Шанхайский музей. БЕСКОРЫСТНОЕ СЛУЖЕНИЕ ОБЩЕСТВУ

Шанхайский музей

Номер журнала: 
#3 2017 (56)

Шанхайский музей был основан в 1952 году и первоначально располагался в здании бывшего конного клуба по адресу: Нанкинская улица, дом 325. В октябре 1959-го Шанхайский музей переехал в здание банка Чжунхуэй по адресу: Нанкинская улица, дом 16. Отвечая требованиям эпохи и следуя за общественным прогрессом, в августе 1993-го при поддержке городской администрации Шанхая в центре города на Народной площади началось строительство нового здания музея. В конце 1995 года в пробном режиме были открыты для посещения залы бронзы, керамики и скульптуры, а 12 октября 1996-го состоялось официальное открытие музея в новом здании.

Шанхайский музей. Вид ночью
Шанхайский музей. Вид ночью

Общая площадь нового здания Шанхайского музея составляет 39,2 км2, высота - 29,5 м. Круглая крыша вписана в квадрат фундамента; такое незаурядное архитектурное решение отражает традиционное для китайской культуры представление о том, что небо имеет круглую форму, а земля - квадратную. Искусно сочетая традиционную культуру и дух современности, это сооружение занимает особое место в мировой архитектуре музейных зданий. Шанхайский музей - крупнейший современный музей искусства Древнего Китая. Фонд музея насчитывает более миллиона единиц хранения, среди которых 140 тысяч редких объектов культурного наследия, в частности, изделия из бронзы, керамика, каллиграфия, живопись, изделия из нефрита и слоновой кости, лакированная посуда,гадательные кости, печати, произведения декоративно-прикладного искусства малых народностей Китая и многое другое - в общей сложности 21 категория. Главная гордость музея - изделия из бронзы, керамика, каллиграфия и живопись. В новом здании музея одиннадцать специальных галерей отведены под постоянные экспозиции и три выставочных зала - под временные экспозиции произведений из собраний китайских и зарубежных музеев, а также других организаций.

Сосуды из бронзы - одно из самых выдающихся направлений прикладного искусства Древнего Китая.

Великолепие форм, орнаментов, надписей, а также уровень технологии литья не имеют аналогов в бронзолитейном искусстве древнейших мировых цивилизаций. Считается, что бронзовый век в Китае начался в XVIII веке до н.э. и продолжался на протяжении эпох Ся, Шан и Чжоу, охватив, таким образом, более полутора тысяч лет. В этот период изделия из бронзы использовались, главным образом, представителями правящего класса при отправлении ритуалов и во время увеселений. Ассортимент и количество бронзовых сосудов различались в зависимости от статуса и знатности их обладателя. Владельцы бронзовых сосудов часто отливали или вырезали на поверхности изделий надписи, фиксируя важные события из своей жизни и своего клана.

По богатству коллекции бронзы Шанхайский музей занимает одно из первых мест в мире: в его собрании хранятся около семи тысяч изделий, относящихся к различным периодам истории Китая. Коллекции поражают как огромным количеством экспонатов, так и искусностью их исполнения, а также полнотой охвата и системностью отбора изделий из бронзы. Бронзовая коллекция музея на конкретных и типичных образцах наглядно демонстрирует историю развития искусства бронзового века в Китае с XVIII по VII век до н.э. Именно здесь хранится целая серия богато украшенных надписями ценнейших артефактов, многократно упоминающихся в источниках, последовательно сохранявшихся на протяжении столетий. Эти сосуды считаются национальным достоянием Китая. В их число, например, входит известнейший ритуальный треножник Дакэ (Дакэ дин).

В Шанхайском музее представлено огромное количество керамики. От лепной до гончарной керамики эпохи неолита, от красной, серой и черной до богато орнаментированной расписной керамики - все это экспонаты, не только обладающие высокой художественной ценностью, но и представляющие исследовательский интерес. Особо богатым декором отличается расписная керамика. Немало изделий демонстрируют превосходное качество обжига. Обнаруженные в результате раскопок в окрестностях Шанхая предметы, относящиеся к культурам Сунцзэ и Лянчжу, дают представление о высоком уровне гончарного дела в этом регионе в доисторические времена.

Изделия из фарфора в собрании Шанхайского музея бережно передавались из поколения в поколение. Эта коллекция фарфора хорошо известна в Китае и за рубежом. Некоторые из представленных изделий являются знаковыми для китайской керамики и могут рассказать об истории ее развития. Лучшие образцы различных видов керамики - от зеленой керамики эпох Шан и Чжоу до селадона эпох Хань, Вэй Шести династий, Суй и Тан - точно отражают специфику разных эпох. Начиная с эпохи Юань на передний план китайского керамического искусства выходит фарфор из уезда Цзиндэчжэнь. Именно на этот период приходится расцвет фарфора с кобальтовой росписью цинхуа, медно-красной росписью юлихун и с другими типами подглазурной росписи, а также керамики, покрытой одноцветной глазурью. В этот период Цзиндэчжэнь стал основным центром производства фарфора в стране. Цзиндэчжэньские изделия эпох Юань, Мин и Цин (в особенности последних двух) передают все разнообразие фарфора и высокое мастерство производства, а многие из экспонатов представляют собой большую редкость. Среди них - фарфор эпохи Юань, украшенный кобальтовой подглазурной росписью цинхуа и надглазурной росписью, фарфор, относящийся к периодам Хунъу (1368-1398), Юнлэ (1403-1424), Сюаньдэ (1426-1435) и Чэнхуа (1465-1487) династии Мин, а также придворный фарфор гуаньяо, относящийся ко второй половине эпохи Мин. В собрании музея в большом количестве представлены изделия периодов правления Канси, Юнчжэн и Цяньлун (1662-1795) эпохи Цин, ярко отражающие стилистику времени в целом, изделия из Цзиндэчжэнь эпох Мин и Цин занимают самую значимую часть музейной коллекции фарфора.

Ку сунь («Горькие побеги бамбука»). Скоропись цаошу. Эпоха Тан (618–907), Хуай Су
Ку сунь («Горькие побеги бамбука»). Скоропись цаошу. Эпоха Тан (618–907), Хуай Су
Шелк. Длина – 25,1

В Шанхайском музее собрано большое количество произведений каллиграфии, в числе которых шедевры древнекитайской каллиграфии мастеров различных эпох - это «Шанъюй» кисти Ван Сичжи, выполненная полускорописью синшу; «Пилюля из утиной головы» Ван Сяньчжи, для которой характерно смешение стилей синшу и цаошу (эпоха Восточная Цзинь); «Горькие побеги бамбука» Хуай Су (каллиграф эпохи Тан); «Стихи о павильоне До цзин лоу» Ми Фэя и «О литературе: ответ Се Миньши» (стиль синшу, Северная Сун) Су Ши; «Осенние стансы Ду Фу» (стиль синшу, эпоха Юань) Чжао Мэнфу; «Поэма о Красной скале (обе части)» (скоропись цаошу, эпоха Мин) Чжу Юньмина. В коллекции музея также имеются такие уникальные рукописи, как, например, «Тысячесловие» кисти Гаосяня, выполненное скорописью цаошу. Гаосянь - буддийский монах и мастер стиля цао, живший в эпоху Тан. Поскольку до наших дней дошло крайне мало его произведений, данная работа представляет огромную историческую и исследовательскую ценность. Живопись и каллиграфия эпох Мин и Цин, равноценно представленные в собрании музея, дополняют друг друга и создают законченную панораму китайского изобразительного искусства XIV-XIX веков.

Китай - одна из стран, которые довольно рано познакомились с технологией изготовления лака и стали использовать его для производства разнообразной утвари. На раскопках в Хэмуду (город Юйяо, провинция Чжэцзян) были обнаружены образцы лаковой посуды, возраст которой насчитывал около 7 тысяч лет. Первый пик производства лаковых изделий пришелся на период Чжаньго и Сражающихся царств, а также эпохи Цинь и Хань. Тогда лаковая утварь пользовалась огромной популярностью, и ее ассортимент постоянно увеличивался. За это время значительно расширилась сфера использования лаковой утвари, заметно вырос уровень ее изготовления, производство лаковых изделий выделилось в самостоятельную отрасль. После завершения эпохи Хань лаковая посуда из простых предметов обихода превратилась в настоящие произведения искусства, появились новые формы изделий. В эпохи Тан и Сун лаковое производство обогатилось новыми техниками: стали применяться золотое и серебряное пинто (аппликация из золотой и серебряной фольги), инкрустация перламутром и резные лаки (резьба по многослойному лаковому покрытию). В эпоху Юань лаковое производство достигло новых высот, тогда же появилась плеяда знаменитых мастеров. Эпохи Мин и Цин стали золотым веком лакового искусства Китая, ассортимент изделий и масштаб производства достигли в это время небывалого размаха, при изготовлении изделий мастера зачастую объединяли различные виды техник. Лаковое ремесло поддерживалось и поощрялось императорским двором, что привело к формированию императорских лаковых мастерских, которые существовали параллельно с местными промыслами. Взаимное влияние и имитация способствовали появлению настоящих шедевров лакового искусства.

Несмотря на то, что мебель, как правило, носит преимущественно утилитарную функцию, ее форма, очертания и декор соответствуют эстетике китайского классического искусства и привлекают внимание своим насыщенным восточным колоритом. Мебель, как физическое отражение образа жизни и мировоззрения китайского народа, много говорит об обычаях Древнего Китая и о вкусах людей того времени. Художественный облик китайской мебели уникален. Интеллектуалы эпохи Мин уделяли большое внимание дизайну мебели и интерьера, в котором они пытались соединить эстетические воззрения и тончайшую работу краснодеревщика. Мастера этой эпохи создавали уникальные образцы из драгоценных пород дерева (хуанхуали, красный сандал и др.), отличающихся большой прочностью, насыщенным цветом и изысканной текстурой, что придавало их творениям высокую декоративную ценность и художественную выразительность. В эпоху Цин особое внимание уделялось формам и декору, мебель этой эпохи зачастую богато украшена резьбой и создана с одновременным применением нескольких материалов и техник. Роскошный стиль цинской мебели был популярен в дворцовых интерьерах и в домах аристократии. Собрание мебели эпох Мин и Цин объединяет в себе лучшее из коллекций Ван Шисяна и Чэнь Минцзя.

В собрание Шанхайского музея также входят нумизматика, изделия из нефрита, печати и произведения резного искусства, среди которых немало известных творений. Многие из экспонатов составляются в законченные серии. Представленное в собрании музея искусство малых народностей Китая - большая редкость для музеев комплексного профиля. Подобное разнообразие демонстрирует открытость Шанхайского музея для самых разных направлений искусства и его дальновидные цели.

Предметы культурного наследия попали в собрание музея благодаря финансовой поддержке со стороны правительства. Некоторые были возвращены на родину после долгих скитаний по всему миру. Другие находились в частных коллекциях и переданы в дар Шанхайскому музею благодаря щедрости коллекционеров и стараниям китайских и зарубежных энтузиастов музейного дела. Часть экспонатов пополнила собрание музея в результате обмена с музеями-партнерами, другая часть была получена в результате археологических раскопок. Как бы ни складывалась судьба этих произведений, все они прошли долгий путь, и некоторые из них несут следы прошлых эпох и событий, свидетелями которых они были.

С момента открытия нового здания Шанхайский музей представил широкой аудитории лучшие образцы мирового искусства в рамках нескольких тематических программ: «Древние цивилизации мира», «Объекты духовного наследия со всех концов Китая», «Панорама культурно значимых произведений китайского и зарубежного искусства». Большой отклик получили выставки: «Северная звезда: Екатерина II и золотой век Российской империи», «Вдохновенная глубина лазури: выставка фарфора с кобальтовой росписью цинхуа», «От Барбизонской школы до импрессионистов: выставка французской живописи из коллекции Института искусств Стерлинга и Франсин Кларк», «Драгоценности Фаберже из коллекции Кремлевского музея», «Оружейная сокровищница русских самодержцев» и другие.

Шанхайский музей занимает передовые позиции в музейном мире страны по международному культурному обмену. Первые контакты с зарубежными музейными организациями были налажены в 80-х годах прошлого столетия. В 1985 году Шанхайский музей основал первую в истории Китая внутримузейную службу по международному сотрудничеству, которая занималась культурными связями с зарубежными странами. На протяжении более чем 30 лет состоялось около 130 выставок в 27 странах и регионах Азии, Европы, Америки и Океании. Большая часть выставок была проведена после открытия нового здания музея в 1995 году. Благодаря блестящему собранию Шанхайского музея эти выставки познакомили зарубежную аудиторию с многогранной китайской культурой, открыв удивительные страницы истории великой страны.

Музей установил долговременные дружественные отношения со многими известными музеями и культурными организациями, тем самым углубляя и расширяя международный культурный обмен. Начиная с 90-х годов прошлого века были подписаны меморандумы о сотрудничестве с Токийским национальным музеем, Британским музеем, Государственным Эрмитажем, Национальной галереей Берлина и другими крупными мировыми музеями в сфере исследовательской, археологической, образовательной, выставочной и кураторской деятельности, а также в области сохранения и фотофиксации культурного наследия.

Шанхайский музей ведет активную работу по научному обмену. Параллельно с выставочной деятельностью музей организует международные конференции, затрагивающие разные области знаний. Китайские и зарубежные специалисты обсуждают вопросы, связанные с содержанием и тематикой выставок, стимулируя тем самым развитие соответствующих научных областей. В 2012 и 2015 годах Шанхайский музей провел саммиты директоров международных музеев, в которых приняли участие музей Метрополитен (США), Британский музей, Государственный Эрмитаж (Россия), Токийский национальный музей, Музей на набережной Бранли (Франция) и другие музеи высочайшего класса. Диалог такого высокого уровня между руководителями музеев играет важную роль в расширении деятельности Шанхайского музея и обмене опытом между музеями Китая и других стран. С 7 по 12 ноября 2010 года музей успешно провел XXV пленум XXII конгресса Международного совета музеев на базе Шанхайского выставочного центра. Конгресс стал крупнейшим в музейной отрасли за всю историю Китая, а пленарное заседание было впервые проведено Международным советом музеев (ICOM) на территории КНР. Благодаря тому, что Шанхайский музей взял на себя всю организацию конгресса, ему удалось укрепить свой статус на международной арене и расширить пространство для культурного обмена с зарубежными музеями.

Проекты музея по открытому образованию также играют важную роль среди подобных проектов в стране. Музей регулярно занимается составлением аннотаций экспозиций,изданием просветительской литературы, проводит открытые лекции, мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, культурные поездки, показы документальных фильмов, театрализованные представления, тематические экскурсии, выставки и учебные курсы, волонтерские проекты, мероприятия для друзей музея, детские образовательные программы и многое другое. Все это способствует развитию многопланового и многоступенчатого образования, позволяющего удовлетворить культурные запросы самой разной публики. В своих образовательных проектах музей использует цифровые и интернет-технологии, что открывает новые возможности для музейной отрасли. Знаковым проектом для Шанхайского музея стали открытые научные лекции - ежегодно проводится около 200 таких лекций. Большой популярностью пользуются специальные образовательные мероприятия для детей и молодежи.

Именно Шанхайский музей положил начало охране и реставрации объектов культурного наследия в Китае. В 1958 и I960 годах были основаны, соответственно, мастерская по реставрации объектов культурного наследия и лаборатория по охране объектов культурного наследия. В 1987-м на базе музея открылась Шанхайская контрольная лаборатория по технологии сохранения объектов культурного наследия при Министерстве культуры КНР, в 1989-м основан журнал «Археология и наука о консервации», в 2005-м музей получил статус «Основной научной базы по исследованию музейной среды при Государственном комитете по охране объектов культурного наследия КНР» и стал экспертным центром по реставрации движимых объектов культурного наследия. В 2015 году завершена реконструкция лабораторного корпуса площадью 9,142 км2. На базе собственных ресурсов по сохранению и реставрации объектов культурного наследия Шанхайский музей основал Центр сохранения культурного наследия, который проводит исследования и выпускает научные журналы в рамках работы «Основной научной базы по исследованию музейной среды при Государственном комитете по охране объектов культурного наследия КНР». Основные задачи Центра также включают в себя работу в области консервации и реставрации объектов культурного наследия, археометрии, исследования древних художественных промыслов и прочие научно-исследовательские и прикладные функции. В Центре работают 24 специалиста по охране объектов культурного наследия и 16 экспертов по реставрации. Центр располагает передовым исследовательским и реставрационным оборудованием и прилагает все усилия к тому, чтобы технология реставрации произведений каллиграфии и живописи, изделий из бронзы и керамики и предметов декоративно-прикладного искусства соответствовала современному научно-техническому уровню, а также стремится усилить инновационный потенциал исследований по технологии реставрации объектов культурного наследия. В то же время музей активно развивает международный научный обмен, в частности, в 2016 году Шанхайский музей оказал помощь Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге в реставрации древнекитайской каллиграфии и живописи на шелке.

Шанхайский музей - единственная городская организация, обладающая правом вести археологические раскопки. Отдел археологии музея основан в 1956 году, в его обязанности входит проведение археологических раскопок и исследований в окрестностях Шанхая. Эта работа в регионе началась в 30-е годы XX века, и на протяжении последних 80 лет здесь были обнаружены 32 археологических памятника, из них 4 локации были объявлены особо охраняемыми объектами культурного наследия государственного уровня, а еще 11 - охраняемыми объектами культурного наследия муниципального уровня. Археологические памятники Сунцзэ, Гуанфулинь и Мацяо были не только отнесены к особо охраняемым объектам культурного наследия государственного уровня, но и стали названиями соответствующих археологических культур доисторического периода. Последовательные исследования и археологические раскопки на территории этих памятников позволили специалистам Шанхайского музея выделить хронологические рамки археологических культур Мацзябан, Сунцзэ, Лянчжу, Гуанфулинь и Мацяо и культур периодов Шан и Чжоу. Кроме того, музей также определил три главных направления археологических исследований в Шанхае: это исследования истоков китайской цивилизации в районе горы Фуцюаньшань и динамики развития Лянчжусской цивилизации; исследования ранних миграций на территории сегодняшнего Шанхая в районе Гуанфулинь; исследование взаимосвязи развития человечества и изменений в окружающей среде в районе Мацяо. Проект по изучению археологического памятника Гуанфулинь в районе Сунцзян Шанхая стал лауреатом премии по полевой археологии на первом Всекитайском археологическом конгрессе. Помимо значительных достижений по обнаружению следов ранних цивилизаций, музей провел археологические раскопки древнего поселения Цинлунчжэнь, в результате которых подтвердилось, что в периоды Тан и Сун этот населенный пункт был важным торговым портом Морского Шелкового пути. Обнаруженный в окрестностях Шанхая шлюз эпохи Юань Чжиданьюань - это самое большое гидротехническое сооружение, обнаруженное в Китае на сегодняшний день. В 2006 году шлюз вошел в десятку великих археологических находок Китая.

Шанхайский музей постоянно расширяет свою просветительскую деятельность, для чего в 2017 году планируется начать строительство Восточного корпуса музея площадью 100 км2 в районе Пудун. Основной темой экспозиции нового корпуса станет культура Древнего Китая, объединяющая в себе различные направления искусства с особым акцентом на живописи, каллиграфии и декоративно-прикладном искусстве, в то время как в экспозиции основного корпуса музея на передний план выйдут изделия из бронзы и керамики. Таким образом, два корпуса музея будут дополнять друг друга, создавая гармоничное равновесие между западным и восточным районами города. Музей продолжит в соответствии с духом времени расширять свою исследовательскую, культурную, международную и социально-просветительскую деятельность и постарается еще лучше выполнять свои функции в сфере современного общественно-культурного обслуживания.

Миссия Шанхайского музея - бескорыстное служение обществу. Его деятельность направлена на сохранение статуса ведущего музея Китая, он стремится прочно занять свое место в мире как музей искусства Древнего Китая.

Шанхайский музей
Шанхайский музей

Иллюстрации
Зал бронзы в Шанхайском музее
Зал бронзы в Шанхайском музее
Гуй (жертвенный сосуд) Циньского гуна (Цинь-гунгуй). Период Вёсен и Осеней (770–453 до н. э.)
Гуй (жертвенный сосуд) Циньского гуна (Цинь-гунгуй). Период Вёсен и Осеней (770–453 до н. э.)
Гуй (жертвенный сосуд) Циньского гуна (Цинь-гунгуй). Период Вёсен и Осеней (770–453 до н. э.)
Бронза. Высота - 23,5
Пань (сосуд для воды) Цзы Чжунцзяна. Период Вёсен и Осеней (770–453 до н. э.)
Пань (сосуд для воды) Цзы Чжунцзяна. Период Вёсен и Осеней (770–453 до н. э.)
Бронза. Диаметр - 45,0
Большой треножник [господина] Кэ (Дакэ дин). Эпоха Западная Чжоу, правление Сяо-вана (891–886 до н. э.)
Большой треножник [господина] Кэ (Дакэ дин). Эпоха Западная Чжоу, правление Сяо-вана (891–886 до н. э.)
Высота – 93,1
Г-жа Чжан Юнчжэнь, даритель
Г-жа Чжан Юнчжэнь, даритель
Ваза в форме оливы цзиндэчжэньского обжига с орнаментом из персиков и летучих мышей. Эпоха Цин, период Юнчжэн (1723–1735)
Ваза в форме оливы цзиндэчжэньского обжига с орнаментом из персиков и летучих мышей. Эпоха Цин, период Юнчжэн (1723–1735)
Фарфор. Высота – 39,5
Сосуд цзунь цзиндэчжэньского обжига с цветной глазурью. Эпоха Цин, период Цяньлун (1736–1796)
Сосуд цзунь цзиндэчжэньского обжига с цветной глазурью. Эпоха Цин, период Цяньлун (1736–1796)
Фарфор. Высота – 44,4
Сосуд цзунь формы чуцзи цзюньчжоуского обжига с бело-голубой глазурью. Эпоха Северная Сун (960–1127)
Сосуд цзунь формы чуцзи цзюньчжоуского обжига с бело-голубой глазурью. Эпоха Северная Сун (960–1127)
Фарфор. Высота – 26,1
Блюдо с волнистым краем и голубым орнаментом с изображением винограда, бамбука и тыквы цзиндэчжэньского обжига. Эпоха Цин, период Юань (1260–1368)
Блюдо с волнистым краем и голубым орнаментом с изображением винограда, бамбука и тыквы цзиндэчжэньского обжига. Эпоха Цин, период Юань (1260–1368)
Фарфор. Диаметр – 45
Чаша гуцзиньдэчжэньского обжига с цветной росписью по карминовому фону. Эпоха Цин, период Цяньлун (1736–1796)
Чаша гуцзиньдэчжэньского обжига с цветной росписью по карминовому фону. Эпоха Цин, период Цяньлун (1736–1796)
Фарфор. Высота – 24
Я тоувань (Пилюля из утиной головы). Скоропись цаошу. Эпоха Восточная Цзинь (317–420), Ван Сичжи
Я тоувань (Пилюля из утиной головы). Скоропись цаошу. Эпоха Восточная Цзинь (317–420), Ван Сичжи
Шелк. Длина – 26,1
Гао и ту (картина с мудрецами). Эпоха Тан (618–907), Сунь Вэй
Гао и ту (картина с мудрецами). Эпоха Тан (618–907), Сунь Вэй
Шелк, минеральные краски. Длина – 45,2
Стихи о павильоне До цзинлоу. Эпоха Северная Сун (960–1127), Ми Фэй
Стихи о павильоне До цзинлоу. Эпоха Северная Сун (960–1127), Ми Фэй
Полускоропись синшу. Длина – 31,2, ширина – 53,1
Статуэтка божества из нефрита. Поздний неолит
Статуэтка божества из нефрита. Поздний неолит
Нефрит. Высота – 10,3
Стакан для кистей с гравированным изображением листа капусты. Эпоха Цин (1636–1912)
Стакан для кистей с гравированным изображением листа капусты. Эпоха Цин (1636–1912)
Слоновая кость
Резное блюдо красного лака с пионами и парой райских мухоловок. Эпоха Мин (1368–1644)
Резное блюдо красного лака с пионами и парой райских мухоловок. Эпоха Мин (1368–1644)
Лак. Диаметр – 31,1
Резная шкатулка красного лака с цветочным орнаментом с клеймом периода Юнлэ. Эпоха Мин, период Юнлэ (1402–1424)
Резная шкатулка красного лака с цветочным орнаментом с клеймом периода Юнлэ. Эпоха Мин, период Юнлэ (1402–1424)
Резная шкатулка красного лака с цветочным орнаментом с клеймом периода Юнлэ. Эпоха Мин, период Юнлэ (1402–1424)
Диаметр – 5,6. Найдена в захоронении на территории Шанхая
Блюдо с изображениями мифической рыбы ао и персиков в технике тотай и цветного лака работы Шэнь Чжэнгао. Эпоха Цин, период Сюаньтун (1909–1911)
Блюдо с изображениями мифической рыбы ао и персиков в технике тотай и цветного лака работы Шэнь Чжэнгао. Эпоха Цин, период Сюаньтун (1909–1911)
Лак. Высота – 66,7
Костяной рог с резным растительным орнаментом и изображением свернувшегося дракона. Конец эпохи Мин (1368–1644)
Костяной рог с резным растительным орнаментом и изображением свернувшегося дракона. Конец эпохи Мин (1368–1644)
Рог носорога. Высота – 23,7
Кресло с круглой спинкой из желтого палисандра. Эпоха Мин (1368–1644)
Кресло с круглой спинкой из желтого палисандра. Эпоха Мин (1368–1644)
Высота – 112
Кресло гуаньмао («шапка чиновника») из желтого палисандра. Эпоха Мин (1368–1644)
Кресло гуаньмао («шапка чиновника») из желтого палисандра. Эпоха Мин (1368–1644)
Высота – 119,5
Резной трон с орнаментом в виде девяти драконов. Красный лак. Эпоха Цин (1644–1911)
Резной трон с орнаментом в виде девяти драконов. Красный лак. Эпоха Цин (1644–1911)
Высота – 101
Позолоченная свинцовая ступа императора Ашоки. Эпоха Северная Сун (960–1127)
Позолоченная свинцовая ступа императора Ашоки. Эпоха Северная Сун (960–1127)
Свинец, позолота. Высота – 25
Памятник эпохи неолита Фуцюаньшань, Шанхай. Могила вельможи культуры Лянчжу
Памятник эпохи неолита Фуцюаньшань, Шанхай. Могила вельможи культуры Лянчжу
Реставрация бронзы
Реставрация бронзы
На конференции, посвященной бронзовым древностям
На конференции, посвященной бронзовым древностям

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play