О Владимире Любарове и его непридуманных историях

Наталия Александрова, Евгения Полатовская

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#3 2008 (20)

Владимир Любаров - известный художник, книжный график, иллюстратор более 100 книг, среди авторов которых - Эдгар По, Жюль Верн, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Николай Гоголь, братья Стругацкие. Переехав в 1990-е годы в деревню, он начал работать над оригинальными живописными циклами, посвященными жизни российской провинции. Персональная выставка Любарова «Страна Перемилово: провинциальные картинки» была открыта в Выставочном зале Третьяковской галереи в Толмачах с 5 по 28 сентября. На выставке экспонировалось 100 произведений живописи и графики 1990-2000-х годов из серий «Деревня Перемилово», «Город Щипок», «Наводнение», «ФизкультПривет!», «Еврейское счастье», «Местечко. Прошлогодний снег».

Подготовка выставки Владимира Любарова в стенах Третьяковской галереи позволила нам обратиться к творчеству этого оригинального художника, многое оценить вновь и, открыв для себя иной, неожиданный мир его картин, увидеть то, что раньше оставалось незамеченным.

Любаров рано сформировался как профессиональный художник — еще в период обучения в Московской средней художественной школе при Институте имени В.И. Сурикова, где он получил академическое образование с изучением основ классического искусства. Выбор профессии книжного графика и дальнейшая учеба у Андрея Гончарова в Московском полиграфическом институте помогли преодолеть натурность художественного видения и способствовали формированию основных принципов искусства Любарова. Позже стилистика примитивизма и лубок составили основные направления его творческого поиска.

Отображение мельчайших деталей повседневного быта, проникновение в суть их взаимодействия с человеком, исследование границы быта и бытия — все это проявилось уже в работе над иллюстрациями к литературным произведениям. Этими же принципами Любаров руководствовался в своей работе в журнале «Химия и жизнь», будучи долгое время его главным художником.

Глядя на произведения Любарова («картинки», как называет их автор), понимаешь, что все увиденное придумано. Как будто зрители и персонажи картин находятся в разных измерениях, но, тем не менее, возникает ощущение, что все мы как бы рядом, вместе и существуем вне времени и пространства. Мир любаровских героев — важный, нужный нам всем мир; он живет в каждом из нас, и каждый этот мир воспринимает по-своему.

Парадоксально, но сам Любаров интерпретирует свой художественный мир, в первую очередь, в соответствии с канонами бытового жанра. Традиционный бытовой жанр включает в себя «народные картины» и сцены из частной жизни; все произведения этого круга объединены отношением к быту как к сфере эмоционального существования человека. Своеобразным переосмыслением канонов жанра можно считать искусство русского авангарда, и в частности творчество Марка Шагала, где бытийность, а не быт, становится основной образной категорией, а в деталях быта как бы концентрируется сущность мира.

Конечно, было бы неверным вывести живопись Любарова непосредственно из стилистики Шагала. Но особенности художественного языка Любарова — символы как основа жанра и авторская фантазия вместо конкретности фольклора — близки принципам бытовых циклов Шагала («Суббота», 1998; «Я умею летать», 2003).

Вся жизнь и творчество Любарова делятся на два периода: до 1990-х годов и после, когда он переехал в деревню Перемилово. Там, на границе Владимирской и Ярославской областей, художник купил дом и прожил в нем несколько лет. Неброская красота перемиловской природы, общение с жителями деревеньки открыли для горожанина Любарова забавные и грустные, мудрые и лукавые стороны провинциальной жизни и помогли ему создать собственный мир, наполненный правдивыми и выдуманными историями. Его основная тема вырастает из русской классической литературы, из произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского — жизнь «маленького человека». Не достигший ничего особенного и не продвинувшийся по лестнице успеха, он, тем не менее, существует в мире, полном гармонии и эмоционального богатства. Интонация сочувствия и любви к этому человеку, живущему вопреки катастрофам и бедствиям, объединяет все циклы любаровской живописи. И оказывается, что гуси, огрызки яблок, окурки под ногами, пустые консервные банки, улыбающийся кот, курящая русалка являются неотъемлемой и важной частью жизни.

Мы не всегда можем определить, что для нас трогательно, что страшно, что грустно, что наивно. Но, глядя на любаровских персонажей, убеждаемся, что именно мелочи, на которые мы зачастую не обращаем внимания, и составляют ценность жизни. Соотношение правды и вымысла в картинах Любарова непостоянно. Главные свойства его работ — их сюжетность и фабульность.

«Деревня Перемилово» — одна из первых станковых серий Любарова. «Город Щипок» — серия, навеянная частыми поездками художника в Переславль-Залесский и Юрьев-Польской и детскими воспоминаниями (художник родился на улице Щипок в Замоскворечье). «Наводнение» также имеет свой «первоисток»: небольшое «домашнее» наводнение, устроенное местными бобрами, перегородившими речку Шосу плотиной. Герои серии «ФизкультПривет!» — перемиловцы, которые решили оздоровиться и на период оздоровления превратить свое Перемилово в «русскую олимпийскую деревню».

Любаров словно вовлекает нас в своеобразную игру, и вдруг оказывается, что все мы — персонажи его картин: встречаемся на улице («Февраль», 2005), играем вместе в хоккей («Вбрасывание», 2007), в волейбол («Волейбол», 2007), читаем газеты («Остановка», 2005), пьем водку и влюбляемся («Свидание», 2004; «Парное катание», 2007). Иногда смотрим на любаровских героев сквозь окно («Старый дом», 2006); иногда видим их, проезжая мимо («Снежная горка», 2003).

Несмотря на реальность совпадений между нами и ими, мы понимаем, что эти совпадения созданы фантазией художника. На этих совпадениях он строит свои ассоциации и метафоры, за которыми скрывает главную идею своего творчества: жизнь неиссякаема.

Может быть, живопись Любарова — это его вопросы к себе и к нам.

Кто эти голуби? Просто птицы, которых кормят пожилые местечковые евреи, сидящие на лавке у забора («Голуби», 1998), или это Дух Святой, который снисходит на кормящих? Как нашли друг друга Он и Она среди Вселенского потопа («Встреча» из серии «Наводнение», 2005)?

Куда несет своего ангела-хранителя пожилой босой мужчина («Ангел-хранитель», 1999)? Кто кого охраняет?

Куда идет с ангелом за плечами мужик в кепке («Переулок» из серии «Наводнение», 2005)? Мы видим, что наши ангелы-хранители незащищены, как маленькие дети, и художник советует нам беречь их.

Открытость взгляда Владимира Любарова на мир, на человека, его прямое обращение к каждому из нас привлекли к выставке в Государственной Третьяковской галерее внимание самого широкого круга зрителей.

Иллюстрации

Волейбол. 2007
Волейбол. 2007
Холст, масло. 100×100
Снежная горка. 2003
Снежная горка. 2003
Холст, масло. 86×120
Переулок. 2005
Переулок. 2005
Холст, масло. 120×100
Февраль. 2005
Февраль. 2005
Холст, масло. 70×70
Доминошники. 2008
Доминошники. 2008
Холст, масло. 100×120
Вбрасывание. 2007
Вбрасывание. 2007
Холст, масло. 60×90

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play