Венецианская биеннале - 2005

Юрген Вайхардт

Рубрика: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
#3 2005 (08)

Посещение Венецианской биеннале неизменно приятное приключение, чему способствует сама атмосфера города посреди моря с его каналами и жемчужинами прошлого. Праздник искусств, который поначалу был дислоцирован исключительно в садах Жардини, с годами расползся по всему городу. Биеннале разрослась, и теперь в павильонах на территории Жардини, а также во дворцах, храмах и культурных центрах города разместились выставочные проекты более чем из 70 стран и многочисленные проекты независимых групп.

В этом году, однако, два куратора из Испании, Мария де Коррал и Роза Мартинес, отобрали меньшее число художников сравнительно с 2003 годом, хотя выставочное пространство не уменьшилось. Кураторы разделили свои задачи. Мария де Коррал собрала работы, в которых она видит «Опыт искусства» ("The Experience of Art”), для экспонирования их в центральном павильоне «Италия». А Роза Мартинес взяла на себя ответственность за экспозицию в «Арсенале». Избранный ею девиз «Всегда немного впереди» ("Always a Little Further”) предвещал, что зрители увидят новинки в области инсталляций, фото- и видеопроектов.

Для российских участников немалая удача, что Роза Мартинес работала в текущем году в Москве и глубоко прочувствовала их творчество, так что они не оказались на Венецианской биеннале посторонними. Куратор пригласила Олега Кулика, предствившего в определенном смысле документальный фильм «Невыносимое обаяние Монголии», а также группу «Синие носы» в составе Вячеслава Мизина, Александра Шабурова, Константина Скотникова и других художников. Они разместили на дне картонных коробок забавные визуальные истории, в которых бытовые ситуации, секс и тревога оказались смешаны воедино, а посетителям предоставили возможность рассматривать все это, как будто им показывают необычных животных, заключенных в клетки. Эта группа не позиционирует себя в качестве современной, однако сама простота их поведения может быть понята как иронический комментарий к сегодняшнему стилю жизни, включая и политическую.

Эрлих ЛЕАНДРО. Взгляд. 1997–2004
Эрлих ЛЕАНДРО. Взгляд. 1997–2004
Видеоинсталляция, 15 видеопроекций

Экспозиция в «Арсенале» демонстрирует множество направлений актуального искусства. При этом надо признать, что феминистские плакаты группы из США "Guerilla Girls” отсылают зрителя в прошлое, в начало восьмидесятых годов XX века. Тем не менее эти плакаты интригующе забавны.

Характерной чертой художественной культуры XX столетия было то, что она вырастала из социальных и политических проблем. Продолжением этой традиции могут служить многочисленные работы авторов из Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии, в то время как европейцы отказались от обращения к вопросам текущей политики: многие из них полагают, что искусство сродни игре и получаемому от нее удовольствию.

Иллюстрацией к первой тенденции может служить Regina Jose Galindo из Гватемалы. Она демонстрирует видеопроект, в котором сама же и заснята. Один раз - в обнаженном виде в Венеции и другой - у себя дома: она погружает ноги в чашу крови и шествует, оставляя кровавые следы, к церкви, а вооруженные люди не позволяют ей войти. Своего рода "Mater Dolorosa”, которую отлучили от службы. Художница была награждена «Золотым львом» для тех, кто моложе 35 лет, с формулировкой «за воплощение в визуально совершенном триптихе, включающем перформанс и документ, мужественного действия, направленного против власти».

John Bock из Германии может служить образцом второй из упомянутых выше тенденций. Он представил хаотическую инсталляцию с применением старых тканей и других объектов, из которых организовал перформанс - пронзительный, турбулентный, от начала и до конца бессмысленный. Подобное поведение соседствует с актами вандализма, например: Runa Islam из Бангладеш демонстрирует фарфоровые чашки и блюдца, которые она же с наслаждением роняет на пол.

Рядом с такого рода любопытными работами новые скульптуры Louise Bourgeois, великой законодательницы в искусстве (Grand Dame of Art), смотрятся как возможность проложить путь в хаосе. Эти скульптуры представляют собой спирали. Не так-то просто обнаружить круглые формы среди отполированных алюминиевых спиралей, а это означает, что проложить путь сквозь хаос непросто.

Луиза БУРЖУА. Без названия. 2004
Луиза БУРЖУА. Без названия. 2004
Алюминий, висящий объект. 106,6 × 63,5 × 166,3. Фото: Кристофер Бурке

Главная экспозиция в Жардини, «Опыт искусства», выглядит столкновением двух поколений: для Agnes Martin, Francis Bacon, Antoni Tapies или Philip Guston искусство - это экзистенциальное отражение их жизни, в то время как более молодое поколение дистанцируется от экспрессионизма и погружено в решение вопроса о том, каким образом воспринимать реальность. Такие художники, как Jose Damasceno, Marlene Dumas, Bernard Frise или William Ken- tridge, не принимают реалистическое искусство, поскольку созданные ими картины, скульптуры и видеопроекты отражают реальность, увиденную сквозь индивидуально подобранные очки. К примеру, на фотографиях Thomas Ruff отображены, если смотреть издали, пейзажи, однако если подойти ближе, они исчезают и становятся видны геометрические компьютерные структуры.

Международное жюри присудило «Золотого льва» художнику Thomas Schutte из Германии. Его скульптурные и графические работы образуют калейдоскопическое и вместе с тем внутренне чрезвычайно связанное произведение, которое делает вновь актуальными вопросы о том, что есть современность и какова в ней роль индивидуума. Согласно официальной формуле, «Schutte возвращает к жизни классические методы, отступая на критическую дистанцию от героической традиции».

При рассмотрении представленных на выставке инсталляций наблюдается относительно новая тенденция, которую можно назвать исчезновением произведений искусства. Даже в концептуальном искусстве отдельная работа сохранялась, не исчезала. Теперь же скандинавский павильон полностью пуст, лишь несколько громкоговорителей передают - в качестве искусства - естественные шумы. Подобное решение отличает и второй этаж российского павильона: кураторами Ольгой Лопуховой и Любовью Сапрыкиной отобран проект "PROVMYZA duet”, в рамках которого Галина Мызникова и Сергей Проворов выстроили инсталляцию «Волшебный ветер» ("Idiot Wind”) - темный коридортуннель со свистящим в нем ветром. Зрителям предлагается задержаться там не менее чем на три минуты, чтобы получить представление о штормовых ветрах, бушующих к востоку от Москвы.

На нижнем этаже российского павильона Валерий Айзенберг, Антон Литвин, Богдан Мамонов и Лиза Морозова (группа «ПРОГРАММА ESCAPE») демонстрируют интерактивный видеопроект: движущиеся на экране авторы проекта вдруг останавливаются, и их движение может быть возобновлено, только если еще сколько-то зрителей минуют некую линию в виде светового барьера. Тем самым художники заявляют о затрудненной коммуникации: группа разрушается еще до того, как составляющие ее люди войдут в контакт, поскольку какой-то следующий зритель минует световой барьер - и собрание теряет смысл.

Обе инсталляции в российском павильоне отличаются в лучшую сторону от предыдущих российских экспозиций на Венецианских биеннале. Участие российских художников представляется убедительным.

В ироническом провокативном перформансе автора из Германии Tino Sehgal участвуют люди, которые каждые несколько минут короткое время танцуют в пустом павильоне, выкрикивая один раз: «Это не современно!», а другой раз: «Это так современно!». В таком перформансе исчезает даже художник, видны одни лишь танцоры. Ироническое действие продолжается - когда зритель собирается покинуть павильон, его просят задержаться на четыре минуты и задают вопросы о движении капитала в современном мире. После этого на выходе он может получить гонорар, если сообщит пароль: «Движение капитала». Германский павильон не был пуст, однако работы другого художника, Thomas Scheibnitz, было нелегко разглядеть из-за танцоров и производимого ими шума.

С тенденцией к исчезновению работ контрастируют такие проекты, в которых инсталляция превышает размер входной двери; примером может служить выстроенное поляком Miroslaw Balka пространство, также наполненное шумами и ветром. Тенденция к нарушению внутренних и внешних пропорций может быть прослежена в нескольких национальных павильонах.

Отдельного разговора заслуживает развитие видеопроектов. Некоторые критики сетуют на увеличение их количества, однако это само по себе не такая серьезная проблема. Куда существеннее их качество, а также недавно проявившаяся тенденция приближения подобных проектов к настоящим полноценным фильмам. Так, множество видеопроектов длится более получаса, и зрителям приходится томиться в очереди. Проект «Повторение» ("Repetition”) поляка Artur Zmijewski посвящен новой версии проведенного некогда в Стэнфордском университете социально-психологического эксперимента (т.н. Stanford-Experiment) и принадлежит к числу наиболее экономных в этом плане работ, в то время как в большинстве других «накручивают» свою продолжительность за счет коллажей или бесконечных разговоров. Источником десятков видеоматериалов является продукция Голливуда: так, художницей из Германии Candice Breitz выбраны из нескольких кинофильмов исключительно эпизоды отношений между матерями и сыновьями; другими отобраны порнографические сцены из исторических кинофильмов.

Наиболее романтичный проект был представлен в St. Stae швейцарской художницей Pippilotti Rist: зрителям демонстрируется поистине райская красота в виде калейдоскопического движения молодых женщин, сопровождаемого сентиментальной музыкой. Контрастом выступает таиландская видеоинсталляция в монастыре San Francesco della Vigna, изображающая несоответствие между жизнью и смертью: умирающие желают продлить жизнь, а живущие готовятся к уходу ("those dying wishing to stay, those living preparing to leave”).

Жюри признало лучшим французский павильон и присудило ему «Золотого льва», сформулировав свое решение в следующих словах: «Начиная с того момента, когда на глазах у зрителя на слово "France” накладывается слово "casino”, Annette Messager дает понять, что она унесет нас туда, где творческое воображение способно трансформировать реальность. Преобразуя историю о Пиноккио в одиссею души, Messager трансформирует пространство, материал и свет в висцеральную сказку, которая многое говорит людям любого возраста, принадлежащим к самым разным культурам».

И под конец - нечто вовсе удивительное. Первое же появление на биеннале Центрально-Азиатской академии искусства, курируемой Виктором Мизиано, заслужило «специального упоминания» жюри, наряду с Литвой и Кореей. Центрально-Азиатская академия демонстрирует фото- и видеопроекты художников из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Столь успешное появление представителей упомянутых стран следует рассматривать как определенную параллель к развитию новых движений в них навстречу демократии.

Единственной наградой, которой отмечены представители США, оказался «Золотой лев», полученный Barbara Kruger за ее творческую деятельность в течение всей жизни. Существенно также присуждение «Золотого льва» Harald Szeemann, руководившему секцией визуальных искусств на Венецианских биеннале с 1998 по 2001 год. Это награждение, правда, означает также завершение традиции, согласно которой биеннале считалась исключительно художественной выставкой.

Перевод с английского Натэллы Войскунской

Иллюстрации
Аннет МЕССАЖЕ. Проект для Венецианской биеннале. 2005
Аннет МЕССАЖЕ. Проект для Венецианской биеннале. 2005
Регина Хосе ГАЛИНДО. Кто может стереть следы. 2003
Регина Хосе ГАЛИНДО. Кто может стереть следы. 2003
Перформанс. Фото: Витто
Дженни ХОЛЦЕР. Пурпурный Крест. 2004
Дженни ХОЛЦЕР. Пурпурный Крест. 2004
Инсталляция Ивон Ламбер. Париж. Десять двусторонних знаков-надписей с красными и синими диодами в помещении из нержавеющей стали. 311,4 × 11,2 × 13,7 cм каждая надпись
Ербоссин МЕЛДИБЕКОВ. Пастан. 2002
Ербоссин МЕЛДИБЕКОВ. Пастан. 2002
Видео, мультиплекс
Хуан МУНЬОС. Тринадцать смеющихся друг над другом. 2001
Хуан МУНЬОС. Тринадцать смеющихся друг над другом. 2001
Бронза и сталь. Размер может варьироваться. Частная коллекция. Фото: Кристиен Даем
Таня БРУГУЭРА. Идеальная справедливость. 2002–2003
Таня БРУГУЭРА. Идеальная справедливость. 2002–2003
Общий вид. Видеоинсталляция. Использованные пакетики чая, холст, дерево, 8 жидкокристаллических мониторов, 8 DVD, кинохроника, звук. 19 × 4 × 4 м
Олег КУЛИК. Тест Гоби. 2004
Олег КУЛИК. Тест Гоби. 2004
Снято галереей XL, Москва
Фабрицио ПЛЕССИ. Вертикальное море. 2005
Фабрицио ПЛЕССИ. Вертикальное море. 2005
Металлическая самоподдерживающаяся структура, большой экран, компьютерная программа, звук. 4 × 4 × 44 м
Георгий ПУЗЕНКОВ. Фото из серии «Мона Лиза отправляется в космос с итальянским астронавтом Роберто Виттори»
Георгий ПУЗЕНКОВ. Фото из серии «Мона Лиза отправляется в космос с итальянским астронавтом Роберто Виттори»
ESA, Кольн
Пипилотти РИСТ. Яблоня невинности на бриллиантовом холме. 2003
Пипилотти РИСТ. Яблоня невинности на бриллиантовом холме. 2003
Видеоинсталляция. Фото: Пипилотти Рист
Фрэнсис БЭКОН. Этюд с изображением человеческого тела. 1991
Фрэнсис БЭКОН. Этюд с изображением человеческого тела. 1991
Холст, масло. 198 × 147,5
Брюс НАУМАН. Дерьмо в твоей шляпе – Голова на стуле. 1990
Брюс НАУМАН. Дерьмо в твоей шляпе – Голова на стуле. 1990
Ретропроекция, видеоинсталляция; видео, передающееся на DVD, цвет, звук, продолжительность 62’. Стул, восковая голова, экран, стальной провод
Коллекции Фонда современного искусства "la Caixa”, Барселона
Арайа РАСДЖАРМРЕАРНСУК. Лекция мертвым. 2002. Фрагмент
Арайа РАСДЖАРМРЕАРНСУК. Лекция мертвым. 2002
Видеоинсталляция. Фрагмент. Размер может варьироваться. Собственность художника
Мариа КАЗУН. Личное жизненное пространство. 2005
Мариа КАЗУН. Личное жизненное пространство. 2005
Модель, гипс, базальтовые палочки, куриные кости, бусины, зеркало, металл. 20 × 15 × 2,70 м. Фото: Сэмми Хаддад
Томас ШАЙБИТЦ. Подготовка проекта павильона Германии
Томас ШАЙБИТЦ. Подготовка проекта павильона Германии

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play