Aрт|36|Базель
В июне в Базеле в 36-й раз открылась одна из самых престижных художественных ярмарок, в которой в этом году приняли участие 270 галерей, представляющих более 1 500 художников ХХ и ХХ! века. Арт- Базель - это путешествие в современное искусство, выставленное на продажу. А значит, каждый посетитель - потенциальный покупатель.
При этом как во французском, так и в английском языках артистическая современность разнесена во времени на MODERN (так определяются жившие в ХХ веке художники) и CONTEMPORARY (ныне живущие творцы). В Базеле и на этот раз были представлены современные - в обоих смыслах - мастера изобразительного искусства. Но так было не всегда. Как считается, только в конце 1970-х годов в базельских ярмарках стали принимать участие наши современники, но если в ту пору их было сравнительно немного, то с 1997 года они постоянные участники этого мероприятия.
Джанни МОТТИ. Чистые руки. (Мыло Берлускони). 2005
Открыв каталог Арт-Базеля, сразу же понимаешь, с какого рода галереей имеешь дело: если список художников, с которыми работает галерея, начинается с CONTEMPORARY artists - значит, галерея представляет только ныне здравствующих, а стало быть, от нее можно ожидать сюрпризов... Эти сюрпризы встречают зрителей в одном из трех зданий ярмарки, в котором показаны арт-объекты, инсталляции и видео-арт.
Многие галереи представляют искусство, прошедшее испытание временем, причем сравнительно немалым - длиною в столетие или около того. Искусство стоящее, настоящее и потому стоящее дорого, скорее даже очень дорого. Искусство как вложение капитала. Именно оно определяет статус Арт-Базеля.
Естественно, в последние годы Арт-Базель становится все более и более коммерческим. Наши молодые современники, по словам Уллы Дрейфус, в доме которой бывали и Фрэнсис Бэкон, и Хундертвассер, и Жан Тэнгли, «полагают себя важными персонами, потому что их работы продаются за сравнительно большие деньги, а на самом деле они просто выражают себя, свои личные проблемы, причем делают это не самым интересным образом». Как считает У. Дрейфус, в том, что происходит, отчасти «виноваты критики, потому что они слишком льстивы и некритичны». Именно ей принадлежит инициатива присуждения премии Арт-Базеля "Artist of Honour”. Эту премию получали Джефф Кунс, Гилберт и Джордж, а в этом году ею награжден Джеймс Розенквист. К сожалению, художник заболел и не смог приехать в Базель.
Ярмарка Арт-Базель - 2005 вкупе с одновременно проходившими выставками в Берне поразила наступлением китайского искусства или, может, правильнее было бы сказать, искусства из Китая. Причем поразила не только в количественном отношении.
Россию представляла галерея XL: на «экспорт» предлагались Дубоссарский и Виноградов, Олег Кулик и Игорь Макаревич. Все они неоднократно участвовали в российских и зарубежных форумах современного искусства.
Арт-Базель - не Венецианская биеннале, однако в прессе постоянно упоминается так называемый «венецианский эффект»: неоспоримое влияние биеннале на коммерческую базельскую ярмарку. Например, работа «Без названия (три персонажа)» Томаса Шютте - призера Венецианской биеннале 2005 года - уже через пять минут после открытия ярмарки была продана за 410 000 евро. Мгновенно продалась за круглую сумму в 600 000 долларов и работа художников Гилберт и Джордж (1975 г.), которые, как известно, представляли в этом году Великобританию в Венеции. Магия биеннале? Может быть...
Цены на произведения «классиков ХХ века» - MODERN artists - исчислялись миллионами. За них пока еще готовы платить.
Ванг Ксао ХУ. Эротические цветы (на выставке в Цюрихе). 2004
Но при виде отдельных работ возникает поистине гамлетовский вопрос: быть или не быть изобразительному искусству? У некоторых современных художников стремительное движение прочь от изображения не менее стремительно приближается к своего рода нулю - к пустоте, к обнулению искусства. Не приведет ли это к тому, что цифры от 1 до 9, ныне красующиеся в самых разных сочетаниях перед многими нулями, тоже исчезнут? И тогда ярмарка Арт-Базель, быть может, вернется к тому, с чего она начиналась, т.е. к экспозиции modern artists.
Материал подготовлен редакцией
Инсталляция
Картон и алюминий
Бумага, уголь. 218, 4 × 152, 4
Холст, масло. 220 × 165
Гипс, краска, искусственные волосы, бижутерия. 45 × 90 × 54
194 × 46 × 64
Расхождение. 2002
193 × 87 × 32 Кованое железо
Силикон, человеческий волос, смешанная техника. 74 × 101 × 127