Наследники Грабаря

Алексей Владимиров

Рубрика: 
НАСЛЕДИЕ
Номер журнала: 
#3 2022 (76)

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр носит имя известного художника, историка искусства и общественного деятеля Игоря Эммануиловича Грабаря - первооткрывателя и основателя в России научных методов реставрации.
Грабарь ввел в практику предреставрационные исследования памятников, коллегиальный метод принятия решений при их раскрытии, фотофиксацию и документирование всех процессов работы. По его инициативе в 1920-е годы сформировалась уникальная, не имеющая аналогов в Европе русская реставрационная школа, которая постоянно развивается, используя результаты исследований в разных областях науки и культуры. Именно с Грабаревскими мастерскими с момента их возникновения и до наших дней связаны все основные мероприятия, проводимые государством в области реставрации и охраны памятников культуры.

Андрей Иванович ИВАНОВ. Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм. 1829
Андрей Иванович ИВАНОВ. Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм. 1829
Холст, масло. 212 × 160,5. © ГТГ

История Центра началась в 1918 году, когда в тяжелое время гражданской войны И.Э. Грабарь по поручению наркома просвещения А.В. Луначарского разработал план государственной охраны памятников культуры. Единственными, кто противостоял тогда революционному вандализму и разрухе, стали несколько известных художников, ученых и деятелей культуры, пытавшихся убедить власть в необходимости нового подхода к охране памятников через созданную при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения Всероссийскую комиссию по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, при которой Грабарь организовал реставрационные мастерские.

Для работы в комиссии кроме потомственных мастеров-иконников из Мстеры, Палеха и других старинных иконописных центров Грабарь привлек А.И. Анисимова, П.И. Нерадовского, Н.П. Лихачева, Н.П. Сычева, И.С. Остроухова, Ю.А. Олсуфьева. Все они сейчас известны как первооткрыватели уникальных памятников древнерусского искусства, и это не случайно, поскольку массовое раскрытие русских икон началось именно с деятельности Комиссии.
В 1924 году мастерские стали самостоятельным специализированным учреждением и получили название Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ).
История российской и советской реставрации, вероятно, не знает более деятельной организации. В 1918-1934 годах мастерскими отреставрировано более 1000 памятников древнерусского искусства. В ЦГРМ были раскрыты такие шедевры, как «Богоматерь Владимирская» (первая треть XII века, ГТГ), «Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы)» (11301190-е, ГРМ), «Богоматерь Боголюбская» (около 1155) и «Богоматерь Максимовская» (около 1299-1305, обе иконы - Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1918 году решили вести работу по раскрытию живописи, связанной с именем Андрея Рублева, и в Троице-Сергиевой лавре была проведена реставрация «Троицы» (1411 или 1425-1427, ГТГ). Специалисты ЦГРМ отреставрировали три известные иконы «Звенигородского чина» (1410-е, ГТГ), предположительно созданные гениальным иконописцем.

Необходимо отметить, что Церковь высоко оценила деятельность коллектива ЦГРМ. Еще в 1918 году святейший патриарх Тихон, понимая, что только реставраторы могут уберечь русские святыни от полного уничтожения, выдал «охранную» грамоту И.Э. Грабарю, В.Т. Георгиевскому и А.И. Анисимову с благословением и пожеланием успеха «полезному для Церкви начинанию».

Под руководством Грабаря с целью выявления памятников искусства были подготовлены и проведены научные экспедиции по Русскому Северу и городам, расположенным по берегам Волги и Оки. Уже первые результаты деятельности реставраторов оказались успешными - они фактически заново открыли много новых памятников иконописи. Именно благодаря им в искусствоведческих трудах появились сведения о неизвестных прежде мастерах, о таких иконописных школах, как Тверская, Ярославская, Псковская.

К сожалению, как раз в пору расцвета ЦГРМ — в 1930-е годы — политическая ситуация резко изменилась не только в области охраны памятников, но и по отношению к реставрационным мастерским: работу ЦГРМ признали «слишком узкой, аполитичной и не имеющей общественного уклона». Реставраторы стали не нужны власти, борющейся с Церковью, их письма и ходатайства в защиту памятников национальной культуры раздражали. Последовали «оргвыводы». Опытные специалисты подверглись репрессиям. После многих лет лагерей П.Д. Барановскому, Н.П. Сычеву, Н.Н. Померанцеву, В.О. Кирикову, Д.Ф. Богословскому, П.И. Юкину удалось выжить и продолжить служение делу всей жизни. Великие деятели охраны памятников Ю.А. Олсуфьев и А.И. Анисимов пали жертвами репрессий. В 1934 году ЦГРМ закрыли. Бывшие сотрудники перешли в главные российские музеи (Третьяковскую галерею, Русский музей, Исторический музей и другие). Общесоюзное дело охраны памятников прекратилось почти на целое десятилетие.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Необходимо было срочно спасать эвакуированные фонды многих десятков музеев, и в первую очередь те, что оказались в зоне оккупации. Для этого требовались прежде всего опытные кадры. Стало ясно, что без реставрационных мастерских невозможно справиться с последствиями разрушений, нанесенных войной.

1 сентября 1944 года после подписания В.М. Молотовым распоряжения Совнаркома СССР создается Государственная центральная художественно-реставрационная мастерская (ГЦХРМ). Грабарь, которому в то время исполнилось 72 года, не мог возглавить мастерскую, но ввел в ее штат должность научно-художественного руководителя, чьи обязанности исполнял на протяжении последующих 15 лет. В 1944 году он фактически возродил ЦГРМ.

Первому директору ГЦХРМ В.Н. Крыловой удалось собрать основной состав Грабаревских мастерских. По всей стране она разыскивала опытных реставраторов, многие были отозваны с фронта. На долгие годы мастерские обосновались в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье. Первое, что сделали реставраторы, - расчистили фрески и росписи М.В. Нестерова и П.Д. Корина, восстановили нестеровский иконостас Покровского собора, долгие годы использовавшегося как клуб завода. Подвиги начинаются с малого!

Главное направление деятельности мастерских в 1940-1950-х годах диктовалось условиями военной и послевоенной жизни: музеям, возвращавшимся из эвакуации, требовалась помощь. Сотрудники ГЦХРМ начали планомерную консервацию и реставрацию экспонатов, создали послевоенные экспозиции в музеях Курска, Смоленска, Новгорода, Пскова, Калинина (ныне Твери), Харькова и других городов. Среди значительных достижений этого периода - реставрация панорам Ф.А. Рубо «Бородинская битва» и «Севастопольская оборона», для восстановления которых потребовалась разработка новых методик.

Франц Алексеевич РУБО. Оборона Севастополя 1854–1855 годов. Панорама. 1901–1904
Франц Алексеевич РУБО. Оборона Севастополя 1854–1855 годов. Панорама. 1901–1904
Холст, масло. 14 × 114 м.
© Музей-панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 годов», Севастополь

Франц Алексеевич РУБО. Оборона Севастополя 1854–1855 годов. Панорама. 1901–1904. Фрагмент
Франц Алексеевич РУБО. Оборона Севастополя 1854–1855 годов. Панорама. 1901–1904. Фрагмент
Франц Алексеевич РУБО. Оборона Севастополя 1854–1855 годов. Панорама. 1901–1904. Фрагменты
© Музей-панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 годов», Севастополь

Масштабы деятельности мастерской тех лет поражают. В отчетах значатся тысячи произведений из музеев Советского Союза и сотни ввезенных в Россию из Германии (из Дрезденской галереи, музеев Берлина).

В 1958 году возобновилась экспедиционная работа. Организованные Н.Н. Померанцевым экспедиции обследовали и описали тысячи архитектурных памятников, икон, деревянных скульптур, предметов декоративной резьбы, металлического литья, ткачества.

Для восстановления структуры музейной реставрации в 1955 году ГЦХРМ организовала двухгодичные курсы подготовки реставраторов станковой живописи, графики, скульптуры и предметов прикладного искусства, предоставлявшие единственную в то время возможность получить официальное реставрационное образование. Квалификационные удостоверения курсов получили основатели реставрационных мастерских Вильнюса, Киева, Баку, Минска, Таллинна. Богатый опыт реставраторов, а также знания старшего поколения и научное обеспечение реставрационных процессов позволили обобщить и опубликовать принципы реставрации послевоенного периода. Так, в 1960-е начали выходить в свет первые сборники «Вопросы реставрации», которые служили для многих музейных реставраторов в те годы единственными методическими пособиями.

После окончания восстановительного послевоенного периода в музеях стало развиваться новое направление деятельности мастерских. От отдельных памятников реставраторы постепенно перешли к циклам и сериям, связанным с различными местными школами и определенными историческими периодами. Такая методология оказалась естественной для реставрации иконописи. Единая технология создания памятников требовала единой технологии реставрации. В программе деятельности мастерских появились темы: ростово-суздальская иконопись, псковская иконопись, живопись древней Карелии, иконопись вологодских земель. Обычно после окончания работ по раскрытию очередной серии икон устраивались выставки в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге).

В 1974 году мастерские были преобразованы во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ). Новый статус организации расширил рамки ее деятельности: она стала научно-методическим и координационным центром, занимающимся практической реставрацией, фундаментальными научными исследованиями, подготовкой специалистов для музеев (в отделах Центра регулярно проходят стажировку российские и зарубежные реставраторы), а также активным участником реставрационных советов музеев.

Одно из основных направлений деятельности ВХНРЦ - организация выставок, представляющих развитие реставрационного дела в стране и за рубежом. Только перечисление выставок, за которыми стоят годы кропотливого труда реставраторов, займет несколько страниц, поэтому назовем лишь некоторые наиболее интересные экспозиции: «Со- лигаличские находки. Художник XVIII века Григорий Островский» (1975); «Ефим Честняков — художник сказочных чудес» (1977); «Русский акварельный портрет первой половины XIX века» (1978); «Ярославский портрет XVIII-XIX веков» (1982); «Русский пастельный портрет» (1985); «Иконы строгановских вотчин» (1990-1991); «Гравюры Жан-Жака де Буассье из собрания Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского» (2009); «Небеса ручной работы. Расписные потолки и иконы из храмов Кенозерского национального парка» (2010); серия выставок с общим названием «Сохраняя культурное наследие»: «Гравюры старых мастеров из собраний российских музеев после реставрации в ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря» (2011), «Акварели и рисунки А.П. Боголюбова из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева после реставрации в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря (2012), «Живопись и графика старых мастеров из собраний российских музеев после реставрации в ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря» (2014), «Николай Фешин: Живопись и графика русского периода после реставрации в Центре имени И.Э. Грабаря (2017)»; «Николай Померанцев. К 125-летию со дня рождения» (2016-2017); «Древнерусское лицевое шитье после реставрации в Центре имени И.Э. Грабаря» (2018); «Открытие “Иконотеки А.Н. Овчинникова”» (2018); «Акварели М.А. Волошина после реставрации в Центре Грабаря»» (2019); «Восток - дело тонкое» (2021); «Сказ об Иване Билибине» (2021); «Адольф Овчинников. Страницы жизни» (2022). К 150-летию со дня рождения И.Э. Грабаря в 2021 году был представлен выставочный проект «Разговор с Мастером», посвященный обширному наследию основателя реставрационных мастерских, художника, реставратора, искусствоведа, теоретика искусства, просветителя и педагога.

ВХНРЦ также проводит научные конференции и чтения, круглые столы, где обсуждаются достижения российской и мировой науки в области реставрации.

В настоящее время ВХНРЦ - сложная, разветвленная структура, которая включает в себя отделы реставрации масляной и темперной живописи, мебели, тканей, керамики, графики, кости, металла, рукописей, каменной скульптуры, а также отделы физико-химических исследований, научной экспертизы, архив, фототеку. При Центре созданы Архангельский, Вологодский и Костромской филиалы.

Много лет Грабаревские мастерские размещались в московских храмах: в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители, различные отделы располагались в церкви Святой Екатерины на Всполье, Владимирском соборе Сретенского монастыря, церкви Воскресения Христова в Кадашах. Надо отдать должное, реставраторы мастерских собственными силами поддерживали и восстанавливали занимаемые организацией храмы. В 2006 году все отделы ВХНРЦ переехали в реконструированное здание на улице Радио. Мастерские были оснащены современным оборудованием.

Новые и новые поколения реставраторов пополняют ряды наследников Игоря Эммануиловича Грабаря, сохраняя высокий уровень профессионализма. Они проходят вновь и вновь по оставленному Грабарем живому следу, кропотливо восстанавливая памятники российской и мировой культуры.

Иллюстрации
Игорь Эммануилович ГРАБАРЬ. Серый день. Проходной двор в Замоскворечье. 1941
Игорь Эммануилович ГРАБАРЬ. Серый день. Проходной двор в Замоскворечье. 1941
Холст, масло. 79 × 66
© ГТГ
Раскрытие «Мадонны» в ЦГРМ. Сентябрь 1925
Раскрытие «Мадонны» в ЦГРМ
Слева направо: Г.О. Чириков, А.И. Анисимов, Д.Ф. Богословский, И.Э. Грабарь. Сентябрь 1925. Фотография
© ОР ГТГ
«Обследование Н.Н. Померанцевым древней иконы св. Николая, найденной им на чердаке Воскресенской церкви 1694 г. в селе Верхние Матигоры Холмогорского р-на Архангельской области. Июль 1966 г.
«Обследование Н.Н. Померанцевым древней иконы св. Николая, найденной им на чердаке Воскресенской церкви 1694 г. в селе Верхние Матигоры Холмогорского р-на Архангельской области. Июль 1966 г.» (аннотация неустановленного участника экспедиции). Фотография
Торжественное открытие Третьяковской галереи в зале В.И. Сурикова 17 мая 1945 года
Торжественное открытие Третьяковской галереи в зале В.И. Сурикова 17 мая 1945 года.
Читает приветственное слово директор Третьяковской галереи А.И. Замошкин; за букетом цветов – И.Э. Грабарь
© Отдел фотокиноматериалов ГТГ
Никола Можайский. 1540
Никола Можайский. 1540
Роспись – 1696. Юго-Западная Русь. Дерево, левкас, темпера; резьба полихромная роспись. 174 × 80 × 17
© Псковский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Симеон Столпник. Из деисусного чина. Середина XVII века
Симеон Столпник. Из деисусного чина. Середина XVII века
Русский Север. Дерево, левкас, темпера. 200 × 61
© Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Никита Столпник Переславльский. Из деисусного чина. Середина XVII века
Никита Столпник Переславльский. Из деисусного чина. Середина XVII века
Русский Север. Дерево, левкас, темпера. 199 × 61
© Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Андрей РУБЛЕВ. Троица. 1411 или 1425–1427
Андрей РУБЛЕВ. Троица. 1411 или 1425–1427
Дерево, левкас, темпера. 142 × 114
© ГТГ
Богоматерь Владимирская. Первая треть XII века. Константинополь
Богоматерь Владимирская. Первая треть XII века. Константинополь
Дерево, темпера. 104 × 69
© ГТГ
Петергоф. Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву»
Петергоф. Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву»
Современная фотография
Петергоф. Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву». Культурные ценности – жертвы войны
Петергоф. Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву». Культурные ценности – жертвы войны
Фотография
Екатерининский дворец. Царское Село
Екатерининский дворец. Царское Село
Современная фотография
Екатерининский дворец. Царское Село. Культурные ценности – жертвы войны
Екатерининский дворец. Царское Село. Культурные ценности – жертвы войны
Фотография

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play