Государственная Третьяковская галерея. «Реквием» Павла Корина
Биографические комментарии к избранным портретам
Холст, масло. 142 х 75. ГТГ
На портрете изображена схиигуменья Фамарь, Тамара Александровна Марджанова (Марджанишвили) (1869—1936) -основательница Серафимо-Знаменской обители, духовная наставница молодого поколения советской интеллигенции 1920—1930-х годов; вошла в число выдающихся деятелей Русской Православной церкви. На эскизе «Реквиема» (1935—1959) Корин изобразил схиигуменью Фамарь в правой группе, рядом с ее духовной дочерью Татьяной Николаевной Протасьевой.
Краткая хроника жизни схиигуменьи Фамари, Т.А. Марджановой
1869, 1 января — родилась в Грузии, в семье князей Марджановых (Марджанишвили). Старшая сестра Константина Александровича Марджанова (1872—1933), известного актера, режиссера, одного из основоположников национального грузинского театра.
1880-е — занималась вокалом, готовилась к поступлению на вокальное отделение Петербургской консерватории.
Конец 1880-х - начало 1900-х — поступила в Бодбийский женский монастырь св. равноапостольной Нины в Грузии.
Будучи послушницей, вместе с настоятельницей Бодбийского монастыря игуменьей Ювеналией посещала Петербург и Москву, где неоднократно встречалась с отцом Иоанном Кронштадтским, выдающимся церковным, общественным деятелем и проповедником (в 1990 году канонизирован).
Об одной из таких встреч сохранились воспоминания матери Фамари: «Отворились царские двери. Пошли причастники, с трепетом подошла и я. Вдруг Батюшка [о. Иоанн Кронштадтский] неожиданно... как бы отвечая на мои мысли, весело произнес: "...Бог милостив, Бог все простит..."»1.
Она также вспоминала встречу с отцом Иоанном Кронштадтским, произошедшую непосредственно после кончины императора Александра III в Ливадии: «В этот раз мы прожили в Петербурге около трех месяцев; при нас Батюшку [о. Иоанна Кронштадтского] вызвали в Ливадию. Вернувшись, он лично всем нам. рассказал о последних днях жизни [Императора Александра III] ...Мы же проводили его во дворец, для благословения молодой Ц[арской] Ч[еты] [будущих императора и императрицы Николая II и Александры Федоровны]»2.
1897 — приняла монашеский постриг.
1900-е — была возведена в сан игуменьи, стала настоятельницей Бодбийского женского монастыря, позднее — настоятельницей Покровской общины сестер милосердия в Москве. Покровская община располагалась в специально перестроенном дворце великой княгини Елизаветы Федоровны; монахини Покровской общины вместе с сестрами Марфо-Мариинской обители ухаживали за ранеными в качестве сестер милосердия.
Конец 1900-х — вслед за великой княгиней Елизаветой приняла решение о создании новой монашеской обители. Перед началом строительства нового Серафимо-Знаменского скита посещала Серафимо-Понетаевский монастырь в Сарове; часто бывала в Зосимовой пустыни близ Троице-Сергиевой лавры, где советовалась со своим духовником отцом Алексием Соловьевым, а также с наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Товием.
Начавшееся строительство было связано с некоторыми трудностями. Из-за разногласий с управлением Рязано-Уральской железной дороги пришлось изменить место обители. В итоге Серафимо-Знаменский скит расположился на горе около деревень Заборье и Битягово (ныне Домодедовский район Московской области).
По совету великой княгини Елизаветы Федоровны участвовать в строительстве скита был приглашен архитектор А.В. Щусев.
1912 — Серафимо-Знаменский скит освятил митрополит Московский Владимир Богоявленский.
В уставе новой обители, разработанном лично игуменьей Фамарью, среди прочих правил были и такие: «.Помимо непременного посещения богослужения, скитянки [ежедневно] должны исполнить следующее келейное правило:
33 земных поклона в память числа лет Спасителя,
12 земных поклонов Божьей Матери, 12 земных поклонов преподобному Серафиму.
Читать: одну главу Евангелия, одну главу Апостола, одну кафизму, неопустительно — акафист преподобному Серафиму, 150 раз молитву "Богородице Дево, радуйся"».
Сестры обители «...ни при каких обстоятельствах не должны предаваться унынию, скорби; ничем не расстраиваться, всегда поддерживать в себе свежее, бодрое, радостное настроение»3.
Каждая из сестер в конце дня должна была задать себе ряд вопросов, один из которых гласил: «Каково было в течение дня общее состояние твоего сердца?»4.
Середина 1910-х — приняла схиму с именем Фамарь. Обряд совершил епископ Арсений Жадановский, ставший духовником матери Фамари и сестер Серафимо-Знаменской обители.
1924 — Серафимо-Знаменский скит был закрыт (деятельность обители была возобновлена только в начале 2000-х годов). По сведениям некоторых из ее духовных детей, первоначально схиигуменья Фамарь некоторое время жила в покоях великой княгини Елизаветы Федоровны в Марфо-Мариинской обители. Позднее вместе с несколькими сестрами поселилась в небольшом доме в поселке Перхушково под Москвой, где организовала трудовую артель: сестры делали игрушки и шили одеяла.
Как вспоминала крестница игуменьи Т.М. Некрасова, которая вместе со своей матерью посещала обитель в это время: «Этот дом с небольшим садом и домовой церковью напоминал маленький скит. В саду было очень тенисто. Дом в Перхушково был окружен сиренью. Со стороны сада дорожка, по которой любила прогуливаться матушка, была окаймлена широким бордюром разноцветных маргариток»5.
М.М. Веселовская, близкая подруга Т.М. Некрасовой, так вспоминала об игуменье: «...Многие боялись в первый раз к ней [к игумении Фамари] подойти, .заговорить. Но этот страх, . робость исчезали от взгляда ее, полного. горячей любви. Еще в Перхушкове я узнала от одной из сестер, что матушка носила вериги, чего никак нельзя было предположить по ее монашеской одежде, казавшейся почти изящной своей безукоризненной чистотой»6.
1931 — схиигуменья Фамарь арестована вместе с сестрами. По воспоминаниям очевидцев: «Были арестованы. сама матушка, некоторые сестры и отец Филарет. Остальные оставшиеся сестры должны были разойтись...»7.
Сослана в Сибирь в Иркутскую область, в деревню Усть-Уду на Ангаре.
1931, 29 сентября — эта дата стоит на одном из писем, написанных матерью Фамарью в Москву Т.М. Некрасовой, в котором схиигуменья, в частности, сообщает: «Добраться сюда из Иркутска трудней, чем попасть во Владивосток. Пароходы ходят очень неаккуратно, а на днях и совсем прекратятся. Почта, очевидно, ходит на лошадях, т. к. письма получаются и тогда, когда нет парохода. Конечно, если бы я жила в Иркутске, то я не переживала бы этого смертельного страха и ужаса, который я переживаю здесь. „Живу в уголке за печкой, в полу дверь в погреб; да, и за это Бога благодарю...!»8.
1933 — после ссылки поселилась в дачном поселке под Москвой недалеко от станции Пионерская Белорусской железной дороги. По мнению близких, и в частности Т.М. и О.М. Некрасовых: «.благодаря знаменитому брату и хлопотам художника П.Д. Корина, который был близок с М. Горьким и его женой Е. Пешковой, матушке Фамари разрешили жить на станции Пионерская, а не в ста километрах от Москвы, как полагалось в те годы для людей, отбывших лагерь или ссылку»9.
1933, 17 апреля — в Москве умер брат схиигуменьи Константин Марджанов (Котэ Марджанишвили). О.М. Некрасова воспоминала: «Однажды, .когда мы приехали и вошли в комнату, то увидели на столе в плетеной белой корзине цветущую белую сирень. Меня это так поразило, что я запомнила это на всю жизнь. Сказали, что это прислали матушке в память недавно умершего брата, известного режиссера Марджанова...»10.
В эти годы обострилась тяжелая болезнь схиигуменьи, приобретенная в ссылках. По свидетельству О.М. Некрасовой: «.из-за обострения болезни матушка все реже встречала. духовных детей в своем кресле... В последнее время она не покидала своей комнаты и все больше лежала или сидела у иконостаса.»11.
1935 — в доме на станции Пионерская позировала Корину для портрета к «Реквиему». Художник также сделал с нее карандашный рисунок («Схиигуменья Фамарь», альбом № 13, л. 28, ГТГ).
1936, 23 июня — скончалась там же. Похоронена в Москве на Введенском кладбище.
Епископ Арсений Жадановский, скрывавшийся в это время от преследования и слежки, приехал проститься с умершей. Через год после похорон схиигуменьи Фамари он был арестован и расстрелян.
Осенью 1942 года датированы воспоминания М.М. Веселовской (одной из духовных дочерей схиигуменьи Фамари), где она, в частности, пишет: «Когда меня упрекали, что в моих воспоминаниях недостаточно освещена духовная жизнь матушки, ее молитвы, ее внутреннее делание, то я, подумав, ясно осознала, что. не могла написать об этом. Мне недоступны были тайные родники ее души, а лишь внешние их проявления. Все же, ...мне хотелось сохранить облик матушки Фамари как образец той уходящей и так любимой духовной культуры, которую. по крохам будут собирать будущие поколения, ...сохранить.. для будущей России. Какая она будет, эта будущая Россия? Одного твердо желаю ей – возврата к вере»12.
- Цит. по: «Детки мои любимые…». Схиигуменья Фамарь (Княжна Марджанова). М., 2008. С. 21.
- Там же. С. 23.
- Там же. С. 53.
- Там же. С. 57.
- Там же. С. 109.
- Там же. С. 274.
- Там же. С. 251.
- Там же. С. 157–158.
- Там же. С. 113.
- Там же. С. 112.
- Там же. С. 113.ѕ
- Там же. С. 300–301..
Холст, масло. 196 х 73,5. ГТГ
На портрете изображен иеромонах Федор, Олег Павлович Богоявленский (1905—1943), один из лидеров духовного сопротивления в 1920—1930-е годы, преподобномученик Русской Православной церкви. Федора Богоявленского Корин позднее изобразил в триптихе «Александр Невский» (1942— 1943) в образе молодого русского воина (центральная фигура правой части). На эскизе «Реквиема» (1935—1959) о. Федор Богоявленский — в правой группе, рядом с М.К. Холмогоровым.
Краткая хроника жизни иеромонаха Федора, О.П. Богоявленского
1905, 26 декабря — родился в Тегеране в дворянской семье. Отец — Павел Георгиевич Богоявленский, русский консул в Персии; мать — Ольга Петровна (урожденная Нечаева).
1910-е - начало 1920-х — после убийства отца во время беспорядков в Тегеране вместе с семьей вернулся в Петербург, где учился в гимназии.
После революции 1917 года мать, О.П. Богоявленская, была вынуждена давать уроки музыки, чтобы содержать троих детей. Позднее вместе с семьей несколько лет жил у дяди А.П. Нечаева в Самаре (по другим сведениям, в Саратове).
1923 — поступил на медицинский факультет Московского университета. В годы учебы участвовал в деятельности литературно-философского кружка; вместе с сестрой Ольгой и младшим братом Георгием пел в церковном хоре храма Грузинской иконы Божией Матери.
1926 - из-за внезапной болезни матери был вынужден оставить университет; начал работать делопроизводителем в Народном комиссариате просвещения.
1927 - был призван в ряды РККА. В период службы в армии неоднократно подвергался преследованиям за религиозные убеждения, которые не скрывал. В протоколе допроса в ОГПУ сохранились слова о. Федора: «Служа в Красной армии. я ходил в красноармейской одежде в церковь и помогал в богослужении, читая Евангелие, Псалтирь и прочее»1.
1928 - после окончания службы в РККА постоянно посещает богослужения в Высоко-Петровском монастыре, которые продолжались в храмах после закрытия монастыря в 1918 году.
Позднее иеромонах Федор вместе с архимандритом Германом Полянским возглавил духовные общины, образовавшие тайный монастырь и духовную академию.
В том же году умерла мать о. Федора Ольга Петровна Богоявленская.
1929, лето - после окончательного закрытия Высоко-Петровского монастыря о. Федор перешел вместе с монахами в церковь во имя преп. Сергия Радонежского на Большой Дмитровке.
1930, ноябрь - принял постриг с именем Феодор и был посвящен в сан иеродиакона тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря, продолжавшей свою деятельность в храме преп. Сергия на Большой Дмитровке.
1933 - в записной книжке (№ 8, ГТГ) Корин сделал натурный карандашный рисунок «Трое», где изобразил о. Федора вместе с о. Алексием Сергеевым и о. Агафоном Лебедевым.
1933, март - арестован вместе с монахами и прихожанами бывшего Высоко-Петровского монастыря по делу о нелегальном монастыре при храме во имя преп. Сергия Радонежского. По имеющимся свидетельствам, не подтвержденным документально, аресты монахов общины начались по вине одного из них, иеромонаха Алексия Сергеева.
1933, апрель - на одном из допросов выразил несогласие с происходящим, зафиксированное в протоколе: «Содержание данного протокола считаю НЕ соответствующим действительности»2.
В этом месяце совещанием ОГПУ приговорен к трем годам исправительно-трудовых работ и отправлен этапом в Новосибирск, а затем во Владивосток, в Первое отделение Дальлага. Перед этапом получил свидание с сестрой Ольгой. При посадке заключенных на пароход подвергся побоям, так как не мог стоять. Тюремный врач зафиксировал частичную парализацию и отметил необходимость неотложной медицинской помощи.
В этот год в Москве был разрушен храм преп. Сергия Радонежского на Большой Дмитровке.
1934, октябрь - в письме из лагеря о. Сергию, одному из монахов Высоко-Петровского монастыря, написал: «. эти годы, когда мы росли вдали друг от друга, взрастили в нас одни и те же плоды...»3. В лагере был помощником врача, так как имел неоконченное медицинское образование.
1935, февраль - написал из лагеря письмо, адресованное сестре о. Сергия: «.много приобретено доброго, но много и растрачено, особенно за последнее время... Но несмотря на это, в общем — бодрость и радостно спокойное состояние, которое всегда отношу за счет молитв своих близких»4.
1936 - после освобождения жил в Егорьевске Московской области, затем в Твери.
В апреле сообщал в письме родным: «.теперь моя жизнь и перспективы на будущее явились в новом свете»5. Вместо продолжения медицинского образования служил иеродьяконом в селе Амельфино под Волоколамском.
1937 - в мае после смерти архимандрита Никиты Курочкина перешел служить в его храм Иконы Божией Матери Знаменье в селе Ивановском.
1939 - после закрытия этого храма в очередной раз перешел служить в Троицкий храм села Язвище, где незадолго до этого был арестован настоятель.
1940 - в декабре Троицкий храм был закрыт. После запрета на проживание в Московской области поселился в селе Завидово Тверской области и, несмотря на ограничения, часто бывал в Москве у своих духовных детей, посещал сестру Ольгу в поселке Востряково.
В одном из протоколов допросов о. Федора сохранились его слова об этом времени: «.С декабря 1940 года. через своих знакомых, проживавших в Москве, а также через свою сестру я получал работу по графике, ретушировке портретов и тому подобному, этим и занимался.»6.
1941, конец июня - получив известие о начавшихся арестах, приехал к сестре Ольге в Востряково, не зная о том, что ордер на его арест уже выписан.
1941, июль - арестован в доме сестры. По ее воспоминаниям, после пятичасового обыска, перед тем как покинуть дом, о. Федор отслужил в своей комнате молебен перед иконой Казанской Божией Матери в присутствии наблюдавших за ним из соседней комнаты сотрудников НКВД7. После заключения в Бутырскую тюрьму начались непрерывные допросы, на которых о. Федор подвергался избиениям и пыткам бессонницей. Вскоре был переведен в Саратовскую тюрьму, где допросы и избиения продолжились.
1943, февраль - после завершения следствия против о. Федора было начато новое дело по обвинению в дезертирстве.
1943, июнь - Особым совещанием при НКВД осужден на пять лет ссылки. Переведен из Саратова в Балашов в тюрьму № 3.
1943, 19 июля - скончался в тюрьме № 3 в Балашове. Точных сведений об обстоятельствах смерти и месте захоронения в настоящее время не обнаружено.
2000, 20 августа - канонизирован Архиерейским собором Русской Православной церкви.
- Цит. по: Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной церкви XX столетия. Тверь, 2001. Кн. 5. С. 110.
- Там же. С. 112.
- Там же. С. 113.
- Там же. С. 114.
- Там же. С. 115.
- Там же. С. 129.
- Там же. С. 120.
Холст, масло. 207 х 108. ГТГ
На двойном портрете слева изображен иеромонах Пимен, Сергей Михайлович Извеков (1910—1990) — доктор богословия, Патриарх Московский и всея Руси (1971—1990), один из выдающихся иерархов Русской Православной церкви XX века. Относительно личности изображенного справа епископа в настоящее время существует несколько предположений. Все они основаны на двух вариантах имени епископа, указанных Кориным на обороте двойного портрета.
Согласно одному из вариантов, изображенный справа — епископ Антонин, Александр Андреевич Грановский (1865—1927), автор концепции единства законодательной, исполнительной и судебной властей в России как гармонического подобия Божественной Троицы, исследователь и знаток древних языков, выдающийся ученый и переводчик раннехристианских текстов и канонической литургии на современный русский язык.
Следуя другому варианту имени, определить личность епископа Антония в настоящее время не представляется возможным, так как в современной исследовательской литературе известно несколько иерархов с этим именем, служивших в 1920—1930-е годы (в частности, Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский и др.). Однако ни один из них не имел прямого отношения к тому кругу лиц, которые стали для Корина прототипами «Реквиема». На эскизе «Реквиема» (1935—1959) художник сохранил композицию двойного портрета, изобразив иеромонаха Пимена и епископа Антонина справа на первом плане.
Краткая хроника жизни патриарха Пимена, С.М. Извекова
1910, 23 июля - родился в селе Кобылино Калужской губернии (по другим источникам, в г. Богородске, ныне Ногинске Московской области) в семье Михаила Карповича Извекова и его жены Пелагеи Афанасьевны.
Начало 1920-х - после окончания Богородской средней школы им. В.Г. Короленко принял иноческий постриг с именем Платон в Москве в Сретенском монастыре.
Во время учебы в школе посещал богослужения в Богоявленском соборе, пел в хоре, читал на клиросе.
Вторая половина 1920-х - был регентом хоров в московских храмах Спаса Преображения в Пушкарях, Флора и Лавра у Мясницких ворот, Максима Исповедника на Варварке, Пимена в Новых Воротниках в Сущеве.
1926 - этим годом датирован карандашный натурный рисунок Корина с иеромонаха Пимена («Молодой монах регент», записная книжка № 3, л. 19, ГТГ).
1927 - принял монашеский постриг с именем Пимен после закрытия Троице-Сергиевой лавры в лаврском ските Святого Духа Утешителя (Параклитовой пустыни).
Конец 1920-х - после закрытия Параклитовой пустыни служил священником в московском Богоявленском соборе в Дорогомилове. Был рукоположен в иеромонахи.
1920-1930-е - Корин часто посещал богослужения в храме Богоявления в Дорогомилове.
1930-е - сведения об этом периоде жизни будущего патриарха неполны и крайне противоречивы.
Среди основных событий этих лет, совпадающих в разных источниках, необходимо выделить аресты 1931 и 1937 годов (по одним сведениям, за нарушения закона об отделении церкви от государства, по другим — за дезертирство); заключение и ссылку (сначала под Москвой, на строительстве канала Москва — Волга, а позднее, до начала Великой Отечественной войны, в Узбекистане).
Сведения о пребывании иеромонаха Пимена в лагере подтверждаются воспоминаниями монахини Игнатии Петровской, которая ссылается на свидетельство иеромонаха Серафима, оказавшегося в лагере вместе с Пименом1.
1932 - по некоторым сведениям, был призван на срочную службу в РККА, направлен в Витебскую область Белоруссии; в период службы получил профессиональные навыки фельдшера и ветеринара.
После окончания службы в армии вновь служил в храме Богоявления в Дорогомилове.
1935 — этим годом Корин датировал двойной портрет «Иеромонах Пимен и епископ Антонин».
1941-1943 - в составе 519-го и 702-го стрелковых полков 213-й стрелковой дивизии участвовал в Великой Отечественной войне, в частности в кровопролитных боях 1942—1943 годов на Харьковском, Белгородском и Курском направлениях, где был ранен.
Иеромонах Пимен (старший лейтенант С.М. Извеков) «...пропал без вести 26.08.43, Мерефск[ий] р[айо]н Харьк[овской] обл[асти]»2.
В.А. Никитин в своей книге «Патриарх Пимен. Путь, устремленный ко Христу» сообщает, что Пимен, тяжело контуженный, был после боя найден санитарами и отправлен в госпиталь в Москву, откуда в армию уже не вернулся.
1945 - осужден на десять лет с отбытием ссылки в Воркутлаге, куда был доставлен по этапу. «Пимена обвинили в том, что он жил по фиктивным документам и "скрывался от ответственности под видом служителя культа". Учитывая то, что 24 ноября 1944 года на встрече с участниками Архиерейского Собора. председатель Совета по делам Русской Православной церкви Г.Г. Карпов заверил, что "все священнослужители, состоящие на службе в церковных приходах, освобождаются от призыва по мобилизации, независимо от возраста", иеромонах Пимен не мог считаться дезертиром: он подлежал освобождению от службы. Осуждение последовало, потому что [Пимен] не успел получить назначения на приход»3. В конце года в связи с победой над Германией был амнистирован4.
По сведениям архимандрита Дионисия Шишигина, с сентября 1945 до февраля 1946 года находился на излечении в Московском областном туберкулезном институте5.
Вторая половина 1940-х — назначен казначеем Одесского Ильинского монастыря Одесской епархии; возведен в сан игумена; позднее стал наместником Псково-Печерского монастыря Псковской епархии.
1950-е - возведен в сан архимандрита; назначен наместником Троице-Сергиевой лавры; затем — епископом Балтским Одесской епархии, позднее — епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.
Начало 1960-х - возведен в сан архиепископа, получил должность управляющего делами Московской патриархии; затем назначен архиепископом Тульским и Белевским; митрополитом Ленинградским и Ладожским; позднее — митрополитом Крутицким и Коломенским.
В эти же годы стал членом Всемирного совета мира, Советского комитета защиты мира и Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом.
1967, ноябрь - после кончины Корина отпевал художника в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.
1970-1971 - после смерти патриарха Алексия I Симанского стал Местоблюстителем Патриаршего престола. В этом качестве возглавил работу Поместного собора Русской Православной церкви.
1971, 2 июня - единогласно открытым голосованием Поместного собора был избран Патриархом Московским и всея Руси.
1983, май - состоялась организованная усилиями патриарха Пимена передача в ведение Московской патриархии зданий бывшего Свято-Данилова монастыря в Москве.
1988, апрель - состоялась встреча патриарха Пимена и членов Синода Русской Православной церкви с Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым.
В том же году при непосредственном участии патриарха состоялось празднование 1000-летия Крещения Руси. Архиерейское совещание сообщало: «.участники Архиерейского предсоборного совещания с благодарностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.»6.
В восстановленном Свято-Даниловом монастыре патриарх Пимен отслужил божественную литургию вместе с зарубежными главами церквей, среди которых были патриарх Антиохийский Игнатий, патриарх Иерусалимский Диодор и другие.
1988, июнь - указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность».
1989 - состоялась канонизация патриархов Тихона и Иова, предпринятая по личной инициативе патриарха Пимена.
1990, 3 мая - скончался в Москве, в своей рабочей резиденции в Чистом переулке. Похоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, рядом с могилой патриарха Алексия I Симанского.
Краткая хроника жизни епископа Антонина, А.А. Грановского
1865, 21 ноября - родился в селе Хоришки Полтавской губернии в семье диакона.
1880-е - учился в Полтавской духовной семинарии и Киевской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. Принял монашеский постриг, был рукоположен в сан иеромонаха.
1890-е - служил помощником инспектора Киевской духовной академии, смотрителем Московского Донского духовного училища, смотрителем Киево-Подольского духовного училища, инспектором Тульской семинарии, преподавателем Холмской семинарии, в сане архимандрита — в семинарии Благовещенска-на-Амуре, цензором Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета.
1902 - получил степень магистра богословия. Исследуя Библию, издал комментарии к «Книге пророка Варуха». В своей диссертации с целью восстановления утраченного древнееврейского оригинала «Книги пророка Варуха» епископ Антонин использовал варианты текстов на древнегреческом, коптском, древнеарабском, древнеармянском и других восточных языках. На основании своих исследований реконструировал древнееврейский оригинал текста.
1901-1903 - участвовал в Религиозно-философских собраниях, проходивших в Петербурге, вместе с известными русскими философами, писателями и деятелями культуры, среди которых были Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанов, А.Н. Бенуа. Участники обсуждали вопросы свободы совести, взаимоотношения церкви и государства и другие. Председательствовал на собраниях ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Ямбургский Сергий Страгородский, будущий патриарх.
1903 - возведен в сан епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии.
1905 - вошел в состав Комиссии по разработке закона о свободе печати; высказывался за упразднение любой цензуры. После расстрела демонстрации рабочих 9 января 1905 года участвовал в сборе средств для пострадавших. С этого времени начал разрабатывать идею единства законодательной, исполнительной и судебной властей в России.
1910-е - после увольнения на покой проживал в Сергиевой Приморской пустыни в Стрельне, где работал над исследованием Книги Притчей Ветхого Завета. Позднее был назначен епископом Владикавказским и Моздокским.
Вновь ушел на покой и жил в Москве в Богоявленском монастыре в Китай-городе.
1921 - участвовал в деятельности «Помгола» (Комитета помощи голодающим); считал, что изъятие церковных ценностей не должно оскорблять религиозные чувства, так как возможная продажа священных сосудов необходима для спасения голодающего народа.
В этом же году патриарх Тихон запретил епископу Антонину вести богослужения за самовольные изменения в литургии.
1922 - как эксперт судебного процесса над противниками изъятия церковных ценностей, косвенно способствовал вынесению смертных приговоров. Позднее ходатайствовал о помиловании осужденных, но спасти удалось не всех.
В этом же году, после ареста патриарха Тихона, стал одним из первых архиереев, поддержавших движение «обновления» церкви. Был назначен председателем Временного церковного управления — руководящего органа обновленческого движения; возведен в сан митрополита Московского.
1923 - будучи председателем церковного собора «обновленцев», одним из первых подписал постановление о лишении патриарха Тихона сана, которое патриарх не признал.
В этом же году после разногласий с лидерами «обновленцев» был смещен с поста председателя Совета и выступил против кадровой политики «обновленческой» церкви, заявив о недопустимости «пьяниц и пошляков» в церковном управлении.
Осенью того же года отказался от «обновленческого» титула.
1924 - весной патриарх Тихон повторно запретил священнослужение епископу Антонину и призвал предать его церковному суду.
В эти годы епископ Антонин, уже не разделяя идей «обновленцев», занял непримиримую позицию и по отношению к патриарху Тихону.
Середина 1920-х - в годы после кончины патриарха Тихона епископ Антонин тяжело болел, перенес операцию.
1927 - по некоторым сведениям, из-за ареста митрополита Сергия Страгородского, Местоблюстителя Патриаршего престола, не смог реализовать свое намерение примириться с Патриаршей Церковью.
1927, 14 января - скончался в Москве.
Похоронен у алтарной стены соборного Смоленского храма на кладбище Новодевичьего монастыря.
После кончины иерарха Священный синод Православной Российской церкви7 специальным постановлением отменил запрещение в священнослужении епископа Антонина, отметив его как выдающегося богослова и ученого. Этим же постановлением синодальному духовенству и членам Синода было разрешено участвовать в обряде отпевания умершего епископа.
Реакция на смерть епископа Антонина стала своеобразным началом процесса примирения внутри Русской Православной церкви 1930-х годов.
- См.: Монашество последних времен. М., 1998. С. 88.
- Цит. по: Никитин В.А. Патриарх Пимен. Путь, устремленный ко Христу. М., 2011. С. 85.
- Там же.
- См.: Одинцов М.И. Русская Православная церковь в XX веке. М., ЦИНО. С. 24.
- См.: Православная Москва. 2007. № 21 (399).
- Цит. по: Журнал Московской Патриархии. 1988. № 9. С. 37.
- Наименование Русской Православной церкви до 1943 г.
Холст, масло. 242 х 137. ГТГ
На портрете изображен митрополит Сергий, Иван Николаевич Страгородский (1867—1944), магистр богословия, автор акафистов, просветитель; один из выдающихся иерархов Русской Православной церкви, ее первый современный предстоятель, Патриарх Московский и всея Руси (1943—1944). На эскизе «Реквиема» (1935—1939) патриарх Сергий изображен в центральной группе иерархов на амвоне, рядом с патриархом Тихоном.
Краткая хроника жизни Патриарха Сергия, И.В. Страгородского
1867, 11 января - родился в городе Арзамасе Нижегородской губернии, в семье протоиерея. Начальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище.
Конец 1880-х - начало 1890-х - учился в Нижегородской духовной семинарии, затем — в Духовной академии в Петербурге, которую окончил со степенью кандидата богословия.
Принял монашеский постриг, был рукоположен в иеромонахи.
В эти годы служил в Японии в Православной духовной миссии, был судовым священником на корабле «Память Азова», сопровождал цесаревича Николая (будущего императора Николая II) в его восточном путешествии.
Позднее назначен доцентом кафедры Священного Писания Ветхого Завета Санкт-Петербургской духовной академии, исполнял обязанности инспектора Московской духовной академии.
Вторая половина 1890-х - возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. Позднее вновь служил в Японии. После возвращения стал ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, инспектором и ректором Духовной академии.
Удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении».
Начало 1900-х - возведен в сан епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии.
В эти годы председательствовал на Религиозно-философских собраниях в Петербурге. Среди участников собраний были известные русские философы, писатели и поэты, в том числе В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А.Н. Бенуа. Неофициальным лидером дискуссий со стороны церкви был Антонин Грановский.
Вторая половина 1900-х - участвовал в сессии Святейшего синода, был председателем его Учебного комитета, одновременно занимался исправлением текстов богослужебных книг; состоял почетным членом Петербургской духовной академии.
1910-е - входил в состав Святейшего синода в качестве председателя Предсоборного совещания, позднее — председателя Миссионерского совета. Был награжден Синодом бриллиантовым крестом.
1917-1918 - был участником Всероссийского Священного Собора в Москве, где с помощью жребия, вытянутого старцем Свято-Смоленской Зосимовой пустыни Алексием Соловьевым, патриархом избрали Тихона Белавина.
В эти же годы рукоположен в сан архиепископа Владимирского и Шуйского, позже возведен в сан митрополита.
1921 - арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму. Весной выслан в Нижний Новгород, жил в Крестовоздвиженском монастыре, где совершал богослужения.
1922 — опубликовано «Воззвание», в котором о. Сергий, архиепископы Евдоким Мещерский и Серафим Мещеряков заявили о признании вновь организованного Высшего церковного управления (ВЦУ). ВЦУ было создано группой духовенства при поддержке ГПУ во время начавшейся кампании по изъятию церковных ценностей. Создание ВЦУ привело Русскую Православную церковь к новому расколу, называемому в современной литературе «обновленчеством».
1923 - на литургии в Донском монастыре принес публичное покаяние, отрекся от обновленчества. После покаяния был принят патриархом Тихоном.
Вторая половина 1920-х - назначен митрополитом Нижегородским.
Стал Местоблюстителем Патриаршего престола после ареста митрополита Петра Полянского.
Позднее о. Сергий повторно арестован. После освобождения вступил в управление Православной Российской церкви1 как заместитель Патриаршего Местоблюстителя.
1927 - издал «Декларацию», в которой, в частности, отмечалось: «Утверждение Советской власти многим представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забыли люди, что случайности для христианина нет и что в совершающемся у нас, как везде и всегда, действует та же десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели...».
В «Декларации» также подчеркивалась необходимость борьбы с «зарубежными врагами», чтобы «.показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством».
В среде Русской Православной церкви «Декларация» была принята неоднозначно. Некоторые священники в знак протеста возвращали ее экземпляры митрополиту Сергию, несмотря на то, что несогласие с «Декларацией» стало прямым поводом для арестов и ссылок духовенства.
Конец 1920-х - активно действует Союз воинствующих безбожников, призывавший к разрушению церквей и отказу от веры. Начались массовые аресты духовенства.
Начало 1930-х - против гонений на Русскую Православную церковь выступили Папа Римский Пий XI, архиепископ Кентерберийский Космо Ланг и другие.
Митрополит Сергий дал по этому поводу несколько интервью советской и иностранной прессе, подписанных им и членами Синода.
В одном из них, опубликованном в газете «Известия» от 16 февраля 1930 года, он, в частности, сказал: «.Гонения на религию в СССР никогда не было и нет. ... Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но производится это закрытие не по инициативе власти, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих. Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за разные противоправительственные деяния. К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата, и продолжают вести себя, как политические противники советского государства».
Из-за политики о. Сергия многие архиереи Патриаршей церкви отказались от подчинения ему как главе Русской Православной церкви. О. Сергий неоднократно обращался к несогласным, стремясь сохранить единство церкви.
1934 - митрополит Сергий удостоен титула «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский» с правом ношения двух панагий.
1936 - назначен Местоблюстителем патриаршего престола Православной Российской церкви.
1938 - после упразднения Комиссии по культовым вопросам при Президиуме ЦИК СССР церковь была полностью отделена от государства.
В это время о. Сергий в беседах с журналистами отрицал факты массового закрытия храмов и выступал против продолжающейся на Западе кампании в защиту гонимой Русской церкви.
1941 - сразу после начала Великой Отечественной войны митрополит призвал верующих к борьбе с фашистскими захватчиками, активному труду в тылу, добровольным пожертвованиям на нужды обороны страны. В ходе общецерковных сборов правительству было передано свыше трехсот миллионов рублей, большое количество драгоценностей. На эти средства, в частности, построены танковая колонна им. Дмитрия Донского, авиаэскадрилья им. Александра Невского.
1941-1942 - о. Сергий находился в эвакуации в Ульяновске.
1943 - вместе с митрополитами Алексием Симанским и Николаем Ярушевичем был принят И.В. Сталиным.
С этого времени стали открываться православные храмы в разных городах страны; из заключения и ссылок были освобождены многие епископы — сторонники митрополита Сергия, получившие назначения на епархиальные кафедры; демобилизовывались из действующей армии бывшие священнослужители.
Были также вновь открыты духовные академии и семинарии, церковь получила возможность издания религиозной литературы.
В этом же году в Москве, в новом здании Патриархии в Чистом переулке состоялся Собор епископов, который избрал митрополита Сергия Страгородского Патриархом Московским и всея Руси.
Вскоре состоялась интронизация в кафедральном Елоховском Богоявленском соборе.
1944, 15 мая - скончался в Москве. Похоронен в Николаевском приделе Патриаршего Богоявленского Елоховского собора.
- Название Русской Православной церкви до 1943 г
Холст, масло. 173 х 102,5. ГТГ
На портрете изображен Блаженный («Данило слепой», как называл его П.Д. Корин). По свидетельствам очевидцев, в частности монахини Игнатии Петровской, в 1920-е годы он служил певчим в Москве в храмах Сергия Радонежского и Высоко-Петровского монастыря, а также в церкви Рождества Богородицы в Путинках .
В воспоминаниях жены художника П.Т. Кориной сохранилось свидетельство о работе над портретом слепого: «Вид у него был неказистый. Голова большая и еще трясется во все стороны. Рот гнилой, точно пожар был во рту. Жил он у нас три дня. Павел Дмитриевич всегда старался работать молча... Тихо в комнате. Иногда лишь слышна реплика слепого: "А Вавилон-то шуми-и-т!" (на Арбате, около нашего дома, трамваи давали сильные, продолжительные звонки). "Как я устал, — говорил Паня [П.Д. Корин. — Прим. сост.] после сеанса, — сам скоро буду трясти головой, как Данило слепой"» . На эскизе «Реквиема» (1935—1959) Корин изобразил слепого Данилу в левой группе, между архимандритом Алексием (Сергеевым) и схимником Агафоном (Лебедевым).
- См.: Монашество последних времен. По воспоминаниям монахини Игнатии (Петровской). М., 1998. С. 136—137.
- Из воспоминаний П.Т. Кориной. — См.: П.Д. Корин. Письма из Италии. М., 1981. С. 43.