Россия, 1900-е годы. ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ЭПОХУ ПОСЛЕДНЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ

Ренате Ульмер

Рубрика: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
#3 2008 (20)

Задуманная как культурно-исторический проект, выставка «Россия, 1900-е годы» преследует своей целью представить малоизвестное в Германии русское искусство конца XIX - начала ХХ века. Оно развивалось одновременно с западноевропейским декоративно-прикладным искусством и литературным движением «Искусство стиля» (Stilkunst). Центральным для кураторов выставки является вопрос о специфике разных форм русского искусства того времени, о питавших их идеях и представлениях. Диалог между произведениями традиционного, народно-романтического направления и работами, демонстрирующими интернациональные, модернистские влияния делает экспозицию особенно разнообразной и чрезвычайно интересной.

На рубеже XIX и XX веков в период правления последнего российского императора Николая II в России происходили разнонаправленные драматические перемены: с одной стороны — кризисы и войны, а с другой — экономический рост и культурный расцвет. В искусстве этого переходного периода тесно переплелись традиция и современность. Поиск новых форм художественного выражения стал настойчивым требованием времени. Символизм, модерн, а также характерные для российского искусства романтизм и неопримитивизм, как в зеркале, отражали глубокие перемены, происходившие в империи и за ее пределами.

Непростые отношения между поборниками «русского пути» и теми, кто был ориентирован, скорее, на интеграцию в общеевропейские культурные процессы характеризуют развитие российского искусства той эпохи. Заново, а иной раз и впервые открытые славянофилами народные корни русской культуры, в особенности традиционное народное искусство, а также использование крестьянских мотивов в архитектуре и орнаменте достигают своего апогея в «неорусском стиле», типичные черты которого нашли отчетливое отражение во всех направлениях изобразительного искусства. Достаточно упомянуть о том, что сила и поэзия древнерусских источников вдохновляли такого яркого представителя раннего авангарда, как Василий Кандинский.

 

Русский стиль

Одним из наиболее самобытных течений, охвативших все области искусства, явился русский национальный романтизм известный как «русский стиль». Многие художники того времени обращались в своем творчестве к древнерусским преданиям, традиционным произведениям народного искусства, народным ремеслам, типичным архитектурным формам и орнаментам — всему тому, что передавалось в семьях художественно одаренных крестьян и ремесленников из поколения в поколение. Близость к фольклору, опора на сказочные сюжеты и яркость цветовой палитры — одни из самых характерных особенностей русского искусства начала ХХ века.

Благодаря активной деятельности крупных меценатов поселки художников (Абрамцево, Талашкино) стали крупнейшими художественными центрами, вокруг которых собирались столь разноплановые мастера, как Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Елена Поленова. Созданные ими живописные, скульптурные, керамические, графические работы могут рассматриваться как русский вариант движения искусств и ремесел (artsandcraftsmovement) — британского направления декоративно-прикладного искусства конца XIX века, ставившего своей целью возрождение средневековых ремесел.

Внешний вид поселков художников, равно как и созданные там произведения, вызывают невольное сравнение с городком художников на холме Матильденхёе в Германии, ставшим источником принципиально новых для немецкого искусства глобальных идей, связанных, например, с национальным воплощением общеевропейского художественного стиля модерн.

 

Модерн — русский югендштиль

Одновременно с «русским стилем» в России возникло и вскоре «прорубило окно в Европу» еще одно примечательное течение в искусстве. Развиваясь в некоторой степени как подражание, а по большей части абсолютно независимо интерпретируя интернациональные тенденции, это художественное течение со всей отчетливостью заявило о себе в живописи, графике, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Ключевую роль в формировании новых принципов в русском искусстве сыграло петербургское объединение художников «Мир искусства». С 1898-го по 1904 годы оно издавало одноименный журнал, в котором печатались программные для данного направления материалы. В эту группу входили известные живописцы и графики: Филипп Малявин, Михаил Врубель, Иван Билибин и многие другие талантливейшие мастера, а возглавляли ее художник и сценограф Лев Бакст и Сергей Дягилев, прославившийся позже в качестве балетного импресарио.

Русский югендштиль, получивший в России название «стиль модерн», охватил (в соответствии с бытовавшим тогда идеалом универсального характера искусства) все области: живопись, графику, архитектуру, декоративное и прикладное искусство и сценографию. Основными заказчиками архитектурных проектов жилых домов и декоративного оформления интерьеров в стиле модерн были представители нарождающегося буржуазного сословия. Наряду с московскими особняками сохранились многочисленные эскизы построек и уникальная мебель, созданные, к примеру, известным архитектором Федором Шехтелем.

В других европейских странах также в это время развивались национальные разновидности символизма и югендштиля. Перекличка течений в искусстве возникла не случайно: множество русских художников посещали западные культурные метрополии, некоторые учились за границей.

 

Род Гессен-Дармштадт и Романовы

Холму Матильденхёе в Дармштадте словно самой судьбой было предначертано стать местом выставки на тему «Русское искусство в 1900-е годы». Русская часовня в известном на весь мир ансамбле в стиле модерн до сих пор служит памятником династическим связям великих герцогов Гессен-Дармштадтских и русского императорского дома. В 1894 году Николай II (1868—1918) женился на принцессе Аликс Гессенской (1872—1918). Это был не первый брак, породнивший российский императорский дом с семьей великих герцогов Гессенских: бабушка Николая, царевна Мария (1824—1880), также происходила из гессенского княжеского рода. Не следует забывать и о том, что еще в 1884 году старшая сестра принцессы Аликс Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея, дядю Николая II. До 1912 года последний российский император и его семья неоднократно посещали Дармштадт.

Династические связи предполагали и культурные контакты. Так, на первой выставке дармштадского городка художников в 1901 году были представлены работы членов объединения «Мир искусства». В 1902-м член дармштадтского объединения архитектор Йозеф Мария Ольбрих (Joseph Maria Olbrich) был приглашен с ответным визитом в Москву для участия в выставке «Архитектура и художественная промышленность нового стиля».

Еще один памятник архитектуры рубежа веков, красноречиво свидетельствующий о тесном родстве Дармштадта и России — русская церковь Святой Марии Магдалины на Холме Муз (Musenhugel). Она возведена на участке земли, подаренном великим герцогом Эрнстом Людвигом своему зятю, и освящена 8 октября 1899 года как приватная церковь русского императора. Архитектурный проект был разработан ректором санкт-петербургской Академии художеств, профессором Леонтием Николаевичем Бенуа по образцу ранних ярославских церквей. Внешнее и внутреннее убранство храма являют собой выдающийся образец русского искусства 1900-х годов. Культурно-историческое значение сооружения определяется еще и тем, что все мозаики и настенная роспись были выполнены одним из самых авторитетных деятелей русской культуры той поры — Виктором Васнецовым.

При подготовке выставки первостепенное внимание уделялось русскому модерну, открывшему новые пути развития искусства. Никогда еще в подобном масштабе не экспонировались столь разнообразные принадлежащие к этому направлению экспонаты: архитектурные проекты, мебель, произведения декоративно-прикладного искусства, живопись, графика, сценография, театральные костюмы. На выставке не только собраны эксклюзивные произведения искусства, но и представлены программы и манифесты как крупных, так и менее значительных художественных объединений. Исторические видеозаписи и фотоматериалы воссоздают атмосферу дореволюционной России на фоне политических, экономических и семейных конфликтов того периода. В результате перед глазами зрителя встает своеобразная панорама русской культуры и искусства 1900-х годов.

Большая часть из 300 выставочных экспонатов предоставлена российскими музеями, в частности Третьяковской галереей, Государственным Историческим музеем, Российской государственной библиотекой, Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева, Русским музеем, Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства, а также Центром Помпиду (Париж), Музеем Виктории и Альберта (Лондон), Музеем современного искусства в Страсбурге.

Иллюстрации

Русская православная часовня Матильденхёе, Дармштадт (фото: Ральф Байль)
Русская православная часовня Матильденхёе, Дармштадт (фото: Ральф Байль)
Вид на Матильденхёе, Дармштадт (фото: Николаус Гайс)
Вид на Матильденхёе, Дармштадт (фото: Николаус Гайс)
Виктор ВАСНЕЦОВ. Мозаика апсиды с изображением восседающей на троне Богородицы с Младенцем Иисусом. 1902–1903
Виктор ВАСНЕЦОВ. Мозаика апсиды с изображением восседающей на троне Богородицы с Младенцем Иисусом. 1902–1903
Эскиз. Музеи Московского Кремля
Аристарх ЛЕНТУЛОВ. Собор Василия Блаженного. 1913
Аристарх ЛЕНТУЛОВ. Собор Василия Блаженного. 1913
Холст, масло, коллаж. 170,5×163,5. ГТГ
Царский балдахин. 1896
Царский балдахин. 1896
Фрагмент. Музеи Московского Кремля
Валентин СЕРОВ. Коронация Николая II. 1896
Валентин СЕРОВ. Коронация Николая II. 1896
Холст, масло. 43×64. ГТГ
Одеяние герольда (плащ, шляпа, перчатки, манжеты). Конец ХIХ в.
Одеяние герольда (плащ, шляпа, перчатки, манжеты). Конец ХIХ в.
Музеи Московского Кремля
Василий КАНДИНСКИЙ. Сцена из русской жизни. Около 1903–1904
Василий КАНДИНСКИЙ. Сцена из русской жизни. Около 1903–1904
Картон, темпера. 23×54,7. Центр Жоржа Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж
Елена САМОКИШ-СУДКОВСКАЯ. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1903
Елена САМОКИШ-СУДКОВСКАЯ. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1903
Бумага, акварель. 31×21. Фонд Принца Гессенского. Замок-музей, Дармштадт
Карл ФАБЕРЖЕ. Настольное украшение из 5 секций с 40 миниатюрными яйцами. Начало ХХ в.
Карл ФАБЕРЖЕ. Настольное украшение из 5 секций с 40 миниатюрными яйцами. Начало ХХ в.
Серебро, позолота, эмаль, полудрагоценные камни. Фонд Принца Гессенского, Кронберг им Таунус
Михаил ВРУБЕЛЬ. Камин Микула Селянинович и Вольга. 1898–1900
Михаил ВРУБЕЛЬ. Камин Микула Селянинович и Вольга. 1898–1900
Майолика. 225×275. ГТГ
Винный сервиз. Работа ювелирной артели, Москва. 1908–1917
Винный сервиз. Работа ювелирной артели, Москва. 1908–1917
Государственный Исторический музей, Москва
Интерьер русской часовни с видом на иконостас
Интерьер русской часовни с видом на иконостас
Леонид ВЕСНИН. Особняк Н.Л. Тарасова. Москва, 1910
Леонид ВЕСНИН. Особняк Н.Л. Тарасова. Москва, 1910
Пастель, уголь, акварель, бронза. 38,3×57,6. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Федор (Франц) ШЕХТЕЛЬ. Особняк Дерожинской. Эскиз садовых ворот и ограды. Около 1900
Федор (Франц) ШЕХТЕЛЬ. Особняк Дерожинской. Эскиз садовых ворот и ограды. Около 1900
Карандаш, акварель. 40,2×80. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Неизвестный художник. Плакат «Военный заем»
Неизвестный художник. Плакат «Военный заем»
Российская государственная библиотека, Санкт-Петербург
Лев БАКСТ. Костюм нимфы из балета «Нарцисс». 1911
Лев БАКСТ. Костюм нимфы из балета «Нарцисс». 1911
Карандаш, акварель, бумага верже. 67,5×52,6. Музей современного искусства, Страсбург
Йозеф Мария Ольбрих (1867–1908)
Йозеф Мария Ольбрих (1867–1908)
Фото из архива Института Матильденхёе, Дармштадт
Император Николай II и Александра Федоровна с детьми. 1913
Император Николай II и Александра Федоровна с детьми. 1913
Фото из Государственного архива, Дармштадт
Императорская семья с придворными и гессенскими родственниками: в центре император Николай II, императрица Александра Федоровна и великий герцог Эрнст Людвиг. Замок Волфсгартен. 1910
Императорская семья с придворными и гессенскими родственниками: в центре император Николай II, императрица Александра Федоровна и великий герцог Эрнст Людвиг. Замок Волфсгартен. 1910
Фото из Государственного архива, Дармштадт
Великий герцог Эрнст Людвиг, императрица Александра Федоровна, император Николай II, принцесса Ирэн, принц Генрих Прусский, великая княгиня<br />
Елизавета, великий князь Сергей, принцесса Виктория, принц Людвиг фон Баттенберг. 1903
Великий герцог Эрнст Людвиг, императрица Александра Федоровна, император Николай II, принцесса Ирэн, принц Генрих Прусский, великая княгиня Елизавета, великий князь Сергей, принцесса Виктория, принц Людвиг фон Баттенберг. 1903
Фото из Государственного архива, Дармштадт
Знатные европейские семьи на свадьбе Кобургов. 1894
Знатные европейские семьи на свадьбе Кобургов. 1894
Фото из Государственного архива, Дармштадт

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play