Александр Головин в собрании Русского музея
ПОДОБНО ВИДНЫМ ПЕТЕРБУРГСКИМ МАСТЕРАМ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА - АЛЕКСАНДРУ БЕНУА, КОНСТАНТИНУ СОМОВУ, МСТИСЛАВУ ДОБУЖИНСКОМУ, БОРИСУ КУСТОДИЕВУ - АЛЕКСАНДР ГОЛОВИН ПРЕДСТАВЛЕН В КОЛЛЕКЦИИ РУССКОГО МУЗЕЯ КРУПНЫМ МАССИВОМ РАБОТ. СОБРАННЫЕ НЕСКОЛЬКИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ СОТРУДНИКОВ МУЗЕЯ, ОНИ ОТРАЖАЮТ МНОГООБРАЗНУЮ ОДАРЕННОСТЬ ХУДОЖНИКА И МНОГОЛИКОСТЬ ЕГО ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ.
Он писал картины, оформлял спектакли, работал в сферах декоративно-прикладного искусства, книжной и журнальной графики. Станковая живопись и эскизы декораций художника, написанные на холсте и картоне масляными и темперными красками, пастелью, составляют 44 произведения. Помеченные концом 1890-х - 1925 годами, они подтверждают талантливость и заслуженную известность Головина -мастера портрета и пейзажа, театральной декорации со своим остро индивидуальным творческим лицом. Среди более чем 70 графических листов, исполненных акварелью, гуашью, тушью, графитным карандашом, - станковые рисунки, эскизы театральных декораций и костюмов, произведений прикладного искусства, журнальных обложек, иллюстрации к художественной литературе. Всего одной работой в музее представлено декоративно-прикладное искусство, в области которого Головин интенсивно трудился на рубеже Х1Х-ХХ столетий.
В Третьяковской галерее первая работа художника появилась еще в 1895 году - Русский музей из-за консервативности эстетических вкусов его тогдашних руководителей поздно начал собирать произведения мастера. Первое из них, портрет графа В.И. Канкрина, было приобретено в 1909 году.
По времени это событие совпало с приходом П.И. Нерадовского в качестве хранителя Художественного отдела Русского музея. К этому моменту Головин, москвич по рождению, уже почти восемь лет творил в Петербурге. Отшумели скандалы, сопровождавшие первые реформаторские постановки художника на столичной сцене. Театралы и критики постепенно привыкли к нему и его творческому почерку, оценив особенности присущей его работам индивидуальной образности, хотя время от времени по-прежнему поругивали «декадентом». Они приняли поставленную в 1908 году в декорациях и костюмах Головина оперу Ж. Бизе «Кармен». Наряду с работой для театра столь же важное место в те годы в творчестве мастера занимал портрет.
В 1910 году музеем был приобретен у автора весь комплект эскизов (шесть эскизов декораций и двадцать два эскиза костюмов) к только что поставленной В.Э. Мейерхольдом и Головиным в Александринском театре комедии Ж.Б. Мольера «Дон Жуан», вызвавшей споры в обществе. До этого театральная живопись и графика были сосредоточены исключительно в собрании библиотеки при Дирекции Императорских театров и лишь в редких исключениях - в частных коллекциях. Два года спустя музей приобрел классическое произведение национальной живописи начала ХХ века - портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова в одноименной опере М.П. Мусоргского.
Следующее значительное пополнение работ Головина в музее случилось после национализации частных собраний Петрограда. В 1918 году из коллекции Е.М. Терещенко поступили три эскиза декораций (два - к опере Ж. Бизе «Кармен» и один - к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов»). Четыре эскиза декораций и пятнадцать эскизов костюмов к опере «Каменный гость» А.С. Даргомыжского, а также пять эскизов костюмов Татьяны к опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в 1919 году переданы из собрания П.П. Сувчинского, издателя журнала «Музыкальный современник». Одновременно поступил портрет М.Э. Маковской из ее семейной коллекции. В 1927 году из Музейного фонда в Москве пришли принадлежавшие И.А. Морозову холсты «Испанка на балконе» и «Испанка в красном». В 1928 году из собрания М.В. Слепаковой были переданы эскиз декорации к балету «Арагонская хота» и пейзаж «Осень». Следующее крупное пополнение состоялось в 1937 году в результате покупки у вдовы художника девяти поздних портретов и жанров.
Последующие десятилетия не отмечены крупными поступлениями произведений, хотя каждая новая работа была значительной по художественным качествам и по месту в наследии мастера. «Пруд в чаще» получен из Управления делами искусства при СНК РСФСР в 1945 году, «Испанка в зеленом» и «Детскосельский пейзаж» - из Ленинградской закупочной комиссии в 1946-м, пейзажи «Лес» и «Лесная река», а также портреты 1920-х годов Ф.М. Слиозберг, Э.Ф. Голлербаха и Е.Э. Котоминой куплены музеем в 1950-1970-х годах. Существенно обогатили собрание поступившие в 1984-1985 годах дары (по завещаниям) ленинградских коллекционеров Г.М. Левитина и Окуневых. Б.Н. и К.Б. Окуневы завещали музею эскизы декораций к операм «Королева мая» К.В. Глюка, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Кармен» Ж. Бизе, живописные и графические пейзажи. Столь же важным для полноты представления о творчестве мастера были работы, собранные доктором Левитиным: помеченные концом 1890-х растительные орнаменты, эскизы оформления произведений декоративно-прикладного искусства и журнальных обложек.
В итоге в Русском музее благодаря счастливому стечению обстоятельств и целенаправленным усилиям его сотрудников сформирована уникальная по содержательности и эстетической ценности коллекция произведений Александра Головина, видного живописца своего времени, одного из реформаторов театрального дела, многосторонне одаренного художника.
Правда, связанное с Москвой первое десятилетие его самостоятельной деятельности представлено в ГРМ довольно скупо. В эти годы Головин совершенствуется в частных академиях Парижа и учится в керамических мастерских Испании, в совместных трудах с Е.Д. Поленовой формирует национальный русский вариант стиля модерн в прикладном искусстве. В ГРМ отсутствуют его портреты и символистские картины тех лет, но музей обладает эскизами «Растительный орнамент», «Декоративное обрамление рамки для зеркала», «Фантастические цветы», созданными для «Русской столовой» в имении М.Ф. Якунчиковой. Утонченные по колориту и ритму форм «Растительный орнамент» и «Фантастические цветы» - типичные образцы модерна. Работы близки аналогичным листам Поленовой, поскольку художники трудились над одним проектом, в русле одного стиля. Иначе решен эскиз «Декоративное обрамление рамки для зеркала» - в его упрощенных формах, ярком, чистом цвете, фольклорных мотивах декора ощущается связь с архаическими эпохами национальной культуры. В этих ранних произведениях стиля модерн Головин, добиваясь нужного колористического и фактурного эффекта, обогащает палитру используемых техник, сочетает графитный карандаш и акварель с темперой, гуашью, пастелью, бронзовой и алюминиевой красками.
В тех же принципах решен принадлежащий ГРМ полихромный сосуд «Петух», выпущенный Абрамцевской керамической мастерской. Лаконичный по форме, суггестивный по окраске, он в равной мере архаичен и остросовременен, брутален и изыскан. Судя по сохранившимся фотографиям, «Петух» похож на ту братину, что в 1900 году украшала экспозицию «Мира искусства» в музее Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица.
Эскизы обложек журнала «Мир искусства» - «Ангел с мечом над городом» и «Купола за крепостной стеной» (конец 1890-х) - отмечены бережным отношением к глади листа, интересом к неожиданным, острым ракурсам, усиливающим экспрессию образов. Точкой зрения сверху вниз и мотивом композиция листа «Купола за крепостной стеной» близка единственной в собрании музея картине 1890-х - «Гранада», исполненной гуашью, белилами и акварелью на картоне. Она, возможно, также и единственная из сохранившихся картин, написанных во время первого посещения Головиным Испании. Его увлекли не романтическая красота арабской архитектуры, не запруженные публикой улицы, а характерность мотива, суровый облик как бы замкнутого в себе комплекса монастырских построек.
В 1900 году по рекомендации В.Д. Поленова и В.М. Васнецова Головин становится художником-декоратором Императорских театров Москвы, а годом позже переезжает в Петербург, в котором пройдет вся его жизнь. Начатая им реформа театрального дела вызвала противодействие внутри и вне театра. Консервативная критика травила его, балерины рвали созданные им костюмы, а балетоманы устраивали скандалы. Самый известный из них связан с постановкой балета «Волшебное зеркало» на музыку А.Н. Корещенко (1903). Для балета был исполнен выдержанный в импрессионистической манере эскиз «Лес дриад». В 1900-х театр в известной мере подчинил себе и станковую живопись художника. Важную роль в его творчестве сыграла постановка оперы Ж. Бизе «Кармен», которую он готовил в течение ряда лет. Из-за скрытности Головина неизвестно, сколько раз за это время он побывал в Севилье и Ронде, где, по легенде, погибла Кармен. В созданных им залитых ярким солнцем декорациях, в тонко подобранных ансамблях костюмов, в их гармонических сочетаниях и контрастах мастер стремился передать «настоящую Испанию», ее дух, характер и свет. Об этом свидетельствуют эскизы «Улица Севильи» и «Кабачок Лилас Пастья». Дух этой страны художник выразил и в серии костюмированных портретов «испанок» - то величавых, то простых, то открытых и темпераментных, то загадочных и неприступных. Художник преобразил облик позировавших ему работниц мастерских Императорских театров. Изображению каждой из них он нашел индивидуальную композицию. Их фигуры в одеждах, созданных по рисункам мастера, характерно и выразительно смотрятся на фонах, плотно «затканных» листвой, иногда оживленных нежно мерцающими цветами. В 1911 году серия «испанок» пополнилась изумительной по красоте живописи картиной «Испанка на балконе». Не отмеченная красотой черт героиня притягательна грацией облика, тихой печалью в огромных глазах. Ее тонкая фигура выразительно смотрится на фоне белизны колонны и двери, конструктивные детали которой подчеркивают незатейливое изящество скромного костюма женщины. Видимый в глубине куст обильно цветущей розы усиливает лиризм образа.
В 1910-х испанская тема не покинет творчество Головина. Она пронизывала его работы в театре, отразилась в двух странных, неожиданных для художника композициях - «Праздник в Испании» и «Испанская крестьянка». Эти две не реализованные до конца «идеи» автора воспринимаются как фрагменты каких-то широких полотен или даже фресок. Первая представляет эскиз необычного для Головина многофигурного жанра с эффектной импрессионистической фрагментарной композицией. Хотя в ее центре фигуры еще наслаиваются одна на другую, работа завораживает, она интересна для глаза. Ее герои - невозмутимые мачо и романтичные, пылкие женщины с магнетическими глазами, всадники-тореадоры, приветствуемые толпой. Изображена Испания - страна страстей и массовых зрелищ. Другая работа, столь же неожиданная в наследии мастера по своему мотиву, - крупный по размерам холст «Испанская крестьянка» с фигурой героини в позе призыва. Его содержание менее прояснено, чем в предыдущем эскизе. Выдержанная на контрасте светлых и темных красок, она полна мрачноватого порыва.
1900-е - 1910-е годы - время расцвета таланта Головина-портретиста, автора значительного числа портретов русских интеллектуалов: поэтов, художников, артистов, а также работников различных служб Императорских театров. Таково принадлежащее ГРМ поясное изображение графа В.И. Канкрина, чиновника по особым поручениям Дирекции Императорских театров (1909). Фигура серьезного молодого человека, помещенная на первом плане квадратного холста, выразительным силуэтом смотрится на фоне мастерской Головина под крышей Мариинского театра, взятой с верхнего горизонта. Образец стиля модерн в живописи, этот портрет очень декоративен в своем колористическом и композиционном решении, в том, какую роль играют силуэты, как «зарифмованы» формы многочисленных предметов, наполняющих среду. Кажется, в этой же мастерской, на фоне сине-зеленой декорации написана стройная фигура М.Э. Маковской в изысканном наряде с нежной розой у корсажа. Это один из лучших парадных портретов кисти Головина, образец его индивидуальной стилистики, его понимания задач портретного искусства.
Здесь же, под крышей Мариинского театра, с 1905 года почти ежегодно в разных своих ролях художнику позировал великий Ф.И. Шаляпин. ГРМ обладает самым значительным из этих произведений - великолепным по живописи портретом певца в образе Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского (1912). Правда, постановка на Мариинской сцене этой оперы (1911) не была удачной - артисты массовки не смогли исполнить роль античного хора, как задумал В.Э. Мейерхольд, Шаляпин потребовал изменить ряд важных элементов сценического решения, а на премьере произошла известная сцена коленопреклонения хора и Шаляпина в сторону ложи царя.
На рубеже 1900-х - 1910-х годов творчество мастера обогатилось обращением к жанрам натюрморта и пейзажа. К сожалению, в ГРМ отсутствуют натюрморты художника, но пейзажи представлены в значительном числе. Как и портреты, они выполнены в стилистике модерна, их отличает повышенная декоративность. Головин любил писать старые, запущенные парки с затерявшимися среди разросшейся зелени павильонами и беседками. В его картинах нет оплакивания безвозвратно ушедшего прошлого и гибели его памятников. Автор любуется красотой вечно обновляющейся природы и красотой человеческих дел. Мастера также увлекал мотив чащ леса или одичавших парков, порой с маленькими озерцами, мерцающими сквозь густое кружево ветвей. Произведения художника отличают тонкость настроения и высокий артистизм исполнения, в них мастерски «зарифмованы» освещенные и затененные формы, оттенки цвета, сложная система контуров. «Заросли» Головина не бывают однообразными, поскольку автор каждый раз выбирает новую натуру, изображает природу в разное время дня и в разном ее состоянии.
В период с конца 1900-х по 1917 год на сценах Александринского и Мариинского театров были осуществлены лучшие из совместных постановок Головина и Мейерхольда. Художника, опробовавшего в операх «Кармен» и «Борис Годунов» собственную идею колористической партитуры, заинтересовала волновавшая режиссера концепция «традиционного театра», противопоставлявшегося театру психологического реализма. Осуществленная ими в 1910 году на сцене Александринского театра постановка комедии Ж.Б. Мольера «Дон Жуан» вызвала оживленные споры в среде театралов. По замыслу авторов, спектакль шел в барочных апартаментах Людовика XIV. Сцена глубоко выдвигалась в зрительный зал, люстры оставались зажженными. Он поражал богатством выдумки и красотой пластического решения. Единому музыкальному ритму были подчинены динамика действия и пластика актеров, смена декораций, сочетание их форм, их колорит. А.Н. Бенуа, не почувствовавший в спектакле связи с современностью, а только любование прошлым, опубликовал в газете «Речь» статью «Балет в Александринке»1.
Вновь идею синтеза музыкального и пластического начал, но уже в музыкальном спектакле режиссер и художник реализовали в конце 1911 года при постановке оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика». Музыке подчинялось решение декораций, сценического действия, игры актеров. Пение сопровождалось танцами и пантомимой. Позже, уже в советское время, Головин оформит в Мариинском театре еще одну оперу Глюка - «Королеву мая» (1919). Утонченное изящество ее постановки было поразительно контрастным окружающей жизни. Ранее, в канун Февральской революции 1917 года, возникло одно из самых совершенных совместных творений Головина и Мейерхольда - постановка оперы А.С. Даргомыжского «Каменный гость» в Мариинском театре. Ее сдержанное и торжественное оформление отличали строгая симметричность композиции и условный колорит. Важную эмоциональную роль играли орнаментальные мотивы - их ритм, чередование темных и светлых пятен были музыкальны и траурно-торжественны, они вызывали ощущение неминуемой гибели героя. В 1920-х Головин сравнительно мало работал для театров, вытесненный художниками-конструктивистами. Многие замыслы, как его эскизы к постановке оперы «Евгений Онегин» в Одесском оперном театре (1925), не были реализованы.
В эти годы, тяжелые для семьи художника в материальном отношении, он переносит центр внимания на станковое творчество, оформляет программки филармонии, иллюстрирует художественную литературу. Столь же, как и ранее, утонченны и поэтичны его пейзажи - «Осень» и «Детскосельский пейзаж». Портретируемые им люди по-прежнему принадлежат кругу театра и интеллектуальной элите - артисты Н.П. Ефимов и Н.М. Калинина, искусствовед Э.Ф. Голлербах, владелица художественного бюро Н.Е. Добычина и др. И интимные, и парадные портреты в рост несут печать театрализации - в них выверенные и эффектные композиции, «говорящие» позы моделей. Важную эмоциональную роль играют сочетания и контрасты всякого рода дорогих и нарядных тканей, их рисунков. В портрете Добычиной великолепие антуража подчеркивает драматизм внутреннего состояния модели.
Несмотря на болезни, художник неутомимо трудился до конца дней своих, и эстетический уровень его работ не понижался.
- Бенуа А. Балет в Александринке // Речь. 1910. 19 ноября.