ВОСТОК НА ЗАПАДЕ. Новый взгляд на искусство в ГДР

Кристоф Таннерт*

Номер журнала: 
#1 2021 (70), Специальный выпуск «Германия - Россия. На перекрестках культур»

* Кристоф Таннерт (род. 1955, Лейпциг) - руководитель Дома художников «Бетания» в Берлине, куратор нашумевших выставок восточногерманского искусства.

Спустя тридцать лет после исчезновения Германской Демократической Республики немецкие Восток и Запад так и не сравнялись. Это касается не только экономических отношений, но и восточногерманского искусства. Хотя общее представление об «искусстве ГДР» долгое время сводилось к рассмотрению противостояния «государственных» художников и отважных диссидентов, выставки и разного рода музейные мероприятия последних лет демонстрируют новый, более дифференцированный взгляд на восточногерманское искусство, что, по мнению Кристофа Таннерта, давно назрело. Обоюдное признание восточного и западного художественных миров и переосмысление канонов чрезвычайно актуально.

Чтобы понять Восточную Германию, полезно посмотреть на искусство: на картины как таковые, без обсуждения мирной революции, без понедельничных демонстраций, без Штази, подальше от Бэрбель Болей, Вольфганга Шнура, Грегора Гизи и Эгона Кренца. Процесс объединения Германии все еще продолжается. Ни одно унижение[1] не забыто. Ничто не прощено. В СМИ или в политической среде обычно упоминают искусство Восточной Германии для объяснения догм, никак с искусством не связанных. Запад все еще навязывает Востоку свои доводы. Это явствует из исторических исследований и тематического планирования работы музеев - исключения лишь подтверждают правило.

«Через тридцать лет после объединения Германия все еще разделена», - подвел недавно итоги Альфред Вайнцирль в еженедельнике «Шпигель». Недавнее исследование Фонда Бертельсмана доказывает, что многие восточные немцы до сих пор чувствуют себя людьми второго сорта[2]. Как это возможно? Связано ли это с амбивалентной ситуацией после объединения, когда одни люди словно застыли в своих упреках, другие же сделали шаг навстречу новому. У большинства не было никаких сомнений, что ГДР - государство репрессивное. И все же сегодняшнюю ситуацию они не считают полностью благополучной. Многим семьям понадобилось около 25 лет, чтобы укрепить свое экономическое положение.

До сих пор расходятся мнения о том, какое место в музеях сегодня должно занимать искусство ГДР. В дискуссиях, особенно в немецкой периодике, господствуют поверхностное мнение и недостаток информации. Самые смелые исследователи (исследовательницы) выявляют даже зачатки «искреннего интереса к социализму»[3]. Как ни странно, негативный опыт «холодной войны» все еще не мешает видеть объективно. Важно уметь воспринимать разнообразие. Необходимо поощрять плюрализм, тогда как галереи с большими оборотами должны быть лишены преимуществ на арт-рынке - по крайней мере в музейной сфере. Если этого не произойдет, присущий ГДР централизм одержит моральную и идеологическую победу.

Для художника из Восточной Германии сильнейшее оскорбление - оказаться недостойным музея и в связи с этим стать практически дисквалифицированным. От некомпетентности галеристов особенно страдают представители старшего поколения[4]. Это ведет к тому, что часть истории восточногерманского искусства просто будет забыта. Итак, музеям не хватает более разностороннего подхода. Нынешнее «обожествление молодежи» (определение Карла Эйнштейна) можно было бы приравнять к чуть ли не враждебному неприятию старости. Если говорить о критериях отбора, то мир искусства очень предрасположен к различным видам дискриминации. Ибо из- за ограниченного присутствия на выставках художников из определенных социальных групп часто даже не возникает интереса к их жизненным установкам, темам, происхождению, стилю или отношениям со СМИ. В то же время очевидно, что музеи, подстраивающиеся под дискурсы мейнстрима, все больше теряют доверие. Нам всем давно пора избавиться от устаревшего представления, что восточные немцы заступаются только за восточных немцев и могут и должны бороться за равноправие.

Оглянемся назад. Недавно в центре дискуссий оказался дрезденский Альбертинум, представивший выставку работ из собственного собрания под названием «Восточногерманская живопись и скульптура 1949-1990» (2018-2019). В эпоху всеобщего ускорения жизненных ритмов она может показаться необычной. Хотя, конечно, черепашья неповоротливость не навредит устоявшимся канонам. Музей изобразительных искусств в Лейпциге под руководством Альфреда Вайдингера с 2017-го по 2020 год фонтанировал идеями, открытия новых выставок следовали друг за другом. Все началось с Зигхарда Гилле (Sighard Gille, род. 1941) и его инсталляции с фигурами, выполненной в период объединения Германии: от автора красочных изображений рабочих бригад и росписи потолочного свода Гевандхауза в Лейпциге подобной работы никто не ожидал[5]. В 2018 году последовала большая ретроспектива Арно Ринка (1940-2017) с 65 картинами, многочисленными рисунками большого формата, а также неизвестными фотографиями и документами; выставка стала важным шагом к пониманию традиционного подхода группы мастеров, известной как «Новая лейпцигская школа». Наряду с этим можно было увидеть портреты художников работы фотографа Карин Викхорст (род. 1942), до тех пор известные только инсайдерам. Они были сделаны в 1980-х годах во время посещений мастерских в Дрездене, Лейпциге, Восточном Берлине, а также за пределами крупных городов и отчасти связаны с панк-культурой, поскольку те, кто был изображен на этих портретах, своими руками разрисовывали собственные изображения или превращали их в коллаж.

Альфред Вайдингер поставил перед собой задачу продвигать творчество аутсайдера Клауса Хэнера- Шпрингмюля (1950-2006), организовав выставку (2018-2019) и занявшись каталогизацией его наследия. Таким образом радикальный художник, официально не признававшийся в ГДР, был удостоен музейной выставки, расставившей новые акценты, что в настоящее время является большой редкостью. Стимулом бесспорно послужила выставка «Гениальные диЛЛетанты. Субкультура 1980-х годов в Западной и Восточной Германии» (неправильное написание выбрано сознательно!) в дрезденском Альбертинуме[6], на которой экспонировались также работы Хэнера-Шпрингмюля. Кроме того, в 2018 году Лейпциг ярко обозначился выставкой представителя абстрактного сенсуализма Гиля Шлезингера (род. 1931, Лейпциг). Директор музея Вайдингер, моментально отреагировав на лакуны в программе своего предшественника, поменял курс и принял сенсационное наследие, уже дающее новую пищу спорам о восточногерманском искусстве.

Очевидно, что на право рассуждать о прошлом ГДР претендуют разные стороны. Порой делаются диаметрально противоположные уточнения и поправки. Исследуются и заново оцениваются официальные и неофициальные сферы жизни в ГДР. Все музеи, устраивающие сегодня мероприятия в духе «Услада для глаз, Made in GDR», идут по двойственному пути. В итоге границы размываются, что не так уж плохо. В 2017-2018 годах Музей Барберини в Потсдаме в рамках проекта под названием «Под маской. Художники в ГДР» провел в отдельном помещении «реинтронизацию» заказных работ из Дворца Республики (Восточный Берлин). Но это был неверный сигнал, ведь после 1989 года программу социалистического искусства по праву признали государственной программой приукрашивания и отнесли к категории «исторических свидетельств». А теперь бесхитростные китчевые картины из Дворца снова оказались искусством. Как это понимать? Что это, модернизация или историзм?

Если вспомнить, как маленькие и большие музеи на востоке нашей страны, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, запускали конкретные проекты, связанные с ГДР, то понимаешь, что это достойно восхищения.

Кунстхалле Ростока уже в 2015 году удивил блестящей выставкой Арно Ринка; музей «Дизельная электростанция» Котбуса в 2016 году выставил работы группы «Клара Мош»; в 2017 году в Музее молодого искусства во Франкфурте-на-Одере был представлен проект «Malstrom“2» дрезденских художников Райнхарда Штангля, Ральфа Кербаха, Корнелии Шляйме, Хельге Ляйберга и Ханса Шайба, эмигрировавших из ГДР. На площадке «Пакхоф» во Франкфурте-на-Одере в 2018 году прошел показ работ Дорис Циглер, который имел удивительный освободительный эффект, ибо правдиво отражал сегодняшнее положение человека в мире. Под руководством Ульрике Кремайер музеи в Котбусе и Франкфурте-на-Одере продолжают придерживаться своей революционной политики против преобладания упрощенного подхода. Внятное отслеживание традиции, отличающее новую экспозицию искусства после 1945 года в Художественном музее Морицбург в Галле, также оказывает благотворное влияние на растворенные в мире бациллы беззаботности. Благодаря многосторонней концепции выставки «В открытую. Фотоискусство на Востоке Германии с 1990 года» (2018) ее кураторы T.O. Иммиш, Габриэле Мюстер и Уве Варнке еще раз подчеркнули культурное пробуждение Восточной Германии. «Свобода не придет сама, свобода будет вырвана» - таков девиз поэта-анархиста Берта Папенфуса из Восточного Берлина[7]. Хотя и медленно, но немецкий Восток движется в направлении свободы и открыто демонстрирует это.

Большой интерес молодых зарубежных художников к исторической памяти ГДР ярко проявился в 2018 году на выставке «Реквием по несостоявшемуся государству», организованной в лейпцигском художественном центре «Halle 14». Передовое исследование ментальности, сопровождаемое повышенным интересом к истории, объясняется желанием лучше понять настоящее[8]. Перспективность такого подхода продемонстрировала выставка «За горизонтом» (кураторы Корнелия Рёдер и Дебора Бюргель) в Государственном художественном музее Шверина в 2018 году. В Кунстхалле в Липсиусбау в Дрездене в 2018-2019 годах на выставке «Медея ропщет» Сюзанна Альтман обозначила 35 позиций «радикальных художниц за железным занавесом» из ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии и Румынии. Экспонаты, представленные на выставке, создавались в 1960-1980-х годах. Это был своего рода марш «смелых, провоцирующих, протестующих, экспериментирующих»[9] восточноевропейских женщин того времени, соответствующий современному пониманию эпохи, согласно которому авангард имеет женское, даже феминистское лицо и формирует противовес скучному национально-консервативному по своей сути откату к прошлому. Выставка «Медея» распространяла прогрессивные понятия о нравственности, но тем не менее не была чужда юмору. Отлично подготовленная, она не осталась в стороне от западных исторических исследований женского вопроса, но при этом продемонстрировала, что в деле изучения искусства восточногерманских и восточноевропейских бунтарщиц женская точка зрения представлена недостаточно. Целью проекта было не что иное, как переоценка женского искусства Восточной Европы и создание нового канона. И она была достигнута. Стало понятно, что восточноевропейские женщины в целом не отстают от западного авангарда, а вот художницы в ГДР, напротив, находятся в плену восточногерманских национальных традиций. Например, Ангела Хампель и Кристине Шлегель в яркой экспрессионистической манере работали над образом Пентесилеи, а Корнелия Шляйме выстраивала связь с алхимией и потусторонним миром.

Людям нужны внимание, признание, привязанности, понимание. В ответ на эти потребности театр, литература, искусство и музыка способны подарить нам впечатления. В большей степени, чем на Западе и чем сегодня, в ГДР произведения искусства дарили многим людям ощущение, что они не одиноки. Именно поэтому сегодня на востоке страны имеется повышенная потребность в знакомстве с картинами, которые составляли людям компанию в тяжелые времена. Неудивительно, что на Востоке и Западе круг потребителей искусства распадается на своих и чужих, а практика взаимопонимания и взаимного признания отсутствует. Такая ситуация препятствует достижению общих целей в обществе. Руководители музеев часто не осознают, что мы зависим друг от друга. Принципиально нельзя ограничить то, что достигается с помощью искусства, а именно понимание и толкование мира; эффективность же этих процессов зависит от сопряженности публики. Возможности интерпретации, связанные с искусством, также зависят от опыта других людей.

Если общество готово предложить людям общий дом, для этого еще нужен и общий жизненный опыт. В Восточной Германии космополитическая этика немыслима без признания специфического опыта ГДР. Если в музее не будет продолжаться дискуссия, сохраняющий память музейный институт превратится в безликую витрину. Финансирование юбилейных мероприятий к 30-летию падения Стены позволило реализовать в Восточной Германии в 2019-2020 годах сравнительно большое количество проектов, в рамках которых посредством искусства была представлена информация о повседневной жизни, восприятии родины и ценностях восточных немцев. Но кто с немецкого Запада видел эти выставки? В связи с этой деликатной темой должно работать следующее правило: выставки следует делать только тогда, когда можешь задать канону новое направление. В противном случае не стоит браться за это. Белые пятна в истории искусства ГДР 1949-1989 годов исчезают очень медленно. Хотя имен и событий было не так много, внимание к ним велико и заинтересованная публика внимательно следит за всем, что происходит в музейном пространстве. В этой связи в немецком календаре событий 2019 года выделяются две выставки: с одной стороны, «Издалека. Картины из ГДР» (музей Вилла Штука, Мюнхен, куратор Сабине Шмид), а с другой - «Утопия и упадок. Искусство в ГДР» (Музей Кунстпа- ласт, Дюссельдорф, 2019-2020, куратор Штеффен Краутциг). Принципы работы Сабине Шмид до сих пор являются золотым стандартом для новых интерпретаций и подходов к искусству. Она показала, как поддерживать интеллектуальное равновесие даже в условиях политических сдвигов.

Если аккуратно заретушировать проблемные главы истории искусств ГДР, то откроется фальсифицированная история, насыщенная всеми мыслимыми клише. Так, Штеффен Краутциг обеспечил эффектное появление тем, кто этого не заслужил[10], добавил нескольких независимых художников[11] и дал нам увидеть мир, поставленный с ног на голову. Опорные принципы ГДРовской системы, видимо, очень востребованы даже спустя тридцать лет после исчезновения ГДР. Возможно, это связано с тем, что те художники, которые с благословения власть имущих в ГДР продвинулись на Западе еще в 1970-х годах, до сих пор имеют там своих поклонников. С другой стороны, о нонконформистской и молодежной сцене ГДР известно немного.

Эльке Претцель служит примером выстраивания успешной концепции в маленьком, но изысканном Художественном собрании Нойбранденбурга: новая экспозиция собрания с многообещающим названием «Der glQckliche Griff» («Удачный улов») доступна для осмотра с 2007 года. Новые поступления введены в нее поэтапно; она повлияла на общую ситуацию в музеях соответствующей тематики и уже привлекла множество зрителей. 90 процентов произведений местных художников соединены в экспозиции с 10 процентами приобретенных работ западногерманских мастеров. В настоящее время в музее можно увидеть выдающиеся работы Штравальде, Маттиаса Йегера, Ханса Юхсера и Теодора Розенхауэра, показывающие, что даже под руководством функционеров от культуры вполне можно было работать в современном ключе, с учетом традиций, проявляя собственную индивидуальность и при этом сохраняя зрительный контакт с международной художественной сценой.

Уже многие годы Ютта и Манфред Хайнрих демонстрируют в своем Музее коллекционеров в Маульбронне, что между искусством Восточного и Западного Берлина 1980-х годов может быть выстроен увлекательный диалог. Регулярные обновления экспозиции призваны подчеркнуть богатство коллекции картин и скульптур. Таким образом складываются новые смысловые единицы: так, в музее могут соседствовать Райнхард Штангль и Ханс Шайб; Лутц Фридель, Райнхард Штангль и Барбара Куандт; Ханс-Хендрик Гриммлинг и Петер Шевалье; Вальтер Штёрер и Вольфганг Петрик. Хотя их работы создавались в разных мирах или после обновления миров, произведения не соперничают друг с другом: зрители наблюдают их осмысленное взаимодействие. Манфред Генрих начал отслеживать переплетения жизненных путей восточных и западных немцев еще 35 лет назад, будучи завсегдатаем Кафе Мора - места встречи художников в берлинском районе Кройцберг, и с тех пор собрал более 300 произведений мастеров критического реализма, «Школы нового великолепия» и неоэкспрессионизма, перемешивающихся друг с другом в его коллекции, словно в калейдоскопе.

Перечисленный список событий может показаться впечатляющим с точки зрения цифр. Но с учетом количества музеев и выставочных институтов в современной Германии и разнообразия их программ становится очевидно, что многие кураторы не стремятся выработать новый взгляд на развитие искусства на немецком Востоке.

Наверное, что-то было сделано неправильно? Может быть, следовало учитывать эстетические критерии качества, а не нормы? Мнения разделились. Активистам хотелось бы квотирования в соответствии с происхождением художников, в то время как традиционалисты полагаются на невнятно сформулированные стандарты качества и при этом, как правило, остаются в рамках систематизации имеющихся подходов и не хотят нарушать правила. Однако устраивающий всех межинституциональный баланс не может быть достигнут безболезненно. Хотя в искусстве велико значение местной специфики, а Восток и Запад, несмотря на миллиардные инвестиции, не пришли к общему знаменателю, тем не менее и восточных, и западных немцев объединяет согласие в понимании эффективности труда. Прожитые в ГДР сорок лет вряд ли смогли изменить убежденность здешних жителей в том, что индивидуальное процветание должно основываться на индивидуальных достижениях.

Да восторжествует надежда...

 

  1. Вспомним выставку «Официальное и неофициальное - искусство ГДР», организованную в 1999 году куратором Ахимом Прайссом одновременно с выставкой нацистского искусства в многоцелевом зале бывшего Гауфорума в Веймаре, через десять лет после падения Берлинской стены. Или выставку «Шестьдесят лет Шестьдесят работ Искусство из Федеративной Республики Германия», прошедшую в 2009 году в берлинском Доме Мартина Гропиуса, отбор произведений для которой делала команда исключительно из представителей Западной Германии (Гётц Адриани, Роберт Флек, Зигфрид Гор, Петер Иден, Сюзанне Кляйне, Ингрид Мёссингер, Дитер Ронте, Франк Шмидт и Вальтер Смерлинг). В дискуссию не были включены ни кураторы, ни художники из Восточной Германии (за исключением Нео Рауха и Эберхарда Хавекоста).
  2. „Der Spiegel“, 07.09.2020. См. также: Eine Bilanz in Grafiken von Hanz Omar Sayami, Guido Grigat, Frank Kalinowski und Benjamin Bidder // Der Spiegel, 13.09.2020.
  3. April Eisman / Gisela Schirmer (Hg.): Kunst in der DDR - 30 Jahre danach, Vandenhoeck & Ruprecht Verlage, Kunst und Politik, Band 022, Gottingen, 2020.
  4. Имеются в виду такие художники, как Хорст Бартниг, Юрген Бёттхер (Штравальде), Ханс Брош, Ахим Фрайер, Эберхард Гёшель, Вася Гётце, Дитер Гольтцше, Петер Граф, Вилли Гюнтер, Петер Херрманн, Файт Хофманн, Криста-Мария Йайтнер, Вольфганг Лебер, Герда Лепке, Харальд Метцкес, Штефан Пленкерс, Гиль Шлезингер, Ханс-Отто Шмидт, Дагмар Ранфт-Шинке, Эрика Штюрмер-Алекс, Макс Улиг Этот краткий список охватывает представителей самых разных направлений в живописи и скульптуре. Он не является исчерпывающим и может быть продолжен.
  5. Уже в 2016-2017 годах в Музее изобразительных искусств Лейпцига (тогда еще под руководством Ханса-Вернера Шмидта) Зигхард Гилле был удостоен чести провести большую ретроспективную выставку.
  6. Выставку, которую курировала Матильде Ве в 2017 году, специально для Дрездена дополнили работами следующих восточногерманских художников и групп: это А.Р Пенк и группа «Liicke frequentor», Хельге Ляйберг Михаэль Фройденберг Клаус Хэнер-Шпрингмюль, Корнелия Шляйме, Ральф Кербах, Кристине Шлегель, «Дрезденские мастера автоперфорации», Маттиас Баадер Хольст, Мориц Гётце, Том ди Роз, «AG Geige», «Орнамент и преступление», «Zwitschermaschine», «37,2», «Pfff...», «Rennbahnband», «Машина по очистке картофеля», «Die letzten Recklen», «Мозги», «Наказание».
  7. https://www.lyrikline.org/de/gedichte/es-gibt-keine-freiheit-7066
  8. Выставка, согласно опубликованной информации, отвечает на вопрос: «Как рожденные после 1980 года воспринимают исчезновение ГДР, объединение Германии и период дезориентации 1990-х, о которых у них нет или почти нет собственных воспоминаний?»
  9. Текст для прессы к выставке.
  10. Бернхард Хайзиг Вольфганг Маттойер, Вернер Тюбке, Вилли Зитте.
  11. Герхард Альтенбург Карлфридрих Клаус, Михаэль Моргнер, А.Р Пенк, Корнелия Шляйме, Ангела Хампель, Элизабет Фойгт.
Иллюстрации
РАЙНХАРД ШТАНГЛЬ. Посторонний. Групповой портрет. 1978
РАЙНХАРД ШТАНГЛЬ. Посторонний. Групповой портрет. 1978
Дерево, масло. 165 × 125
Собрание художника
ХАНС ШАЙБ. Игротехник – Также жизнь художника – Придурок. 1986
ХАНС ШАЙБ. Игротехник – Также жизнь художника – Придурок. 1986
Дерево, краска. 162 × 106 × 80
Частная коллекция Ютты и Манфреда Хайнрих, Маульбронн
ТИНА БАРА. Автопортрет. 1983
ТИНА БАРА. Автопортрет. 1983
Черно-белая фотография
Собрание художника
ЭРАСМУС ШРЁТЕР. Мужчина 10. 2008
ЭРАСМУС ШРЁТЕР. Мужчина 10. 2008
Фотография
Собрание художника
ХАНС-ХЕНДРИК ГРИММЛИНГ. Перевоспитание птиц. 1977
ХАНС-ХЕНДРИК ГРИММЛИНГ. Перевоспитание птиц. 1977
Четырехчастная композиция ДВП, масло. Общий размер: 203 × 411
Частная коллекция Ютты и Манфреда Хайнрих, Маульбронн
ТЕОДОР РОЗЕНХАУЭР. Два круглых хлеба с графином (Два хлеба с кратункой). Около 1980
ТЕОДОР РОЗЕНХАУЭР. Два круглых хлеба с графином (Два хлеба с кратункой). Около 1980
Холст, масло. 50 × 65
Частная художественная коллекция Нойбранденбург. Фото: Бернд Кунерт, Берлин
ЮРГЕН БЁТТЧЕР (STRAWALDE). Анна Крон. 1993–2002
ЮРГЕН БЁТТЧЕР (STRAWALDE). Анна Крон. 1993–2002
Холст, ассамбляж, масло. 150 × 100
Коллекция фонда Банка Остдойче Шпаркассе совместно с Шпаркассе Нойбранденбург-Деммин. Фото: Бернд Кунерт, Берлин
КАРИН ВИКХОРСТ. Из серии «Встречи в мастерских». 1986–1987
КАРИН ВИКХОРСТ. Из серии «Встречи в мастерских». 1986–1987:
Хартвиг Эберсбах. 1986–1987
Черно-белая фотография (слева сверху). 40 × 40
Чeрно-белая фотография, закрашена (справа сверху). 40 × 40
Чёрно-белая фотография (внизу). 80 × 80
Общий размер: 139 × 91
Собрание художника
ХАНС ЮХСЕР. Большой натюрморт с бутылкой, чашей для фруктов и лимоном. 1968
ХАНС ЮХСЕР. Большой натюрморт с бутылкой, чашей для фруктов и лимоном. 1968
ДВП, масло. 59,5 × 80
Частная художественная коллекция Нойбранденбург. Фото: Бернд Кунерт, Берлин
МАТТИАС ЙЕГЕР. Тропа в Пухове. 1982
МАТТИАС ЙЕГЕР. Тропа в Пухове. 1982
ДВП, масло. 73 × 90
Частная художественная коллекция Нойбранденбург. Фото: Бернд Кунерт, Берлин
КОРНЕЛИЯ ШЛЯЙМЕ. Гавана (Девушка с косами в лубяной юбке). 1996
КОРНЕЛИЯ ШЛЯЙМЕ. Гавана (Девушка с косами в лубяной юбке). 1996
Холст, акрил, шеллак, асфальтовый лак. 160 × 200
Частная коллекция Ютты и Манфреда Хайнрих, Маульбронн
ЛУТЦ ФРИДЕЛЬ. 6.3.53 (Бранденбургские ворота). 1993
ЛУТЦ ФРИДЕЛЬ. 6.3.53 (Бранденбургские ворота). 1993
Холст, масло. 120 × 205
Частная коллекция Ютты и Манфреда Хайнрих, Маульбронн

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play