Наследие Русского Севера

Мая Миткевич

Рубрика: 
МУЗЕИ РОССИИ
Номер журнала: 
#3 2006 (12)

Традиционная культура Севера богата и многообразна в своих проявлениях. В местных музеях хранятся многочисленные памятники северного искусства. Это бесценная коллекция, имеющая многовековую историю, без которой невозможно представить эволюцию материальной и духовной культуры Севера России. Неудивительно, что интерес к ней не ослабевает.

Вид Ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. 1892
Вид Ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. 1892
Литография Соловецкого монастыря. Бумага. Хромолитография. 40,7×60,8

Архангельский музей изобразительных искусств всегда уделял самое пристальное внимание вопросам изучения местной культуры. Во многом это было обусловлено историей создания музея и его территориальной принадлежностью.

Музей, организованный в 1960-е годы, большую часть своих коллекций собрал во время многочисленных экспедиций по Архангельской области. В эти годы на ее обширных землях, в заброшенных церквах и часовнях еще сохранялась древняя живопись, а в крестьянских домах бытовали предметы народного творчества. Это был поистине подвижнический труд; за короткий срок обследована огромная территория. Добираясь на лошадях, машинах, лодках, а чаще пешком, в отдаленные поселения, к полуразрушенным храмам, сотрудники музея старались вывезти все ценное, что находили, понимая, что при повторном выезде оставшееся уже не обнаружить. Сотни древних реликвий, представляющих художественную ценность, были спасены от гибели.

Сейчас Архангельский музей владеет одним из крупнейших собраний древнерусского искусства XIV-XX вв. Собранные коллекции на долгие годы определили творческую направленность музея. С первых лет начались реставрационные работы, которые не прекращались ни на один год. За прошедшие 45 лет была проделана огромная работа по восстановлению, изучению, атрибуции и публикации произведений северного искусства совместно с ВХНРЦ имени акад. И.Э. Грабаря. И как результат, уже в 1975 году музей открыл постоянную экспозицию древнерусского искусства, убедительно продемонстрировавшую своеобразие художественной культуры Севера.

Уникальные коллекции музея позволили организовать крупные выставки, посвященные культуре Архангельского края. Они строились на материалах не только собственных собраний, но и с широким привлечением коллекций местных музеев. Наиболее значительные из них: «Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера» (Москва, ГТГ 1995), «Северные письма» (Москва, ГИМ, 2001), «Крестьянская живопись Поважья» (Архангельск, 2003).

Выставка «Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области» продолжает тему культуры Русского Севера. В ней участвуют 15 музеев Архангельской области, церковно-археологический кабинет Соловецкого монастыря, Государственный архив Архангельской области. Выставка включает 550 предметов, две трети из которых никогда не экспонировались.

Соловецкий монастырь, расположенный на островах Белого моря, основан в 1429 году. Богатое культурное наследие монастыря, закрытого в 1921 году, было разрознено, распределено между различными музеями России, многое утрачено безвозвратно. Если произведения московских музеев публиковались, то соловецкие памятники, хранящиеся в фондах музеев Архангельской области, неизвестны даже специалистам. Тем не менее именно коллекции этих музеев позволяют изучить и охарактеризовать художественные ремесла, которые процветали в Поморье и на Соловецких островах в XVI - начале XX в.: иконопись, серебряное дело, кузнечное ремесло, печатную гравюру, резьбу по дереву, гончарное искусство, выделку кож, фотографию.

Исследовательская работа продолжается. Еще много неизученных материалов хранится в музейных собраниях. Впереди немало интересных открытий, что позволит со временем в полной мере оценить тот большой вклад, что внесли северные мастера в отечественную культуру.

Деисусный чин. Вторая половина ХVI в. Архангел Михаил. Архангел Гавриил.
Деисусный чин. Вторая половина ХVI в. Новгородская школа
Архангел Михаил. 105×240. Архангел Гавриил. 105×240
Доски из четырех частей, с ковчегом, с тремя врезными встречными шпонками. Левкас, темпера

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play