К 70-летию Великой Победы

Рубрика: 
СОБЫТИЯ
Номер журнала: 
#2 2015 (47)

ТРИУМФАЛЬНАЯ ПОБЕДА СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ ВЕНЧАЕТ ТРАГИЧЕСКУЮ И ГЕРОИЧЕСКУЮ ЭПОПЕЮ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, САМОЙ КРОВОПРОЛИТНОЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПОБЕДА СТАЛА НЕМЕРКНУЩИМ СИМВОЛОМ БОРЬБЫ С ФАШИЗМОМ, ОБЪЕДИНИВШЕЙ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, ВСЕХ РАС И НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, ПРИВЕРЖЕНЦЕВ ЛЮБЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ, ЖИТЕЛЕЙ ЕВРОПЫ И АЗИИ, СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И АФРИКИ.

ОТМЕЧАЯ 70-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ, МЫ ВСПОМИНАЕМ НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ СОБЫТИЯ ДРАМАТИЧЕСКОЙ И СЛАВНОЙ ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА, ПОДВИГИ ПРЕДКОВ ВРЕМЕН АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО И ДМИТРИЯ ДОНСКОГО, КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО И КУЗЬМЫ МИНИНА, АЛЕКСАНДРА СУВОРОВА И МИХАИЛА КУТУЗОВА, ФЕДОРА УШАКОВА И ПАВЛА НАХИМОВА, МИХАИЛА СКОБЕЛЕВА И АЛЕКСЕЯ БРУСИЛОВА... В НИХ НАШЛА ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЯ НАРОДНОГО ДУХА, В КОТОРОЙ НИЧТО НЕ ПРОПАДАЕТ И НЕ ИСЧЕЗАЕТ БЕССЛЕДНО, А ПЕРЕДАЕТСЯ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ, ЯВЛЯЯСЬ НРАВСТВЕННОЙ КОНСТАНТОЙ ВЕРЫ И МУЖЕСТВА, ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ И ЖЕРТВЕННОСТИ ВО ИМЯ БУДУЩЕГО.

Ратные подвиги народов нашей многонациональной Родины нашли свое образное воплощение в памятниках литературы, былинах и летописях, в произведениях живописи, скульптуры, графики и архитектурных ансамблях, в музыкальных симфониях, гимнах и песнях, на сценических подмостках и киноэкранах. эти произведения искусства вобрали в себя красоту и силу человеческой души, в художественной форме в них запечатлелись высокие гуманистические идеалы. Современная творческая интеллигенция, как и все граждане России, будучи потомками и наследниками солдат Победы, участников и ветеранов великой отечественной войны, несет в своей памяти невосполнимую горечь утрат и потерь, а вместе с тем - гордость и славу за подвиги предков.

Подвиги нашего народа увековечены в музыке Михаила Глинки и Модеста Мусоргского, Дмитрия Шостаковича и Александра Александрова, в поэзии Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Александра Твардовского, Анны Ахматовой, Давида Самойлова, в прозе Льва Толстого, Алексея Толстого, Михаила Шолохова, Константина Симонова, Юрия Нагибина, Юрия Бондарева, Василя Быкова, Виктора Некрасова, Василия Гроссмана; в кинолентах Сергея Бондарчука, Михаила Калатозова, Петра Тодоровского, Александра Митты, Алексея Германа, Никиты Михалкова; в живописных полотнах Александра Дейнеки, Сергея Герасимова, Константина Юона, Аркадия Пластова; в скульптурных произведениях Веры Мухиной, Михаила Аникушина, Владимира Цигаля, в графике Кукрыниксов, Бориса Ефимова, Бориса Пророкова, Дементия Шмаринова...

Бесценный вклад в художественную летопись Великой Отечественной войны 1941-1945 годов внесли известные мастера изобразительного искусства - такие как братья Сергей и Алексей Ткачевы, Гелий Коржев, Евсей Моисеенко, Борис Угаров, Андрей Мыльников, Юрий Непринцев, Виктор Цыплаков, Михаил Савицкий, Александр Лактионов, Виктор Иванов, Эрнст Неизвестный, Евгений Вучетич, Лев Кербель, Даниэль Митлянский, Виктор Попков, Эдуард Браговский...

В преддверии семидесятилетия Победы во всех регионах России начались юбилейные торжества, открылись крупные художественные выставки, посвященные выдающемуся событию в судьбах и жизни советского народа. Это Всероссийская выставка произведений членов Союза художников России, экспозиции работ, созданных мастерами Союзов художников Москвы и Петербурга, региональных творческих организаций, в которых участвуют представители всех направлений современного искусства, среди них как широко известные зрелые мастера, так и молодые художники.

За годы, прошедшие после празднования 65-й годовщины Победы, появилось немало достойных произведений монументальной и станковой скульптуры и живописи, запоминающихся графических работ. Среди них - памятники и мемориальные ансамбли, выполненные Зурабом Церетели, Александром Бургановым, Александром Рукавишниковым, Андреем Ковальчуком, Михаилом Переяславцем, Салаватом Щербаковым, Владимиром Горевым, картины Таира Салахова, Павла Никонова, Дмитрия Жилинского, Валентина Сидорова, Владимира Песикова, Андрея Горского, Натальи Нестеровой, Татьяны Назаренко, Ивана Лубенникова, Василия Нестеренко, Сергея Присекина, Ольги Булгаковой, Евгения Максимова, Юрия Калюты, Анатолия Любавина, Виктора Глухова, Николая Боровского, Александра Бродского, Виктора Калинина, Графика Николая Воронкова, Николая Попова, Андрея Пахомова, Сергея Харламова, Сергея АнДрияки, Вячеслава Желвакова, Александра Суворова, Александра Теслика...

В новых произведениях художников России мы видим преемственность традиции, результаты поисков и открытий. Главное, что их объединяет, - это чувство духовной сопричастности авторов к судьбам своего Отечества, неразрывная связь времен и поколений.

Мысленно охватывая многогранную панораму российского изобразительного искусства, мы ощущаем огромный творческий потенциал нашей художественной культуры, ее жизнеутверждающую, духовно преобразующую силу.

Великая историческая миссия борьбы с фашизмом, выпавшая на долю советского народа вместе с другими народами и государствами антигитлеровской коалиции, навсегда останется в благодарной памяти человечества.

Особая роль в осознании и увековечивании бессмертных подвигов и неисчислимых жертв и страданий народов мира во Второй мировой войне принадлежит культуре. При всем национальном своеобразии и уникальности русского искусства оно никогда не было изолированным от мирового художественного процесса, его эволюция всегда являлась неотъемлемой частью человеческой цивилизации. Искусство России обладает более чем тысячелетним опытом, высокой профессиональной культурой, духовностью, верностью гуманистическим идеалам, непреходящим нравственным ценностям, верой в торжество разума и справедливости.

Образное претворение Победы советского народа, народов России в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, бессмертных подвигов наших соотечественников, отцов и матерей, дедов и прадедов на фронте и в тылу является немеркнущим символом живой памяти поколений, патриотической сопричастности и ответственности перед прошлым, настоящим и будущим, вкладом в празднование выдающегося события, исторической вехи в истории нашего государства в назидание потомкам.

Комментарии к изобразительной летописи воспроизводятся из статьи Александра Морозова
(http://www.tg-m.ru/articles/1-2010-26/podvig-i-slava-iskusstvo-na-voine;
http://www.tg-m.ru/articles/3-2013-40/podvig-i-slava-iskusstvo-na-voine)

 

Память и слава

Александр Морозов

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ ВКЛЮЧАЕТ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. И ЭТО НЕУДИВИТЕЛЬНО. ВО-ПЕРВЫХ, ОПЫТ ВОЙНЫ С ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ ПЕРЕЖИВАЛСЯ МИЛЛИОНАМИ ГРАЖДАН НАШЕЙ СТРАНЫ И ПЕРЕЖИВАЕТСЯ РОССИЙСКИМ ОБЩЕСТВОМ ДО СИХ ПОР, ОБЖИГАЯ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ СУЩНОСТНОЙ ПЕРЕСЕЧЕННОСТЬЮ ТРАГЕДИИ И ТРИУМФА. ВО-ВТОРЫХ, ГОСУДАРСТВО ВСЕГДА АКТИВНО ПОДДЕРЖИВАЛО ОБРАЩЕНИЯ К ТЕМЕ ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, ПОСКОЛЬКУ ЭТО СЧИТАЛОСЬ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКОГО ПАТРИОТИЗМА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА. СООТВЕТСТВЕННО В ЭТОМ ПОЛЕ ДЕЙСТВОВАЛИ МОТИВЫ ВЕСЬМА НЕСХОДНЫЕ, КАК ГЛУБОКО ЛИЧНЫЕ, ТАК И КОНЪЮНКТУРНЫЕ, ЧТО УЖЕ САМО ПО СЕБЕ ОПРЕДЕЛЯЛО КАЧЕСТВЕННУЮ НЕОДНОРОДНОСТЬ ИТОГОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА.

В начальный период войны жизненную необходимость всенародной мобилизации на битву с врагом запечатлели листы «Родина-мать зовет!» Ираклия Тоидзе, «Отстоим Москву!» Николая Жукова и Виктора Климашина. фотомонтажный плакат Виктора Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» построен на прямом обращении к зрителю.

В широком потоке отечественной графики преобладают малые формы изобразительного репортажа с места событий. Прежде всего, это всевозможные зарисовки состояний, действий, пластики человека в условиях фронта. Иной раз такие наблюдения вырастают в развернутое повествование.

Сходные ощущения будто переливаются из графических фиксаций в живописные вещи, которые начинают появляться в конце 1941 - начале 1942 года. Это, конечно, «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе» (1942) Григория Нисского или широко известный пейзаж Александра Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941, ГТГ).

Ту же атмосферу города-символа, словно собравшего в кулак все мужество непокоренной страны, стремится передать один из корифеев русской живописи, Константин юон, в картине «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» (1949, ГТГ), начатой сразу же по следам неординарнейшего события - парада войск в ознаменование 24-й годовщины Октябрьской революции, проходившего в дни, когда фашистские войска были в нескольких десятках километров от Кремля, - и завершенной после войны.

Ряд опытных мастеров задумывают и осуществляют циклы работ, объединенных сквозной темой. Так возникают серии рисунков «Не забудем, не простим!» (1942) Дементия Шмаринова, «Севастопольский альбом» (1941-1942) Леонида Сойфертиса, литографии «Ленинград в дни блокады» (1942-1944) Алексея Пахомова. Нередко подобные серии представляют собой многогранную изобразительную хронику целой главы из истории военного четырехлетия.

Ведущие живописцы, сумевшие к началу 1942 года вернуть себе творческую форму, как правило, видели свои задачи не в хроникальном рассказе о делах фронта и тыла. Постепенно происходит возрождение крупной станковой картины, и вовсе не в духе недавних мифов соцреализма, но в стремлении к философскому осмыслению актуальнейших человеческих коллизий войны.

С полным основанием это можно сказать об Александре Дейнеке - авторе полотна «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). Картина полна экспрессии и динамики, как и знаменитые вещи молодого Дейнеки, созданные в 1920-х годах. Она ярка, эффектна, однако постижение авторского замысла требует от зрителя специального вчувствования и вдумывания. Быть может, самое принципиальное обретение здесь - новый тип героя, который, скажем так, до странности не похож на хрестоматийных героев плаката того времени: суровых и зрелых, испытанных боями мужей. У Дейнеки на первый план выходит юноша-воин, не менее мужественный и страстный в разгаре битвы, но все-таки принадлежащий к иному поколению, к иной формации. работа запоминается демонстрацией предельного напряжения смертельной схватки белого («светлого») и черного воинства, символическим соучастием в этой борьбе самих природных стихий. человеческая трагедия находит отзвуки и даже развитие в материальном пространстве, где событие совершается.

Война вообще как бы поворачивала советское искусство от штампов соцреализма к реализму подлинному и живому, к историческим ценностям национальной традиции. в них обреталась духовная опора в великом противостоянии наших народов вражескому нашествию. Именно в этом контексте рождаются шедевры зрелого Пластова. старик-крестьянин из «жатвы» (1945, ГТГ) будто собрат суриковских стрельцов с их молчаливой непреклонностью. «Сенокос» (1945, ГТГ) - праздник деревенского лета, расцветшего после военной грозы, но праздник пополам с голодом первых месяцев мира, горьким потом неизбывного крестьянского труда на земле.

Столь же актуальная и еще более глубокая культурно-историческая ретроспекция имеет место в живописи Павла Корина. в 1942 году он создает своего «Александра Невского», полную патриотической героики композицию, ставшую центральной в большом триптихе, включившем еще две символические картины российского прошлого: «Северная баллада» и «Старинный сказ» (триптих «Александр Невский», 1942-1943, ГТГ). Еще один триптих - «Дмитрий Донской», - задуманный и уже начатый в ту пору Кориным, остался незавершенным.

Разглядывая панораму портретных изображений военного времени, нельзя не заметить: в центре ее оказывается человеческий характер большого масштаба, буквально выкованный историей. Подобный тип помогут уяснить слова Андрея Платонова об одном персонаже его прозы - человеке, прошедшем войну: Фомин в душе своей «срабатывал каменное горе». «Срабатывал» подразумевает огромную мужественную силу пополам с болью огромных утрат. То и другое как бы задано действительностью общенародной драмы ее участникам, людям военным и штатским. Индивидуальная чуткость художника при этом раскрывает конкретные свойства личности модели, особенности душевного склада, помогающие данному человеку достойно ответить на вызов времени. Наверное, в силу такой логики сходные состояния могли возникнуть и в автопортретах весьма несхожих по творческому облику мастеров, какими являлись Петр Кончаловский и Мартирос Сарьян. По-человечески их собратом окажется академик Иосиф Орбели, директор Эрмитажа, организовавший спасение бесценных коллекций музея во время войны. Его небольшой по размеру и очень емкий по чувству, по экспрессивной силе портрет принадлежит кисти Сарьяна (1943, Государственная картинная галерея Армении, Ереван).

Особого внимания заслуживают работы Веры Мухиной. В 1942 году скульптор создает заказные портреты первых кавалеров высших военных наград - полковников Ивана Хижняка и Бария Юсупова (оба - ГТГ). Это даже не полные бюсты, но лишь портретные головы в натуральную величину на скромных постаментах черного камня, куда, собственно, и вынесены изображения орденов. Мухина решительно освобождает своих героев от малейшего элемента парадности. Перед нами поразительно достоверные образы людей, в полной мере принявших на себя труд войны. Осязаемая пластика скульптурного материала с неумолимой объективностью запечатлевает на мужских лицах все нанесенные войной травмы. Жестокая правда облика почти пугает, но доминирует в обоих портретах все-таки цельная правда образа, духовно-нравственный стержень которого для Мухиной заключен в убежденной неколебимости воли героев.

Портрет поэта Александра Твардовского, созданный Саррой Лебедевой (гипс, 1943, ГТГ), - один из немногих в отечественном искусстве тех лет глубоко понятых образов представителя молодого советского поколения, судьба которого так занимала Александра Дейнеку и которому, в отличие от его героев, довелось выйти живым из горнила войны.

Конец войны и первые годы после нее - время появления как в живописи, так и в скульптуре многих известных произведений крупной формы, посвященных завершавшейся исторической эпопее. Самым заметным явлением в советском искусстве того периода становится сооружение памятников героям войны и целых мемориальных ансамблей. Наиболее значительным из них стал мемориал в берлинском Трептов-парке, завершенный к 1949 году Евгением Вучетичем и группой архитекторов под руководством Якова Белопольского. Его доминанта - популярная композиция Вучетича «Воин-освободитель».

...Громкое официальное признание масштабных произведений на военную тему не должно заслонять от нас вещи, гораздо более скромные. Они зачастую несут в себе бесценную поэтическую правду переживания победного финала войны не только как грандиозного парадного или мемориального действа с участием сотен и тысяч людей, но и как глубинного перелома в человеческом бытии - возвращения из пекла военной драмы к мирному течению жизни. Потребность осознания этого перелома сделала весьма актуальными камерно-лирические тенденции, плодотворно обнаруживающие себя в советской живописи середины 1940-х годов.

Как раз тогда начинается биография Николая Ромадина, проникновенного мастера лирических картин русской природы. Прекрасные, навевающие раздумья и как бы сулящие отдых душе образы природы, натюрморты с цветами вновь и вновь появляются в мастерских таких корифеев, как Сергей Герасимов и Мартирос Сарьян. именно в рамках этих внешне скромных, камерных жанров художники донесли до нас состояния, охватившие человека в конце войны, когда крах гитлеровской агрессии фактически уже состоялся. Герасимовский пейзаж «Лед прошел» (1945, ГТГ) с замечательной тонкостью и мужественной сдержанностью передает ощущения тихой красоты и боли начинающегося пробуждения весенней природы.

Такие чистые и правдивые человеческие высказывания, закрепленные в живописи, не только составляют важную грань самопознания поколений наших сограждан, переживших войну, но и оказываются внутренней основой обновления искусства в последние советские десятилетия.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play