николой и св. Димитрием. XIV век
Дерево, левкас, яичная темпера. 83 × 68
© ГТГ
ДИОНИСИЙ. Распятие. 1500
ДИОНИСИЙ. Распятие. 1500
Дерево, яичная темпера. 85 × 52
© ГТГ
Св. благоверный князь Георгий Всеволодович. Верхняя доска раки. Около 1645 года
Св. благоверный князь Георгий Всеволодович. Верхняя доска раки. Около 1645 года
Дерево, левкас, яичная темпера. 192 × 120
© ГТГ
Выставка икон. Мюнхен. 8–23 мая 1929
Выставка икон. Мюнхен. 8–23 мая 1929
Фотография
© ОР ГТГ
НИКИФОР САВИН. Добрые плоды учения Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Начало XVII века
НИКИФОР САВИН. Добрые плоды учения Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Начало XVII века
Дерево, яичная темпера. 35 × 30
© ГТГ
МАСТЕР ПЕРВУША. Принесение Нерукотворного Образа. Первая четверть XVII века
МАСТЕР ПЕРВУША. Принесение Нерукотворного Образа. Первая четверть XVII века
Дерево, левкас, яичная темпера. 40 × 34
© ГТГ
Алексий митрополит. Первая половина XVII века
Алексий митрополит. Первая половина XVII века
Паволока, яичная темпера. 32,2 × 27,7
© ГТГ
Симон УШАКОВ с учениками ЕГОРОМ И ИВАНОМ. Успение Богоматери. 1663
Симон УШАКОВ с учениками ЕГОРОМ И ИВАНОМ. Успение Богоматери. 1663
Дерево, левкас, яичная темпера. 146 × 120
© ГТГ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play