Увидеть мир преображенным. К 120-летию со дня рождения Ольги Розановой

Евгения Полатовская

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#2 2007 (15)

В завершение своего юбилея 29 марта 2007 года Третьяковская галерея открыла новое экспозиционное пространство, построенное на средства московского правительства, - Выставочный зал в Толмачах, расположенный по соседству с историческим зданием галереи. Первым проектом стала персональная выставка произведений одной из самых значительных фигур русского авангарда - Ольги Розановой (1886-1918), художницы, которая за свою короткую жизнь успела оставить яркий след в искусстве ХХ века. На выставке показано более 50 живописных и графических работ.

Во вступительном слове на вернисаже генеральный директор ГТГ В.А. Родионов выразил глубокую благодарность Правительству Москвы и лично Юрию Михайловичу Лужкову за помощь в создании Выставочного зала в Толмачах и высказал надежду, что он займет достойное место в ряду новых культурных центров столицы.

Основу экспозиции составляет малоизвестный не только широкой публике, но и специалистам художественный архив. Он был собран и сохранен братом Розановой Анатолием Владимировичем, долгое время находился в Германии и лишь недавно вернулся в Россию. Сейчас архив - в частном собрании. Он содержит множество самых разнообразных по времени создания, характеру и качеству произведений Розановой - от беглых набросков и юношеских акварелей до работ последних лет ее недолгой жизни.

Самые ранние из них - ученические копии рисунков, церковных фресок, «Зарисовки» и «Цветы» 1900-х годов. Несколько пейзажных этюдов, сделанных во Владимире, Меленках, в Крыму, обнаруживают стремительное движение от натурных впечатлений к их футуристическому переосмыслению. Живописный портрет брата (ок. 1912), написан в пору триумфальных показов Розановой на выставках петербургского общества художников «Союз молодежи». В экспозиции представлены листы из альбома «Война» (Пг., 1916). Автором текста был поэт и теоретик русского кубофутуризма, создатель «заумного» языка Алексей Крученых, с которым Ольгу Розанову связывали творческие и глубокие личные отношения. Это издание художница определяла как свое лучшее достижение в печатном творчестве. Наиболее интересную часть архива составляют эскизы супрематических композиций и супрематических орнаментов для тканей и предметов быта (лент, подушек, сумочек), выполненные для выставки декоративно-прикладного искусства артели «Вербовка» (декабрь 1917). В некоторых из них Розанова, продолжая поиски в области беспредметности, выходит за пределы супрематизма и разрабатывает идею светоносности цвета, называя это «преображением колорита», «цветописью».

Работы из архива дополнены несколькими произведениями из музеев, фонда «Старые годы» и частных коллекций. Это «Женский портрет» (1907) и пейзаж раннего периода из Третьяковской галереи, знаменитые «Автопортрет» (1911) и «Валет треф» (1916) из Ивановского художественного музея и др.

Ольга Розанова на пути к беспредметности прошла все этапы авангардного искусства и в каждом направлении оставила ощутимый след. Она неизменно находилась в эпицентре обновления искусства. В своей статье «Основы Нового Творчества и причины его непонимания» (1913) Розанова предвосхитила многое из того, о чем позднее писал К.С. Малевич в брошюре «От кубизма к футуризму и супрематизму» (1915).

Менее чем за десятилетний период активной художественной деятельности, с 1911 по 1918 год, она приняла участие в пятнадцати наиболее значительных выставках нового искусства, в их ряду - выставки Союза молодежи (1911-1914), «Трамвай В» (1915), последняя футуристическая выставка «0,10» (1915-1916), «Бубновый валет» (1916) и др. Ольга Розанова создала свой особый, созвучный поэзии стиль оформления футуристических книг, писала статьи и «заумные» стихи.

Розанова участвовала в создании художественного общества «Супремус» (1917), руководила учебной мастерской в первых Государственных Свободных художественных мастерских (бывш. Строгановское училище). Она способствовала возрождению традиционных народных промыслов и организации Свободных художественно-промышленных и ремесленных мастерских.

Во время работы над праздничным оформлением Москвы к 1-й годовщине Октября художница тяжело заболела и 7 ноября умерла. На ее похоронах, возглавляя траурную процессию, Малевич нес черное знамя с белым квадратом.

К.С. Малевич чрезвычайно ценил Ольгу Розанову как самую талантливую супрематистку, А.М. Родченко считал ее «первым Мастером супрематической живописи», «революционером искусства», А.Е. Крученых называл «первой художницей Петрограда», В.В.Маяковский посвятил ей цикл стихов.

Экспозиция произведений, документов творчества Ольги Розановой, открытая до 21 мая, - значительное событие культурной жизни столицы.

Выставка подготовлена Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Государственной Третьяковской галереей и Региональным общественным фондом «Старые годы».

 

Редакция благодарит за организацию материала отдел по связям с общественностью ГТГ

Иллюстрации

Эскиз композиции. Ок. 1914
Эскиз композиции. Ок. 1914
Бумага, гуашь, карандаш. 50,7×68,5. Собрание К.И. Григоришина
Порmреm А.В. Розанова. Ок. 1912
Порmреm А.В. Розанова. Ок. 1912
Холст, масло. 60×44,5. Собрание К.И. Григоришина
Фуmурисmический пейзаж. 1913
Фуmурисmический пейзаж. 1913
Бумага, тушь. 18,5×17,5. Собрание К.И. Григоришина
Эскиз декораmивной полосы. 1917
Эскиз декораmивной полосы. 1917
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска. 18,4×36,5. Частное собрание
Эскиз супремаmического орнаменmа для mкани. 1917–1918
Эскиз супремаmического орнаменmа для mкани. 1917–1918
Бумага, гуашь, карандаш. 13,2×21. Собрание К.И. Григоришина
Коллаж. 1917–1918
Коллаж. 1917–1918
Бумага, цветные наклейки, тушь. 40,7×29,7. Собрание В.А. Шпенглера
Синий веер. 1915
Синий веер. 1915
Холст, масло, коллаж. 56×28,5. Собрание В.А. Шпенглера
Эскиз дамской сумочки. 1917
Эскиз дамской сумочки. 1917
Бумага, акварель, тушь, карандаш. 19,2×13,3. Собрание К.И. Григоришина

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play