150 лет Музею искусств Метрополитен. РУССКОЕ ИСКУССТВО В БИБЛИОТЕКЕ ИМЕНИ ТОМАСА УОТСОНА

Джаред Эш

Рубрика: 
МУЗЕИ МИРА
Номер журнала: 
#2 2020 (67)

Библиотека имени Томаса Уотсона - главная научно-исследовательская библиотека Музея искусств Метрополитен. В ее собрании находится более миллиона томов, посвященных искусству, археологии, архитектуре, орнаменту и дизайну. В соответствии с уставом музея библиотека является его частью с момента основания в 1870 году, а ее собрание так же обширно и разнообразно, как собрание самого Музея Метрополитен. Находящиеся в Библиотеке имени Томаса Уотсона (далее Библиотека Уотсона) письменные источники великолепно дополняют музейные коллекции произведений русского искусства и других экспонатов, связанных с Россией; более того, библиотека активно содействует повышению уровня осведомленности, понимания и интереса ко всем аспектам русского искусства и материальной культуры.


Читальный зал художественной библиотеки музея Метрополитен,
спроектированный архитектурным бюро «McKim, Mead, and White». 1920. Фотография

Русская коллекция Библиотеки Уотсона, в которую входят периодические издания, каталоги и монографии об искусстве и предметах антиквариата, является одним из самых крупных и обширных научных собраний, находящихся вне территории России и открытых для широкой публики. Библиотека Уотсона - важнейший источник знаний для посетителей, изучающих русское искусство самых разных временных отрезков, направлений и стилей, а также для русскоговорящих читателей в поисках информации о предметах, не имеющих непосредственного отношения к России, но освещенных в публикациях и каталогах крупнейших российских учреждений.

Статья посвящена истории создания исследовательской библиотеки в Музее Метрополитен, ее коллекции публикаций о русском искусстве, поворотных моментах и уникальных приобретениях, сделанных за прошедшие 150 лет, и о последних событиях и инициативах, которые свидетельствуют о том, как важно для Библиотеки Уотсона продолжать быть динамичным и востребованным центром изучения русского искусства, двери которого открыты для всех желающих.

Музей искусств Метрополитен был официально учрежден постановлением законодательного собрания штата Нью-Йорк 13 апреля 1870 года, которое предоставляло основателям музея полномочия создать и обеспечивать функционирование не просто музея, но «музея и библиотеки (выделено автором. - Д.Э.), посвященной вопросам искусства», с целью «поощрять развитие искусствоведения и содействовать практическому применению достижений изящных искусств в промышленности и повседневной жизни, а также содействовать просвещению в смежных сферах, в том числе посредством организации массового образования и досуга»[1].

В течение первых десяти лет Музей Метрополитен арендовал помещения под свои выставки, а в 1880 году было открыто построенное для него здание в Центральном парке, где музей расположен и по сей день. «Маленькая, темная и сырая комната в полуподвальном помещении»[2] была отдана под хранилище, куда было помещено почти двести книг, брошюр и других публикаций, собранных за первые десять лет существования музея. В 1888 году библиотека переехала на другой, теперь уже надземный этаж; она все еще располагалась в одной, пусть и более приятной комнате, откуда в 1910 году переехала в специально для нее построенное крыло музея.

К моменту открытия музея его коллекция произведений искусства немногим превосходила собрание музейной библиотеки. Руководители Метрополитен верили в будущее музея и многого ждали от него; они знали, что составить коллекцию произведений искусства на принципах глубоких знаний и ответственности можно только при наличии богатой научно-исследовательской библиотеки. В своем отчете попечительскому совету Музея Метрополитен за 1906 год Каспар Пердон Кларк, служивший тогда директором музея, писал: «В ближайшие несколько лет нам понадобится приложить огромные усилия, чтобы собрать коллекцию произведений искусства для Музея Метрополитен, и книги будут одним из самых важных инструментов, необходимых для достижения этой цели. Именно поэтому я предлагаю (Исполнительному) комитету не накладывать никаких ограничений ни на количество книг, которые музей может приобрести, ни на помещения, необходимые для их качественного хранения»[3].

Дарственный экслибрис под лицевой стороной обложки «Описи серебра двора Его Императорского Величества»
Дарственный экслибрис под лицевой стороной обложки «Описи серебра двора Его Императорского Величества» с подтверждением, что «Опись...» «была подарена Императором Всероссийским».
Экслибрис исполнен Эдвином Дэвисом. Франция, 1895

В основу собрания библиотеки легли приобретенные в первые годы ее существования справочные издания об искусстве, визуальной и материальной мировой культуре от древности до наших дней. С самого начала библиотека Музея Метрополитен была задумана как источник информации не только для работников и кураторов музея, но и для широкой публики, поэтому в ее читальном зале всегда было много посетителей, включая как служащих музея и его кураторов, так и не имеющих отношения к музею искусствоведов, студентов, изучающих историю искусств, художников и дизайнеров. Занятия по индустриальному дизайну, технологиям производства и изящным искусствам проходили с использованием библиотечной коллекции гравюр и фотографий как источника информации, копирования и вдохновения.

В первые десятилетия существования библиотеки ее коллекция росла медленно, понемногу. Будучи ограниченной в средствах на покупку книг и периодических изданий, библиотека пополняла свои фонды в первую очередь за счет подарков и пожертвований попечителей музея, его служащих и таких благотворителей, как Самуэль П. Авери, Луиджи Пальма ди Чеснола и Эдвард Ч. Мор. Первоначально приоритетные направления пополнения фондов библиотеки совпадали с интересами работников музея в организации выставок и приобретении новых экспонатов - это были археология, античность, средневековое искусство, оружие и доспехи, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, текстиль и костюм.

В начале 1905 года, после 25 лет активной работы по пополнению библиотеки музея, в ней насчитывалось уже 8593 тома, в числе которых было около десяти книг, изданных в России. (Только одно из этих изданий было написано на русском языке, остальные - на французском и немецком.) Пять из этих десяти передал в дар библиотеке Эдвард Мор.

Серебряных дел мастер, в 1851-1891 годах Мор был директором Tiffany&C° по дизайну ювелирных украшений и руководителем отдела по производству изделий из серебра. Кроме того, он был обладателем великолепной коллекции, включавшей в себя две тысячи уникальных предметов со всего мира, служивших ему постоянным источником вдохновения. Свою коллекцию Мор завещал музею, а библиотеке оставил 460 книг[4]. Среди книг, подаренных Мором библиотеке, одна из самых масштабных и великолепно оформленных публикаций об искусстве, изданных в XIX веке, - «Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Императора Николая I»[5]. Автором этого собрания, представлявшего собой более чем 500 фолио с цветными литографиями в шести переплетах, был Федор Солнцев, а финансировал издание «Древностей» сам Николай I. Литографии воспроизводят выполненные Солнцевым изображения средневековых художественных изделий из императорской коллекции в Москве. В публикации представлены образцы великолепного собрания предметов религиозного культа, церковных облачений, церемониальных предметов, оружия и доспехов, одежды, домашней утвари и орнамента в архитектуре. Изящные, великолепно проработанные детали изображений поражают воображение.

Федор СОЛНЦЕВ. «Древности Российского государства». Москва, 1849–1853Федор СОЛНЦЕВ. «Древности Российского государства». Москва, 1849–1853Федор СОЛНЦЕВ. «Древности Российского государства». Москва, 1849–1853
Федор СОЛНЦЕВ. «Древности Российского государства»
Москва, 1849–1853

Некоторые выдающиеся русские коллекционеры также передавали книги в дар библиотеке Музея Метрополитен. В 1889 году Николай Михайлович Постников, московский делец и коллекционер, известный тем, что являлся обладателем «самого обширного в России XIX века частного собрания икон»[6], передал в дар библиотеке каталог своей коллекции[7]. Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева подарила библиотеке книгу «Талашкино. Изделия мастерских кн. М.К. Тенишевой» (СПб.: Издательство «Содружество», 1905), а княгиня В.П. Сидамон-Эристова передала в дар библиотеке экземпляр каталога коллекции старинных русских вышивок и кружев «Собрание русской старины кн. В.П. Сидамон-Эристовой и Н.П. Шабельской. Выпуск 1-й. Вышивки и кружева» ([М., 1910]).

Включенные в бюллетень Музея Метрополитен за 1907 и 1908 годы отчеты о состоянии дел в библиотеке подтверждают, что библиотекой были получены следующие каталоги Русской Императорской коллекции, переданные ей в дар «Императором Всея Руси через Министерство Императорского Двора»: «Die Vasen-Sammlung der Kaiserlichen Ermitage» [СПб., 1869], и «Описи золотых и серебряных вещей, хранящихся в кладовых императорских Зимнего, Аничковского и Гатчинского дворцов. Обраб. бар. А.Е. Фелькерзам» (в 2 т. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1907). Экслибрис с выражением благодарности императору Николаю II подтверждает происхождение этого дара.

Наряду с коллекционерами русские художники и их правопреемники внесли и продолжают вносить существенный вклад в библиотечное собрание музея. Пять изданий, иллюстрированных силуэтами работы известной художницы XIX века Елизаветы Меркурьевны Бём, были переданы в дар библиотеке по завещанию ее родственника. Переехавшие в США из России художники Александр Порфирьевич Архипенко и Авраам Валковитц также преподнесли в дар музею каталоги и фотографии своих работ, ставшие частью библиотечного собрания, посвященного изучению фотографии.

К 1915 году собрание библиотеки музея выросло от 8543 (на 1905 год) до 34 873 томов, а количество книг в русском разделе собрания увеличилось с 10 до 65. Такой впечатляющий рост числа приобретений с 1905-го по 1915 год стал возможным, в первую очередь, благодаря Джейкобу С. Роджерсу, благотворителю и покровителю музея. Роджерс завещал музею 5 миллионов долларов, которые Метрополитен получил после смерти мецената в 1901 году и последовавшей за ней продажи его имущества. В своем завещании Роджерс четко указал, как именно музей мог использовать полученные средства: основной фонд должен был оставаться нетронутым, а проценты разрешалось использовать «исключительно на такие цели, как приобретение редких и ценных художественных произведений, а также книг для библиотеки при вышеупомянутом музее»[8].

За первые десять лет существования фонда Роджерса библиотеке Музея Метрополитен удалось приобрести впечатляющее количество посвященных искусству книг и публикаций, вышедших в России. Сегодня они по праву считаются лучшими образцами российского издательского дела. Среди них издание «История и памятники Византийской эмали» (Франкфурт, 1892), представляющее собой каталог 43 эмалей, произведенных в ранней Византии, Грузии и Киеве, с описаниями Никодима Павловича Кондакова из коллекции А.В. Звенигородского[9]; «Древности Босфора Киммерийского, хранящиеся в Императорском музее Эрмитажа» (СПб., 1854); «Царскосельский арсенал, или собрание оружия» (СПб., 1869), а также четырехтомный труд Николая Ивановича Кутепова «История охоты на Руси с X по XIX век» с иллюстрациями, сделанными на заказ лучшими русскими художниками, среди которых были А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Л.О. Пастернак, И.Е. Репин, В.М. Васнецов (СПб., 1896-1911).

Благодаря средствам из фонда Роджерса появилась возможность подписаться на выходившие в те годы в России периодические издания об искусстве и архитектуре, например «Старые годы» СПб., Пг., 1907-1917) и «Аполлон» (СПб., Пг., 1909-1917).

У букинистов библиотека покупала и старые номера этих и других журналов, таких как «Вестник изящных искусств» (СПб., 1883-1890) и «Отчет Императорской археологической комиссии», включая как статьи, так и атласы. Тысячи, если не десятки тысяч томов поступили в библиотеку Музея Метрополитен с 1904 года именно благодаря фонду Роджерса. Сегодня фонд остается основным источником средств для приобретения новых книг, включая и те, что посвящены России.

С 1925-го по 1929 год количество ежегодных поступлений русских изданий в библиотеку музея начало резко расти: за эти пять лет было приобретено больше русских книг, чем за первые 55 лет вместе взятые, в результате чего общее число связанных с Россией публикаций увеличилось с 95 на конец 1924 года до 225 к 1930-му. Метрополитен, продолжая приобретать уже вышедшие из печати материалы, когда предоставлялась такая возможность, также начал активно собирать и только что изданные новые публикации о русском искусстве, источники которых находились в Германии и США.

В дополнение к новым изданиям, выходившим в свет в Москве и Петербурге, библиотека музея сделала большое количество приобретений книг, изданных в Берлине, бывшем в начале 20-х годов прошлого века центром книгопечатания на русском языке. Издательский дом «Петрополис» особенно хорошо представлен в библиотечном собрании музея, в частности, каталогами и книгами, иллюстрированными такими мастерами русского авангарда, как Борис Дмитриевич Григорьев, Мстислав Валерианович Добужинский и Натан Исаевич Альтман. Из характера приобретений, сделанных в те годы библиотекой, становится ясно, что устойчивый интерес к российским художникам, да и к русскому современному и авангардному искусству в целом, сохранялся и в 30-е годы XX века. Среди них были как мастера книжной иллюстрации и графического дизайна (Александр Евгеньевич Яковлев, Павел Варфоломеевич Кузнецов, Анна Петровна Остроумова-Лебедева и Сергей Васильевич Чехонин), так и театральные художники (Лев Самойлович Бакст и Анатолий Галактионович Петрицкий).

Кроме того, резкое увеличение количества приобретенных книг на русском языке в 1925 году совпадает с появлением в Нью-Йорке большого количества книготорговцев, предлагавших обширный выбор новых и антикварных русскоязычных иллюстрированных книг, а также изданий, посвященных искусству[10]. В тридцатые годы XX века в фонды библиотеки поступило еще больше изданий на русском языке благодаря дарам советских культурных учреждений, а также обмену публикациями с такими музеями, как Третьяковская галерея, Государственный музей нового западного искусства, Эрмитаж и Государственный музей Грузии.

Множество исследований посвящено истории продаж советским правительством книг из коллекции Императорской библиотеки; в 1930-х и 1940-х годах американские учреждения часто приобретали эти книги через посредников-книготорговцев. Как и другие организации, в то время музей Метрополитен приобретал материалы из России через таких посредников, деятельность которых описана многими историками. К ним относятся Симеон Болан (Simeon Bolan), Екатерина Никаноровна Розен (Katerina Nikanorovna Rosen) и ГП. Краус (H.P. Kraus). По сравнению с другими организациями, такими как Библиотека Конгресса, Публичная библиотека Нью-Йорка и Гарвардский университет, которые покупали тысячи томов «оптом», количество книг, приобретенных музеем Метрополитен, было весьма скромным.

Альбом фотографий из археологической поездки профессора А.В. Прахова на Волынь в 1886 годуАльбом фотографий из археологической поездки профессора А.В. Прахова на Волынь в 1886 году
«Альбом фотографий из археологической поездки профессора А.В. Прахова на Волынь в 1886 году»
Киев, 1889. Лицевая сторона обложки и фрагмент страницы альбома

В начале 1940-х годов Болан и Розен были двумя основными источниками приобретения Метрополитен общих, менее ценных русских художественных каталогов и монографий о дореволюционном и советском искусстве, художниках и художественных организациях. Книготорговля Г.П. Крауса служила источником более редких, часто весьма искусно оформленных каталогов отдельных собраний, важнейших справочных изданий и фотографических альбомов, посвященных русской архитектуре, предметам древности и археологическим экспедициям. В 2008 году библиотекой Музея Метрополитен было принято решение сделать самые редкие и уникальные русские издания из своей коллекции доступными в интернете, и большинство этих изданий были отсканированы и размещены на веб-портале цифровых коллекций библиотеки для свободного просмотра и загрузки[11]. На этом портале можно получить доступ к таким каталогам, как «Описание коллекции народных писанок»[12] (великолепно иллюстрированный каталог более чем 2100 писанок из коллекции Лубенского музея Е.Н. Скаржинской) и «Альбом фотографий к археологической поездке профессора А.В. Прахова на Волынь в 1886 году» (альбом фотографий предметов старины, сделанных во время экспедиции А.В. Прахова на Волынь в 1886 году)[13]. Среди томов, приобретенных библиотекой в сороковые годы прошлого века, есть четыре издания с пометками об их принадлежности к библиотеке царской семьи. На трех из них (включая альбом Прахова) имеются печати или экслибрисы Александра III, а на четвертом - печать Царскосельской дворцовой библиотеки.

Альбом фотографий из археологической поездки профессора А.В. Прахова на Волынь в 1886 году
Альбом фотографий из археологической поездки профессора А.В. Прахова на Волынь в 1886 году
Киев, 1889. Фрагмент страницы альбома

К концу 1950-х годов библиотеке удалось приобрести многие из важнейших справочных изданий о русском искусстве, опубликованных в XIX и начале XX века. В 1963 году Фонд гуманитарных наук помог библиотеке Музея Метрополитен восполнить серьезные пробелы в ее коллекции ценных изданий, передав ей в дар книги из коллекции Бориса Александровича Бахметева. Среди полученных тогда книг особенно выделяется исключительно редкий капитальный труд Д.А. Ровинского «Материалы для русской иконографии» в 12 томах (СПб.: Экспедиция для заготовления государственных бумаг, 1884-1891)[14].

В XXI веке Библиотека Уотсона стала одной из самых крупных, быстро растущих и доступных широкой публике научно-исследовательских библиотек, в которых хранится такая богатая коллекция материалов как о русском искусстве, так и об искусстве дизайна за пределами России. Поддержка со стороны книготорговцев, галеристов, кураторов, библиотекарей и наших коллег из музеев по всей России и в странах бывшего Советского Союза позволяет собирать материалы не только о выдающихся русских художниках и ведущих культурных учреждениях, но и о небольших независимых галереях, коллекциях и издательских домах, расположенных не только в крупных городах, но и в регионах. В дополнение к художественным каталогам, монографиям и периодическим изданиям библиотека приобретает все больше современных российских фотоальбомов, книг художников и других публикаций, изданных художниками.

Частные благотворители продолжают играть решающую роль в формировании коллекции. Так, с 2014-го по 2016 год Шарлотта Дуглас, американский историк искусства, широко известная как знаток творчества Казимира Малевича и русского авангарда в целом, преподнесла в дар библиотеке Музея Метрополитен более 1000 листов с изображениями, которых на тот момент в собрании Библиотеки Уотсона не было, а также три обширные коллекции на микрофише. Эта коллекция, собиравшаяся Шарлоттой Дуглас на протяжении более 50 лет, существенно обогатила Библиотеку Уотсона, ее фонды, посвященные авангарду, особенно творчеству Казимира Малевича и русских художниц, а также русской живописи всех исторических периодов, включая современное искусство от 1970-х до 2000 года. На многих книгах из библиотеки Шарлотты - теплые дарственные надписи, сделанные рукой авторов этих публикаций или самих художников, среди которых Дмитрий Владимирович Сарабьянов, Георгий Васильевич Ковенчук, Май Петрович Митурич и Франциско Инфанте.

Средства, которыми обеспечивают библиотеку ее покровители из «Общества друзей Библиотеки Томаса Д. Уотсона», позволяют постоянно приобретать материалы, ключевые для дальнейших исследований, вышедшие из печати. Некоторые из них остались незамеченными, другие было сложно приобрести на момент издания, третьи, более современные, вышли ограниченными тиражами. Среди недавно приобретенных с помощью «Общества друзей» материалов - журнал «Искусство и художественная промышленность (СПб., Императорское общество поощрения художеств, 1898-1902); публикации об авангарде, вышедшие в 1910-1930-х годах; программки к спектаклям Русского балета Дягилева; полный набор серии книг WAM (World Art Музей), опубликованных издательством Агей Томеш и Арсением Мещеряковым в 2002-2008 годах; книги Михаила Карасика и художников группы «Митьки». «Общество друзей» также помогло библиотеке с приобретением около 1000 каталогов выставок и монографий со всей территории бывшего Советского Союза, находившихся в собрании Виктора Холодкова, книготорговца и коллекционера, эмигрировавшего из России в США в 1989 году.

Альбом «Императорский фарфоровый завод. Пасхальные яйца. Санкт-Петербург. Частная коллекция». Москва: Фонд ГРАНИ, 2017
Альбом
«Императорский фарфоровый завод. Пасхальные яйца. Санкт-Петербург. Частная коллекция»
Москва: Фонд ГРАНИ, 2017
Альбом «Муранское стекло. Иудаика. Италия. Частная коллекция». Москва: Фонд ГРАНИ, 2018
Альбом
«Муранское стекло. Иудаика. Италия. Частная коллекция»
Москва: Фонд ГРАНИ, 2018

На сегодняшний день в фондах Библиотеки Уотсона имеется 14 тысяч изданий на русском языке, а в дополнение к ним еще 5 тысяч публикаций о русском искусстве, художниках и материальной культуре на английском и других европейских языках. Приблизительно 8500 изданий из этих 14 тысяч были приобретены после 2010 года. Празднуя свое 150-летие, библиотека Музея искусств Метрополитен с радостью готовится стать еще большей опорой для кураторов, историков, художников и широкой публики на пути к более глубокому знанию и пониманию русского искусства и материальной культуры.

 

  1. Устав Музея искусств Метрополитен. Штат Нью-Йорк. Законодательный акт от 1870 года. Гл. 197, принято 13 апреля 1870 года, с добавлениями от 1898 года (гл. 34) и 1908 года (гл. 219).
  2. Хау, Уинифред Е. История Музея искусств Метрополитен, включая главу о первых художественных общественных институтах Нью-Йорка. Нью-Йорк, Музей искусств Метрополитен, 1913. С. 304.
  3. Данные из раздела «Деятельность библиотеки». Музей искусств Метрополитен. Библиотека, 1905. Эпизодические заметки. №1. Дополнение к информационному письму за март 1906 г. Нью-Йорк. С. 5.
  4. В рамках празднования 150-летия со дня основания Музей искусств Метрополитен организует выставку более чем 180 великолепных экспонатов из числа завещанных музею Эдвардом Ч. Мором, которые будут представлены вместе с 70 серебряными изделиями, созданными мастерами Tiffany & C° под руководством Мора. Выставка «Collecting Inspiration: Edward C. Moore at Tiffany & C°» будет проходить с 13 июля по 4 октября 2020 года в здании музея на Пятой авеню.
  5. Солнцев Федор. Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Императора Николая I. М.: Типография А. Семена, 1849-1853.
  6. Вздорнов ГИ. Открытие и изучение русской средневековой живописи. М.: Искусство, 1986. Перевод на английский язык: The History of the Discovery and Study of Russian Medieval Painting. Бостон: Издательский дом Brill, 2017. С. 302.
  7. Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым. М.: Типография И.Н. Кушнерева, 1888.
  8. Годовой отчет Попечительского совета за 1901 г. // Годовой отчет Попечительского совета Музея искусств Метрополитен. № 32б. 1902. С. 18-19.
  9. Издание «История и памятники Византийской эмали» вышло в 200 экземплярах на немецком («Geschichte und Denkmaler des byzantinischen Emails»), французском («Histoire et monuments des emaux byzantins») и русском («История и памятники Византийской эмали») языках. Библиотека Музея Метрополитен приобрела это издание на немецком языке в 1907 году, а в 1944-м получила французскую копию в дар. Это издание, как и коллекция эмалей А.В. Звенигородского, имеет особое значение для Музея Метрополитен: в конечном итоге коллекцию Звенигородского приобрел Дж. П. Морган и передал ее музею в 1917 году.
  10. Среди книг, поступивших в библиотеку в то время, многие имеют бирки или пометки, указывающие на то, что они были приобретены из одного источника, а именно из магазина и издательского дома Central Book Trading в Гринвич-Виллидж, который специализировался на книгах на русском языке.
  11. «Редкие книги, изданные в первые годы Советской власти в России». Thomas J. Watson Library Digital Collections.
  12. Описание коллекций народных писанок / Сост. С.К. Кульжинский. М.: Поставщик Высочайшего двора Т-во скоропечатни А.А. Левенсон, 1899. Полный текст доступен на TJWL Digital Collections.
  13. Прахов А.В. Альбом фотографий к археологической поездке профессора А.В. Прахова на Волынь в 1886 году. Киев, 1889. Полный текст доступен на TJWL Digital Collections.
  14. Второй фундаментальный труд Д.А. Ровинского «Русские народные картинки» (СПб., 1881) был приобретен Музеем Метрополитен на средства другого дарственного закупочного фонда, Фонда Харриса Брисбана Дика.
Иллюстрации
«История и памятники Византийской эмали». Франкфурт, 1892
«История и памятники Византийской эмали». Франкфурт, 1892
«История и памятники Византийской эмали». Франкфурт, 1892
«История и памятники Византийской эмали». Франкфурт, 1892
«История и памятники Византийской эмали». Франкфурт, 1892
Елизавета БЁМ. «Народная сказка о репке». 1881
Елизавета БЁМ. «Народная сказка о репке». 1881
Елизавета БЁМ. «Народная сказка о репке». 1881
Елизавета БЁМ. «Народная сказка о репке». 1881
«Описание коллекции народных писанок»
«Описание коллекции народных писанок»
Лубенский музей Е.Н. Скаржинской. Этнографический отдел
«Описание коллекции народных писанок»
Составил С.К. Кульжинский. Москва: Поставщик Высочайшего двора Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, 1899
«Искусство Средней Азии»
«Искусство Средней Азии»
«Искусство Средней Азии»
Сборник орнаментов и узоров, снятых с натуры на памятниках архитектурных и предметах гончарных, ткацких, ювелирных и проч. членом Самарской ученой экспедиции Н. Симаковым. Санкт-Петербург, 1883
«Царскосельский арсенал, или собрание оружия, принадлежащего Его Величеству Государю Императору Александру Николаевичу»
«Царскосельский арсенал, или собрание оружия, принадлежащего Его Величеству Государю Императору Александру Николаевичу»
«Царскосельский арсенал, или собрание оружия, принадлежащего Его Величеству Государю Императору Александру Николаевичу»
Санкт-Петербург, 1869
«Корона Владимира Мономаха, большого наряда»
«Корона Владимира Мономаха, большого наряда»
Иллюстрация из издания «Историческое описание Древнего Российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты, в Москве обретающегося». Москва, 1807
«Держава Владимира Всеволодовича Мономаха»
«Держава Владимира Всеволодовича Мономаха»
Иллюстрация из издания «Историческое описание Древнего Российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты, в Москве обретающегося». Москва, 1807
«Искусство и художественная промышленность»
«Искусство и художественная промышленность»
Санкт-Петербург, Императорское общество поощрения художеств, 1898–1902
Николай САМОКИШ. Иллюстрация к альбому «Великокняжеская и царская охота на Руси в X–XVI веках» Николая Кутепова.
Николай САМОКИШ. Иллюстрация к альбому «Великокняжеская и царская охота на Руси в X–XVI веках» Николая Кутепова. Том 1. 1896
Натан АЛЬТМАН. Из графического цикла «Еврейская графика» Натана Альтмана [Берлин]: Петрополис, 1923
Натан АЛЬТМАН. Из графического цикла «Еврейская графика» Натана Альтмана [Берлин]: Петрополис, 1923
Анатоль ПЕТРИЦКИЙ «Театральные эскизы»
Анатоль ПЕТРИЦКИЙ «Театральные эскизы»
Текст В. Хмурого [Харьков]: Государственное издательство Украины, 1929
Александр ЯКОВЛЕВ. Рисунки из альбома «Рисунки и картины, выполненные в экспедиции “Ситроен” в Среднюю Азию, третья миссия»
Александр ЯКОВЛЕВ. Рисунки из альбома «Рисунки и картины, выполненные в экспедиции “Ситроен” в Среднюю Азию, третья миссия»
Александр ЯКОВЛЕВ. Рисунки из альбома «Рисунки и картины, выполненные в экспедиции “Ситроен” в Среднюю Азию, третья миссия»
Александр ЯКОВЛЕВ. Рисунки из альбома «Рисунки и картины, выполненные в экспедиции “Ситроен” в Среднюю Азию, третья миссия»
Ж. М. Хаардт, Л. Одуэн-Дюбрей, Париж, 1934
Александр ЯКОВЛЕВ. Рисунки из альбома «Африканские рисунки, выполненные во время экспедиции “Ситроен” в Центральную Африку, вторая миссия»
Александр ЯКОВЛЕВ. Рисунки из альбома «Африканские рисунки, выполненные во время экспедиции “Ситроен” в Центральную Африку, вторая миссия»
Александр ЯКОВЛЕВ. Рисунки из альбома «Африканские рисунки, выполненные во время экспедиции “Ситроен” в Центральную Африку, вторая миссия»
Ж.М. Хаардт, Л. Одуэн-Дюбрей, Париж, 1927
Экспозиция книг, подаренных Шарлоттой Дуглас, в Библиотеке имени Томаса Уотсона, 2019
Экспозиция книг, подаренных Шарлоттой Дуглас, в Библиотеке имени Томаса Уотсона, 2019
Фотография
Петр ШВЕЦОВ. Портреты художников
Петр ШВЕЦОВ. Портреты художников
Обложка ежегодного альманаха печатной графики «От’тиск». Санкт-Петербург, 2001–2005
«Новая русская волна». Каталог выставки. 4 декабря 1981 – 28 февраля 1982
«Новая русская волна»
Каталог выставки. 4 декабря 1981 – 28 февраля 1982, Центр современного русского искусства Америки, Нью-Йорк. Куратор – Маргарита Тупицына

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play