«Наше общее желание - все сохранить <...>»[1]: история создания мемориального музея Виктора Васнецова
Сегодня дом Виктора Михайловича Васнецова является мемориальным музеем, научным отделом Государственной Третьяковской галереи. История его создания охватывает период от начала строительства дома в 1894 году до открытия в нем музея в 1953-м. По сей день дом сохраняет свой неповторимый облик, передавая атмосферу одного из уникальных уголков старой Москвы, а история возникновения музея переплетена с судьбами его создателей - жены и детей художника.
Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ Автопортрет. 1913.
Холст, масло. 50,3 х 34,3
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
В 1894 году Виктор Михайлович Васнецов, выбрав тихий район Мещанских улиц, построил по собственному проекту двухэтажный дом в Новопроектированном переулке (с 1954 - переулок Васнецова). На фоне типовых построек он выделялся необычной архитектурой и затейливым декором. Возвышающаяся над входом бревенчатая надстройка с крышей-бочкой, выкрашенной в «шашку» ярким красно-зеленым цветом, придавала всему зданию образ древнего русского терема. На фоне белой глади оштукатуренной стены главного фасада празднично поблескивали разноцветные поливные изразцы с цветочным орнаментом. Впечатление сказочности придавали дому «теремные окошки» с наличниками-кокошниками и нарядное крыльцо.
Дом-музей и дом №10 в переулке Васнецова в Москве Весна 1972 года.
Фотография. © Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Дом был выше остальных всего примерно на 2 аршина (в 1 аршине - 0,71 м), но с этой разницей связана интересная история. Оказалось, что общая высота дома в 14 аршин превышает по нормам Строительного устава допустимую для деревянных жилых двухэтажных зданий высоту в 12 аршин. После безуспешной переписки с Московской городской управой художник обратился с письмом к московскому генерал-губернатору великому князю Сергею Александровичу с просьбой разрешить ему построить дом необходимой высоты, объясняя превышение нормы устройством художественной мастерской с хорошим освещением. В виде исключения необходимое разрешение было получено почти сразу. А на следующий год, после завершения строительства, великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной и братом великим князем Павлом Александровичем посетили художника в его новом доме. «“Высочайшие” расхвалили дом, были милы с хозяевами. При отъезде на улице собралась масса народа, дружно кричали “ура”. Все честь честью»[2].
Здесь Виктор Михайлович жил со своей семьей: женой Александрой Владимировной[3], дочерью Татьяной[4] и сыновьями – Борисом[5], Алексеем[6], Михаилом[7] и Владимиром[8]. Атмосфера старинной Москвы, так необходимая художнику, радовала и помогала работать. «Живем мы теперь в новой избе, которую выстроили в мое отсутствие, покуда я был в Киеве, - каковы москвичи!»[9] Первый этаж дома занимали жилые комнаты, на втором располагалась мастерская с удобным освещением.
В этом доме бывали известные деятели русской культуры. В музее хранятся визитные карточки знакомых мастера: художников С.Ю. Жуковского, И.И. Левитана, К.Е. Маковского, В.М. Максимова, И.С. Остроухова, И.Е. Репина, В.А. Серова, Н.К. Рериха, искусствоведа Н.П. Ге, архитекторов А.А. Парланда, А.В. Щусева, В.А. Покровского, профессора и историка искусства А.В. Прахова, писателя-публициста И.Л. Щеглова (Леонтьева), профессора Московского университета И.В. Цветаева, директора Московского синодального хора, профессора Московской консерватории С.В. Смоленского и многих других. Многие стремились посетить его мастерскую... Сохранилось эмоциональное письмо студентов Московского университета Бориса Бугаева (Андрея Белого)[10] и Василия Владимирова[11] с просьбой пустить их «ненадолго»[12] в мастерскую: «...Каждое Ваше произведение, помимо высочайшего художественного наслаждения, есть шаг вперед в нашем духовном развитии; не видеть того или иного из Ваших произведений, и не имея на то хоть отдаленную возможность, нам кажется непростительным грехом»[13]. «Хоть на минуточку»[14] просил принять его путешествовавший по России немецкий поэт Р.М. Рильке. На всю жизнь запомнила посещение дома художника дочь директора Исторического музея Н.С. Щербатова Мария Николаевна[15], когда Виктор Михайлович пригласил ее «смотреть старинные иконы, которые у него были страсть замечательны, и сам он рядом с ними со свечкой в руке был необыкновенным»[16].
Художник прожил в этом доме 32 года. Мастерская стала для него местом творческого уединения и плодотворной работы.
Здесь написаны или закончены многие полотна: «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), «Богатыри» (1881-1898, все - ГТГ), «Баян» (1910, ГРМ). Высота потолков позволяла мастеру работать над большими религиозными композициями для Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном, храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге и собора Святого Александра Невского в Варшаве. Последние десятилетия он писал здесь картины из цикла «Поэма семи сказок» (1901-1926).
Идея создания мемориального музея возникла у наследников сразу после кончины мастера 23 июля 1926 года. На следующий день после похорон Алексей Викторович писал брату Михаилу, который в то время жил в Праге и не смог приехать проститься с отцом: «.Дом наш опустел, точно душа отлетела из него; все тут было “его”, носило его отпечаток - страшно коснуться чего-либо, изменить что-либо. Наше общее желание - все сохранить как было, устроить что-то вроде дома-музея»[17]. В тот же день с ходатайством «о сохранении мастерской и квартиры Васнецова и о создании музея его имени»[18] обратились в «Красную газету» члены общества «Старая Москва» и ряд художников - друзей В.М. Васнецова.
Первое знакомство широкого круга зрителей с домом художника и произведениями, оставшимися в нем, состоялось на открытии «Посмертной выставки картин и рисунков В.М. Васнецова» 13 марта 1927 года. По всей Москве были расклеены афиши выставки. Более пятисот человек пришло на ее торжественное открытие. Выставка пользовалась большой популярностью, в первые три недели ее посетили до 3500 человек. За это время продали весь тираж каталогов в 1100 экземпляров.
Экспонаты разместили в классной, гостиной и мастерской. В остальных комнатах продолжали жить родственники. Непосредственное участие в создании выставки приняли брат художника Аполлинарий Михайлович Васнецов, Александра Владимировна, дети - Татьяна Викторовна и Алексей Викторович Васнецовы, жена Алексея Викторовича, Зинаида Константиновна Васнецова-Соколова; художники Михаил Васильевич Нестеров и Павел Дмитриевич Корин, а также ученый секретарь Третьяковской галереи Николай Сергеевич Моргунов. В экспозиции были представлены жанровые работы (рисунки и эскизы), портреты, пейзажи, архитектурные рисунки, религиозные композиции (всего 212 произведений). М.В. Нестеров, участвовавший в разработке концепции выставки, восхищался жанровыми произведениями Васнецова: «...Это будет открытие для всех привыкших считать его [В.М. - А. Д.] религиозным и сказочным историческим художником»[19]. Зрители впервые увидели картины цикла «Поэма семи сказок» (за исключением «Сивки-Бурки» и «Ковра-самолета», их решили не выставлять, так как родные считали их не оконченными). Посетители оставляли восторженные отзывы о выставке, один из них оказался опубликованным в ленинградской «Красной газете» под названием «В сказочном домике»: «Образы древних русских сказок глядят с громадных васнецовских полотен на изумленных зрителей. <...> .Несомненный «гвоздь» новоявленного васнецовского сказочного цикла - это “Сказка о спящей царевне”. <...> В этой картине - удивительная интимность, такое добродушие сказочника-дедушки... <...> И хочется сесть в уголке на резную деревянную скамеечку и сидеть, сидеть молча, долго, и любоваться спящей лисичкой, древней старушкой-няней и тюльпанами, выросшими из дубового пола теремка.
А когда по винтовой деревянной лестнице спустишься вниз, то глядя на картины-эскизы “Апокалипсиса” <...> даже как-то не верится, что это рисовал тот же сказочник-дед, который только что убаюкал вас в светелке-мастерской милой сказкой!»[20].
Обещанная Главнаукой небольшая помощь на создание выставки так и не поступила, и средства одолжили у частных лиц. Государственная Третьяковская галерея официально оказывала научную поддержку, ее имя на афишах позволяло семье не платить налог за организацию частного мероприятия в своем доме. Обслуживание выставки осуществлялось членами семьи художника, они работали с 11-00 до 17-00 с одним выходным в понедельник. Заведующим был назначен Алексей Викторович Васнецов, помимо работы в залах в свое ведение он взял организацию технического обслуживания дома. Татьяна Викторовна принимала посетителей в мастерской, Зинаида Константиновна продавала билеты, каталоги выставки, фотографии и фототипии с работ Виктора Михайловича Васнецова. Александра Владимировна находилась в комнатах нижнего этажа и поила чаем гостей выставки. По выходным, когда было особенно много посетителей, приходил помогать Владимир Викторович со своими студентами и тринадцатилетним сыном Юрием.
В музее хранится «Книга для записи экскурсий и посетителей», в которой отмечено, что выставку посещали учащиеся школ и студен ты высших учебных заведений (особенно студенты ВХУТЕМАСа), слушатели образовательных курсов, руководители и сотрудники различных музеев, члены общества «Старая Москва». Зарегистрированы визиты скульптора Н.В. Крандиевской, архитектора А.В. Щусева, художников М.В. Нестерова и П.Д. Корина, искусствоведа Н.А. Прахова, народного комиссара просвещения А.В. Луначарского. Часто приходили друзья Васнецовых со своими семьями, 2 мая 1927 года на выставке побывали сотрудники музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке - Морис и Зина Лихтман.
В 1933 году скончалась вдова художника Александра Владимировна, его верная спутница на протяжении почти полувека, и выставка закрылась. Просуществовав в общей сложности около шести лет, она стала важной вехой в истории создания музея. Родные в увековечивании памяти отца и сохранении его наследия нашли утешение и обрели смысл жизни. По свидетельству Татьяны Викторовны, мастерская оставалась выставочным залом, посетители проходили по каменной лестнице прямо наверх. На первом этаже по-прежнему жили дети художника, родственники, знакомые семьи. Здесь поддерживалась установившаяся при Викторе Михайловиче духовно наполненная атмосфера. В стране рушились старые устои. Храмы вокруг были закрыты, и в доме тайно совершались богослужения, таинства венчания и крещения[21].
Большим испытанием для семьи и для музея (дом художника тогда уже иначе не называли) стали годы Великой Отечественной войны. В доме тогда было многолюдно. В маленькой комнате Александры Владимировны проживала Татьяна Викторовна, в светелке Виктора Михайловича поселились Алексей Викторович с женой Зинаидой Константиновной и тещей Зинаидой Сергеевной. После возвращения из заключения с 1929 года в комнате Татьяны Викторовны проживала Александра Саввишна Мамонтова с внуками Веры Саввишны - Сережей и Ваней Чернышевыми. Классную, детскую и часть столовой занимала племянница художника Людмила Аркадьевна Васнецова с мужем Михаилом Васильевичем Воиновым, матерью Ольгой Андреевной и родителями и сестрой мужа - Татьяной Александровной, Василием Михайловичем, Ольгой Васильевной. С ними некоторое время проживала вернувшаяся с матерью из эвакуации внучатая племянница художника Ольга Алексеевна Васнецова.
Родными предпринималось все возможное для сохранения здания и находившихся в нем произведений. Большие картины были сняты со стен и свернуты в рулоны, остальные работы упакованы по ящикам. По ночам, опасаясь возгорания, по очереди дежурили на улице. Проживающие в доме поддерживали друг друга как могли. Большинство из них в силу возраста были иждивенцами и получали очень скудные пайки. Те, кто мог устроиться на работу, служили в нескольких местах по совместительству, давали уроки на дому за еду и дрова, помогая остальным. С трудом сводя концы с концами, каждый старался оказать посильную помощь для сохранения дома и картин. Михаил Воинов вспоминал: «...И мне пришлось, хоть мало-мало, послужить картинам Виктора Михайловича, ползая по полу в мастерской при их свертывании и проч., а также бодрствованием почти еженощным: я заходил тогда тихонько в переднюю, к рулонам, пересчитывал их на случай пожара. И снова сидел у ворот или стоял на террасе»[22].
Дом за годы войны не пострадал, но сильно обветшал, требовался капитальный ремонт, не сохранились забор и терраса. О том, что семья благополучно пережила трудные годы, Татьяна Викторовна рассказала в письме брату Михаилу Викторовичу в 1946 году, когда наладилась связь с Прагой: «Мы живем там же и жили там все время войны, были и тяжелые и трудные дни. Теперь, конечно, легче. Живем вместе Алеша, Зина и я. Все постарели и ослабли. <...> С приближением к концу жизни и после всего пережитого за эти годы я все больше и больше утверждаюсь в вере в Бога и его святом промысле. Увидимся или нет в этой жизни, но душа твоей сестры с тобой»[23].
В 1948 году отмечалось столетие со дня рождения В.М. Васнецова и наследники приняли окончательное решение о создании в доме мемориального музея. В 1951 году в собственность государству Т.В., А.В.[24], В.В. Васнецовы и З.К. Васнецова-Соколова передали земельный участок, дом, а также картины, рисунки и произведения декоративно-прикладного искусства, которые сегодня составляют основную часть экспозиции. В музей был набран штат сотрудников, включающий директора, главного хранителя, научного сотрудника, завхоза, технических работников, сторожа и дворника. По решению Комитета по делам искусств СССР первым директором музея назначили племянника художника, Дмитрия Аркадьевича Васнецова[25], который, несмотря на занимаемую им должность директора одной из ведущих музыкальных школ Москвы, согласился работать по совместительству. Родные были рады, что директором стал «не чужой»[26] и дальнейшая судьба дома находится в надежных руках. Дом тогда имел удручающее состояние: «разбитые» стены мастерской, ржавеющая кровля, местами сгнившие стены и перекрытия. Под руководством Дмитрия Аркадьевича был проведен серьезный капитальный ремонт дома, отреставрированы картины и предметы интерьера, большие картины в мастерской снова натянули на подрамники, для них заказали рамы. В те годы все было в дефиците. Выделяемые государством средства на нужды музея не означали гарантии приобретения необходимого. Открытие музея несколько раз переносилось из- за срыва сроков ремонта. Однако невероятные дипломатические усилия Дмитрия Аркадьевича помогли осуществить желаемое.
25 августа 1953 года музей открыли для посетителей. Дмитрий Аркадьевич оставался его директором до 1957 года. Главным хранителем была назначена вдова Алексея Викторовича Зинаида Константиновна Васнецова-Соколова. Татьяна Викторовна проживала в доме, но не занимала никакой должности. В то время она словно воспряла духом и принимала посильное участие в хлопотах, связанных с ремонтом; сотрудничала с Третьяковской галереей, занимаясь поиском работ отца (особенно ее беспокоила судьба портрета Е.А. Праховой[27]); готовила новых экскурсоводов, обращалась к коллекционерам с просьбой передать в музей произведения В.М. Васнецова. Кроме того, ее привлекали к разработке концепции музея и созданию первой экспозиции музея. Тогда для осмотра на первом этаже открыли три комнаты - столовую, гостиную и детскую. В мастерскую можно было подняться по винтовой лестнице.
Татьяна Викторовна прожила в этом доме до своей кончины в 1961 году, передав в музей оставшиеся в ее собственности коллекции. В 1959 году она составила завещание, а в 1961-м за несколько месяцев до кончины подписала дарственную, по этим документам в музей переходили хранившиеся в ее комнате произведения отца, библиотека, семейные фотографии и архив, а также ее личные вещи.
Со смертью Татьяны Викторовны прямых наследников Виктора Михайловича в Москве не осталось. Однако все это время вдали от родины проживал сын художника Михаил Викторович Васнецов, и его судьба также оказалась связанной с историей создания музея. Он покинул Россию в 1920 году, жил в Праге, там в 1933-м принял сан священника и был настоятелем храма Святителя Николая. Семейная трагедия, связанная с его эмиграцией, благодаря сохранившейся переписке обернулась возможностью достаточно подробно познакомиться с жизнью семьи с момента смерти Виктора Михайловича и до дня открытия музея.
В СССР Михаил Викторович смог приехать в 1957 году, увиделся с сестрой и побывал в отчем доме. С Татьяной Викторовной он переписывался до самой ее кончины, а затем с сотрудниками музея. «...Я очень прошу, не может ли кто-нибудь согласиться писать мне, хотя бы раз в месяц, а то и реже. О положении музея, его посещаемости, происходящих в нем перестановках, изменениях и вообще о жизни музея.
Я остался один, и мне очень тяжело ничего не знать о том, что связывает меня с прошлым»[28]. Эта переписка велась до 1972 года[29].
Музей Виктора Васнецова. Интерьер гостиной. 2023
Фото: Иван Новиков-Двинский © Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Музей, созданный наследниками художника, за годы своей работы находился в разных статусах и подчинениях. Первые десять лет он был самостоятельной организацией при Министерстве культуры СССР. В 1963 году в связи с работой министерства по упорядочению музейной сети дом на правах филиала присоединили к Музею истории и реконструкции города Москвы. Уже в 1964 году министром культуры Е.А. Фурцевой[30] это решение было признано ошибочным, однако только в 1986-м мемориальный музей В.М. Васнецова стал научным отделом Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея».
Музей Виктора Васнецова. Интерьер мастерской. 2023
Фото: Иван Новиков-Двинский © Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
В настоящее время музей хранит разнообразную и богатую коллекцию: иконы из собрания В.М. Васнецова, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметы быта, книги из личной библиотеки художника, подлинные фотографии, письма и документы. На протяжении вот уже семидесяти лет сотрудники музея ведут кропотливую работу по исследованию творчества великого мастера и сохранению его дома. Дом художника, при его жизни ставший местом притяжения творческой интеллигенции, по-прежнему дорог каждому, кто интересуется русским искусством и отечественной историей.
Музей Виктора Васнецова. Интерьер столовой. 2023
Фото: Иван Новиков-Двинский © Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
- Письмо А.В. Васнецова М.В. Васнецову. 27 июля 1926 г. // Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы / Авт.-сост. Людмила Короткина. СПб., 2004. С. 100. (Далее: Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы.)
- Нестеров М.В. О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания. М., 2006. С. 243.
- Александра Владимировна Васнецова (1850-1933, урожденная Рязанцева), жена художника с 1877 года.
- Татьяна Викторовна Васнецова (1879-1961), художник.
- Борис Викторович Васнецов (1880-1919), учился в техническом училище.
- Алексей Викторович Васнецов (1882-1949), окончил Московский университет.
- Михаил Викторович Васнецов (1884-1972), окончил Московский университет, астроном.
- Владимир Викторович Васнецов (1889-1953), профессор, сооснователь кафедры ихтиологии Московского университета.
- Письмо В.М. Васнецова - Е.А. Пра- ховой. 18 октября 1894 г. // Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы. С. 100.
- Андрей Белый (настоящее имя - Борис Бугаев, 1880-1934) - русский писатель, поэт.
- Василий Васильевич Владимиров (1880-1931) - русский художник.
- Письмо А. Белого - В.М. Васнецову // ОР ГТГ Ф. 66. Ед. хр. 44.
- Там же.
- Визитная карточка Р.М. Рильке. 1900 // Архив Музея Виктора Васнецова. ДМВ МФ-АРХ-6458.
- Мария Николаевна Чернышева (1886-1975, урожденная Щербатова).
- Письмо М.Н. Чернышевой Павлу Михайловичу [лицо не установлено. - А. Д.]. 4 апреля 1961 г. // Архив Музея Виктора Васнецова. ДМВ НВФ-2122.
- Письмо А.В. Васнецова М.В. Васнецову. 27 июля 1926 г. ОР ГТГ Ф. 66. Д. 498 // Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы. С. 302.
- К кончине В.М. Васнецова (из Москвы по телефону). Красная газета. 1926. №173. 27 июля // Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы. С. 301
- Письмо А.В. Васнецова М.В. Васнецову. 1-8 октября 1926 г. // Архив Музея Виктора Васнецова. ДМВ МФ-АРХ-2442/20.
- Цит. по: Письмо Т.В. Васнецовой М.В. Васнецову. 23 марта /5 апреля 1927 г. // Архив Музея Виктора Васнецова. ДМВ МФ- АРХ-2445/27.
- Один из участников тех событий монах о. Варфоломей (в миру Сергей Николаевич Чернышев, род. в 1936 году), внук Александра Дмитриевича Самарина и Веры Саввишны Мамонтовой. Он свидетельствует о том, что в 1935 году в мастерской васнецовского дома тайно венчали его родителей - Николая Сергеевича Чернышева и Елизавету Александровну Самарину, а через год также тайно и при большом количестве гостей провели обряд крещения его самого.
- Письмо М.В. Воинова Т.В. Васнецовой. 23 июля 1953 г. // Архив Ольги Алексеевны Васнецовой.
- Цит. по: Васнецова О.А. Васне- цовщина. М., 2019. С. 30-31.
- Андрей Владимирович Васнецов (1924-2009) - внук В.М. Васнецова, художник.
- Дмитрий Аркадьевич Васнецов (1891-1980) - сын брата, Аркадия Михайловича Васнецова. Учился в Московской консерватории (не окончил из-за призыва в действующую армию в 1914 году). Четырежды призывался на фронт: в 1914, 1918, 1939, 1941 годах. Служил в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Работал директором ряда музыкальных школ Москвы.
- Письмо М.В. Воинова Ольге Васильевне Свердловой. 29 августа 1950 г. // Архив Ольги Алексеевны Васнецовой.
- Имеется в виду работа В.М. Васнецова «Портрет Елены Адриановны Праховой» (1894).
- Письмо М.В. Васнецова Л.Д. Якуниной. 6 февраля 1962 г. // Архив Музея Виктора Васнецова. ДМВ МФ-АРХ-3743.
- М.В. Васнецов умер 29 января 1972 года, его последнее письмо в музей датировано 12 января 1972 года.
- Фурцева Е.А. Упорядочить музейное дело // Известия. №5. 6 января 1964 г.
Фотография
© Государственная Третьяковская галерея, 2024
Фотография
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Холст, масло. 111 х 66
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Холст, масло 100 х 69
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Холст, масло. 63 х 49
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Картон, масло. 48 х 36
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Холст, масло. 73 х 56
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Холст, масло. 292,5 * 129
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской
Фотография
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Бумага желтая, печать. 72,6 х 55,4
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Из цикла «Поэма семи сказок» (1901-1926). Холст, масло. 198 х 310
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Из цикла «Поэма семи сказок» (1901-1926). Холст, масло. 198 х 310
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Из цикла «Поэма семи сказок» (1901-1926). Холст, масло. 282 * 186
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Эскиз неосуществленной росписи в соборе Св. Владимира в Киеве Холст, масло. 216,5 * 136
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Изготовлен Арк.М. Васнецовым по проекту В.М. Васнецова Дуб, сосна, металл, стекло, интарсия (яблоня, груша, вишня, красное дерево, волнистая береза, платан); фанеровка, резьба, вощение. 236 * 236 * 82
Фото: Иван Новиков-Двинский, 2023
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Изготовлен Арк.М. Васнецовым по проекту В.М. Васнецова Дуб, сосна, металл, интарсия (яблоко, груша, вишня, красное дерево); фанеровка, резьба, вощение. 205 * 115,5 * 66
Фото: Иван Новиков-Двинский, 2023
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
Архив Ольги Алексеевны Васнецовой
Фотография
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024
Фотография
© Музей Виктора Васнецова, научный отдел Государственной Третьяковской галереи, 2024