СОЦ-АРТ. Политическое искусство в России

Андрей Ерофеев

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#2 2007 (15)

Со 2 марта по 1 апреля этого года состоялась 2-я Московская биеннале современного искусства. В ее рамках Третьяковская галерея провела очередную - после «Абстракции» и «Русского поп-арта» - выставку из долговременного цикла «Русское искусство по направлениям». В пяти залах общей площадью около 2000 кв. метров на третьем этаже здания музея на Крымском Валу была развернута историко-типологическая, ретроспективная экспозиция самого известного за пределами нашей страны направления отечественного искусства второй половины ХХ столетия. Помимо произведений российских художников здесь можно было увидеть и работы их китайских коллег, на творчество которых соц-арт оказал большое влияние.

В отличие от поп-арта - явления интернационального, проявившего себя в полной мере не только в американской и западноевропейской культурах, но и на другом полушарии, в корейском и японском искусстве, стиль соц-арт обычно считается советским продуктом. В большинстве энциклопедий по современной художественной культуре термин «соц-арт» жестко локализован рамками московского неофициального искусства 1970-1980-х годов.

На рубеже этого времени соц-арт пересек границы СССР Благодаря усилиям эмигрировавших мастеров этого направления, публикациям и выставкам, соц-арт в международном масштабе обрел статус фирменного стиля советского нонконформизма. Между тем в самом СССР по мере углубления горбачевских реформ соц-арт легализуется, входит в моду, превращается в эстетический бренд перестройки. Он прогрессивно теряет черты андерграундной культуры, разрастается в размерах, монументализируется, орнаментализируется. Его исходные приемы и художественные образы, созданные в узком интеллектуальном кругу мастеров, претерпевая многократные повторы, стилизации и отражения на различных этажах культуры, опускаются в дизайн, в архитектуру, в массмедиа и далее на низовой, анонимно-фольклорный, уличный уровень художественного творчества. Соц-арт в конце 1980-х годов называли мейнстримом времени перемен, искусством периода крушения коммунистической формации, стилем эпохи «выцветающих флажков». В этом качестве соц-арт шагает в Европу, где в странах распадающегося соцлагеря обретает своих первых иностранных адептов - Е.Трушковского в Польше, В. Флатца - в Германии. Однако громче всего соц-арт прозвучал на Востоке, где он оказал решающее влияние в становлении нового искусства Китая 1990-х годов.

Близость нового китайского искусства советскому соц-арту объясняется типологическими совпадениями - сходные режимы в аналогичных исторических обстоятельствах порождают похожее искусство. И все же в ее основе лежит знание созданных на 20 лет раньше образцов российского стиля. Можно сказать, что китайский вариант соц-арта столь же близок советскому, как российская версия поп-арта - американской.

Отцы-основатели стиля В. Комар и А. Меламид неоднократно объявляли соц-арт советским аналогом американского поп-арта. Оба движения построены на активном взаимодействии с контекстами массовой культуры, которая в США упакована в консьюмеристские соблазны, а в России - в идеологические принуждения. Красивое сравнение, но оно не учитывает, однако, разницы этих взаимодействий. В поп-арте художник обожает рекламные образы, бережно переносит их с забора в пространство высокой культуры, слегка корректируя форму и меняя смысловое наполнение. В соц-арте же игра с идеологическим блоком построена на его решительном, последовательном и наглядном разрушении. Поп-арт сохраняет для вечности сиюминутные имиджи; соц-арт демонстрирует шаткость и распад возведенных на века идеологических конструкций. В этом заключается разница между соглашательским, «конъюнктурным» творчеством и протестным политическим искусством. И тот и другой тип искусства наблюдается в России, США и других странах до сих пор. Знаменитый американец Ханс Хааке, испанец Антонио Мунтадас, француз Оливье Бланкар демонстрируют яркие образцы иностранного соц-арта вне какой-либо связи с советскими идеологическими реалиями. Их объединяет не политический контекст, с которым они сражаются, а тип художественной реакции - беспрограммное, адогматическое и внеутопическое высказывание.

Мировоззренческая основа соц-арта - нигилистический релятивизм. Соц-арт отвергает веру во все, чего бы это ни касалось. Он стремится разрушить все культы, которые генерируются самой личностью либо предлагаются человеку извне - политической, экономической, духовной и прочей властью; соц-арт не терпит ничего, что навязывает индивидууму неравноправное общение, опускает человека на колени и принуждает к некритичному подчинению; соц-арт направлен против любого безапелляционного, безусловного явления. Для борьбы с культами соц-арт использует смех, лицедейство, травестию и мистификацию, адекватно и весело выражающие философию «беспочвенности» и изменчивости.

Культы персонифицированы в фигуры «начальников», политических вождей, их оппонентов-диссидентов, духовных лидеров, выдающихся деятелей культуры и т.п. Зачастую эти персонажи (а среди них оказываются не только большевистские вожди, но и Христос, Пушкин, Чайковский, Репин, Солженицын) предстают в гротескных и смешных ситуациях. Тем не менее было бы ошибочно считать соц-арт искусством политической карикатуры. Он не создает шаржи, не стремится коверкать внешние черты того или иного политического деятеля. Он вообще не изображает «натуру». Возникнув «на плечах» у стиля поп-арт и наследуя во многом его видение мира, соц-арт реагирует не на действительность как таковую, а лишь на ее «картинку», на иллюстрирование реальности каким-либо визуальным языком. Для соц-арта, говоря словами Ж. Деррида, «внетекстовой реальности вообще не существует». Поэтому его главный противник - стилистически совершенный текст, чья репрессивная функция вуалируется кружевами риторики.

Критики соц-арта нередко называли его антиискусством. Не без основания, ибо соц-арт не только дистанцируется от художественно совершенного «текста», но и последовательно разрушает его при любой встрече. По-видимому, борьба с искусством объясняется тем, что именно искусство оказывается наиболее эффективным распространителем и насаждателем культов.

Леонид СОКОВ. Серп и молоm. 1990
Леонид СОКОВ. Серп и молоm. 1990
Кинетический объект. Дерево, металл, бронзовая краска, веревка, резинка, петли. 18,5х15x6,5. ГТГ

Глянцевая поверхность риторических фигур стиля взламывается целым набором специальных средств-отмычек. Во-первых, это столкновение разных форм описания мира в пределах одного произведения или художественного образа, как, например, в портрете Карла Маркса, выполненном Комаром и Меламидом в кубистской и соцреалистической манерах одновременно. Во-вторых, это намеренный конфликт сюжета и языка описания, когда бытовая стилистика (например, стиль резной народной богородской игрушки) применяется для создания парадных портретов советских лидеров. Хрущев в виде огромной куклы «ванька-встанька», Андропов с медленно вращающимися ушами-локаторами - забавные и нелепые герои-идолы, созданные Леонидом Соковым, смотрятся откровенной издевкой над их грозными прообразами.

Соц-арт далек от эстетизации своего собственного дискурса. Напротив, его специфический изобразительный канон построен на автопародировании и самоопровержении. Художники соц-арта программно отказались от собственной цельной пластической системы, заменив ее концепциями «плохой вещи», разорванной формы и практикой апроприации. Эстетика «плохой вещи», которая со времен дадаизма первый раз вновь появилась в русском искусстве, отодвинув профессиональный перфекционизм, должна была служить указанием на разомкнутость, «дырявость» соц-артистского проекта. Художник не замыкается в собственном сочинении, а через него демонстрирует иные, чужие, внешние тексты, комбинаторной игрой с которыми и занимается. Художественный образ соц-артистского произведения возникает не в процессе изготовления вещи, а из эфемерного, умозрительного сопоставления контекстов, которое автор набросочно и очень приблизительно, «на коленке», иллюстрирует своим произведением. Часто рисунок заменяется коллажем, как в «Поцелуе» Вагрича Бахчаняна, а если он и существует, как в похожей работе Дмитрия Врубеля, то намеренно нейтрализован и очищен от артистизма.

Пластическая инертность соц-артистских работ компенсируется чрезвычайной активностью автора, который в первый раз со времен уличных акций русских футуристов шагнул из закартинного пространства в социальную реальность. Весь соц-арт имеет перформансную основу, его произведения являются документами или продуктами перформансной деятельности. Художник-соцартист выступает в произведениях не от своего имени, а вещает голосом некоего «лирического героя», в маске которого он появляется и на перформансах. Собирательный образ этого персонажа можно выразить понятием «плут», то есть озорной обманщик и шарлатан, человек с двойным дном, использующий в своей деятельности стратегию игры, симуляции, подмены и ускользания. Образ плута устойчиво воспроизводился несколькими поколениями соцартистов и дожил до наших дней (постановочные фотографии Авдея Тер-Оганьяна и группы «Синие носы»), поскольку эта мифологическая фигура духовно близка идеологии стиля. Согласно К. Юнгу, плут является воплощением юного героя-тираноборца, противостоящего власти не силой, но хитростью.

Политическая фронда соц-арта базируется не только на пародировании культовых текстов и их персонификаций, но и на особом типе поведения, которое вне зависимости от фабулы является возмутительным в социуме с регламентированными формами общения. Это поведение, определяемое словом «пересмешничество», считается программным для адептов стиля, ибо представляет собой своеобразную панацею и терапию от тоталитарных общественных отношений. Пересмешничество не только осваивается и обыгрывается самим автором. Оно предлагается, даже, можно сказать, навязывается зрителю в виде неизбежного импульса смеха, которым зритель волей-неволей реагирует на глуповато-пародийные или абсурдные образы в произведениях соц-арта.

Игровые перформансные практики, часто граничащие с нелепыми выходками, авторепрезентации авторов в виде кривляк и безумцев любопытно сочетаются в соц-арте с углубленной ученостью и использованием в работе актуального научного и философского знания. Речь идет, прежде всего, о структурализме, который во второй половине 1960-х - начале 1970-х годов предложил новое видение индивидуального творчества, развития стилей и целых культур. Обращение к структурализму было подготовлено хорошим знанием работ русских формалистов и М. Бахтина. Художники соц-арта ощутили себя в роли исследователей-культурологов и, вооружившись идеями К. Леви-Стросса и Р. Барта, выработали целостное прочтение российской истории искусства ХХ столетия и вообще советской культуры в виде триады «авангард - соцреализм - концептуализм», которая до сегодняшнего дня определяет историко-художественные и экспозиционные концепции отечественных историков искусства.

Всего на выставке было представлено 280 произведений 70 художников из собрания ГТГ и из частных коллекций В. Антоничука, В. Семенихина, А. Смузикова, А. Пикколи, М. Гельмана, Е. Селиной, В. Овчаренко.

 

Спонсоры проекта - Фонд «Новый» и компания «Бритиш Американ Тобакко». Огромную помощь в печати и реставрации старых фотографий ГТГ получила от компании "Prolab".

Авторский коллектив выставки - Андрей Ерофеев (руководитель проекта), Юлия Аксенова, Анна Дикович, Сергей Епихин, Елена Зайцева, Александра Криксунова, Юлия Лидерман, Кирилл Светляков, Наталья Сидорова, Евгений Арсеньев.

Раздел выставки китайского искусства был спонсирован фирмой «Газпром» и общественной организацией "Xin Dong Cheng Space for Contemporary Art". Автор экспозиции - Ксин Донг Ченг.

Иллюстрации

Вагрич БАХЧАНЯН. Лолиmа. Проект обложки для книги. 1975–1978
Вагрич БАХЧАНЯН. Лолиmа. Проект обложки для книги. 1975–1978
Бумага, аппликация. 20×12,5 (каждая). ГТГ
Александр КОСОЛАПОВ. Свяmой Себасmьян. 1980 (печать 2007)
Александр КОСОЛАПОВ. Свяmой Себасmьян. 1980 (печать 2007)
Oргалит, черно-белая фотография. 118×86. ГТГ
Вячеслав СЫСОЕВ. Ораmор
Вячеслав СЫСОЕВ. Ораmор
Бумага, тушь. 40x30. Частное собрание
Ростислав ЛЕБЕДЕВ. Праздничный коллаж. 1974
Ростислав ЛЕБЕДЕВ. Праздничный коллаж. 1974
Бумага, коллаж. 70×96,5. Общество коллекционеров современного искусства, Москва
Александр КОСОЛАПОВ. Сын и кроманьонец. 1-я часть триптиха «Оmцы и сын». 1978 (печать 2007)
Александр КОСОЛАПОВ. Сын и кроманьонец. 1-я часть триптиха «Оmцы и сын». 1978 (печать 2007)
Бумага, цветная. фотопечать. 91х76,5. ГТГ
Леонид СОКОВ. Проекm очков для каждого совеmского человека. 1975 (авторское повторение 2006)
Леонид СОКОВ. Проекm очков для каждого совеmского человека. 1975 (авторское повторение 2006)
Дерево, масло. 36×100×96. Частное собрание
Группа «ГНЕЗДО». Мы качаем красный насос! 1975
Группа «ГНЕЗДО». Мы качаем красный насос! 1975
Оргалит, масло, 2 насоса. 175×120. Фонд «Новый», Москва
Виталий КОМАР, Александр МЕЛАМИД. Первая беспошлинная mорговля между США и СССР: Продажа душ. 1978
Виталий КОМАР, Александр МЕЛАМИД. Первая беспошлинная mорговля между США и СССР: Продажа душ. 1978
Черно-белая фотография. 15,5×23,5. ГТГ
Борис ОРЛОВ. Панmокраmор. «Сmояmь смирно». 1990
Борис ОРЛОВ. Панmокраmор. «Сmояmь смирно». 1990
Инсталляция. Дерево, фанера, эмаль, масло, ПВА, серебряная краска. 400×300×325. ГТГ
Вагрич БАХЧАНЯН. Ленин в гербе
Вагрич БАХЧАНЯН. Ленин в гербе
Коллаж. 25,5×23. Общество коллекционеров современного искусства, Москва
Михаил ГРОБМАН. Совеmской аmомной бомбе СЛАВА! 1982
Михаил ГРОБМАН. Совеmской аmомной бомбе СЛАВА! 1982
Бумага, полиграфический оттиск, тушь. 41×70. Общество коллекционеров современного искусства, Москва
Борис ОРЛОВ. Национальный mоmем. А.С. Пушкин в маршальском мундире. 1982
Борис ОРЛОВ. Национальный mоmем. А.С. Пушкин в маршальском мундире. 1982
Фотобумага, ч/б фотопечать, эмаль. ГТГ
Эдуард ГОРОХОВСКИЙ. Праздничная мозаика «Сmалин-Брежнев». Диптих. 1988–1989
Эдуард ГОРОХОВСКИЙ. Праздничная мозаика «Сmалин-Брежнев». Диптих. 1988–1989
Холст, масло. 150×130 (каждая). Фонд «Новый», Москва
Владимир ДУБОСАРСКИЙ. Горький и девушка. Начало 1990-х
Владимир ДУБОСАРСКИЙ. Горький и девушка. Начало 1990-х
Найденная скульптура. 57×20×36; 57×32×31. Общество коллекционеров современного искусства, Москва
Виктор СКЕРСИС. Пионерки. 1972
Виктор СКЕРСИС. Пионерки. 1972
Холст, масло, бронзовая краска. 80×70,5. Коллекция Юрия Альберта
Гриша БРУСКИН. «П». Азбучные исmины. 1998
Гриша БРУСКИН. «П». Азбучные исmины. 1998
Комплект из 34 тарелок. Ø 23,5. Собственность автора

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play