О некоторых ценных официальных и диковинных подарках китайского императора Канси российскому императору Петру I

Мария Меньшикова

Рубрика: 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Номер журнала: 
#2 2022 (75)

В 2022 году исполнилось 350 лет со дня рождения русского императора Петра Великого (1672-1725). В рамках празднования этой знаменательной даты в Государственном Эрмитаже (ГЭ) была подготовлена монографическая выставка «Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке» (19 апреля - 12 июня 2022 года).

На экспозиции впервые в таком составе были представлены экспонаты, сохранившиеся в Эрмитаже и связанные с именем Петра I и его сподвижников. К выставке вышло в свет издание, отражающее историю собирательства китайских коллекций в 1680-1720-х годах, а также становление востоковедческой науки и музейного дела в России. Многие экспонаты опубликованы впервые, и их история изучена в последнее время[1].

Всадники – чиновники первого ранга – «статуйки на зверях сидящие» Механические игрушки Китай. Императорские мастерские, 1710–1720
Всадники – чиновники первого ранга – «статуйки на зверях сидящие». Механические игрушки Китай. Императорские мастерские, 1710–1720
Серебро, жесть, слоновая кость, лак, эмаль, шелк; золочение, выколотка, гравировка, резьба, роспись
© ГЭ. Фото: П. Демидов

Из истории российско-китайских отношений

XVII - первая четверть XVIII века - время налаживания добрососедских отношений между Россией и Китаем. Страны должны были решить геополитические вопросы: определить сухопутные границы, разделить сферы влияния и наладить торговые отношения. Россия ставила цель - получать дорогие экзотические китайские товары не через Европу, а напрямую. Для этого нужно было опередить купцов Ост-Индских компаний, которые торговали морским путем, и проложить путь для торговли сушей, создать рынок для продажи драгоценных шелков и различных изделий, в том числе для извлечения выгоды из транзитной и посреднической торговли.

В отдаленные пограничные территории через всю страну отправляют посланников. Из Поднебесной также изредка присылают представителей. Отношения складывались непросто, так как путешествия были длительными, возврата миссий из Китая и ответа ждали до двух лет. И долгое время контакты оставались скорее случайными, чем регулярными. Первые бумаги на китайском языке, сохранившиеся в российских архивах, относятся к 1616 и 1642 годам[2]. Правда, они были прочитаны значительно позднее, так как «китайской грамоты» в то время в Москве еще никто не знал.

В правление царя Алексея Михайловича (1645-1676), отца Петра I, контакты стали более частыми. Первой официальной миссией была поездка Федора Байкова в 1654-1657 годах. Однако из-за отказа посланника совершить принятые в Китае на приеме обряды - в частности, поклоны «коу-тоу», когда три раза нужно было ползти к трону китайского императора, лбом упираясь в пол,не поднимать глаза на правителя и отползать, не поворачиваясь спиной, - посольство оказалось неудачным, договоры заключены не были и даже царские подарки - «поминки» - не были приняты, их возвратили. Некоторое количество товаров, заказанных русским правительством, все же было привезено, например бесценные шелка. Важнейшей попыткой наладить отношения стало путешествие в 1675-1678 годах Николая Гавриловича Спафария (Николая Милеску-Спафария, 1636-1708). Ему удалось купить «лал великий»[3] - огромную шпинель весом в 400 карат[4], которая до сих пор хранится в Москве. Она украшала корону сначала царя Алексея Михайловича, потом императрицы Анны Иоанновны, а с 1762 года венчала большую императорскую корону Екатерины II. Шпинель относится к семи крупнейшим историческим камням государства, представленным в Алмазном фонде.

Сегодня благодаря различным исследованиям можно утверждать, что многие изделия восточного и китайского искусства, хранящиеся сегодня в ГЭ в Санкт-Петербурге, оказались в стране именно в годы правления Петра Великого. Восточная коллекция, собиравшаяся целенаправленно в первой трети XVIII века в Петербурге, уникальна для своего времени как по составу, так и по количеству памятников и остается важнейшим свидетельством истории взаимоотношений с Поднебесной и формирования востоковедческой науки и музейного дела.

Жизнь и время активной деятельности Петра I (1672-1725, царь Петр Алексеевич всея Руси - с 1682, император Всероссийский Петр I - с 1721) в России совпало с периодом правления в Китае императора (богдыхана) Канси (собственное имя) Сюанье, 1654-1722) маньчжурской династии Цин (1644-1911), который находился на троне более шестидесяти лет (1662-1722) с девизом правления «канси» («спокойствие и мир»).

Император Канси восстанавливал и укреплял страну после падения династии Мин (1368-1644), как широко образованный правитель развивал науки, литературу и искусства; например, при нем составили самый полный словарь китайского языка (Канси цзыдянь). Он стремился к миру с соседями и даже был открыт к влияниям извне. Важно, что богдыхан относился достаточно лояльно к иностранцам, при его дворе жили и были приняты на службу в различных областях миссионеры-иезуиты. Именно Канси стал прототипом идеального правителя, на которого позднее, в XVIII веке, ориентировались деятели эпохи Просвещения.

Царь Петр Алексеевич продолжал политику отца, который отправлял миссии к Канси. Ему пришлось устанавливать дипломатические и торговые контакты лишь с одним императором Цинской империи, что способствовало решению исторической задачи урегулирования русско-китайских отношений. Петр I и Канси были великими правителями двух великих государств, имевших общую сухопутную границу.

Из России в Китай неоднократно отправляли миссии, но официальных посольств при жизни Петра I было два: первое состоялось в 1686-1690 годах и двигалось из Москвы в Нерчинск и обратно; второе в 1719-1721-м проследовало из Санкт-Петербурга до Пекина и обратно. Встречи и переговоры послов сопровождались обменом подарками. Эти дипломатические дары занимают в собраниях музеев России особое место. О некоторых из них мы попытаемся рассказать в этой статье.

Посольство Ф.А. Головина и Нерчинский договор 1689 года

В 1686 году правительством царевны Софьи (1657-1704), регентши (1682-1689) при малолетних царях Иване и Петре, было отправлено посольство к маньчжурам, к границам Китая. Его главой был назначен опытный дипломат Федор Алексеевич Головин (1650-1706), владевший английским языком и латынью. Со стороны Китая Канси представлял чиновник высокого ранга князь Сонготу (1636-1703), шурин императора. В августе 1689 года в Нерчинске подписали договор, по которому была достигнута договоренность о беспрепятственной и регулярной караванной торговле и установлена граница по рекам Горбице (левому притоку реки Шилки) и Аргуни, кстати, на многих отрезках существующая до сих пор. Нерчинский договор стал исторической вехой в отношениях между Китаем и Россией, определившей на многие годы дипломатические, торговые и культурные связи между двумя государствами.

Когда в январе 1690 года Ф.А. Головин вернулся в Москву после пятилетнего путешествия, правительство царевны Софьи уже свергли. Дипломат предстал перед царями Иваном и Петром. Красочные рассказы Ф.А. Головина заинтересовали молодого царя. Он «столько любопытствовал знать о путешествии Головина, что несколько дней сряду проводил с ним в беседах: с жадностью расспрашивал об образе жизни народов Сибири и богатстве той страны, черпал из рассказов своего собеседника свежие и новые сведения»[5]. Головин в последующие годы стал одним из ближайших сподвижников Петра Алексеевича.

Политические события и экономические факторы, необходимость установления дальневосточных границ с Китаем, поиск новых путей в Индию, контакты с Персией, попытка найти выход к морю на юге страны, торговля с Востоком и многие другие причины вынуждали Петра интересоваться восточными странами. Информация о них была скудной, и в дальнейшем каждому посольству, каравану, путешественнику царь наказывал в письмах узнать, как живут восточные народы, во что верят, что умеют делать, какие ремесла и науки у них развиты.

В эти же годы в Москве появляются первые карты и описания Сибири, планы сухопутного пути в Китай, составленные путешественниками, следовавшими из России в Китай и обратно. Дворцы в Коломенском и Преображенском, где жил молодой Петр, украшали иностранные раритеты. Хотя большинство вещей принято было хранить в «сундуках», царевич мог видеть в Москве восточные ковры, оружие, фарфор, лаковую мебель. Многие ценности поступали в хранилища Кремля: в Мастерскую палату и Оружейную палату; китайские предметы украшали дворец в Преображенском и другие царские собрания[6].

Итак, при подписании Нерчинского договора правители двух стран обменялись официальными посольствами, с которыми переслали ценные подношения. Для русских царей в подарок от императора Канси посольство Ф.А. Головина получило «расшитое золотом седло с драконами империи, две маленькие чашки из чеканного золота очень хорошей работы и много штук китайского шелка, атласа, камки и золотой с шелком парчи»[7]. Эти дары сохранились до нашего времени и выявлены в коллекциях Москвы и Петербурга8. Богато декорированное седло, украшенное изображениями четырехпалых драконов, и шелковый чепрак - такие наборы для верховой езды китайские правители отправляли в знак дружбы - находятся в настоящее время в собрании Оружейной палаты Музеев Московского Кремля. Ценность подношения определялась также его символикой: иероглиф [ань] («седло») по-китайски произносится так же, как $ [ань] в слове, означающем «мир и спокойствие».

Парные золотые чашечки с блюдечками весом «68 золотников»[9], как это ни удивительно, также дошли до наших дней. Они были перевезены в начале XVIII века в Санкт-Петербург и не позднее, чем с 1780-х годов хранятся в Эрмитаже, что подтверждает ся сведениями в самом раннем известном инвентаре музея - «Описи 1789 г.» Екатерины II. Они записаны как «чарочки золотые» очень хорошей работы с блюдечками, и про каждую чашечку с блюдцем отдельно сказано: «Блюдичко с чарочкой золотыя канительной работы, по блюдичку цветочки и змии, в блюдичко вставлены четыре синих и тридцать красных яхонтиков и при том порожние места для камушков»[10]. Эти китайские изделия из золота высокой пробы созданы в конце XVI - начале XVII века. Они являются иносказательными посланиями дружбы и согласия. Каждая чашечка вставлена в сквозную оправу тончайшей филигранной работы, которая имеет форму распустившегося шестилепесткового цветка мальвы, а две ручки закручены, как стебельки. Блюдечки декорированы изображениями двух извивающихся драконов, у которых четырехпалые лапы с когтями - так выглядел второй по значимости тип дракона в Срединном государстве. Использование изображений было строго регламентировано. Символом и знаком императора в то время в Китае был дракон о пяти когтях. Члены императорской семьи считались ниже по рангу, так же как и правитель любой другой страны. На чашечках имеются пустые гнезда для вставок, о чем сказано в «Описи 1789 г.» - «порожние места для камушков», - и можно предположить: когда чашечки были поднесены, вставок не было, тем более что и вес экспонатов практически не изменился. А вот блюдечки до сих пор украшены драгоценными камнями - полированными кабошонами: красными рубинами и синими сапфирами, что не случайно, потому что эти цвета и минералы регламентировалось использовать только членам китайской императорской семьи. Парные чашечки с блюдцами были также знаками, свидетельствовавшими о признании границ, равноправии соседних государств и договоре о мире и спокойствии. Эти золотые филигранные изделия, декорированные драгоценными камнями, являются шедеврами китайского ювелирного искусства.

Диковинные механические игрушки, привезенные посольством Л.В. Измайлова 1719-1721 годов

В последующие годы правления Петра I миссии и караваны в Китай отправлялись неоднократно. Каждый раз привозили дорогие товары, шелка, специи, многочисленные диковинки.

В 1719 году царь снаряжает в Цинскую империю большое посольство во главе с капитаном Львом Васильевичем Измайловым (1685-1738). Настрой миссии был дружественным. Интересно, что в Китай было отправлено сопроводительное письмо самого царя на русском и на латыни. Петр написал послание Канси, обратившись к нему «Великих азиацких стран Императору [“Повелителю” зачеркнуто. - М. М.] настоящему богдойскому и китайскому хану, другу нашему, любительное поздравление...», а подписался как «Вашего Величества доброй приятель Петр»[11]. Посольство должно было решить вопросы по урегулированию торговли. Но даже в сопроводительных бумагах, данных из Кабинета послу Л.В. Измайлову, отразились интересы царя. В числе наказов имеются описания предметов, которые нужно найти или купить в Цинской империи и привезти в Россию, в том числе для пополнения собраний царя в Санкт-Петербурге. В наказах упоминаются палатки, шпалеры, модели кораблей и домов, посуда, бытовые предметы, лаки, колокола и многое другое, что посольство и постаралось приобрести[12].

Пребывание посольства Л.В. Измайлова хорошо освещено, изданы записки членов миссии. Из них известны многие подробности из жизни русских в Пекине и Запретном городе, о приемах и благосклонности императора Канси, который познакомил посла и его спутников со многими достопримечательностями. К сожалению, реконструировать в целом, что привезло посольство Измайлова из Китая, пока не удается.

Но за последние годы некоторые удивительные изделия обнаружены и их история восстановлена. Здесь мы рассматриваем предметы, которые можно охарактеризовать как механические курьезы начала XVIII века.

Долгое время об их существовании в собраниях музеев Санкт-Петербурга не знали, и их история была забыта. В определении этой группы изделий помогли исследования коллекций ГЭ и Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (МАЭ РАН, Кунсткамера) в Санкт-Петербурге.

Царь стал собирать всевозможные редкости для своей коллекции, и в 1712 году, когда Санкт-Петербург был объявлен столицей, ценности «Государева кабинета» из Москвы перевезли в город на Неве. Сначала диковинки поместили в Летний дворец в Летнем саду. В 1719 году собрание перевели частично в Кикины палаты, оно стало основой для будущей Кунсткамеры - указ об учреждении первого русского универсального музея Петр издал в 1714 году.

Восточные и китайские предметы, попадая в Россию, оказывались в Петербурге, в ведении кабинет-секретаря А.В. Макарова и гоф-интенданта П.И. Мошкова, многие драгоценности оставались в Соляной конторе, распределялись между дворцами в городе и пригородах[13]. Здание Кунсткамеры на Васильевском острове было заложено в 1718 году, но экспонаты туда стали поступать лишь начиная с 1723-го. В Кунсткамере разместили различные археологические восточные древности, в том числе скифские, иранские, бактрийские изделия из золота и серебра, этнографические экспонаты, одежды, предметы быта и многое другое. Тогда же в музей поступили многие драгоценности и диковинки.

Исследователям далеко не всегда удается выявить, какие именно памятники хранились в Кунсткамере, какие оставались в дворцовых кладовых. Кроме того, судьба вещей была сложной. После пожара музея в 1747 году многое сгорело, но что-то все-таки сохранилось. Восточные изделия не выставляли до реконструкции зданий и экспозиций. Потом, в течение XVI11—XX веков, экспонаты неоднократно перемещали из одного музея в другой. Из Кунсткамеры многие раритеты и восточные древности попали в Эрмитаж еще при Екатерине II.

Мы предполагаем, что механические игрушки были привезены в Россию посольством Л.В. Измайлова. Император Канси благосклонно принял русских гостей. Он показал им свои новые мастерские: в одной делали расписные эмали, в другой выдували стекло. Одной из самых любимых императором была мастерская часов. Часы в Китай присылали из Европы в качестве подарков, и их воспринимали как диковинки. Канси не только собирал часы, особенно с механизмами, но и основал мастерскую в Запретном городе, где китайцы стали делать свои часы, дополняя их секретами-механизмами. Вероятно, после посещения этой мастерской и осмотра коллекции китайский император отправил в подарок царю несколько заводных игрушек.

В дневнике камер-юнкера Берхгольца, осматривавшего вместе с герцогом Голштинским в январе 1722 года вещи и подарки из Китая в доме Л.В. Измайлова в Москве перед их отправкой в Петербург, упоминается: «...он [Измайлов. - М. М.] показывал нам еще много любопытных предметов, как напр. модель китайского корабля (длиною локтя в два), заостренного спереди и сзади»[14].

Петр I мог видеть в Москве у вернувшегося из Китая посла Измайлова привезенные игрушки-машины, как и другие предметы, когда направлялся в Астрахань или уже по возвращении в столицу. В Санкт-Петербург эти предметы доставили в 1722 году и, видимо, сдали в Соляную контору П.И. Мошкову, откуда их потом передали в Кунсткамеру или казенные (дворцовые) кладовые.

После кончины Петра I большое собрание и драгоценности П.И. Мошков в 1725 и 1727 годах из Соляной конторы передал в новый музей.

Далее история этих экспонатов связана с интересом к коллекционированию Екатерины II. В 1743 году ко двору императрицы Елизаветы Петровны прибывают молодые великий князь Петр Федорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна (с 1762-го император Петр III и императрица Екатерина II). Они живут в Ораниенбауме, где образуется «малый двор». Великий князь Петр Федорович (1728-1762) обучается у Я. Штелина, посещает Кунсткамеру. По образцу других европейских дворцов и, конечно, по образцу Санкт-Петербурга великокняжеская чета пытается собрать в Ораниенбауме музей редкостей. Это отчасти удается: в Картинном доме была создана в 1750-х небольшая Кунсткамера, она просуществовала до 1792-го и по указу Екатерины II расформирована. Возможно, в связи с интересом к созданию этого маленького музея в конце 1744 года поступил «запрос Ея И. В. Государыни Великой Княжны о находящихся в кунсткамере золотых, серебряных и других дорогих вещах». В ответ была составлена «Роспись золотым и серебряным вещам и дорогим каменьям, хранящимся в Кунсткамере, в полате ГГ», поданная 12 марта 1745 года. Эта «Роспись 1745 г.» является бесценным документом по изучению поступивших коллекций[15].

Как известно, во время поездок за границу в 1698-1699 и 1715-1716 годах царь Петр Алексеевич посещал кунсткамеры и познакомился с многими сокровищницами правителей в Европе. Обратил он внимание на фиксацию ценностей - описи предметов и их рисунки. Возможно, именно по аналогии с европейскими собраниями царь организовал «учет» памятников в новом музее.

По указу Петра I уже в 1720-е годы в Академии наук начинают составлять опись вещей, оказавшихся в Императорском музее Петербурга, но каталог «Musei Imperialis Petropolitani» был издан только в 1741-м (I том) и 1744-1745 годах (II том). Во втором томе выделены разделы, посвященные китайским экспонатам.

Очень важно еще одно начинание Петра I, связанное с коллекциями: в 1730-х - начале 1740-х годов были исполнены акварельные рисунки с вещей рисовальщиками Рисовальной и Гравировальной палат Академии наук. Сегодня выявлено и описано около 1200 рисунков в собрании Санкт-Петербургского филиала Академии наук, в ГЭ, ГРМ и ряде других музеев. Но было их значительно больше. На многих листах узнаваемы китайские предметы, их можно насчитать более 60016. Среди рисовальщиков - А. Греков, М. Махаев, А. Поляков, Е. Терентьев, Г. Абумов, Г. Качалов, следует отметить Якова Нечаева, который пытался воспроизводить китайские надписи, встречавшиеся на изделиях. С акварельных рисунков предполагалось исполнить гравюры и проиллюстрировать описи. Но в XVIII веке проект издания рисунков вместе с каталогом не был реализован. Сопоставляя сохранившиеся рисунки с каталожными описаниями, а также с документами, мы смогли выявить и подтвердить многие исторические раритеты.

Среди них особую группу представляют китайские механические игрушки: они зафиксированы на четырех акварелях, которые хранятся в ГЭ. Рисунки не подписаны, но их следует рассматривать в качестве одной группы. По манере и мастерству исполнения их можно атрибутировать как работу рисовальщика Якова Нечаева.

Сравнения рисунков и описаний в «Росписи 1745 г.» помогли выявить сами экспонаты, сохранившиеся в МАЭ РАН и ГЭ; более того, номера в «Росписи 1745 г.» и номера, написанные тушью под изображениями на рисунках, совпадают.

Так, под №18 в «Росписи 1745 г.» указано следующее: «Китайский кораблик из слоновой кости, позолоченным серебром оправленный, с распущенными парусами. Находящиеся на оном человеческие фигуры, которые значат либо корабельщиков, либо купцов, сделаны отчасти из слоновой кости, а отчасти из янтаря, а весь корабль движется способом колес».

На рисунке (лист: 60 х 46) изображен корабль под двумя парусами; на палубе, в центре, - беседка на четырех опорах с двухъярусной крышей; в беседке - две фигурки чиновников и одна фигурка молодого человека; на носу - двухъярусный шестигранный навес, на нем укреплен флаг; на палубе - четыре фигурки матросов. На борту изображена линия волн; к борту прикреплены скачущие по волнам кони, по два с каждой стороны; у борта, у ограждения палубы, - по одному длинному дракону с каждой стороны. У борта ближе к носу изображен балкончик со стоящей на нем фигурой. Внизу, под днищем, видны колесики. Корабль нарисован акварелью, сохранился карандашный рисунок сетки и наброска. Под рисунком тушью написан номер «18». Изображение точное, и мы можем предположить, что корабль смастерили из слоновой кости, серебряной или золоченой жести, поделочных материалов, возможно, камней, янтаря и раскрасили.

В коллекции Кунсткамеры сохранились три механических экспоната в виде кораблика на колесах, которые можно отнести к первой четверти XVIII века. Один описан как «игрушка китайская заводная, модель судна, на палубе сохранились кормовая и центральная надстройки, семь фигур команды, передняя мачта. Оба фальшборта сделаны в виде драконов, на бортах фигурки скачущих коней. Внизу четыре колеса, два ведущих, одно для поворотов и одно для опоры под носовой частью судна».

Под №60 в «Росписи 1745 г.» записана «Машина серебряная, на колесах движущаяся, которая представляет женщину на летающем павлине сидящую».

Рисунок изображает китаянку, сидящую на спине летящего (?) феникса. Женщина одета в длинное китайское платье с широкими рукавами и воротником-оперением, имеет высокую прическу, за плечами узкий летящий шарф. В руках держит поднос с двумя персиками. У птицы яркое оперение, следы краски синего, зеленого, красного цветов на серебряном и золотом фоне, лапы вытянуты назад. Под брюшком видны колесики. Под рисунком написан номер «60».

Эта «машина» также сохранилась в Кунсткамере и записана как «Заводная фигурка: китаянка, сидящая на павлине». Перед нами почитаемое в Китае женское даосское божество Си Ванму - повелительница Запада, хранительница источника и плодов бессмертия, которая, по легендам, летала на фениксе.

Под №63 сказано: «Машина такая же, какая под №60, представляющая женщину стоящую, которая в правой руке держит стакан, а левую протянула».

На рисунке - стоящая китаянка, в длинном традиционном китайском платье с широкими рукавами, поверх платья надет жилет, у горла - воротник-оперение, за плечами узкий легкий шарф. Прическа с шиньоном, как у китаянки на предыдущем рисунке, украшена пучком, вниз спускается прядь. В уши вдеты серьги. В правой руке она держит чашу на подставке в виде лотоса, левая рука поднята вверх к плечу. Внизу, из-под платья, видна маленькая остроносая лотосовая туфелька. Жилет украшен ветками с цветами (изображают вышивку). Под рисунком написан номер «63».

В описи Кунсткамеры она упомянута как «Заводная фигурка: китаянка с лицом из слоновой кости, во время действия фигурка помахивает рукой, точно пудрит лицо пуховкой».

В «Росписи 1745 г.» под №65 записана «Машина, подобная №63, представляющая человека, на коне сидящего и в тарелки бьющего».

Всадник на лошади узнается на рисунке. Это европеец в высоких красных сафьяновых сапожках со шпорами, в шароварах, по покрою похожих на голландские штаны, в короткой куртке (с большим воротником и бахромой), застегивающейся на пуговицы спереди, в шляпе-цилиндре с полями; в руках он держит круглый предмет и палочку (?). За спиной у всадника - ветка цветущего дерева. Лошадь серая, в сбруе из золоченого металла с красной отделкой, с красной уздечкой; внизу, под головой, подвешена красная кисть; копыта золоченые. Всадник сидит на золоченом седле, под седлом попона с бахромой, расшитая цветами. Внизу, под попоной, видно колесико. Под рисунком написан номер «65».

Представленные четыре рисунка изображают изделия, хранящиеся в Кунсткамере. Все фигурки имеют механизмы, которые заводятся при помощи ключа и пружинки. Выполнены они в Китае, относятся по своим стилистическим особенностям к изделиям конца XVII - начала XVIII века, династии Цин (1644-1911), к периоду правления императора Канси (1662-1722). Сделаны они из тонкой медной жести, в отделке использованы серебрение, золочение, краска, гравировка; слоновая кость, кораллы, перья зимородка, шелк и другие материалы.

Кроме рисунков и тех игрушек, что сохранились в Кунсткамере и описаны выше, имеются предметы, относящиеся к той же группе вещей. Это три фигурки из ГЭ, хранящиеся в Отделе Востока. Одна из них - механическая игрушка в виде китаянки, сидящей на лошади; женщина держит в руках струнный музыкальный инструмент под названием «пипа». Другие две игрушки изображают китайцев-чиновников, сидящих верхом на мифическом звере цилине. Все три имеют механизмы, заводящиеся при помощи ключа и пружинки. Выполнены они в Китае, относятся по своим стилистическим особенностям к изделиям конца XVII - начала XVIII века, династии Цин, к периоду правления императора Канси. Сделаны они из медной жести, в отделке использованы серебрение, золочение, краска, гравировка; слоновая кость, кораллы, перья зимородка, шелк. Так как фигурка всадницы близка к изображениям всадника и китаянки на рисунках[17], можно утверждать, что голова и руки у всех упомянутых игрушек сделаны из слоновой кости, прически и волосы сформованы из туши, уздечки лошадей набраны из мелких коралловых бусин, хвосты и гривы животных выполнены из серебряной проволоки. Одинаковыми были и движения фигурок. К сожалению, в ГЭ заводные ключи не передали. К юбилейному году - к 350-летию Петра Великого - три игрушки и их механизмы были отреставрированы в ГЭ, теперь их можно завести. Когда игрушки работают, они не только перемещаются на колесиках, но у животных двигаются шеи, головы (челюсти), ноги, хвосты; у человеческих фигурок качаются головы, двигаются костяные ручки. Вероятно, фигурки ручками играли на музыкальных инструментах, которые они держат. Существует и еще одно сходство: похоже, что художники, рисовавшие предметы из Кунсткамеры, старались передать их размеры и по возможности изображали изделия в натуральную величину. Так, размеры игрушек всадника и всадницы совпадают с изображениями на рисунках. С 1930-х годов три фигурки находились в фондах особой кладовой Отдела Востока и считались серебряными; как серебряные они были указаны и в «Росписи 1745 г.». Удалось найти и самое раннее упоминание о них в коллекции Эрмитажа. Они были перенесены в «Армитаж» при Екатерине II из кладовой и помещены в собрание, о чем есть запись в «Описи драгоценным вещам», начатой в 1789 году[18]: «одна статуйка мужская на звере» под №129 и «две статуйки медные китайские, женские, с головами и руками костяными, сидящие, из них одна на лошади, другая на звере», под №242.

В настоящее время в результате изучения и реставрации этих трех фигур можно исправить некоторые неточности, которые были сделаны еще в «Описи 1789 г.», что было связано с состоянием сохранности предметов. Особенно это касается двух фигур «на зверях». Оказалось, что обе скульптуры изображают мужчин, а не женщину и мужчину. Это чиновники первого ранга, один военный, другой гражданский, что определяется по гравированным изображениям на их халатах: цилиня и журавля соответственно[19]. Кроме того, характерные заколки-шапочки были закреплены на головах зверей, сейчас их поместили на головы персонажей.

То, что фигурки по стилю и материалам изготовления, по механизмам очень похожи, а также то, что ни в одной другой коллекции нам не удалось найти аналогичных игрушек, позволяет сделать вывод: это единая группа экспонатов.

По рисункам и выявленным вещам можно судить, что в коллекции Петра Великого в первой четверти XVIII века было не меньше одиннадцати китайских игрушек, или «машин», как их называли в XVIII веке. Описанная группа памятников является единой коллекцией редчайших китайских механических курьезов. Они не только выявлены в собрании МАЭ РАН и в коллекции ГЭ, но отреставрированы, их внешний вид максимально приближен к изначальному, а главное, отреставрированы механизмы, и игрушки снова «научились» двигаться.

 

  1. Автор издания и куратор выставки - старший научный сотрудник Отдела Востока ГЭ, хранитель коллекций китайского прикладного и ювелирного искусства и памятников Дуньхуана Мария Львовна Меньшикова.
  2. Оригинал грамоты не сохранился, но ее перевод был выполнен по указу Н.Г Спафария и записан в его «Статейном списке». В перевод закралась ошибка: была указана неверная дата - 1649 год, которую и повторяли в исторической литературе. Подарки в 1642 году отправил Чун-чжэнь (1627-1644), последний император китайской династии Мин (1368-1644), а не Шуньчжи (1644-1661), первый император маньчжурской династии Цин.
  3. «Лал великий» был приобретен за 1600 лян. Серебряный лян (лан) - китайская денежная единица, равная по весу примерно 31,3 г серебра.
  4. Карат - единица веса для драгоценных камней, равная примерно 0,2 г.
  5. Терещенко А.В. Опыт обозрения жизни сановников, управляющих иностранными делами в России. СПб., 1837. Ч. 1-3. Ч. 1. С. 194.
  6. Новоселов В. Преображенский дворец: мир вещей царя Петра Алексеевича // Петр Первый. Коллекционер, исследователь, художник: Каталог выставки в Музеях Московского Кремля. М., 2019.
  7. Записки Ф. Жербийона // Русско-китайские отношения в XVIII в.: Материалы и документы: В 2-х т. М., 1978, 1990. Т. 2. С. 761.
  8. Меньшикова М.Л. Между Востоком и Западом. К истории китайской коллекции Петра I // Петр Первый. Коллекционер, исследователь, художник: Каталог выставки в Музеях Московского Кремля. М., 2019. С. 200-210.
  9. Вес одного золотника соответствовал 4,26 г.
  10. Опись драгоценным вещам взнесенным в Армитаж Ея Императорского Величества 1789 г. // Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 6. Лит. 3. №9. Т. 1-2. Литер D.
  11. Это обращение и слова в письме царя разные авторы приводят в грамотах, данных в разные годы: например, И. Идесу в 1692 году и Л. Измайлову в 1719 году. Возможно, царь Петр Алексеевич подписывался так во всех бумагах к китайскому императору. См.: Избрант Идее и Адам Бранд. Записки о русском посольстве в Китай (1692-1695). М., 1967. С. 383.
  12. ЦГАДА. Ф. «Кабинет Петра I». Отд. I. Кн. 57. Л. 72 об.
  13. Неверов О.Я. Из коллекции Петровской Кунсткамеры: Каталог временной выставки. СПб., 1992.
  14. Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Берхгольца... 1858: В 2 т. Т. 2. М., 1858. С. 112.
  15. «Роспись золотым, серебряным вещам и драгоценным каменьям, хранящимся в Кунсткамере, в полате ГГ» // Материалы для истории Императорской Академии наук. Т. VII. 1744-1745. СПб., 1885. С. 54-75.
  16. Menshikova M. Chinese and Oriental Objects // The Paper Museum of the Academy of Science in St. Petersburg» [Музей на бумаге] USA - Holland, Royal Netherlands Academy of Arts and Science. 2005. P. 247-269.
  17. Меньшикова М.Л. Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке: К выставке в рамках года Петра Великого в Государственном Эрмитаже. СПб., 2022.
  18. Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 6. Лит. 3, D.
  19. Меньшикова М.Л. Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке: К выставке в рамках года Петра Великого в Государственном Эрмитаже. СПб., 2022. С. 78-83.
Иллюстрации
Всадница, играющая на лютне. Механическая игрушка Китай. Императорские мастерские, 1710–1720
Всадница, играющая на лютне. Механическая игрушка Китай. Императорские мастерские, 1710–1720
Серебро, жесть, слоновая кость, лак, эмаль, шелк, кораллы; золочение, выколотка, гравировка, резьба, роспись
© ГЭ. Фото: В. Теребенин
Всадник – военный чиновник первого ранга. Механическая игрушка Китай. Императорские мастерские, 1710–1720
Всадник – военный чиновник первого ранга. Механическая игрушка Китай. Императорские мастерские, 1710–1720
Серебро, жесть, слоновая кость, лак, эмаль, шелк; золочение, выколотка, гравировка, резьба, роспись
© ГЭ. Фото: П. Демидов
Сцена приема китайским императором Канси русской миссии 1692–1695 годов Избранта Идеса. Карта «Земель Царя и Императора России между Европой и Азией с дорогой от Москвы до Пекина», составленная на основе карты Николаса Витсена 1690 года
Сцена приема китайским императором Канси русской миссии 1692–1695 годов Избранта Идеса. Карта «Земель Царя и Императора России между Европой и Азией с дорогой от Москвы до Пекина», составленная на основе карты Николаса Витсена 1690 года
Париж. 1704–1720. Бумага; офорт, акварель
© ГЭ. Фото: С. Суетова. Фрагмент
Карта «Земель Царя и Императора России между Европой и Азией с дорогой от Москвы до Пекина», составленная на основе карты Николаса Витсена 1690 года, со сценой приема китайским императором Канси русской миссии 1692–1695 годов Избранта Идеса
Карта «Земель Царя и Императора России между Европой и Азией с дорогой от Москвы до Пекина», составленная на основе карты Николаса Витсена 1690 года, со сценой приема китайским императором Канси русской миссии 1692–1695 годов Избранта Идеса
Париж. 1704–1720
Бумага; офорт, акварель
© ГЭ. Фото: С. Суетова
Царевна Софья Алексеевна (1657–1704). 1777
Царевна Софья Алексеевна (1657–1704). 1777
Копия исполнена Афанасьевым с гравюры Л. Тарасевича, созданной при жизни Софьи на основании ее портрета «в орлах». Бумага, офорт, гравюра. Фрагмент
НЕИЗВЕСТНЫЙ ПРИДВОРНЫЙ ХУДОЖНИК. Портрет императора Канси (1662–1722) в придворном одеянии Китай. Династия Цин (1644–1911). Первая четверть XVIII века
НЕИЗВЕСТНЫЙ ПРИДВОРНЫЙ ХУДОЖНИК. Портрет императора Канси (1662–1722) в придворном одеянии. Китай. Династия Цин (1644–1911). Первая четверть XVIII века
Вертикальный свиток. Живопись на шелке
© Музеи Запретного города, Пекин
Жан-Марк НАТЬЕ. Портрет Петра I. 1717
Жан-Марк НАТЬЕ. Портрет Петра I. 1717
Холст, масло. 142,5 × 110
© ГЭ. Фото: В. Теребенин
Петер СХЕНК СТАРШИЙ. Портрет Федора Алексеевича Головина, дипломата, друга и соратника Петра I. 1706
Петер СХЕНК СТАРШИЙ. Портрет Федора Алексеевича Головина, дипломата, друга и соратника Петра I. 1706
Бумага; меццо-тинто
© ГЭ. Фото: Л. Хейфиц
Вид города Нерчинска. Вторая половина XVIII века
Вид города Нерчинска. Вторая половина XVIII века
Бумага, офорт
© ГЭ. Фото: Л. Хейфиц
Чашка и блюдце с драконами о четырех когтях на лапах. Китай. Конец XVI – начало XVII века
Чашка и блюдце с драконами о четырех когтях на лапах. Китай. Конец XVI – начало XVII века
Золото, сапфиры, рубины; выколотка, филигрань, полировка
© ГЭ. Фото: С. Соловьев
Блюдце с драконами о четырех когтях на лапах. Китай. Конец XVI – начало XVII века
Блюдце с драконами о четырех когтях на лапах. Китай. Конец XVI – начало XVII века
Золото, сапфиры, рубины; выколотка, филигрань, полировка
© ГЭ. Фото: С. Соловьев. Фрагмент
Чашка и блюдце с драконами о четырех когтях на лапах. Китай. Конец XVI – начало XVII века
Чашка и блюдце с драконами о четырех когтях на лапах. Китай. Конец XVI – начало XVII века
Золото, сапфиры, рубины; выколотка, филигрань, полировка
© ГЭ. Фото: С. Соловьев
Чашка и блюдце с драконами о четырех когтях на лапах. Китай. Конец XVI – начало XVII века
Чашка и блюдце с драконами о четырех когтях на лапах. Китай. Конец XVI – начало XVII века
Золото, сапфиры, рубины; выколотка, филигрань, полировка
© ГЭ. Фото: С. Соловьев
Корень дерева. Китай. Вторая половина XVII века – не позднее 1715
Корень дерева. Китай. Вторая половина XVII века – не позднее 1715
Дерево, резьба, полировка. 89 × 64 × 20
© ГЭ. Фото: В. Теребенин

Обработанный корень дерева изображает склон горы с деревьями, мостиком, павильоном, речкой с двумя лодками. В пейзажную композицию вплетены фигурки даосских бессмертных. Использованные естественные причудливые переплетения корня дерева и наплывы на нем, незначительно доработанные резчиком, в полной мере воплощают даосскую идея слияния человека с природой. Данный корень является уникальным образцом этого вида искусства. Он был приобретен царем Петром Алексеевичем в 1716 году в составе собрания амстердамского аптекаря Альберта Себы.

Шлафрок из гардероба Петра I
Шлафрок из гардероба Петра I
Фрагмент голубого узорчатого шелка (камка, дамаск) с узором в виде лозы с гроздьями винограда и тушканчиками на ней
Шлафрок из гардероба Петра I
Шлафрок из гардероба Петра I
Шелк: Китай, XVII век. Пошив: Мастерская палата Московского Кремля, 1690-е годы
Голубой узорчатый шелк (камка, дамаск) с узором в виде лозы с гроздьями винограда и тушканчиками на ней. Длина (по спинке) – 186
© ГЭ. Фото: А. Лаврентьев
Яков НЕЧАЕВ (?) Механическая игрушка – китайский кораблик из слоновой кости, «позолоченным серебром оправленный», с распущенными паруса.ми Санкт-Петербург. 1730-е
Яков НЕЧАЕВ (?) Механическая игрушка – китайский кораблик из слоновой кости, «позолоченным серебром оправленный», с распущенными парусами. Санкт-Петербург. 1730-е
Бумага, акварель, тушь
© ГЭ. Фото: Л. Хейфиц
Яков НЕЧАЕВ (?) Механическая игрушка – даосское божество Си Ванму, повелительница Запада, с персиками в руках, летящая на фениксе. Санкт-Петербург, 1730-е
Яков НЕЧАЕВ (?) Механическая игрушка – даосское божество Си Ванму, повелительница Запада, с персиками в руках, летящая на фениксе. Санкт-Петербург, 1730-е
Бумага, акварель, тушь
© ГЭ. Фото: Л. Хейфиц
Яков НЕЧАЕВ (?) Механическая игрушка – всадник-голландец верхом на лошади. Санкт-Петербург. 1730-е
Яков НЕЧАЕВ (?) Механическая игрушка – всадник-голландец верхом на лошади. Санкт-Петербург. 1730-е
Бумага, акварель, тушь
© ГЭ. Фото: Л. Хейфиц
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. Фигурка китаянки с чашей в руках. Санкт-Петербург. 1730-е
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. Фигурка китаянки с чашей в руках. Санкт-Петербург. 1730-е
Бумага, акварель, тушь
© ГЭ. Фото: Л. Хейфиц
Механическая игрушка «Корабль». Китай. Первая половина XVIII века. Фрагмент
Механическая игрушка «Корабль». Китай. Первая половина XVIII века. Фрагмент
Механическая игрушка «Корабль». Китай. Первая половина XVIII века
Механическая игрушка «Корабль». Китай. Первая половина XVIII века
Серебро, жесть, слоновая кость, лак, эмаль, шелк; золочение, выколотка, гравировка, резьба, роспись
© Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера). Российской академии наук, Санкт-Петербург
Всадники – чиновники первого ранга – «статуйки на зверях сидящие». Механические игрушки. Китай. Императорские мастерские. 1710–1720
Всадники – чиновники первого ранга – «статуйки на зверях сидящие». Механические игрушки. Китай. Императорские мастерские. 1710–1720
Всадники – чиновники первого ранга – «статуйки на зверях сидящие». Механические игрушки. Китай. Императорские мастерские. 1710–1720
Серебро, жесть, слоновая кость, лак, эмаль, шелк; золочение, выколотка, гравировка, резьба, роспись
© ГЭ. Фото: П. Демидов. Фрагменты
Всадница на лошади, играющая на лютне. Механическая игрушка. Китай. Императорские мастерские. 1710–1720
Всадница на лошади, играющая на лютне. Механическая игрушка. Китай. Императорские мастерские. 1710–1720
Всадница на лошади, играющая на лютне. Механическая игрушка. Китай. Императорские мастерские. 1710–1720
Серебро, жесть, слоновая кость, лак, эмаль, шелк, кораллы; золочение, выколотка, гравировка, резьба, роспись
© ГЭ. Фото: В. Теребенин. Фрагменты
Аптечный сосуд с крышкой, с изображением на тулове российского герба с двуглавым орлом
Аптечный сосуд с крышкой, с изображением на тулове российского герба с двуглавым орлом
Фарфор, глазурь, надглазурная роспись эмалевыми красками, золочение. Китай. 1700–1710-е. Высота (с крышкой) – 21,5
© ГЭ. Фото: Л. Хейфиц

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play