Встречи В Париже: МАРИЯ ЯКУНЧИКОВА И ЭЖЕН КАРРЬЕР

Юлия Петрова

Номер журнала: 
#3 2020 (68)

В парижских письмах Марии Васильевны Якунчиковой Елене Дмитриевне Поленовой встречаем короткий рассказ о личном знакомстве с художником Эженом Каррьером - мастером, мало популярным в наши дни даже во Франции, но, безусловно, хорошо известным современникам по всей Европе, в том числе в России.

Эжен КАРРЬЕР. Автопортрет. Около 1901
Эжен КАРРЬЕР. Автопортрет. Около 1901
Холст, масло. 46 × 38. © Музей современного искусства, Страсбург

Слава пришла к Каррьеру лишь во второй половине жизни, в 1890-х годах, зато обретенный им авторитет оказался поистине масштабным. Публикации, даже книги, посвященные его творчеству, появляются уже при его жизни. Художник получает многочисленные заказы как от частных лиц, так и от государства. Среди тех, кто обучается в студии Каррьера, - Анри Матисс, Андре Дерен, Жан Пюи и другие живописцы, впоследствии обретшие мировую известность. Посещают так называемую Академию Каррьера и русские мастера, приезжающие в Париж в поисках новых творческих горизонтов, - Александр Васильевич Шевченко, Елена Андреевна Киселева. К его мнению прислушиваются, он принимает участие в крупных политических, художественных и общественных событиях, в том числе требует пересмотра знаменитого дела Дрейфуса, борется за создание в Париже Осеннего салона, дает интервью на острые социальные темы. Несмотря на то что подчас в своих высказываниях Каррьер примыкает к политической оппозиции, он удостоен Ордена Почетного легиона. Среди его друзей - самые блестящие современники, такие как братья де Гонкур, Альфонс Доде, Поль Верлен, Стефан Малларме, Жорж Клемансо, Айседора Дункан и другие. Ближайший друг Каррьера - Огюст Роден - считает его одним из наиболее выдающихся мастеров эпохи и говорит: «На выставках большая часть картин - не что иное, как живопись; на этом фоне картины Каррьера - это окна, открытые в жизнь»[1]

Мастерская Каррьера (одно время в ней работает также наш соотечественник Иван Павлович Похитонов) становится местом встреч интеллигенции, сюда приводят и приезжающих в Париж иностранцев. К концу жизни вокруг Каррьера, как ранее вокруг Льва Николаевича Толстого или Генрика Ибсена, сформировался кружок представителей передовой европейской мысли[2]. Айседора Дункан, описывая свою первую встречу с художником, характеризовала его как необычайно притягательного, харизматичного человека: «В нем был заложен могучий дух, сильнее которого я не встречала: Разум и Свет. Он излучал величайшую нежность ко всему живущему. Вся чудесная красота и сила его картин была просто прямым отражением совершеннейшей души художника. В его присутствии я чувствовала себя так, как, должно Быть, чувствовала бы себя в присутствии Христа. Я была полна таким благоговением, что хотела опуститься на колени, и опустилась бы, не будь я так робка и сдержанна по натуре»[3]. Это не единственный подобный отклик. Каррьер воспринимался многими как мудрый советчик, духовный пример и авторитет.

Перечисляя Елене Дмитриевне лучшие работы на Салоне Марсова поля 1892 года, Мария Васильевна называет «В омнибусе» Цорна и «Материнство» Каррьера[4], последнего хвалит за точность ухваченного жеста и лиц: «иллюзия реальности удивительная»[5]. Полотно, изображающее женщину, обнимающую и целующую двоих детей, заслужило восторженные отклики и других критиков: «Никогда еще ему [Каррьеру] не удавалось достичь настолько яркой выразительности жеста, такого мастерства в построении картины»[6]. Эли Фор определяет историческое значение живописи Каррьера: «Никогда до сих пор никто не осмеливался сделать единственным своим сюжетом банальную повседневность. Даже самому Рембрандту практически всегда требовалось большое событие, некая красочная история для того, чтобы выразить собственную страсть. Каррьер понял, что самое скромное житейское происшествие - это огромнейшее явление. В этом смысле он настоящий исторический живописец, так как рассказывает людям историю о том, чего они сами никогда не замечают, - самую суть их жизни»[7].

Учитывая тесные связи В.Д. Поленова с семьей Мечниковых, а тех - с Огюстом Роденом и Эженом Каррьером (Илья Ильич Мечников был Близким другом, а впоследствии лечащим врачом художника, страдающего от рака горла, его супруга Ольга Николаевна брала у Каррьера уроки живописи; по некоторым сведениям, дома у Мечниковых висели исключительно полотна Каррьера[8]), с высокой долей вероятности можно утверждать, что знакомство М.В. Якунчиковой и Эжена Каррьера носило не эпизодический характер. Мария Васильевна входит в круг русских художников, которые, не заимствуя у Каррьера ни сюжетов, ни манеры,тем не менее подпадают под его обаяние. Из переписки с Е.Д. Поленовой узнаем, что Якунчиковой импонирует описанный самим Каррьером подход к искусству: «...картины у него создаются внутри его, у него “visions" внутренние, например, слушая музыку, у него сейчас же является vision, которую он потом производит. Вот это настоящее творчество – создать образ в воображении, восстающий из суммирования предшествующих впечатлений»[9]. Она стремится к тому же богатству ассоциаций и глубокому подтексту произведений, но довольна собой не вполне.

На рубеже столетий имя французского живописца регулярно появляется на страницах русской критики, мелькает в письмах, его работы экспонируются на международной выставке «Мира искусства» в 1899 году, приобретаются С.И. Щукиным, И.С. Остроуховым, М.А. Морозовым. Самому Каррьеру Россия и идущие в стране социально-политические процессы также были весьма интересны. Взаимосвязям мастера с нашей страной, а также влиянию, которое он исподволь оказал на русскую живопись и литературу, будет посвящена выставка в московском Музее русского импрессионизма.

 

  1. Роден О. Мысли об искусстве. М., 2000. С. 17.
  2. Faure Е. Eugene Carriere, peintre et lithographe. Paris, 1908. P. 3-4.
  3. Дункан А. Мой муж Сергей Есенин. М., 2014. С. 106.
  4. Ныне в Музее Артюра Рембо, г. Шарлевиль- Мезьер.
  5. Цит. по: Поленова Н.В. Мария Васильевна Якунчикова. М., 1905. С. 28.
  6. Seailles G. Eugene Carriere, I’homme et I’artiste. 2006. P. 43.
  7. Faure Е. Op. cit. P. 110.
  8. Кругликова E.C. Жизнь и творчество. Л., 1969. С. 72.
  9. Цит. по: Поленова Н.В. Указ. соч. С. 27.
Иллюстрации
Эжен КАРРЬЕР. Пейзаж с часовней. Около 1893
Эжен КАРРЬЕР. Пейзаж с часовней. Около 1893
Холст, масло. 39 × 32
© Муниципальный музей, Сен-Клу
Эжен КАРРЬЕР. Поцелуй матери. 1899
Эжен КАРРЬЕР. Поцелуй матери. 1899
Холст, масло. 94 × 120
© ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва
Эжен КАРРЬЕР. Портрет Поля Верлена. 1890
Эжен КАРРЬЕР. Портрет Поля Верлена. 1890
Холст, масло. 61 × 51
© Музей Орсе, Париж
Эжен КАРРЬЕР. Портрет Огюста Родена. 1896
Эжен КАРРЬЕР. Портрет Огюста Родена. 1896
Холст, масло. 52 × 38
© Музей Родена, Париж
Эжен КАРРЬЕР. Размышление. 1898
Эжен КАРРЬЕР. Размышление. 1898
Холст, масло. 35 × 27
© Музей Орсе, Париж

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play