Музей декоративно - прикладного и промышленного искусства МГХПА ИМЕНИ С.Г. СТРОГАНОВА

Марина Зиновеева

Рубрика: 
МУЗЕЙ
Номер журнала: 
#2 2020 (67)

Музей Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова[1] - уникальный в России. Он основан в 1864 году при директоре Строгановского училища технического рисования В.И. Бутовском с целью «содействовать развитию самобытных художественных способностей в промышленных классах». Художественно-промышленный музеум открылся 17 апреля 1868 года в отдельном здании на Мясницкой улице, дом 24, и являлся первым в России музеем подобного профиля, коллекция которого позволяла наглядно представить историю развития мирового декоративно-прикладного искусства с античности до современности. Однако основное его назначение определялось как коллекционирование произведений русского национального искусства, так как деятельность Строгановского училища изначально была нацелена на сохранение и развитие богатейших художественных традиций России.

Современная экспозиция Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА имени С.Г. Строганова
Современная экспозиция Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА имени С.Г. Строганова. Фотография

 

Идея организации музея в Москве возникла задолго до его открытия и высказывалась еще основателем училища, графом Сергеем Григорьевичем Строгановым. В «Вестнике Европы» за 1826 год (№ 8) была помещена его статья «О необходимости образования для ремесленников и об открытии для них училища рисования в Москве», в которой автор призывает «развивать в промышленности национальные творческие силы, общие познания как источник, которым питается промышленность, указывает на необходимость образовать собрание моделей и образцов для усовершенствования ремесел и художеств»[2].

История существования Художественно-промышленного музея тесно связана со Строгановским училищем, основанным в 1825 году графом С.Г. Строгановым как «Школа рисования в отношении к искусству и ремеслам». В 1860 году произошли кардинальные изменения в жизни 2-й Рисовальной школы графа С.Г. Строганова, которая при объединении с 1-й Рисовальной школой при Мещанском отделении была преобразована в Строгановское училище технического рисования, введен новый устав и началась подготовка «рисовальщиков и орнаментщиков для мануфактуры и мастерских». В 1861 году директором обновленного Строгановского училища назначили Виктора Ивановича Бутовского, историка по образованию и экономиста по профессии, имевшего связи с промышленными кругами России и Запада. Он внес большой вклад в художественно-промышленное образование и возрождение традиций национального и древнерусского искусства, именно с его именем связан один из значительных периодов в истории развития Строгановского училища.

С этого времени преподавание в училище ориентируется на изучение древнерусского наследия. В учебную программу входит копирование предметов народного искусства, церковной утвари, орнаментов и заставок русских рукописных книг как опоры национального направления в искусстве. С этой целью создавались экспедиции в старейшие русские города - Владимир, Суздаль, Новгород Великий, заказывались гипсовые копии с архитектурных деталей древних храмов и слепки с предметов обихода русского народа, воспроизводились древнерусские орнаменты.

Собранные материалы натолкнули В.И. Бутовского на мысль о создании при училище Художественно-промышленного музея наподобие Музея Виктории и Альберта в Англии, основанного в 1852 году, в котором соединились история искусств и промышленности.

После того как 17 января 1864 года император Александр II повелел разрешить подписку на устройство музея и подарил для этого участок в 3600 квадратных саженей со строениями по Мясницкой улице, большие денежные пожертвования поступили от предпринимателей и меценатов: М.Г. Солдатенкова, А.А. Скороспелова, А.Г. Хаджи-Конста, С.Т. Морозова, К.С. Попова, братьев Боткиных, П.А. Смирнова, И.И. Хлудова и еще от 40 московских промышленников того времени. Открытая подписка дала 109 984 руб., часть которых была потрачена на постройку здания музея, а часть - на приобретение экспонатов.

Экспозиция Художественно-промышленного музеума Строгановского училища на Мясницкой улице в Москве. Зал русской старины. 1870–1880-е
Экспозиция Художественно-промышленного музеума Строгановского училища на Мясницкой улице в Москве.
Зал русской старины. 1870–1880-е. Фотография

 

Коллекция Строгановского музея начала формироваться как собрание образцов древнерусского искусства, а также составлялась дарениями и подношениями таких выдающихся личностей, как С.Г. Строганов и его сын П.С. Строганов, Д.П. Боткин, П.П. Вяземский, М.В. Кочубей, П.А. Кочубей, В.Л. Нарышкин, П.Н. Трубецкой, П.Д. Салтыков, Э.А. Ухтомский, Е.И. Мюссар и многих других занимавшихся благотворительностью.

Одним из наиболее значительных даров была коллекция русской и западноевропейской керамики и фарфора (всего 140 предметов): образцы Императорского фарфорового завода, Севрской, Мейсенской, Берлинской, Венской королевских мануфактур, - преподнесенная императором Александром II[3].

Чайный сервиз с росписью на тему галантных сцен. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Середина XVIII века
Чайный сервиз с росписью на тему галантных сцен.
Мейсенская фарфоровая мануфактура. Середина XVIII века
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение

 

При основании музея большое собрание восточного искусства - японские лаки, мебель, керамику, вазы - пожертвовал наследник престола, будущий император Николай II. В дальнейшем среди дарителей были и другие августейшие особы - покровительница Строгановского училища великая княгиня Елизавета Федоровна, великие князья Сергей и Владимир Александровичи.

Известный русский писатель Дмитрий Васильевич Григорович, посещавший во времена своей юности, в 1830-е годы, Строгановскую школу рисования, уроки в которой привили ему любовь к искусству, подарил уникальную коллекцию западноевропейской мебели XV-XVII веков. Д.В. Григорович был и первым составителем указателя Художественно-промышленного музеума, изданного к его открытию в 1868 году. К этому времени музеум состоял из 3 отделений - художественного, промышленного и исторического - и насчитывал 3000 экспонатов. Здесь «ученики училища, ремесленники, фабриканты и вообще интересующиеся могли изучать образцы производств всех народов: гончарного, ткацкого, мебельного, резного, эмальерного, стеклянного, хрустального, обойного, декоративного, литейного и чеканного дела»[4].

Указатель второго отделения Художественно-промышленного музеума
Указатель второго отделения Художественно-промышленного музеума.
Составил Д.В. Григорович. Москва, 1868

 

Учебный процесс в училище был тесно связан с музеем, в котором ежедневно проводились занятия по обмерам, копированию, зарисовкам, так как основной принцип обучения здесь в последней трети XIX века заключался в «копировании оригиналов». На основе изучения музейных экспонатов закладывались знания по истории мирового искусства и формировался художественный вкус учеников Строгановки, а постоянное общение с древнерусскими и народными произведениями воспитывали любовь и уважение к «самобытному национальному искусству». И по сей день сохраняются лучшие традиции Строгановской школы и в учебную программу МГХПА входит обязательная работа студентов в музее.

Помимо учебной, научной и публицистической работы, велась и творческая деятельность - при музее на Мясницкой улице были организованы творческие мастерские: ткацкая, набивная, скульптурная; живописная по глине, фарфору и фаянсу; хромолитографическая и гальванопластическая, в которых работали мастера-профессионалы.

В дальнейшем изделия мастерских продавались всем желающим и экспонировались на всероссийских и международных выставках, в которых Строгановское училище принимало активное участие. Так, на Международной выставке в Филадельфии в 1876 году Художественно-промышленный музей получил диплом за керамические изделия, отличающиеся своей национальной спецификой. Почетным дипломом музей наградили и за участие во Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Благодаря выставкам Строгановское училище приобрело широкую известность и заслуженное признание как в своем отечестве, так и за рубежом, в Европе и Америке.

Диплом, полученный Художественно-промышленным музеумом Строгановского училища за керамические изделия, представленные на Международной выставке в Филадельфии в 1876 году
Диплом, полученный Художественно-промышленным музеумом Строгановского училища за керамические изделия, представленные на Международной выставке в Филадельфии в 1876 году

 

В 1892 году с переездом училища в здание по улице Рождественка, дом 11, специально перестроенное архитектором С.У. Соловьевым, экспозиционная площадь музея увеличилась до 10 залов.

Древнерусскому искусству, представляющему значительный интерес, отводилось три зала, в которых экспонировалось почти все, что было особенно характерно для русской старины.

Один из залов был посвящен античному искусству, в нем располагались гипсовые и бронзовые копии со скульптурных оригиналов, гальванокопии и подлинные произведения древнегреческого искусства, среди них вазы, стеклянные сосуды, терракоты, этрусские маски.

Для искусства средневековой Европы, итальянского Возрождения, французских стилей и восточного искусства отводилось по залу. Отдельно экспонировались образцы промышленного искусства, отличающиеся высоким художественным уровнем и представляющие большую историческую ценность. В этом зале демонстрировались образ святого митрополита Алексея в серебряном золоченом окладе, декорированном эмалью, и лампада, выполненные в русском стиле на ювелирной фирме П.А. Овчинникова и преподнесенные им в дар Строгановскому училищу. Здесь были также представлены образцы современных тканей, майолики, фарфора и стеклянных изделий.

С 1896 года директором училища был назначен Николай Васильевич Глоба. С его деятельностью связан поистине блистательный период в развитии Строгановского училища. Одновременно Н.В. Глоба являлся и директором музея. Радея за свое дело, он стремился сохранять и пополнять музейную коллекцию. Хранителем музея в это время был С.В. Ноаковский, историк искусств, мастер архитектурного пейзажа.

Николай Васильевич Глоба – директор Императорского Строгановского училища и Музея имени императора Александра II (1896–1917). Начало XX века
Николай Васильевич Глоба – директор Императорского Строгановского училища
и Музея имени императора Александра II (1896–1917).
Начало XX века. Фотография

 

Музейное собрание продолжало пополняться коллекциями западноевропейского и восточного искусства. В конце XIX века для Строгановского музея в специальных мастерских заказывались копии произведений из крупнейших музеев Европы: Лувра, Лионского музея изобразительных искусств, Ватикана, Галереи Уффици, Капитолийских музеев, Национального музея в Неаполе, музеев в Турине, Мюнхене, Британского музея, Императорского Эрмитажа, а также Национальной библиотеки в Париже.

В частности, в виде гальванокопий были представлены изделия античного Рима и западноевропейское Средневековье; в качестве образца мебельного искусства заказана великолепная копия комода Марии-Антуанетты из Garde-Meuble.

Кратер. Гальванокопия конца XIX века
Кратер. Гальванокопия конца XIX века.
С оригинала из Гильдесгейма (Александрия, вторая половина I века до н.э)

 

1899 год - значимый в истории развития училища, и особенно музея. 6 мая музей Строгановского училища получил наименование Художественно-промышленный музеум имени императора Александра II. В его собрание поступило множество пожертвований. Педагоги училища Ф.О. Шехтель и Л.Н. Кекушев передали денежную сумму в размере получаемого ими в училище жалованья на нужды музея.

В том же 1899 году музей пополнился одной из лучших частных коллекций в России, в которую входили произведения декоративно-прикладного искусства Китая, Японии, Персии, пожертвованной известным московским коммерсантом, действительным статским советником Константином Семеновичем Поповым. Эти предметы составили особый отдел музея, которому высочайшим указом было присвоено название Музея К.С. Попова.

Художественно-промышленный музей имени императора Александра II стал одним из немногих доступных широкой публике. Его коллекция к 1917 году насчитывала более восьми тысяч экспонатов.

После Октябрьской революции Строгановское училище было несколько раз реорганизовано: в 1918-м - в Свободные государственные художественные мастерские, в 1920-м - в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), в 1927-м - в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), который в 1930-м разделили на ряд самостоятельных вузов. В результате музейную коллекцию расформировали по нескольким крупным музеям страны: в Государственный исторический музей, Третьяковскую галерею, Государственный музей восточных культур, Музей керамики, Музей народов СССР, Оружейную палату, в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Строгановский музей надолго прекратил свое существование. И только в 1945 году, после воссоздания Строгановского училища, приняли решение о возрождении музея. Часть экспонатов, принадлежавшая училищу, была возвращена музеями, другая - передана из музейных фондов страны. Конечно, как и в XIX веке, в послевоенный период фонды музея продолжали пополняться дарениями. В 1960 году передана уникальная коллекция русской керамики бывшего выпускника и преподавателя Императорского Строгановского училища, художника и искусствоведа А.В. Филиппова, а в ее составе работы в керамике М.А. Врубеля, А.Я. Головина, изделия Абрамцевской мастерской и артели «Мурава», образцы русского фарфора, изразцов и майолики, а также первый советский фарфор 1920-1930-х годов таких авторов, как В.В. Кандинский, В.А. Фаворский, М.В. Лебедева, П.В. Вычегжанин и других.

Прекрасные произведения народного искусства - прялки, вальки, сундуки, рубели, резные деревянные наличники - были привезены Научным студенческим обществом Строгановского училища из экспедиций по древнерусским городам в 50-60-е годы ХХ века.

На сегодняшний день собрание Музея МГХПА составляет более 11 000 произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры, живописи и графики, что позволяет приравнять ее к собраниям крупных отечественных и зарубежных музеев.

Гордостью музея является хранящаяся в его фондах уникальная коллекция античного искусства, русского, западноевропейского и дальневосточного фарфора и керамики.

Античное искусство представлено как ранними памятниками Восточного Средиземноморья II тысячелетия до н.э., произведениями Древней Греции, так и изделиями Древнего Рима вплоть до периода Позднеримской империи. Коллекция достаточно обширна и разнообразна и включает в себя скульптуру, мелкую пластику, терракотовые статуэтки, керамику и стеклянные сосуды.

Уникальна коллекция древнегреческих и италийских ваз, она отражает все стили вазописи - геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный - и иллюстрирует производство крупных керамических центров, таких как Коринф, Аттика, Беотия, Тарент, Кампания и других.

Среди мелкой пластики необходимо выделить танагрские терракотовые статуэтки IV-III веков до н.э. и миниатюрные маски силенов, выполненные из глины и декорированные ангобом. Особое место в этой группе занимает статуэтка молодой гречанки, фигура которой задрапирована в одежду с изящно переданными складками и является образцом совершенства мелкой пластики на все времена. В целом в музее собраны и отражены основные виды античной скульптуры: рельефы (фрагменты), декоративная скульптура, портретная пластика, которая представлена как слепками XIX века, так и подлинными произведениями IV века до н.э. - I века н.э.

Западноевропейский отдел керамики - один из самых полных. В него входят изделия XVIII-XIX веков всемирно известной Мейсенской фарфоровой мануфактуры, Венского, Берлинского заводов, Людвигсбурга, Нимфенбурга и так называемых «малых» заводов Тюрингии. Севрский фарфор и частные мануфактуры Парижа представлены отдельными прекрасными образцами XVIII-XIX столетий. В основную экспозицию включены изделия Веджвуда из яшмовой и базальтовой масс, знаменитый фаянс «цвета сливок», а также фарфор других английских предприятий в восточно-колониальном стиле. Фарфор Датской королевской мануфактуры (Копенгаген) с подглазурной росписью солями и выразительной скульптурной пластикой хорошо отражает технологические новшества и эстетические устремления эпохи модерна в керамике рубежа XIX-XX веков.

Ваза с росписью, изображающей знаки Зодиака
Ваза с росписью, изображающей знаки Зодиака
Англия, Фирма Веджвуд. 1800-е. Яшмовая масса

 

Восточная коллекция представлена в музее главным образом китайскими и японскими экспортными изделиями XVII-XIX столетий: китайским фарфором с подглазурным кобальтовым декором, а также великолепной росписью цветными эмалями в стиле «зеленого» и «розового» семейств; японскими нарядными имари конца XVII - начала XVIII века и роскошными изделиями мастерских Сацумы XIX столетия.

Русский фарфор XVIII века представлен произведениями Императорского фарфорового завода и фабрики Гарднера, а также образцами продукции XIX столетия многочисленных частных российских мануфактур: Попова, Батенина, Маркова, братьев Гулиных, Корниловых и крупного «фарфорового монополиста» М. Кузнецова. Музей располагает достаточно обширным собранием русских архитектурных и печных изразцов XVII—XIX веков из Москвы, Ярославля, Костромы, Великого Устюга и пр.

Наряду с этим музейное собрание включает художественную керамику почти всех бывших союзных республик (ныне суверенных государств): Украины, Грузии, Армении, Таджикистана, Узбекистана; она позволяет судить о традициях национальных керамических школ.

Фонд тканей в музее состоит из многочисленных образцов вышивки, шитья, кружевоплетения, ткачества, набивки почти всех основных исторических периодов и стран. Особенно полно представлены русские, западноевропейские и восточные шелковые ткани и парча XVII—XVIII веков. Есть отдельные уникальные образцы XVI столетия (вышивка, шелк и бархат Италии). Коллекция русской набивки и выбойки XVIII—XIX веков отражает развитие технологических и художественных особенностей отечественного производства. Прекрасно представлен и русский церковный раздел, демонстрирующий все богатство техник и материалов - золотного шитья и кружевоплетения, драгоценных парчовых и бархатных тканей.

В музее МГХПА собраны прекрасные образцы художественного металла. Самые ранние из них относятся к античной культуре I века до н.э. Раздел располагает гальванокопиями со знаменитых произведений из Боскореале, Пергама, гильдесгеймского клада. Средневековое искусство представлено прежде всего предметами культа - это произведения лиможских мастеров: дарохранительницы XII века, навершия епископских жезлов, реликварии, оклады Евангелий. Все они целиком покрыты орнаментом, выполненным в технике выемчатой эмали. Одна из интересных страниц истории развития художественной обработки металла периода Ренессанса проиллюстрирована лиможскими расписными эмалями таких авторов, как Жак П. Ладен (1603-1629), характеризующими тенденцию сближения эмальерного искусства с живописью.

Наиболее полно и интересно представлен русский художественный металл XVII-XX веков - это такие типичные для России XVII-XVIII веков разновидности посуды, как стопы, братины, чарочки, ендовы, изготовленные из меди и олова, украшенные гравированным и чеканным орнаментом. В экспозиции демонстрируются уникальные произведения русского эмальерного искусства XVIII-XIX веков великоустюгского производства. Коллекция музея также располагает интересными образцами изделий уральских и сибирских заводов первой половины ХVШ века.

Особую часть данной коллекции составляют предметы культового назначения: дискосы, литургические блюда и тарели, потиры, складни, венцы и цаты от икон из серебра, олова, меди и латуни, исполненные в разных техниках (чеканки, филиграни), украшенные перегородчатой эмалью по сканному фону, расписной и витражной эмалями. Имеется и большое собрание нательных крестов и икон XII-XIX веков, отлитых из меди, некоторые украшены эмалью.

Коллекция мебели в музее представлена образцами почти всех стилей разных эпох, начиная с Возрождения. Наряду с подлинными произведениями в собрании находятся копии, изготовленные по лучшим образцам русской, западноевропейской и восточной мебели, которые восполняют пробелы музейного собрания и демонстрируют основные этапы развития мебельного искусства. Преимущественно это копии, заказанные в музеях Европы в конце XIX века, среди которых французская мебель таких авторов, как А.-Ф. Ризенер, Г Беннеман. В музейном собрании находятся уникальные подлинные предметы мебели Германии XVII века, Италии XVIII века, России XIX века. Интересны для исследователей две тумбы работы французского мастера-краснодеревщика М. Бефора, авторство которых было установлено в процессе реставрационных работ на кафедре реставрации мебели в 2008 году, а также шкаф-теремок и четыре стула в неорусском стиле, выполненные в 1903 году в мастерских Императорского Строгановского училища, украшенные стилизованным орнаментом из папье-маше и латунными накладками.

В фондах музея имеется и восточная мебель, в том числе традиционные китайские и корейские предметы мебели, шкаф японской работы XIX века, украшенный резьбой и фарфоровыми вставками, изображающими батальные сцены.

Довольно значительную часть данного раздела составляет русская народная резьба: фризы с корабельной резьбой XVIII—XIX веков; домовая резьба - наличники окон, карнизы (в основном XIX века); предметы домашнего обихода (почти все - XIX века) с традиционными орнаментами и формами XVII- XVIII веков, отличающиеся особой сочностью и декоративностью решения; набойные и пряничные доски, рисунки которых с XVII века настолько прочно вошли в обиход, что повторялись и копировались до конца XIX века.

Уникальна коллекция великоустюгских сундуков и ларцов XVII —XVIII веков, окованных просечным железом и декорированных разноцветной слюдой и бумагой.

Фонд живописи и графики располагает образцами, исполненными в различных графических (гравюра, рисунок карандашом и пером, акварель, гуашь) и живописных (монументальная фреска, темпера, лаковая миниатюра) техниках. Материал фонда укладывается во временные рамки XVII-XXI веков.

В экспозиции музея можно видеть подлинные фрагменты русских фресок XVII века и первоклассные копии с произведений монументальной и станковой живописи мастеров итальянского Возрождения; образцы миниатюрной лаковой живописи Китая и Японии XIX и XX веков. Фонд располагает коллекцией рисунков и эскизов известных русских художников и архитекторов начала XX века: М.А. Врубеля, С.В. Ноаковского, С.И. Ягужинского, Ф.О. Шехтеля. Значительную группу экспонатов составляют материалы из графического наследия учащихся Строгановского училища конца XIX - начала XX века. Их ценность в том, что они отражают определенные требования к процессу обучения на разных этапах развития училища, позволяют проследить эволюцию художественно-промышленного образования в России.

В музейном собрании находятся и совсем небольшие разделы - «Этнография и археология», «Скульптура из камня и ее гипсовые слепки», «Изделия из разных материалов», - насчитывающие до четырехсот единиц.

Музей бережно хранит экспонаты, относящиеся к истории Строгановского училища: архивные документы, фотографии мастерских и изделий, работы учеников, в том числе и графические, выполненные в начале ХХ века. Они органично вошли в историческую часть экспозиции и отражают художественные и стилистические особенности творчества учеников, а также наглядно иллюстрируют методику и уровень обучения в Строгановском училище, где всегда особенно заботились «о развитии в учениках творческих способностей и изящного вкуса».

Наряду с этим в экспозиции представлены произведения выдающихся педагогов нашего вуза второй половины ХХ - начала XXI века, а также лучшие дипломные и курсовые работы студентов последних лет.

Занятия со студентами в Музее декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА имени С.Г. Строганова.
Занятия со студентами в Музее декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА имени С.Г. Строганова. Современная фотография

 

В настоящее время коллекция музея является базой для учебной и научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и преподавателей Строгановской академии. В целом деятельность музея МГХПА направлена на сохранение и преумножение прекрасных традиций одного из старейших учебных заведений в России.

 

  1. Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова (МГХПА имени С.Г. Строганова, в статье - МГХПА) - с 2009 года; 1996-2009 - Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова; 1992-1996 - Московский государственный художественно-промышленный институт имени С.Г. Строганова (МХПИ имени С.Г. Строганова); 1948-1992 - Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское); 1945-1948 - Московское центральное художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское).
  2. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учрежденная в 1825 г. гр. ГС. Строгановым. Ее возникновение и развитие до 1860 г. / Сост. А. Гартвиг. М., 1901. С. 133.
  3. Подробнее см.: Трощинская А.В. О малоизвестном фарфоровом даре императора Александра II из Гатчинских и Петербургских сервизных кладовых и Монплезира «Музеуму Строгановского училища» // Виноградовские чтения в Петербурге: Предприятия. Коллекции. Эксперты: Материалы международных научно-практических конференций 2007-2009. СПб., 2010.
  4. Москвич. Строгановское центральное училище технического рисования в Москве // Искусство и художественная промышленность. М., 1899. №5. С. 288.

Иллюстрации

Чашка с блюдцем с абстрактной росписью по эскизу В.В. Кандинского
Чашка с блюдцем с абстрактной росписью по эскизу В.В. Кандинского
Россия, Дулевский фарфоровый завод. Около 1921. Фарфор, надглазурная полихромная роспись
Экспозиция Художественно-промышленного музеума имени императора Александра II Cтрогановского училища на улице Рождественке в Москве
Экспозиция Художественно-промышленного музеума имени императора Александра II Cтрогановского училища на улице Рождественке в Москве. Начало ХХ века. Фотография
Кратер краснофигурный. Древняя Греция. Конец IV – начало V века до н.э.
Кратер краснофигурный. Древняя Греция. Конец IV – начало V века до н.э.
Терракота, лак, роспись
Экспозиция Художественно-промышленного музеума имени императора Александра II Строгановского училища на улице Рождественке в Москве
Экспозиция Художественно-промышленного музеума имени императора Александра II Строгановского училища на улице Рождественке в Москве.
Фарфоровые предметы из дара императора Александра II. Начало XX века. Фотография
Десертная тарелка с изображением цветочного букета
Десертная тарелка с изображением цветочного букета.
Дар императора Александра II Художественно-промышленному музеуму Строгановского училища. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1855–1881
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение
Экспозиция художественно-промышленного музеума имени императора Александра II Императорского Строгановского училища на улице Рождественке в Москве
Экспозиция художественно-промышленного музеума имени императора Александра II Императорского Строгановского училища на улице Рождественке в Москве. Начало XX века. Фотография
Сундук с сюжетной композицией на тему «Обращение св. Павла»
Сундук с сюжетной композицией на тему «Обращение св. Павла»
Германия. Конец XVI – начало XVII века. Дуб, резьба, золочение
Голова римлянина
Голова римлянина
Гипсовая копия XIX века фрагмента рельефа (Древний Рим (?), начало II века)
Статуэтка стоящей женщины
Статуэтка стоящей женщины
Глина, белый ангоб, голубая и розовая краски. Древняя Греция. IV–III века до н.э
Чашка с блюдцем
Чашка с блюдцем
Франция, Париж. Мануфактура «Диль и Герар». 1800-е
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение
М.А. ВРУБЕЛЬ. Волхова
М.А. ВРУБЕЛЬ. Волхова
Россия, Москва. Художественный гончарный завод «Абрамцево». Около 1900
Майолика, глазури восстановительного обжига
Тарелка с росписью в стиле ко-Имари
Тарелка с росписью в стиле ко-Имари
Япония, Арита. Начало XVIII века
Фарфор, подглазурная роспись кобальтом, надглазурная роспись железной красной, позолота
Тарелка с изображением пейзажа и цветочной росписью
Тарелка с изображением пейзажа и цветочной росписью
Россия, Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1796–1801
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение
Блюдце с росписью на сюжет «Самоубийство Пирама и Тисбы»
Блюдце с росписью на сюжет «Самоубийство Пирама и Тисбы»
Мастер – Жак П. Ладен. Франция, Лимож. 1603–1629
Медь, эмаль, роспись
Вазы. Франция, Лимож. Вторая половина XVI – начало XVII века
Вазы. Франция, Лимож. Вторая половина XVI – начало XVII века
Медь, расписная эмаль
Стопа, блюдо, сахарница с фигурой Минервы на крышке, супница, кружка с откидной крышкой
Стопа, блюдо, сахарница с фигурой Минервы на крышке, супница, кружка с откидной крышкой
Германия. XVIII век
Олово, литье
Стопа и блюдо
Стопа и блюдо
Россия, Великий Устюг. XVIII век
Медь, серебряные штампованные накладки на белой эмали
Кувшин с рокайльным орнаментом и клеймом «ИМФ 1762 г. Сибирь»
Кувшин с рокайльным орнаментом и клеймом «ИМФ 1762 г. Сибирь»
Россия
Медь, чеканка
Самовар и чайничек с росписью в виде букетов в белых резервах
Самовар и чайничек с росписью в виде букетов в белых резервах
Россия, Соликамск. Троицкий завод А.Ф. Турчанинова. XVIII век
Медь, эмаль расписная, литье, чеканка
Тарелка с узором в виде побегов вьюна. Китай. XIX век
Тарелка с узором в виде побегов вьюна. Китай. XIX век
Медь, перегородчатая эмаль
Парча. Россия. 1820–1840-е
Парча. Россия. 1820–1840-е
Ручное ткачество, золотные нити, синель
Покровец. Россия. Первая половина XIX века
Покровец. Россия. Первая половина XIX века
Бархат, золотное шитье
Девичьи головные уборы. Россия. Конец XVIII – начало XIX века
Девичьи головные уборы. Россия. Конец XVIII – начало XIX века
Позумент, шелк, колотый жемчуг, цветное стекло
Курульное кресло в стиле итальянского Ренессанса с изображением Дж. Савонаролы. Западная Европа. Вторая половина XIX века
Курульное кресло в стиле итальянского Ренессанса с изображением Дж. Савонаролы. Западная Европа. Вторая половина XIX века
Орех, слоновая кость, инкрустация, фанеровка
Стул в стиле итальянского Ренессанса. Западная Европа. Вторая половина XIX века
Стул в стиле итальянского Ренессанса. Западная Европа. Вторая половина XIX века
Орех, олово, слоновая кость, инкрустация, фанеровка, резьба
Тумба в стиле Регентства. Мастер – Бефор-младший. Франция. Вторая половина XIX века
Тумба в стиле Регентства. Мастер – Бефор-младший. Франция. Вторая половина XIX века
Береза, дуб, бронза, столярная работа, фанеровка, тонирование
Сундук с гербом и гротескным декором. Италия. Конец XVI – начало XVII века
Сундук с гербом и гротескным декором. Италия. Конец XVI – начало XVII века
Дуб, резьба
Комод в стиле Людовика XVI с изображениями военных атрибутов и ликторских связок. Часы.
Комод в стиле Людовика XVI с изображениями военных атрибутов и ликторских связок. Копия конца XIX века. Франция, Париж
С оригинала работы мастера Г. Беннемана (1787), выполненного для кабинета Советов в Компьене. Красное дерево, бронза, мрамор, полирование, литье, золочение

Часы. Мастерская П.-Ф. Томира. Франция, Париж. Первая четверть XIX века

Комод в стиле Людовика XVI. Часы в стиле Людовика XVI. Канделябры
Комод в стиле Людовика XVI. Копия 1898 года. Франция, Париж
С оригинала работы мастера Г. Беннемана (конец XVIII – начало XIX века) из собрания дворца Фонтенбло, Франция. Красное дерево, бронза, фарфор, мрамор, полирование, литье, золочение

Часы в стиле Людовика XVI. Франция, Париж. XVIII век
Мрамор, бронза, эмаль, патинирование, золочение

Канделябры. Франция, Париж, мастерская П.-Ф. Томира. Первая четверть XIX века

Н.Н. ЛОХОВ. Копия картины Фра Анжелико «Благовещение» (около 1426), исполненной для церкви Санто Доминго де Фьезоле вблизи Флоренции
Н.Н. ЛОХОВ. Копия картины Фра Анжелико «Благовещение» (около 1426), исполненной для церкви Санто Доминго де Фьезоле вблизи Флоренции. Начало XX века. Холст, темпера
Н.Н. ЛОХОВ. Копия картины Беноццо Гоццоли «Поклонение Волхвов. Процессия молодого короля» (1459–1460)
Н.Н. ЛОХОВ. Копия картины Беноццо Гоццоли «Поклонение Волхвов. Процессия молодого короля» (1459–1460). Начало XX века. Холст, темпера
Неизвестный художник. Портрет женщины в синем сарафане с веером в руке. Россия. Начало XIX века
Неизвестный художник. Портрет женщины в синем сарафане с веером в руке. Россия. Начало XIX века. Холст, масло
Неизвестный художник. Портрет девушки в высоком кокошнике с цветком в руке. Россия, Тверская губерния. 1770–1780-е
Неизвестный художник. Портрет девушки в высоком кокошнике с цветком в руке. Россия, Тверская губерния. 1770–1780-е. Холст, масло
Виктор Иванович Бутовский – директор Строгановского училища (1860–1881) и директор Художественно-промышленного музеума (с 1868)
Виктор Иванович Бутовский – директор Строгановского училища (1860–1881) и директор Художественно-промышленного музеума (с 1868). Вторая половина XIX века. Фотография

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play