ЖАКОМО ДЕ ПАСС «Мои страсти»

Александр Рожин

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#2 2008 (19)

Первая выставка известного французского художника Жакомо де Пасса состоялась, когда автору исполнилось 18 лет. Успех пришел сразу. С 1960 года его работы экспонировались вместе с произведениями Сальвадора Дали, Марка Шагала, Хуана Миро, Пабло Пикассо. На счету маэстро - более 100 персональных выставок в самых престижных галереях и музеях мира. На выставке “Mes Passions” («Мои страсти») в «Выставочном зале в Толмачах» Третьяковской галереи демонстрировались живописные, графические и скульптурные работы художника, созданные им за последние 30 лет. Экспозиция была приурочена к 70-летию Жакомо де Пасса.

Игра страсти, импровизация и необузданная фантазия являются для французского художника неотъемлемой, органичной формой творческого самоутверждения в искусстве. В живописных, графических и скульптурных произведениях этого незаурядного мастера воплотились сложные противоречия, стихийное бунтарство и томленье духа, присущие его натуре. Для него формы и краски среды обитания превращаются в хронику чувственных желаний, романтических увлечений, реальных впечатлений и воображаемых экзерсисов. Неоднозначная множественность эмоционального восприятия сущего интуитивно предопределяет полифонию образной драматургии фактов и явлений бытия, неожиданное переплетение трагического и комического, гротескного и идиллического в творчестве Жакомо де Пасса. По метафорическому определению Жана Эрве Базена, художник превращает «сад своей души в лес символов», что придает его произведениям особую сакральность.

Судьба Жакомо де Пасса опосредованно связана с судьбами многих знаменитых представителей европейской культуры, исповедующих идеалы свободы духа, неприятия идеологических доктрин и лжеморали. В его творчестве отражены разные формы философского переосмысления (стилистической трансформации художественных традиций, перевоплощения автора из состояния демонического в идиллическое и наоборот). Причиной подобных метаморфоз являются безудержная игра воображения мастера и вольнодумство. Его искусство одновременно многолико и целостно, спонтанно и логично; в нем присутствует внутреннее единство, независимо от изобразительной системы пластических и колористических вариаций на заданные самому себе темы. Эволюция художественных взглядов Жакомо де Пасса сопряжена с развитием преобразующих тенденций в европейском искусстве XX века. Он испытал влияние различных их векторов — ар нуво, экспрессионизма, футуризма, сюрреализма и других направлений, определивших основы радикальных перемен в социуме культуры.

Гуманистическая природа творчества Жакомо де Пасса — в своеобразии его ощущения, понимания сиюминутного, мимолетного, бренного и вневременного, вечного, вселенского. Содержательный и эмоциональный спектры произведений мастера простираются от блаженства до протеста, от иронии до гротеска. Его темпераментная манера письма, лепки и рисования свидетельствует об импульсивности реакции на персонажей и ситуации, которые привлекают неординарностью, определенной событийностью внутренних связей причин и следствий. Вместе с тем композиционно-пространственные решения, пластические ракурсы, ритмические акценты и световые эффекты свидетельствуют о театрализации изобразительной стихии чувств, их срежиссированности, о продуманном усилении или ослаблении энергетических флюидов. Это динамично осознанное образное отражение увиденных либо рожденных богатой фантазией автора мотивов, сцен, сюжетов.

Произведения Жакомо де Пасса — плоды самоидентификации художника в безбрежном океане страстей человеческих, в калейдоскопе нравственных коллизий, страданий и утешений, тревог и надежд. Это театр одного актера, поскольку остальные, придуманные им персонажи — не кто иные, как он сам, примеряющий на себя чужие одежды и маски, пребывающий в различных ипостасях: падший и вознесшийся, грешный и кающийся, ликующий и страдающий. Конгломерат чувств и мыслей, из которых словно соткана канва творчества Жакомо де Пасса, рождает в воображении заинтересованного, чуткого зрителя различные поэтические, литературные и музыкальные реминисценции, неоднозначную череду ассоциаций с блеском и нищетой, иллюзиями и реальностью. Возможно, поэтому и «сознание каждого полотна Жакомо де Пасса, — по словам известного французского критика и теоретика искусства Андре Парино, — становится для него актом самоотречения, попыткой обуздания собственных страстей». Так или иначе особенности творческого мышления, оригинальность образной трактовки личных мотиваций, побуждающих художника к самопожертвованию во имя искусства, профессиональная культура мастера формируют в сознании каждого зрителя свое представление о той единственной и неповторимой роли, которую взял на себя человек из Грасса — идеалист и романтик, поэт и мыслитель.

В творчестве Жакомо де Пасс вдохновлялся ирреалистической лирикой Лотреамона, Гийома Аполлинера, Шарля Бодлера, Жака Превера, чарующим великолепием красок великих французских мастеров, создавших шедевры на все времена. Он унаследовал духовный опыт и своеобразие национальной культуры, привнес в нее свою музыкальную интонацию, колористическую и эмоциональную тональность.

Иллюстрации

Под масками. 1977
Под масками. 1977
Холст, масло. 100×73
Игра и подозрение. 1996
Игра и подозрение. 1996
Холст, масло. 47×37
Карточная ставка. 1996
Карточная ставка. 1996
Холст, масло. 47×37
Лошади победы I. 2007
Лошади победы I. 2007
Холст, масло. 116×81
Сопоставления. 2007
Сопоставления. 2007
Холст, масло. 100×100
Лошади победы III. 2007
Лошади победы III. 2007
Холст, масло. 116×81

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play