СЕРЕБРО ИЗ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОДАРОЧНОГО ФОНДА

Ольга Кузьменко, Юлия Прогонова

Рубрика: 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК
Номер журнала: 
#3 2004 (04)

Представленная в Аукционном доме «Гелос» коллекция из 16 царских подарков формировалась частным лицом на протяжении многих лет, периодически пополняясь предметами, приобретавшимися за рубежом. Поэтому она состоит из изделий, абсолютно незнакомых арт-рынку России.

Ковш. Россия, Москва. 1687–1688
Ковш. Россия, Москва. 1687–1688
Cеребро, чеканка, гравировка, литье, золочение. 14×39×21,5

Это три ковша, два кувшина, стакан с крышкой, стопа, братина, чайник, блюдо, два кубка, комплект из шести стаканов и кофейный сервиз. Большинство экспонатов выполнены известными московскими мастерами серебряного дела XVII-XVIII веков и представляют собой предметы обихода светской жизни, традиционно преподносившиеся от царского имени «за службу» особо отличившимся своими делами во благо государства подданным. Начать разговор о подарках русских царей следует с исконно русских, традиционных видов посуды, древнейшим из которых, без сомнения, является ковш.

Ковши из драгоценных металлов бытовали как питьевая посуда до последней четверти XVII века. Из них пили мед - один из наиболее распространенных напитков Древней Руси. В погребах ковши служили определенной мерой, и ими пользовались при зачерпывании из бочек различных напитков.

В конце XVII - начале XIX века из утилитарной вещи ковши превратились в предмет «пожалования» за различные заслуги. С середины XVII века серебряную посуду для пожалования начали изготовлять в Серебряной палате Московского Кремля. Несмотря на то что схема оформления ковшей не допускала вольностей, гравированный орнамент на внутренних стенках был индивидуальным, и мастер мог проявить свой талант художника-орнаменталиста без каких-либо ограничений. Размер ковша зависел от общественного положения награждаемого, занимаемой им должности и значимости заслуг. Ковши жаловали только торговым и посадским людям «за прибор», т.е. за принесенную казне прибыль в основном при сборе пошлин с кабаков и на таможнях, а также они преподносились казакам «за верные службы».

Наиболее ранний предмет из императорского подарочного фонда представлен в коллекции серебряным позолоченным ковшом работы неизвестного мастера Серебряной палаты Кремля, созданным в 1687-1688 годах. Изображение вазы с букетом на ручке-полке ковша выбрано не случайно - в те времена это был символ богатства и изобилия.

Одним из наиболее интересных царских подарков XVIII века является ковш лучшего серебряника Москвы того времени - Иллариона Артемьева Вавилова, чей именник «Ларионъ Артемъевъ» можно увидеть на изделии. Ковш выполнен из серебра с позолотой в 1733 году и имеет характерную ладьевидную форму. Дно ковша по традиции украшено чеканным гербовым орлом, ручка-полка декорирована легко узнаваемым портретом императрицы Анны Иоанновны в виде картуша под короной.

Создание этого ковша связано с древней традицией награждения царскими подарками казачьих атаманов и старшин. Надпись на ковше свидетельствует о его пожаловании императрицей Анной Иоанновной старшине Донского войска казаку Филиппу Оксенову, который, вероятно, был сыном атамана Оксена Фролова, награжденного подобным серебряным ковшом в 1717 году. Пожалование ковшом расценивалось казаками даже выше, чем пожалование саблей. Жалованные ковши передавались наследникам по мужской линии, а в отсутствие таковых - в церковь на помин души. Надо отметить, что с 1722 года на «дело ковша» из казны отпускалась строго определенная сумма - 16 рублей 50 копеек атаману и 15 рублей старшине. Надпись утверждалась Военной коллегией и не могла быть изменена без ее ведома.

Серебряное позолоченное блюдо как вид посуды наравне с ковшом можно отнести к наиболее древним предметам домашнего и застольного обихода. А к концу XVIII века при дворе становится обычаем жаловать блюда в качестве подарка как высочайшую благодарность.

Блюдо, входящее в коллекцию, было создано в 1778 году московским серебряником Алексеем Афанасьевым Косыревым. Дно изделия декорировано рельефной композицией с изображением сцены из античной мифологии- Геракл, выводящий из подземного царства Цербера. Скорее всего, заказчик не случайно выбрал сюжет об одном из последних подвигов Геракла. Возможно, иносказательный смысл о невиданной храбрости Геракла перекликался с его биографией или моментами жизни кого-то из близких людей. Можно предположить, что блюдо было заказано в память о личных подвигах заказчика в период русско-турецкой войны 1768-1774 годов.

Рельефные изображения, отличающиеся не меньшей художественной ценностью и редким профессиональным исполнением, можно наблюдать еще на одном изделии данной экспозиции. Это серебряный, покрытый позолотой, рокайльный чайник шарообразной формы с костяной ручкой, созданный в 1754 году. Форма чайника несколько необычна из-за высоко поставленного носика в виде головы орла. Аналог столь оригинальной трактовки существует в собрании Музеев Московского Кремля.

Следует также особо отметить редкий для антикварного рынка серебряный кубок с крышкой середины XVI11 века. На протяжении всего XVIII века кубки служили и в качестве емкости для напитков, но и как жалованные и наградные произведения прикладного искусства.

Данный кубок уникален тем, что в его декоре присутствует не только прекрасно выполненный орнамент, но и условные портретные изображения. Иметь дома кружку, кубок или небольшой стакан с «персонами» было модно. Именно такие условные «персоны» украшают и этот кубок, поскольку ни на одном из аналогичных нет императорской короны, одежды персонажей не имеют горностаевых мантий, а плащи мужчин наводят на мысль о князьях Древней Руси.

Изделия мастеров-серебряников, по мастерству и уникальности аналогичные предметам из данной коллекции, можно увидеть только в крупных государственных собраниях - Музеях Московского Кремля, Историческом музее (Москва), Эрмитаже (Санкт-Петербург). Эта коллекция является первым частным собранием, имеющим непосредственное отношение к русским царям и их окружению. Кроме того, все экспонаты являют собой образцы высокого профессионализма русских мастеров, демонстрирующих в изделиях превосходное качество своей работы во всех техниках серебряного дела. По единогласному мнению экспертов, собрание имеет бесспорно высокую художественную, историческую и музейную значимость. Несомненно, представление «Гелосом» этой коллекции русского серебра - большое событие как для антикваров и коллекционеров, так и для каждого, кто дорожит русской национальной культурой.

Иллюстрации
Ковш. Илларион Артемьев Вавилов. Россия, Москва. 1733
Ковш. Илларион Артемьев Вавилов. Россия, Москва. 1733
Cеребро, чеканка, гравировка, литье, золочение. 11×28,5×16,5
Ковш. Россия, Москва, 1687–1688. Фрагмент
Ковш. Россия, Москва, 1687–1688. Фрагмент
Ковш. Россия, Москва. 1687–1688. Фрагмент
Ковш. Россия, Москва. 1687–1688. Фрагмент
Чайник. Россия, Москва. Cередина XVIII в., предположительно 1754
Чайник. Россия, Москва. Cередина XVIII в., предположительно 1754
Cеребро, кость, чеканка, литье, золочение. 13×20,5×13
Ковш. Илларион Артемьев Вавилов. Россия, Москва. 1733. Фрагмент
Ковш. Илларион Артемьев Вавилов. Россия, Москва. 1733. Фрагмент
Блюдо. Алексей Афанасьев Косырев (?). Россия, Москва. 1778
Блюдо. Алексей Афанасьев Косырев (?). Россия, Москва. 1778
Cеребро, чеканка, золочение. 41,2×57,5
Кубок. Россия, Москва, Cередина XVIII в.
Кубок. Россия, Москва, Cередина XVIII в.
Cеребро, чеканка, золочение. В. 32

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play