Ювелирные шедевры из Зеленых Сводов

Елена Михайлова

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#3 2006 (12)

Одним из самых замечательных событий в культурной жизни Москвы стала уникальная выставка «Кабинет драгоценностей Августа Сильного. Из собрания Зеленых Сводов. Дрезден», открытая с 18 мая по 2 августа 2006 года в Мироваренной палате Патриаршего дворца. Экспозиция продолжает долгосрочную программу «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле», приуроченную к празднованию 200-летия создания Музеев Московского Кремля.

Выставка предоставляет уникальную возможность увидеть сорок самых известных произведений искусства: аграфы, эгреты, пряжки и шпаги из ювелирных гарнитуров; драгоценные кабинетные украшения; знаменитые фигурки из гигантских барочных жемчужин; три эмалевых портрета правителей - из собрания саксонских курфюрстов и польских королей Августа Сильного и Августа III. В этих произведениях барочная роскошь форм, фантастическая красота редчайших драгоценных камней и благородных самоцветов соединены с блестящим мастерством выдающихся ювелиров XVIII века, прежде всего Иоганна Мельхиора Динглингера. Зеленые Своды (Grunes Gewolbe) - одно из величайших собраний Европы, осенью 2006 года откроет двери постоянной экспозиции в восстановленном Дрезденском замке. И любимые ювелирные украшения саксонских курфюрстов останутся во вновь обретенных родных стенах.

Более 280 лет назад Август Сильный - курфюрст Саксонии и польско-литовский король - принял решение открыть двери своей сокровищницы, чтобы сделать коллекцию доступной для обозрения. Для этого Август II приказал переоборудовать помещения Зеленых Сводов.

С конца XVI века к «тайному хранилищу» саксонских правителей относились четыре комнаты в репрезентативном западном крыле Дрезденского замка. Начиная с 1 586 и приблизительно до 1719 года они служили своего рода секретным «сейфом». Свое название Зеленые Своды получили по цвету отделки интерьеров. Помимо драгоценностей, в кунсткамере резиденции собирались разнообразные необычные порождения природы, а также технические новинки, инструменты, научные приборы, самодвижущиеся автоматы. Когда в 1698 году русский царь Петр I совершал свое первое путешествие в Европу, он всю первую ночь после приезда в столицу Саксонии провел в помещениях, где хранились получившие известность диковины. Позднее он еще не раз бывал в Дрездене и в конце концов построил в своей новой резиденции в Санкт-Петербурге собственную кунсткамеру по дрезденскому образцу. Во время первой встречи Петр I подарил курфюрсту уникальный крупный сапфир в форме носа, хранящийся там и по сей день.

Август Сильный (1670-1733) был вторым сыном саксонского правителя Иоганна Георга III. Он готовился к военной карьере и получил блестящее образование. Ее завершением стало посещение Версаля, Мадрида, Лиссабона, Турина, Генуи, Венеции, Флоренции и Вены в 1687-1689 годах. Путешествие дало массу впечатлений, которые в немалой степени способствовали его формированию как собирателя, строителя и монарха. Неизгладимый след оставил в его памяти французский королевский двор в Версале. Благодаря Людовику XIV молодой Август быстро осознал, какую роль в утверждении величия правителя играют ювелирные украшения, и сам стал их страстным собирателем. В 1697 году он стал курфюрстом Саксонии, затем после долгой кровопролитной войны окончательно добился короны Польши при поддержке Петра I. С 1717 года начался культурный расцвет Саксонии и Польши, там возводились впечатляющие постройки и создавались замечательные художественные собрания. В 1719 году Август Сильный принял важное политическое решение - устроить брак своего сына и наследника с дочерью австрийского императора, эрцгерцогиней Марией Жозефой. Свадьба отмечалась в Дрездене и превратилась в многодневные, великолепно инсценированные празднества. По этому случаю король решил «осовременить» свою богатую коллекцию ювелирных украшений. Август Сильный задумал сделать более репрезентативной и свою резиденцию в Дрездене, а хранящиеся там художественные ценности представить в виде роскошной систематизированной сокровищницы-музея. Перестройка помещений проходила в 1723-1729 годах под руководством архитектора Маттеуса Даниеля Пёппельмана. Сохранился план, в который весной 1727 года собственноручно внес изменения Август Сильный. Согласно плану, музей должен был состоять из восьми выставочных помещений, функционального холла с гардеробной, фойе, служебными кабинетами для инспекторов, а также просторного хранилища. С самого начала коллекция и интерьеры составляли неразделимое единство. Экспонаты размещались на разновысоких консолях и столах, симметрично расставленных вдоль окрашенных в разные цвета стен, местами отделанных зеркальными панелями. Гости последовательно осматривали Кабинет бронз, Кабинет слоновой кости, Кабинет белого серебра, Кабинет позолоченного серебра. Роскошь и исключительность экспонатов возрастали от кабинета к кабинету и достигали апогея в Зале драгоценностей. Этот зал на протяжении полутора веков был центральной частью тайного хранилища, прежде чем в 1724 году в его стенах разместилось собрание редкостей, как унаследованных Августом Сильным ценностей династии Веттинов, так и приобретенных им самим. Здесь были выставлены сосуды из лазурита, агата, яшмы, халцедона, кубки из перламутровых раковин и страусовых яиц, миниатюрные изделия из жемчуга, слоновой кости, черного дерева, эмали. В Кабинете ювелирных украшений, последнем в череде помещений Зеленых Сводов, показывалось крупнейшее в Центральной Европе XVIII века собрание ювелирных сокровищ, не имевшее себе равных по художественной и материальной ценности. Коллекция драгоценностей саксонских курфюрстов и польских королей, постоянно пополнявшаяся вплоть до середины XVIII столетия, размещалась в четырех больших витринах. В то время она включала десять многопредметных гарнитуров с алмазами, бриллиантами, а также с изумрудами, сапфирами, рубинами, агатами, карнеолами, пластинками из черепашьего панциря, из золота и серебра. На столах свободно стояли кабинетные украшения непревзойденного мастера ювелирного дела Иоганна Мельхиора Динглингера, придававшие интерьеру еще большую роскошь: настольное украшение-модель «Двор Великого Могола», несколько великолепных программных чаш, скульптуры двух мавров со штуфами изумруда и саксонских камней и, наконец, господствовавший в кабинете «Обелиск Августейшего» (Obeliscus Augustalis).

Август Сильный не только сумел пополнить семейную коллекцию, но и повысил ее художественную ценность. По приказу Августа Сильного и Августа III в течение трех десятилетий изготовили в общей сложности десять ювелирных гарнитуров. Этот комплекс гарнитуров не имеет аналогов в мире и является самой значимой частью в историко-культурном и художественном плане музея-сокровищницы.

Они получали имена по доминировавшему драгоценному камню или материалу оправы - золота или серебра. Все детали гарнитура неизменно украшались мелкими алмазами, ограненными «розой» или «бриллиантом». Из девяти гарнитуров, указанных в самом первом инвентарном списке, от 1719 года, до настоящего времени почти полностью сохранились семь. Два бриллиантовых гарнитура, относящиеся к числу самых ценных и старых, в период с 1782 по 1789 годы подверглись почти полной переделке и сегодня могут дать лишь очень приблизительное представление о ювелирном искусстве барокко и перехода от рококо к раннему классицизму. За ними по статусу идет рубиновый гарнитур, затем - несколько уступающие им по ценности изумрудный, сапфировый, карнеоловый, агатовый, черепаховый и, наконец, золотой и серебряный охотничьи гарнитуры.

На выставке в Кремле представлены по два-три предмета из семи гарнитуров. Большую часть из них сделал один из самых известных в мире ювелиров - Иоганн Мельхиор Динглингер. Знаменитый златокузнец обучался мастерству в Вене и оттуда прибыл в 1692 году в Дрезден. Он поселился вместе со своими братьями: Георгом Кристофом - золотых дел мастером и эмальером Георгом Фридрихом. Женившись на дочери одного из ювелиров в 1693 году, он купил дом в центре города. Это позволило Иоганну наконец преодолеть единодушное неприятие дрезденских златокузнецов и получить звание мастера.

В 1697 году, после состоявшейся в Польше коронации, Динглингер получил звание придворного ювелира Августа Сильного. Создав шедевры для королевской сокровищницы - «Золотой кофейный сервиз» (16971701) из 45 предметов и многофигурное настольное украшение - модель двора Великого Могола Ауренг-Зеба (1701-1708), И.М. Динглингер продемонстрировал изысканный вкус, виртуозное мастерство и высокий интеллектуальный уровень. Его произведения идеальным образом соответствовали требованиям короля. Большинство изделий своего придворного ювелира Август Сильный приобрел в сокровищницу. Среди них - уникальные гарнитуры с драгоценными камнями и роскошные кабинетные украшения, выражающие концептуальные представления короля об идеальном правителе, столь великолепно воплощенные Иоганном Мельхиором Динглингером.

Август Сильный искусно использовал принадлежавшие ему драгоценности для демонстрации своего могущества и реализации собственных политических амбиций. Государственная казна в оправе из драгоценных камней не только удовлетворяла честолюбивые устремления монарха, но также служила и стратегическим финансовым резервом, который при необходимости он мог отдавать в залог под кредиты.

Появление гарнитуров было связано с барочно-абсолютистским принципом ансамблевости, сформировавшимся при Людовике XIV. Обилие деталей обуславливалось сложностью и пышностью мужского костюма XVIII века.

В гарнитур обязательно входило не менее трех дюжин пуговиц для кафтана и такое же количество - для камзола. Помимо этого, в его составе были простые или двойные запонки для манжет, пуговицы с особенно красивыми драгоценными камнями для рубашек, украшенные пряжки для туфель, для штанов-кюлотов, аграф или замысловатый эгрет для шляпы, позднее дополненный разными петлицами. Парадное оружие состояло из придворной шпаги в ножнах на расшитой и украшенной драгоценностями перевязи.

Охотничьи гарнитуры надевали во время парадных выездов на охоту, и в этом случае шпагу заменял охотничий нож. Почти каждый гарнитур включал также прогулочную трость и табакерку. Но от тростей сохранились преимущественно набалдашники, а табакерки давно стали редкостью. Иногда гарнитуры дополнялись такими аксессуарами, как несессер, записная книжка, карманные часы и даже эполет.

Вплоть до кончины Августа Сильного в 1733 году количество ювелирных украшений, поступавших в государственную казну, неизменно возрастало, причем их качество становилось все выше. Первого февраля 1728 года Август Сильный приобрел у гамбургского ювелира для своей короны алмаз «Саксонский белый» (49,9 карата) за 200 тысяч талеров, «или за 2 тонны золота». В 1782-1789 годах Кристиан Август Глобиг сделал его центральной частью эполета, представленного на выставке. Сын Августа Сильного, король Август III, за период до 1763 года обогатил семейную сокровищницу несколькими очень ценными алмазами. Стоимость одного только «Дрезденского зеленого» составляла 400 тысяч талеров. Исключительной чистоты камень в 41 карат получил свою необычную селадоново-зеленую окраску в результате естественной радиоактивности в недрах земли, т.е. он представляет собой чудо природы в прямом смысле слова. В 1769 году Франц Михаэл Диспах демонтировал «Дрезденский зеленый» из ордена Золотого Руна и украсил им аграф для шляпы из бриллиантового гарнитура. Это самое роскошное ювелирное украшение стало символом выставки, проходящей в Патриаршем дворце.

Из всех ювелирных ансамблей Августа Сильного самый многочисленный по составу - карнеоловый гарнитур. Наиболее репрезентативной составляющей карнеолового гарнитура являлись роскошные карманные часы на изящной золотой цепочке с печатками. Создание этих часов, корпус которых украшен семью разноцветными драгоценными камнями и семью овальными карнеоловыми розетками, было приурочено к Празднику рудокопов, или Сатурна. В 1719 году он отмечался 26 сентября, в апогее торжеств по случаю свадьбы наследника. Ожидали приезда многих гостей, и Август Сильный решил продемонстрировать европейской общественности богатства саксонского курфюршества, источником которых было горное дело. Каждый цветной драгоценный камень символизирует одну из известных в то время планет, на них выгравированы знаки Юпитера, Марса, Меркурия, Сатурна, Венеры, и в соответствии с птолемеевой системой - Солнца и Луны. К этому гарнитуру относится и эгрет для шляпы. Эгрет, с его подвижным завершением и колышущимися золотыми перьями, сверкающий множеством бриллиантовых брызг, стал верхом элегантности дворцовой моды, жемчужиной почти полностью сохранившегося гарнитура. Он выполнен из резного карнеола с каплевидным бриллиантом в центре. Пластина решена в форме раскрывшейся из бутона розы. Цветок с тычинками в сердцевине выглядит вполне натуралистично, а листочки над ним имеют орнаментальный характер. Отклонившаяся вправо, будто живая, веточка с маленькими листочками и почками придает композиции динамичность. Нижняя пластинка, на которой крепится султанчик, декорирована бриллиантовой монограммой Августа II - «А». За пластинкой спрятана трубочка для перьев цапли.

В охотничьих гарнитурах центральное место занимали богатые ножи. Охотничий нож из изумрудного гарнитура был создан И.М. Динглингером. Золотой эфес и перекрестие украшают с большим мастерством выполненные охотничьи мотивы. Они повторяются на устье ножен и на агатовой раковине в основании клинка. Характерно сочетание литых золотых головок экзотических львов и изящных фигурок диких животных, водившихся в местных лесах. Клинок с обеих сторон украшен гравировкой с изображением охоты на благородного оленя, а также медведя, кабана, лису и зайца. Нож украшен девятью крупными изумрудами и 78 мелкими бриллиантами, акцентирующими элементы декора. На агатовой раковине щитка в 1722 году был укреплен сказочно красивый изумруд-кабошон, купленный Августом Сильным в Варшаве.

Правитель Саксонии гордился коллекцией фигурок из жемчуга. Его собрание, насчитывавшее 50 гротескных фигурок, было самым крупным и почти полностью сохранилось. Фантазия ювелиров и их способность увидеть в неправильных формах жемчужин изобразительные мотивы поистине безграничны. В результате рождались фигуры из христианской и античной мифологии, реальные и мифологические животные. Поражает фигурка «Мавра с угольно-черным лицом». Тело выполнено из необычно крупной темной барочной жемчужины, переливающейся оттенками от янтарного до красно-коричневого цвета. Нижняя часть бюста задрапирована накидкой из бирюзовой эмали, она также прикрывает спину, по-видимому чтобы не были видны дефекты жемчужины. На шее, в месте соединения головы с туловищем, - тугое алмазное ожерелье. Несмотря на то что голова мавра слегка деформирована из-за вмятины на левом виске, лицо его с алмазами вместо глаз смотрится словно живое.

Предметом собирательской страсти короля-курфюрста являлись кабинетные украшения. Экспонируемое на выставке из агата и яшмы вертикальное украшение с камеей-портретом римского императора (датируемое 41 г. н. э.) было одной из поздних работ И.М. Динглингера. Ее отличают классический лаконизм и монументальность, а также растущее с возрастом пристрастие мастера к резьбе по камню. Редкая по величине античная камея в начале XVIII века была интерпретирована как изображение императора Августа и символически связывалась с Августом Сильным. Кабинетное украшение, в котором король видел символ общности со своим римским тезкой в покровительстве искусствам, он купил в 1722 году за 12 тысяч талеров.

Представленные в Кремле бесценные сокровища воспринимаются как единственные в своем роде шедевры европейского ювелирного искусства XVIII века.

Иллюстрации
Шарль БОА. Портрет короля Польши Августа II. Вероятно Дрезден. 1718–1720
Шарль БОА. Портрет короля Польши Августа II. Вероятно Дрезден. 1718–1720
Эмаль на меди. 12,7×10,1
Иоганн Мельхиор ДИНГЛИНГЕР. Охотничий нож с ножнами из изумрудного гарнитура. Дрезден. Второе десятилетие XVIII в.
Иоганн Мельхиор ДИНГЛИНГЕР. Охотничий нож с ножнами из изумрудного гарнитура. Дрезден. Второе десятилетие XVIII в.
9 изумрудов, 78 бриллиантов, агат; золото, серебро, сталь, кожа. Длина охотничьего ножа 80, эфеса – 15, ножен – 63,5
Неизвестный художник. Фигура из жемчуга «Алебардист с собакой». Франкфурт-на-Майне (?). До 1706
Неизвестный художник. Фигура из жемчуга «Алебардист с собакой». Франкфурт-на-Майне (?). До 1706
Барочный жемчуг, золото, эмаль, позолоченное серебро, алмазы, рубины, изумруды, вороненая сталь. Высота 16
Карманные часы с цепочкой и печатками из карнеолового гарнитура. Ювелирная работа: мастерская Иоганна Мельхиора Динглингера. Дрезден. 1719
Карманные часы с цепочкой и печатками из карнеолового гарнитура. Ювелирная работа: мастерская Иоганна Мельхиора Динглингера. Дрезден. 1719
Большая карнеольная розетка; 7 карнеолов, 7 цветных камней, 57 бриллиантов, золото, серебро. Длина ок. 19,7, диаметр часов 5,5
Иоганн Август ИОРДАН. Знак польского ордена Белого Орла из рубинового гарнитура. Дрезден, 1744
Иоганн Август ИОРДАН. Знак польского ордена Белого Орла из рубинового гарнитура. Дрезден, 1744
16 рубинов, 480 бриллиантов; золото, серебро, эмаль 10, 2×7,8
«Золотое руно» из рубинового гарнитура. Мастерская Иоганна Мельхиора Динглингера. Дрезден. 1722
«Золотое руно» из рубинового гарнитура. Мастерская Иоганна Мельхиора Динглингера. Дрезден. 1722
3 крупных балас-рубина, 70 бриллиантов; золото, серебро, эмаль 17,9×9,5
Морской единорог. Франкфурт-на-Майне (?). До 1725
Морской единорог. Франкфурт-на-Майне (?). До 1725
Барочные жемчужины, золото, серебро, алмазы, рубины; эмаль, золочение. Высота 9,5
Резьба по камню: Иоганн Кристоф ХЮБНЕР. Ювелирная работа: Иоганн Мельхиор ДИНГЛИНГЕР. Шляпный эгрет из карнеолового гарнитура. Дрезден. До 1719
Резьба по камню: Иоганн Кристоф ХЮБНЕР. Ювелирная работа: Иоганн Мельхиор ДИНГЛИНГЕР. Шляпный эгрет из карнеолового гарнитура. Дрезден. До 1719
Большая карнеольная пластина с просветами, 10 круглых карнеолов, 1 алмазная капля (3,39 карат), 408 бриллиантов. Высота 26. Высота пластины 10,6
Франц Михаэль ДИСПАХ. Аграф для шляпы с алмазом «Дрезденский зеленый» из бриллиантового гарнитура. Дрезден/Прага. 1769
Франц Михаэль ДИСПАХ. Аграф для шляпы с алмазом «Дрезденский зеленый» из бриллиантового гарнитура. Дрезден/Прага. 1769
Использованы украшения работы Жана Жака Паллара. Вена. 1746. Селадоново-зеленый алмаз миндалевидной формы, весом около 41 карата, 2 больших круглых бриллианта, 411 средних и мелких бриллиантов, серебро, золото

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play