ВСЕ РАДИ КУЛЬТУРЫ! Некоммерческие кунстферайны[1]: немецкая модель успеха?

Майке Бем*

Номер журнала: 
#1 2021 (70), Специальный выпуск «Германия - Россия. На перекрестках культур»

* Майке Бем (род. 1966) - управляющий директор Кунстферайна города Линген и директор Кунстхалле Лингена. С 2014 года является первым председателем Объединения немецких кунстферайнов (ADKV) - отраслевого сообщества, в которое входит около 300 кунстферайнов.

Сегодня в Германии насчитывается более 300 художественных обществ (кунстферайнов), и они играют важную посредническую роль в области современного искусства. Будучи связующим звеном между независимыми проектными пространствами, галереями и музеями, они являются трамплином в карьере художников и кураторов и поддерживаются частной инициативой граждан, интересующихся искусством. Но прежде всего они прокладывают путь прогрессивному искусству и делают это уже более 200 лет. Оглянемся назад и посмотрим вперед.

ТЕА ДЖОРДЖАДЗЕ. Инсталляция. Кунстферайн Нюрнберга. Нюрнберг, 2008
ТЕА ДЖОРДЖАДЗЕ. Инсталляция. Кунстферайн Нюрнберга. Нюрнберг, 2008
© Thea Djordjadze; VG Bild-Kunst, Bonn. Коллекция Спрют Магерс

Художественные общества в Германии с 1792 года, времени, когда образовался первый кунстферайн, являются основой посредничества в сфере современного искусства. По сей день эти общества поддерживаются и финансируются гражданами, интересующимися искусством. Они организуют выставки и занимаются жизнью кунстферайнов, состоящей из открытий разнообразных проектов, публичных встреч с художниками, лекций, поездок и экскурсий. В последние пятьдесят лет кунстферайны превратились в двигатель экспериментального художественного творчества в его беспрецедентном в истории разнообразии.

Социальные потрясения - будь то французская революция, конец национал-социализма, протестные движения 1968 года или крах ГДР в 1989-м – всякий раз приводили к появлению новых художественных обществ. Если посмотреть на карту кунстферайнов Германии, то можно увидеть, что диапазон их деятельности сегодня охватывает и большие города, и сельскую местность. В соответствии со своей широкой образовательной миссией художественные общества устраивают презентации как региональных, так и всемирно известных художников, показывая разные аспекты современного искусства и вынося их на обсуждение.

САРА ПЕЛИКАН. Цветовая модель. Кунстхалле Лингена, 2012
САРА ПЕЛИКАН. Цветовая модель. Кунстхалле Лингена, 2012

Кунстферайны организовывали многим художникам их первые персональные выставки, которые часто обеспечивали им продвижение в более крупные институции и на арт-рынок. Например, Нюрнбергский кунстферайн в 2008 году показал работы грузинской художницы Теа Джорджадзе (род. 1971), а Гамбургский кунстферайн в 1965 году выставил произведения Фрэнсиса Бэкона (1909-1992)[2]. Художники из России также успешно дебютировали на площадках кунстферайнов, в том числе Вадим Захаров (род. 1959) с его известной выставкой «Последняя прогулка по Елисейским полям» 1995 года в Кёльнском кунстферайне, в то время возглавлявшемся Удо Киттельманом (впоследствии, в 2013 году, Киттельман, будучи первым комиссаром Российского павильона нероссийского происхождения, показал творчество Захарова на Венецианской биеннале).

На выставке «Поэзия – дело общее! Меняйте мир!». Кунстферайн Мюнхена, 1970
На выставке «Поэзия – дело общее! Меняйте мир!». Кунстферайн Мюнхена, 1970
Фотография
© Бранко Сеньор

Часто бывает, что работы создаются для определенных площадок, как, например, заполнявшая пространство и доступная для прохода публики инсталляция Сары Пеликан (род. 1947) на площадке Кунстферайна города Линген 2012 года. В отличие от музеев, ориентированных на большое количество посетителей, выставочные программы кунстферайнов не связаны с трендами и цифрами. Сейчас, как и раньше, их программы часто направлены на различные социальные проблемы, а также используют ресурсы других научных дисциплин. Тесное сотрудничество с местными учебными заведениями позволяет также познакомить с искусством посетителей, не принадлежащих к «классически образованному среднему классу», в кругах которого возникли первые кунстферайны.

Кунстферайн Мюнхена
Кунстферайн Мюнхена. Фотография. © Кунстферайн Мюнхена

Обращаясь ко времени основания первых ассоциаций интересующихся искусством представителей среднего класса, мы наблюдаем просветительский дух этой традиции. Во второй половине XVIII века покровительство искусству в Германии утратило популярность. Идеи Просвещения и эпоха французской революции захватили умы среднего класса и заставили его охладеть к искусству. Произведения искусства заказывали почти исключительно дворяне и священнослужители, которые отказывали широким слоям населения в доступе к выставкам и в возможности знакомиться с искусством своего времени. Как результат сопротивления такому отношению духовенства и дворянства в конце XVIII - начале XIX века были основаны первые кунстферайны (в Нюрнберге в 1792-м, в Гамбурге в 1817-м, в Карлсруэ в 1818 году). Уже тогда главное внимание уделялось продвижению и дальнейшему развитию «современного искусства», понимавшегося как искусство текущего времени.

Практические знания, навыки и идеи художников нужно было донести до публики и таким образом поставить их на службу широкой общественности.

Торговец произведениями искусства и меценат Иоганн Фридрих Фрауэнхольц, художник Иоганн Петер Рёсслер и врач Иоганн Беньямин Эрхард вместе с 15 единомышленниками создали в Нюрнберге первый кунстферайн: «Кружок для попечения об искусстве в Нюрнберге»[3]. Они преследовали цель - «...путем контактов и обмена взаимными суждениями сделать местное искусство более полезным для общества, объединить художников с художниками и найти в ограниченном поле действия средства, которые могли бы быть полезны для процветания и возобновления местного искусства»[4]. В этих словах уже затронуты аспекты, характеризующие кунстферайны по сей день: ориентированность на пользу для общества, поощрение обменов между художниками, содействие посредничеству в сфере современного искусства.

ДЖЕФФРИ ФАРМЕР. Пусть вода станет черной. Кунстферайн в Гамбурге. 2013–2014
ДЖЕФФРИ ФАРМЕР. Пусть вода станет черной. Кунстферайн в Гамбурге. 2013–2014
Собственность художника, Галерея Катрионы Джеффрис, Ванкувер, Галерея Кейси Каплан, Нью-Йорк. Фото: Фред Дотт

Около 1800 года еще не было ни музеев в современном их понимании, ни галерей, ни аукционных домов, так что художественные общества составляли в то время значимую часть арт-рынка. Это видно из принципа «лотереи», действовавшего в то время: члены кунстферайна могли или должны были приобретать акции, что приводило к формированию капитала общества. «Этот капитал использовался для приобретения произведений искусства, которые затем передавались во владение членов общества в соответствии с результатами жеребьевки, проходившей, как правило, один раз в год. Определенная часть произведений искусства часто сохранялась для создания собственной коллекции кунстферайна. Чем больше акций или лотов приобретал член общества, тем больше было у него шансов получить картину, приобретенную кунстферайном. Кстати, шансы на победу были невелики; те, кто уезжал с пустыми руками, получали так называемые проигрышные листки[5]. Экономическая сущность этой лотерейной процедуры состояла в предоставлении честолюбивой буржуазии <...> доступа к искусству; целью было обойти высокие цены на искусство, вызванные монополией дворянства, двора и небольшой группы представителей буржуазной элиты»[6]. Эта высокая по тем временам доля кунстферайнов на арт-рынке сегодня изменилась, потому что даже если на продажу выставляется множество так называемых ежегодных подарков, их цены не ориентированы на арт-рынок[7].

В первой половине XIX века были основаны новые художественные общества (например, в Дрездене в 1828-м, в Галле в 1834 году); количество выставлявшихся ими художников, вошедших сегодня в историю искусства, впечатляет. Так, Гамбургский кунстферайн на групповой выставке 1826 года представил три картины «профессора из Дрездена» по имени Каспар Давид Фридрих, в том числе знаменитый «Северный Ледовитый океан» (1823-1824), а в 1896 году это же общество организовало персональную выставку работ Адольфа Менцеля[8].

Во второй половине века значение кунстферайнов уменьшилось в связи с созданием музеев и появлением самостоятельного арт-рынка. Коллекционерами становились патриархи бизнеса, капитаны индустрии и банкиры. С другой стороны, от кунстферайнов все больше и больше отворачивались художники: многим из них не хватало творческой свободы из-за системы акций и лотерей, ведь и форматы, и темы их произведений должны были отвечать вкусам членов общества. В результате появилось художественное производство, в рамках которого художники применяли эстетические стандарты, рожденные в самом мире искусства. Сегодня мы связываем их с понятиями сюрреализм, экспрессионизм, импрессионизм, дадаизм, кубизм или новая вещественность.

Когда в 1933 году к власти пришли национал-социалисты, кунстферайны, претендовавшие на то, чтобы обеспечить граждан искусством, критически трактующим те или иные аспекты времени, либо были запрещены, либо оказались вынуждены демонстрировать искусство, пропагандировавшее правые идеи. В этом контексте стоит подробнее рассмотреть Общество Овербека / Объединение любителей искусства в Любеке, так как на его примере видно, как национал-социализм использовал в своих интересах многие кунстферайны. С момента основания общества в 1918 году оно среди прочих художников выставляло работы Эмиля Нольде, Макса Слефогта, Марии Славона и Карла Шмидта-Ротлуфа. Карл Георг Хайзе, глава кунстферайна в 1933 году, получил 27 сентября 1933 года извещение об отстранении от должности с 31 декабря того же года. Противники обвинили его в «пропаганде марксистско-большевистского курса»[9]. Хайзе попытался выяснить, «в том числе в интересах Общества Овербека», «является ли моя поддержка экспрессионистского немецкого искусства (Нольде, Барлах), от которой я, конечно, не могу отказаться, достаточным основанием для отказа мне в продолжении моей работы в Любеке»[10]. Напрасно. На последнем собрании членов общества 4 декабря 1933 года, на котором присутствовал Карл Георг Хайзе, правление было расширено членами НСДАП (NSDAP - Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei / Национал-социалистическая немецкая рабочая партия) и было принято решение о присоединении кунстферайна к «Обществу содействия благотворительной деятельности» («Gesellschaft zur Beforderung GemeinnQtzige Tatigkeit»)[11]. Насильственное приобщение Общества Овербека к господствующей идеологии произошло путем избрания его председателем высокопоставленного чиновника Ганса Вольфа, ключевой фигуры национал-социализма в Любеке, взявшего на себя также управление кунстферайном. В соответствии с национал-социалистической культурной политикой скульптура была возведена в ранг «главного носителя художественно выраженной воли нашего времени», а Фриц Бен (1935) и Рихард Шайбе (1941) удостоились персональных выставок[12]. Некий критик подвел итог 82 выставкам, состоявшимся с 1934-го по 1943 год, назвав их «бесцветными». В 1944 году выставочная деятельность Общества Овербека эпохи национал-социализма завершилась[13].

В послевоенный период многие кунстферайны устраивали выставки художников, чьи работы были признаны национал-социалистами «дегенеративным искусством», возвращаясь таким образом к донацистскому прошлому и заполняя образовавшиеся пробелы[14]. Так, Гейдельбергский кунстферайн в 1946 году посвятил свою первую после 1945 года выставку Карлу Хоферу[15]. В 1960-х годах важно было установить контакт с международным авангардом: на площадках немецких кунстферайнов прошли выставки представителей художественных направлений информализма, абстрактного экспрессионизма, поп-арта, минимализма и концептуального искусства. В 1966 году Кунстферайн Фрайбурга выставил работы американца Сая Твомбли (1928-2011); в 1961-м Кунстферайн земли Северный Рейн - Вестфалия в Дюссельдорфе посвятил отдельную выставку Джексону Поллоку (1912-1956) - вероятно, главному представителю абстрактного экспрессионизма нью-йоркской школы[16].

Эта интернационализация кунстферайнов, отвернувшихся, таким образом, от местного художественного творчества, встретила прежде всего критику, и не только среди художников[17]. С усилением левого студенческого движения в конце 1960-х годов стала востребована «политическая функция культуры». Кунстферайны заклеймили как «снобистские площадки, баловство элиты и буржуазии, работающие на арт-рынок и отвлекающие от общественно-политических задач. Одним словом, они дополнили яркий образ буржуазного врага, против которого объединились разрозненные и противовластные группы бунтовщиков»[18].

Изменились времена, а вместе с ними и художественные формы; кунстферайны стали предлагать площадки для новых форм художественного выражения. В 1970 году Кёльнский кунстферайн и его куратор Харальд Зееман представили теперь уже легендарную выставку «Хэппенинг & Флюксус», в которой приняли участие художники Йозеф Бойс, Гюнтер Брус, Аллан Капроу, Шарлотта Мурман, Отто Мюль, Герман Нич, Бен Вотье и Вольф Фостель. Это была одна из первых встреч самых важных представителей значимого для истории искусства движения «Флюксус»[19]. Двухдневное мероприятие, на котором, помимо прочего, в помещениях кунстферайна показывали живых коров, получило выговор от Общества защиты животных и критические отзывы в прессе. «Искусство коровы - в теленке» - гласил остроумный заголовок рецензии в еженедельной газете «Die Zeit»[20]. Однако провокативная выставка расколола и само художественное общество: 270 его членов вышли из него в знак протеста, но одновременно пришли новые. Несмотря на критику и неприятие, выставка вошла в историю искусства. В 1970-х годах свое место в немецких кунстферайнах нашел также новый видеоарт, а в 1976-м Кёльнский кунстферайн под руководством Вульфа Херцогенрата[21] представил еще одну новаторскую выставку - первую персональную экспозицию теперь уже всемирно известного медиа-художника Нам Джун Пэка.

Открытие внутринемецкой границы в 1989 году привело к созданию и возобновлению деятельности кунстферайнов в Восточной Германии. Здешние кунстферайны, например в Гере или Хемнице, существовали в основном только до Второй мировой войны[22]. В 1947 году все культурные организации, а значит, и кунстферайны, были запрещены в советском секторе по приказу военной администрации (приказ 41 Советской военной администрации в Германии - СВАГ). Это положение сохранялось и в ГДР. Демократическая в своей основе структура кунстфе- райна была несовместима с партийной диктатурой СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии / Sozialistische Einheitspartei Deutschlands). «Искусство рассматривалось как “символическое решение” социальных противоречий в официальной культурной политике рабоче-крестьянского государства ГДР. Оно должно было иллюстрировать марксистско-ленинское понимание истории и служить нравственному, политическому и эстетическому воспитанию населения»[23]. Эти цели не соответствовали либеральной идее поддержки искусства. Только после 1989 года кунстферайны в Хемнице и Галле вновь взялись за дело[24].

История кунстферайнов продолжается до сих пор. В связи с тем, что музеи все чаще демонстрируют искусство молодых художников и разрабатывают экспериментальные форматы, возникает вопрос, будут ли художественные общества продолжать выполнять свою функцию первооткрывателей, являются ли они все еще «местами, где создается будущее искусства» (Хайнер Шеперс)[25]. Ответ на этот вопрос - четкое «да». У кунстферайнов все еще есть короткие и небюрократические пути и средства для того, чтобы быть в прямом контакте с современными художниками и предлагать гражданам в их собственных городах открытые площадки для дискуссий на актуальные темы миграции и идентичности, постколониализма, дигитализации, капитализма, неолиберализма или равенства полов. Они берут на себя задачу по продвижению художников, потому что галереи или музеи часто открывают их для себя благодаря выставкам в кунстферайнах, как было недавно с Ягодой Беднарски или Юдит Хопф - и это только два имени из многих. Одним словом, если сегодня средний класс еще существует, то он проявляет себя в деятельности кунстферайнов. С 1792 года эти общества держат руку на пульсе, и после 200 лет существования их однозначно можно считать «моделью успеха».

 

  1. Кунстферайны - негосударственные общественные организации в Германии и Австрии, оказывающие поддержку современному искусству и не имеющие аналогов в других странах.
  2. Ср.: https://de.wikipedia.org/wiki/Kunstverein_in_Hamburg и www.kunstvereinnuernberg.de
  3. Ср.: https://kunstvereinnuernbeng.de/wp-content/uploads/2019/12/die_geschichte_des_kunstvereins.pdf Matthias Mende. Im Namen DUrers. Druckgraphische Jahresblatter des Albrecht-DUrerVereins in Niirnbeng 18331874, Nurnberg, 1992, S. 11.
  4. Там же.
  5. «Проигрышные листки» - небольшие гравюры с оригинальных живописных произведений, разыгрывавшихся в лотереях кунстферайнов.
  6. Christoph Behnke, "Zur Grlndungsgeschichte Deutscher Kunstvereine" // Bernd Milla, Heike Munder (Hg.), Tatort Kunstvereineine kritische Uberpriifung eines Vermittlungsmodells. Nlrnberg 2001. S. 11.
  7. «Ежегодные подарки» - это выпущенные небольшими тиражами или уникальные произведения искусства, которые кунстферайны предлагают купить своим членам, часто в конце года. Они создаются в тесном сотрудничестве с художниками, с которыми связаны кунстферайны. Цены на такие произведения ниже обычных рыночных, выручка делится с художниками.
  8. Ср.: https://de.wikipedia.org/wiki/Kunstverein_in_Hamburg
  9. Jenns Howoldt, "Die Overbeck-Gesellschaft im Nationalsozialismus" // Oliver Zybok (Hg.), ALLE. KQnstlerinnen und Kiinstler in der Overbeck-Gesellschaft LQbeck 1918-2018, Bielefeld 2018, S. 143.
  10. Ср.: Там же.
  11. Ср.: Там же.
  12. Ср.: Там же. S. 147.
  13. Ср.: Там же. S. 149.
  14. Ср.: Walter Grasskamp, "Die schwierige Offentlichkeit. Die westdeutschen Kunstvereine nach 1945" // Neue Nationalgalerie (Hg.): 1945-1985. Kunst in der Bundesrepublik Deutschland, Berlin 1985. S. 662-667.
  15. Ср.: https://de.wikipedia.org/wiki/Heidelberger_Kunstverein
  16. Ср.: https://de.wikipedia.org/wiki/Kunstverein_f%C3%BCr_die_Rheinlande_und_Westfalen
  17. Ср.: Там же. S. 664.
  18. Цит. по: Там же. S. 665.
  19. Vgl. https://koelnischerkunstverein.de/institutionsinfos/geschichte/
  20. https://www.zeit.de/zustimmung?url=https%3A%2F%2Fwww.zeit.de%2F1970%2F46%2Fim-kalb-liegt-die-kunst-der-kuh
  21. Ср.: https://koelnischerkunstverein.de/institutionsinfos/geschichte/. Директор Кёльнского кунстферайна Вульф Херцогенрат в 1980 году стал соучредителем и первым председателем Объединения немецких кунстферайнов (ADKV).
  22. Ср.: GQnther Meissner, "Kunstvereine in der DDR" // Peter Gerlach (Hg.), Vom realen Nutzen idealer Bilder, Kunstmarkt und Kunstvereine, Aachen 1994, S. 279-376.
  23. Цит. по: Uta Grundmann, "Die DDR-Kunst im Kontext von Geschichte, Politik und Gesellschaft" // Bundeszentrale fiir politische Bildung (Hg.), Dossier Autonome Kunst in der DDR, доступно в интернете: https://www.bpb.de/geschichte/deutsche-geschichte/autonome-kunst-in-der-ddr/.
  24. Ср.: История общества «Новый приют искусств в Хемнице» (см.: https://www.neue-saechsische-galerie.de/kunsthuette-e-v.html); История Кунстферайна города Галле (см.: https://m.halle.de/de/Kultur/Freizeit/m.aspx?RecID=1165)
  25. Heiner Schepers, "Kunstvereine sind Orte fiir die Zukunft der Kunst" // Bernd Milla, Heike Munder (Hg.), Tatort Kunstverein - eine kritische UberprQfung eines Vermittlungsmodells. NQrnberg 2001. S. 27-31. Хайнер Шеперс был до 2008 года управляющим Кунстферайна города Линген и директором Кунстхалле Лингена, а с 1995-го по 2003 год - первым председателем Объединения немецких кунстферайнов (ADKV).
Иллюстрации
Каталог «Великой художественной выставки», проводившейся Обществом Альбрехта Дюрера в августе – сентябре 1843 года
Каталог «Великой художественной выставки», проводившейся Обществом Альбрехта Дюрера в августе – сентябре 1843 года
© Городской архив Нюрнберга
План мероприятий «Клуба художников» от сентября 1792 года с подписями членов, вступивших в организацию до 1803 года
План мероприятий «Клуба художников» от сентября 1792 года с подписями членов, вступивших в организацию до 1803 года
План мероприятий «Клуба художников» от сентября 1792 года с подписями членов, вступивших в организацию до 1803 года
© Городской архив Нюрнберга
ФРИДРИХ ФОН ТИРШ. Реконструкция здания Кунстферайна. Зал с окном верхнего света. 1889
ФРИДРИХ ФОН ТИРШ. Реконструкция здания Кунстферайна. Зал с окном верхнего света. 1889
Картон, акварель
© TU München
ФРИДРИХ ФОН ТИРШ. Реконструкция здания Кунстферайна. Внешний вид. Эскиз. 1889
ФРИДРИХ ФОН ТИРШ. Реконструкция здания Кунстферайна. Внешний вид. Эскиз. 1889
© TU München
Фасад Баденского Кунстферайна в Карлсруэ. 2011
Фасад Баденского Кунстферайна в Карлсруэ. 2011
Фото: Штефан Бауманн
Фойе Баденского Кунстферайна в Карлсруэ. 2018
Фойе Баденского Кунстферайна в Карлсруэ. 2018
Фото: Штефан Бауманн
ОСКАР МУРИЛЬО. Стелющаяся тьма в поисках единства. Кунстферайн в Гамбурге, 2019
ОСКАР МУРИЛЬО. Стелющаяся тьма в поисках единства. Кунстферайн в Гамбурге, 2019
Фото: Фред Дотт
Карл Шнайдер. Выставочное здание Кунстферайна в Гамбурге. 1930
Карл Шнайдер. Выставочное здание Кунстферайна в Гамбурге. 1930
Фото: Эрнст Шеель, Исследовательский институт Гетти, Лос-Анджелес (© Петра Форрайтер)
Выставка «Я здесь, чтобы защитить вас» Алисы Перажин
Выставка «Я здесь, чтобы защитить вас» Алисы Перажин
Куратор: Софи Гольтц. Кунстферайн Дрездена, 2019
Фото: Хельге Мундт
Выставка «Отвратительный поцелуй». Санам Хатиби, Джесси Мейкинсон и Урары Цутии
Выставка «Отвратительный поцелуй». Санам Хатиби, Джесси Мейкинсон и Урары Цутии
Выставка «Отвратительный поцелуй». Санам Хатиби, Джесси Мейкинсон и Урары Цутии
Куратор: Мари-Шарлотте Карриер. Кунстферайн Дрездена, 2020
Фотография: Кунстферайн Дрездена
Richtfest (праздник завершения строительства дома, подведения под крышу) при строительстве Павильона Овербека 17.07.1930
Richtfest (праздник завершения строительства дома, подведения под крышу) при строительстве Павильона Овербека 17.07.1930
Фотография
© Общество Овербека, Любек
Выставка Рихарда Шайбе. Общество Овербека, Любек. February 23 - April 6, 1941
Выставка Рихарда Шайбе. Общество Овербека, Любек. February 23 - April 6, 1941
Фотография
© Общество Овербека, Любек
Павильон Овербека. Около 1930
Павильон Овербека. Около 1930
Фотография
© Общество Овербека, Любек
Выставка «Деньги и душа». Выставочный зал в Люнебурге, 2018
Выставка «Деньги и душа». Выставочный зал в Люнебурге, 2018
Кураторы: Штефани Клеефельд и Улла Россек
Фото: Фред Дотт
Выставка «Фантазия». Выставочный зал в Люнебурге, 2017
Выставка «Фантазия». Выставочный зал в Люнебурге, 2017
Куратор: Штефани Клеефельд
Фото: Фред Дотт
PUPPIES PUPPIES. «Чума». Выставочный зал в Люнебурге, 2019
PUPPIES PUPPIES. «Чума». Выставочный зал в Люнебурге, 2019
Фото: Фред Дотт
ДЖЕССИ ДАРЛИНГ. Самокатная дорога. Кунстферайн Фрайбурга, 2020
ДЖЕССИ ДАРЛИНГ. Самокатная дорога. Кунстферайн Фрайбурга, 2020
ДЖЕССИ ДАРЛИНГ. Самокатная дорога. Кунстферайн Фрайбурга, 2020
Фото: Марк Дорадзилло
ВАДИМ ЗАХАРОВ. Последняя прогулка по Елисейским полям. Кёльнский Кунстферайн, 1995
ВАДИМ ЗАХАРОВ. Последняя прогулка по Елисейским полям. Кёльнский Кунстферайн, 1995
Фото: Борис Бекер
Выставка Сая Твомбли. Кунстферайн Фрайбурга, 1966
Выставка Сая Твомбли. Кунстферайн Фрайбурга, 1966
ЭРИК ШТУРМ. Первичная материя. 2020
ЭРИК ШТУРМ. Первичная материя. 2020
© Кунстферайн Гиссена
Новый кунстферайн Гиссена. 2020
Новый кунстферайн Гиссена. 2020
© Кунстферайн Гиссена
Выставка Незакет Экиджи «Исписанный лист». Новый кунстферайн Гиссена, 2020
Выставка Незакет Экиджи «Исписанный лист». Новый кунстферайн Гиссена, 2020
© Кунстферайн Гиссена
Вилла Лехлашен – здание общества «Приют искусств в Хемнице» с 1872 года
Вилла Лехлашен – здание общества «Приют искусств в Хемнице» с 1872 года
Фотография
Здание общества «Новый приют искусств в Хемнице» / Новой Саксонской галереи в районе Кассберг (Хемниц) в 1990–1998 годах
Здание общества «Новый приют искусств в Хемнице» / Новой Саксонской галереи в районе Кассберг (Хемниц) в 1990–1998 годах
Фотография
Новая Саксонская галерея / общество «Новый приют искусств в Хемнице» в культурном центре «Тиц» (Хемниц) с 2004 года
Новая Саксонская галерея / общество «Новый приют искусств в Хемнице» в культурном центре «Тиц» (Хемниц) с 2004 года
Реклама Кунстферайна Галле. 1906
Реклама Кунстферайна Галле. 1906
Реклама Кунстферайна Галле. 1906
Статья в газете “Hallesches patriotisches Wochenblatt” (1834), вышедшая по случаю основания «Кунстферайна Галле и его окрестностей»
Выставка «Маркус Голтер, Потсдам – Скульптура городского кладбища Галле и станковая пластика»
Выставка «Маркус Голтер, Потсдам – Скульптура городского кладбища Галле и станковая пластика».
Совместный проект Городского музея Галле и Кунстферайна Галле. 2017
ЯГОДА БЕДНАРСКИ. Моно-хромо-горо-скоп. Кунстхалле Лингена, 2015
ЯГОДА БЕДНАРСКИ. Моно-хромо-горо-скоп. Кунстхалле Лингена, 2015

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play