История русской живописи: актуальная версия
А. ВИНОГРАДОВ, В. ДУБОСАРСКИЙ. Цикл «Времена года русской живописи». 2007. ГТГ
Для зала спецпроектов, открытого в постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу, известные российские художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский создали свою версию истории русской живописи. На современной художественной сцене они - одни из немногих, кто соединяет в своем творчестве актуальную новизну выражения с традицией большеформатной, композиционно срежиссированной тематической картины.
Времена года русской живописи» — оригинальный авторский монтаж, построенный на смелой «игре в классиков», не лишенной иронии и вместе с тем искренней увлеченности. Масштабность замысла позволила смело соединять несовместимое в стремлении зримо представить связь времен и поколений, диалог эпох и индивидуальностей, не противостояние, но мирное соседство реалистического искусства с авангардом.
Зима. 2007. Холст, печать, акрил. 195 × 725
Единственным ограничением в работе над проектом стал отказ художников от использования в качестве «источника цитат» картин на религиозные темы. Именно поэтому во «Временах года русской живописи» нет прямых отсылок к творчеству Александра Иванова — одного из крупнейших мастеров национальной школы.
В соответствии с классической традицией цикл состоит из четырех равнозначных частей, каждая из которых соответствует определенному времени года. В основе всех композиций — компьютерный монтаж, перенесенный на холст печатным способом и прописанный затем акриловыми красками.
Весна. 2007. Холст, печать, акрил. 195 × 725
Дуэт современных российских художников создал в этой работе визуальное воплощение, «квинтэссенцию» понятия отечественной школы живописи, обратившись к знаковым полотнам из собрания Третьяковской галереи и дополнив их единичными цитатами из картин Русского музея. Конфликты и драматические события в истории, борьба течений в искусстве, столкновения индивидуальностей — все оказывается примиренным в парадоксальном соседстве хрестоматийных образов.
Подчеркнутая неожиданность сопоставлений провоцирует зрителя угадывать, откуда авторы позаимствовали тот или иной образ. В каждой части проекта раскрыта своя тема. В «Зиме» оживает мир русских былин, сказок, героических событий истории. За спиной Максима Горького стоит Александр Невский (оба — с полотен Павла Корина); перед ними — врубелевская Царевна Лебедь; на разных планах помещены васнецовские богатыри; из глубины шагает кустодиевский большевик; справа композицию замыкают Ворошилов и Сталин (фрагмент полотна Александра Герасимова в зеркальном отображении); в центре — автопортрет Виктора Попкова. «Весна» — царство женских и девичьих образов, созданных Аркадием Пластовым, Александром Дейнекой, Борисом Кустодиевым, Карлом Брюлловым, Николаем Чернышевым, Татьяной Яблонской. «Лето» предстает временем отдыха на природе, пеших и конных прогулок и вместе с тем связано с традиционным циклом сельских работ. В трактовке Виноградова и Дубосарского эти, казалось бы, простые сюжеты приобретают вид фантасмагорий: спутником брюлловской всадницы становится юноша на красном коне из известной картины Кузьмы Петрова-Водкина; намеченное ими движение продолжают философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков (цитата из полотна Михаила Нестерова в зеркальном отображении); картинное пространство «Сенокоса» Пластова замыкает вынесенная на первый план фигура крестьянки Казимира Малевича. В «Осени» за накрытым столом, заимствованным из картины Нико Пиросмани, расположились Пушкин, Петр I, маршал Жуков, девочка с персиками, Достоевский, всесоюзный староста Калинин, на первом плане — склонившийся над записями Ленин (цитаты из произведений Ореста Кипренского, Николая Ге, Павла Корина, Валентина Серова, Василия Перова, Василия Ефанова, Исаака Бродского).
Слева: Лето. 2007. Холст, печать, акрил. 195 × 725
Справа: Осень. 2007. Холст, печать, акрил. 195 × 725
Знакомые образы, вырванные из привычного контекста, создают новые смысловые и композиционные связи. Из сферы «высокого искусства» повествование перенесено в область обыденного: самые простые, а порой даже банальные обстоятельства заставляют этих персонажей оказаться рядом друг с другом.
Каждый живописный фрагмент, включенный авторами в «антологию» русского искусства, рождает цепочку ассоциаций, историй, связанных не только с личным опытом, но и с областью коллективного бессознательного. В этой многозначности восприятия кроется одна из причин притягательности подобной картинной формы для мастеров современного искусства.
Интересно, что идея настоящего проекта родилась благодаря инициативе администрации и научного коллектива Государственной Третьяковской галереи, обратившихся к Виноградову и Дубосарскому с предложением о сотрудничестве. Художники получили уникальную возможность детально ознакомиться с живописным собранием одного из крупнейших музеев страны — не только в экспозиции, но и в запасниках. Все этапы творческого процесса были сняты на видео, и фильм о создании проекта демонстрируется теперь рядом с завершенными полотнами.
Работа над «Временами года русской живописи» открыла новые творческие горизонты для самих авторов. Неслучайно последний проект, представленный ими на Венецианской биеннале, развивает ту же идею. Новый опыт взаимодействия с современным искусством приобрел и музей. Третьяковская галерея признательна Александру Виноградову и Владимиру Дубосарскому за поддержку творческих инициатив и передачу в дар музею всех четырех композиций цикла.
Сотрудничество современных художников с Третьяковской галереей продолжится в рамках программы, разработанной для зоны спецпроектов (зал 38) на Крымском Валу. В ближайшее время здесь будут показаны персональные проекты мастеров разных поколений и различной творческой направленности: Франциско Инфантэ, Гора Чахала, Максима Кантора и других авторов.