В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ – БЕРЛИН. Город, который все время изобретает себя заново

Штефани Герке*

Номер журнала: 
#1 2021 (70), Специальный выпуск «Германия - Россия. На перекрестках культур»

* Штефани Герке (род. 1984) защитила диссертацию в качестве научного сотрудника Института искусства и визуальной истории Берлинского университета Гумбольдта, является соучредителем агентства «Niche Berlin», предлагающего туры художественной тематики (http://nicheberlin.de).

Золотые 20-е годы прошлого столетия - это воспоминания, сплачивающие разделенный город вот уже тридцать лет. Берлин сегодня - важнейший центр художественной жизни Германии, место притяжения для художников и тех людей, которые умеют брать от жизни все, что им нужно, но прежде всего это постоянно меняющаяся строительная площадка. В статье изложен новый взгляд на историю и свободную творческую атмосферу Берлина, где новое рождается за пределами крупных музеев.

Баннер Риркрита Тиравании на фасаде техно-клуба «Berghain» как прелюдия к выставке «Studio Berlin». 2020
Баннер Риркрита Тиравании на фасаде техно-клуба «Berghain» как прелюдия к выставке «Studio Berlin». 2020
«STUDIO BERLIN», «Berghain»
© Риркрит Тиравания, предоставлено галереей «neugerriemschneider» (Берлин). Фотография: Ноше

«Завтра - это предмет обсуждения» («Morgen ist die Frage») - такой лозунг с начала сентября 2020 года выведен черными буквами на белом транспаранте, вывешенном по всей длине фасада известного техно-клуба «Berghain». Клуб уже более 15 лет располагается в здании бывшей ТЭЦ, недалеко от берлинского Восточного вокзала. В рамках мер по сдерживанию пандемии коронавируса «Berghain» в марте также был вынужден приостановить все праздничные мероприятия. Вместо них здесь полгода спустя по решению владельцев клуба открылась выставка, вокруг которой состоялось много дискуссий, - место вечеринок в известнейшем клубе города заняло искусство. Такой подход симптоматичен для Берлина как художественной столицы - сочетание интересных пространств с инициативами художников.

ЭЛЕЙН СТЁРТЕВАНТ. Инсталляция на выставке «abc – Art Berlin contemporary»
ЭЛЕЙН СТЁРТЕВАНТ. Инсталляция на выставке «abc – Art Berlin contemporary»
Фото: Марко Функе

Коллекционеры Карен и Кристиан Борос, имеющие постоянную экспозицию своего собрания в бывшем бункере рядом с берлинской Фридрихштрассе, организовали вместе с куратором Джульет Коте в пространствах клуба «Berghain» выставку более чем сотни берлинских художников под названием «Studio Berlin». Те, кого пригласили поучаствовать, позвали также и своих знакомых. В числе экспонентов значатся Моника Бонвичини, Тасита Дин, Саймон Фудзивара, Адриан Пайпер, Джереми Шоу. Баннер на фасаде создал Риркрит Тиравания. Большинство выставленных работ связаны либо с этим легендарным местом, либо с опытом создания произведений искусства во время локдауна.

Инсталляция в экспозиции «Мир на проводе». Собрание Юлии Стошек, Берлин
Инсталляция в экспозиции «Мир на проводе». Собрание Юлии Стошек, Берлин
На переднем плане: НЕЙЛ БЕЛУФА. Джагуакузи. 2015. Микс-медиа-видеоинсталляция
На заднем плане: ТИМУР СИ-ЦИНЬ. In memoriam 9. 2015
Алюминиевый ящик с системой светодиодного освещения. Фото: Симон Фогель

«Выставка - меланхолическое самоутверждение столичной художественной сцены в период кризиса», - пишет Даниэль Фёльцке в берлинском художественном журнале «Monopol» о «Studio Berlin»[1]. При этом понятие кризиса относится не только к сложной ситуации в мире искусства в период закрытия выставок, ограничений поездок и отмены мероприятий по причине Covid-19. Уже весной этого года в художественных кругах Берлина перешептывались об «исходе»: все больше галерей закрывается, коллекционеры покидают город, потому что политики недостаточно о них заботятся. Недавно известный коллекционер Юлия Стошек угрожала забрать из Берлина свою великолепную коллекцию медиаарта после того, как ей подняли арендную плату за помещения на Лейпцигской улице, при том, что она вложила почти миллион евро в ремонт этих помещений бывшего культурного центра Чехословакии времен ГДР. «Почему художественная столица теряет свои позиции?» - спрашивал Коля Райхерт в одной из немецких газет в конце мая[2].

Однозначного ответа, видимо, нет. Подобные сообщения в прессе свидетельствуют об опасениях, что «бум» в немецкой художественной столице может вдруг закончиться. Берлин действительно переживает кризис или это только разговоры?

На самом деле, вопрос о том, «закончился» ли Берлин, возникает регулярно. «Сомнения [на этот счет] ... присутствуют с тех пор, как в Берлине с середины 90-х годов начался период консолидации», - читаем в книге о развитии берлинской арт-сцены после объединения Германии[3]. Всех присоединившихся (представителей Восточной части Берлина) объединяет чувство, что они что-то пропустили. Но, вероятно, именно с этим связано непрекращающееся стремление берлинской арт-сцены к самообновлению, предполагают авторы. Так что, возможно, нынешняя ситуация свидетельствует о боли взросления. После годов подъема Берлину стоит задуматься, какой художественной метрополией он действительно может и хочет быть. Внешний блеск, большая прибыль и богатые коллекционеры никогда не были определяющими факторами для художественной сцены Берлина. В Берлине не сосредоточен большой капитал. К сожалению, в спорном высказывании бывшего бургомистра Берлина Клауса Воверайта в 2003 году о том, что город «бедный, но сексуальный», есть доля правды. В то же время постоянный процесс джентрификации в некоторых частях города за последние 10 лет привел к увеличению цен на аренду помещений до 150 процентов[4]. Низкая арендная плата, когда-то привлекавшая в Берлин многих художников, давно уже ушла в прошлое. И тем не менее приток художников все еще велик[5]. Ведь то, что делало немецкую столицу художественным центром в прошлом, сохраняется до сих пор - это определенный дух свободы и свободное пространство. Здесь чувствуется отсутствие иерархии и есть место для развития и творчества.

Такое впечатление имеет историческую основу. Во время раздела Германии Западный Берлин представлял собой «островок» на территории тогдашней ГДР. С одной стороны, это особое положение привлекало многочисленных пацифистов. Когда в 1956 году в ФРГ была введена всеобщая воинская обязанность, граждане Западного Берлина были от нее освобождены из-за ограничивающих мер союзников. По грубым подсчетам, около 50 000 призывников уклонились от службы, переехав в Западный Берлин[6]. Это способствовало укоренению мифа о Берлине как месте большой личной свободы. С другой стороны, после 1945 года начался мощный индустриальный спад. Многочисленные фирмы отвернулись от некогда величайшего промышленного города Европы из-за непонятной политической ситуации. В упадок пришли большие и малые объекты индустрии, нуждавшиеся в изменении своего назначения.

Прежде всего, после объединения Берлин наконец превратился в место притяжения для людей, которые хотели что-то создавать. С падением Берлинской стены исчез рубеж, разделявший город. Районы и кварталы, которые за пару лет до этого находились на окраине той или иной половины города, неожиданно оказались в центре. Город превратился в игровую зону, которую можно было оформить заново. Центральные районы восточной части Митте и Пренцлауэр-Берг очень быстро преобразились. После изъятия собственности в ГДР оставалось неясным, кому принадлежит недвижимость, дома не ремонтировались, появились свободные площадки, куда въезжали художники. Со временем можно было наблюдать интересные синергические эффекты и формирование ключевых точек берлинской арт-сцены.

Ярким примером этого процесса является Августштрассе в районе Берлин-Митте. На этой улице со старинными домами, расположенной недалеко от «Музейного острова», капитально отреставрированного после объединения и превратившегося в магнит для туристов, сразу после падения Стены возник один из базовых центров быстро развивавшейся художественной сцены города. Уже в 1991 году в помещениях заброшенной маргариновой фабрики группа людей во главе со студентом-медиком Клаусом Бизенбахом (ныне директором Музея современного искусства (MOCA) в Лос-Анджелесе) основала Институт современного искусства (Kunst-Werke - KW Institute for Contemporary Art). Институт, обладая обширными и трансформируемыми помещениями и не имея собственной коллекции, позволил художникам быстро реагировать на изменения в современном мире. Кроме того, в 1998 году здесь обосновалась Берлинская биеннале. В 2006 году Институт современного искусства стал особым катализатором в своем районе: 4-я Берлинская биеннале, кураторами которой были Маурицио Каттелан, Массимилиано Джиони и Али Суботник, обыграла необычные выставочные пространства на Аугустштрассе. Среди них - бывшая еврейская школа для девочек, которая через несколько лет после капитального ремонта превратилась в галерею.

БРЮС НАУМАН. Крысы и летучие мыши (Выученная беспомощность у крыс II). 1988
4-я Берлинская биеннале «О мышах и людях». 2006
БРЮС НАУМАН. Крысы и летучие мыши (Выученная беспомощность у крыс II). 1988
Инсталляция. Фото: Уве Вальтер

Аугустштрассе стала также эпицентром развивавшейся коммерческой арт-сцены, пока ее главные представители не переехали в западную часть города и не обосновались вокруг бывшего участка газеты «Tagesspiegel», южнее Потсдамской площади. Возникла интересная ситуация конкуренции с Кёльном - ведущим художественным центром 1970-1980-х. «Берлин был особенно привлекателен для новичков, потому что здесь, в отличие от рейнского города, не было жесткой иерархии. Рано или поздно значительная часть кёльнских художников также переселилась в новую старую столицу», - пишет Кито Недо[7]. Из Кёльна в Берлин переехали такие заведения, как галерея Макса Хетцлера. Моника Шпрют и Филомена Магерс в 1998 году объединились и создали в Берлине свою выдающуюся Галерею Шпрют - Магерс (Galerie Spruth Magers). Другие галеристы открыли в столице свои филиалы. С переездом журнала «Texte zur Kunst» и его ключевого критика Изабель Грав из Кёльна в Берлин в столице оказался еще один важный художественный рупор. Коллекционеры Эрика и Рольф Хоффман также покинули Рейнскую область ради Шпрее. В помещениях бывшей фабрики по производству швейных машин в Хакских дворах (Hackesche Höfe)[8] они стали показывать свою коллекцию по субботам за плату и предлагали публике гораздо больше высококлассных произведений искусства, чем берлинские музеи, известные недостаточным финансированием.

КАТАРИНА ГРОССЕ. Фрагмент выставки «Это были не мы». Гамбургский вокзал – Музей современности, Берлин. 2020
КАТАРИНА ГРОССЕ. Фрагмент выставки «Это были не мы». Гамбургский вокзал – Музей современности, Берлин. 2020
Предоставлено Галереей Кёнига, Берлин, Лондон, Токио; Галереей Гагосяна; Галереей рядом с собором Святого Стефана Розмари Шварцвальдер, Вена
© Катарина Гроссе; VG Bild-Kunst, Бонн, 2020. Фото: Йенс Циэ

Многие годы казалось, что Берлин всегда будет двигаться в гору, что город постепенно сравняется с Лондоном, Нью-Йорком или Парижем. Среди престижных музеев важными центрами современного искусства стали Новая национальная галерея и открывшийся в 1996 году Гамбургский вокзал, где с 2004 года выставляется коллекция Фридриха Кристиана Флика. Звезды мировой художественной сцены - Тасита Дин, Дуглас Гордон, Томас Сарацено - переехали и перенесли свои ателье в немецкую столицу. Ай Вэйвэй, Хито Штейерл и даже Олафур Элиассон стали профессорами Берлинского университета искусств. Между 2009 и 2014 годами Элиассон создал на его базе инновационный Институт экспериментов с пространством, взрастивший целое поколение художников, которые понимают общественное пространство как игровое поле[9].

Проект «Gallery Delivery» на фестивале «Good To Talk 2019»
Проект «Gallery Delivery» на фестивале «Good To Talk 2019»
Фото: Эльке Валькенхорст

Но покупательная способность в Берлине постоянно оставалась ограниченной, к большому недовольству коммерческой арт-сцены. Городские официальные проекты не всегда дотягивали до должного уровня. Международная художественная ярмарка «Art Forum», открытая в 1996 году на территории берлинского выставочного комплекса «Мессе Берлин» («Messe Berlin») как альтернатива старейшей немецкой художественной ярмарке «Art Cologne», не имела успеха. Возможно, еще и потому, что стерильные помещения комплекса просто не соответствовали особому духу города. В 2008 году несколько берлинских галерей[10] учредили конкурирующее мероприятие «abc - Art Berlin contemporary», которое намного лучше отразило дух города. Его организаторы пригласили 75 галерей в здание бывшего железнодорожного почтамта. Вместо стендов, как это обычно принято на ярмарках, здесь были отдельные зоны. Рожденная по инициативе местных художников, наполненная обаянием производственных помещений, ярмарка поначалу сработала. «abc» пользовалась успехом у публики. Но после того как «Art Forum» безуспешно попытался объединить обе ярмарки, в 2011 году мероприятие закончило свое существование. «abc» стала основной движущей силой берлинского художественного рынка. Но вместе со спросом росло и давление со стороны продавцов. Включилась Кёльнская торговая ярмарка - головная компания Art Cologne. «abc» превратилась в «Art Berlin» в выразительных помещениях бывшего аэропорта «Берлин-Темпельхоф». Но в 2019 году провалилось и это сотрудничество. На данный момент остались лишь небольшие ярмарки, как, например, «Positions Art Fair». В настоящий момент в Берлине нет художественной ярмарки мирового уровня.

Фестиваль «Good To Talk 2019»
Фестиваль «Good To Talk 2019». Фото: Эльке Валькенхорст

Намного примечательней оказался проект «Gallery Weekend», запущенный в 2005 году рядом частных галерей. В рамках беспрецедентного взаимодействия около 50 берлинских галерей договорились о совместном открытии на выходных, и с тех пор они регулярно привлекают в город представителей международного сообщества коллекционеров.

Истории KW, «abc» и «Gallery Weekend» показывают, что берлинская художественная сцена работает лучше всего там, где инициативы исходят от нее самой, там, где находят и временно перепрофилируют немногие оставшиеся руины или незастроенные участки, где пустота заполняется искусством и своими силами разрабатываются возможности, предлагаемые в быстро меняющемся городском ландшафте.

 

  1. Daniel Volzke: 'Ausstellung im Berghain - was Corona uns genommen hat' // www.monopol-magazin.de, 8.9.2020.
  2. Kolja Reichert: 'Warum kolla- biert die Kunsthauptstadt?' // “Frankfurter Allgemeine Zeitung”, 21.5.2020.
  3. Conny Becker, Christina Landbrecht, Friederike Schafer: ,Endstation Berlin? Ein RQckblick auf die Berliner Kunstszenen seit 1989' // “Metropolitan Views: Berlin Berlin. Kunstszenen 1989-2009”, Berlin 2010, S. 7.
  4. Christoph Kluge: “Mieten in Neukolln in zehn Jahren um 146 Prozent gestiegen” // www.tages-spiegel.de, 7.5.2019.
  5. В 2010 году профессиональное сообщество художников в Берлине насчитывало около 5000 человек. Сейчас там проживает около 8 000 профессиональных художников, что доказывает специальное исследование. См.: Hergen Wobken: “Mind the Gap!” // Studio Berlin III - Situation Berliner KQnstler innen und Gender Gap. Institut fiir Strategieentwicklung (IFSE). Mai 2018, S. 3.
  6. Hans Stromsdorfer: “Stadt der Verweigerer” // www.tages-spiegel.de, 21.7.2006.
  7. Kito Nedo: "Pionierzeit: Die Anfange des neuen Berliner Kunstmarkts in den Neunzigern” // https://www.gallery-week-end-berlin.de/journal/nedo-90er/ (обращение: 2.10.2020)
  8. Хакские дворы - самый крупный архитектурный комплекс закрытых дворов в Германии, находится в районе Берлин- Митте.
  9. Такие, как Юлиан Шарьер (Julian Charriere), Феликс Кислинг (Felix Kiessling) или Фабиан Кнехт (Fabian Knecht).
  10. К галереям-основателям «abc - Art Berlin contemporary» относятся галереи Гвидо В. Баудаха (Guido W. Baudach), Мехди Чокри (Mehdi Chouakri), галерея «Камм» (Galerie «Kamm»), «Мейер Риггер» («Meyer Riegger»), галерея «Ной» (Galerie «Neu»), «Нойгерримшнайдер» («Neugerriemschneider»), галерея Эстер Шиппер (Esther Schipper) и «Жак Браницка» («Zak Brranicka»).
Иллюстрации
Помещение, занимаемое собранием Юлии Стошек на Лейпцигской улице в Берлине
Помещение, занимаемое собранием Юлии Стошек на Лейпцигской улице в Берлине
Фото: Симон Фогель
Инсталляция Фойе 1-го выставочного этажа
Инсталляция Фойе 1-го выставочного этажа
Собрание Юлии Стошек, Берлин
Фото: Симон Фогель
ДЖОН РАФМАН. Трилогия «Бета-самец» (Стеклянная кабина). 2015
Инсталляция в экспозиции «Мир на проводе»
Собрание Юлии Стошек, Берлин
ДЖОН РАФМАН. Трилогия «Бета-самец» (Стеклянная кабина). 2015
Микс-медиа-видеоинсталляция
Фото: Симон Фогель
Проект «Gallery Weekend 2020». Выставка Андреаса Гурски в Галерее Шпрют – Магерс
Проект «Gallery Weekend 2020». Выставка Андреаса Гурски в Галерее Шпрют – Магерс
Фото: Штефан Корте
Проект «Gallery Weekend 2019»
Проект «Gallery Weekend 2019»
Галерея Томаса Шульте
Фото: Клеменс Порикис
Проект «Gallery Weekend 2019»
Проект «Gallery Weekend 2019»
Галерея Шпрют – Магерс
Фото: Клеменс Порикис
Проект «Gallery Weekend 2019»
Проект «Gallery Weekend 2019»
Галерея Конрада Фишера
Фото: Клеменс Порикис
Центр современного искусства KINDL, Берлин
Центр современного искусства KINDL, Берлин
Фото: Марко Функе, 2019
РОМАН ЗИГНЕР. Экспериментальный самолет Kitfox. 2014
РОМАН ЗИГНЕР. Экспериментальный самолет Kitfox. 2014
Инсталляция в помещении бывшей котельной Центра современного искусства KINDL, Берлин. 14 сентября 2014 – 28 июня 2015
Фото: Йенс Циэ, Берлин, 2014
НИК НОВАК. Шизоакустика. 2020
НИК НОВАК. Шизоакустика. 2020
Инсталляция в помещении бывшей котельной Центра современного искусства KINDL, Берлин
Фото: Йенс Циэ, 2020
Бывшая еврейская школа для девочек, Аугустштрассе, 11–13
Бывшая еврейская школа для девочек, Аугустштрассе, 11–13
Фото: Уве Вальтер
Бывшая еврейская школа для девочек, Аугустштрассе, 11–13
Бывшая еврейская школа для девочек, Аугустштрассе, 11–13
Фото: Уве Вальтер
4-я Берлинская биеннале «О мышах и людях». 2006
4-я Берлинская биеннале «О мышах и людях». 2006
Бывшая еврейская женская школа, Аугустштрассе, 11–13
Фото: Уве Вальтер
ОЛИВЕР КРОЙ совместно с ОЛИВЕРОМ ЭЛЬЗЕРОМ. Специальные модели. 387 домов Петера Фрица, страхового агента из Вены. 2000
4-я Берлинская биеннале «О мышах и людях». 2006
ОЛИВЕР КРОЙ совместно с ОЛИВЕРОМ ЭЛЬЗЕРОМ. Специальные модели. 387 домов Петера Фрица, страхового агента из Вены. 2000
Инсталляция
Фото: Уве Вальтер
БЕРЛИНДЕ ДЕ БРЁЙКЕРЕ. lichaam (тело). 2006
4-я Берлинская биеннале, «О мышах и людях». 2006
БЕРЛИНДЕ ДЕ БРЁЙКЕРЕ. lichaam (тело). 2006
Инсталляция
Фото: Уве Вальтер
Входные ворота Институт современного искусства KW, Берлин
Входные ворота Институт современного искусства KW, Берлин
Фото: Франк Шперлинг
ЛЮСИ СКАЕР. Без названия. 2010. инус один. 2016
Институт современного искусства KW
ЛЮСИ СКАЕР
На заднем плане: Без названия. 2010
На переднем плане: Минус один. 2016
Девять объектов в составе работы Рэйчел, Питер, Кейтлин, Джон. 2010. Инсталляция
Институт современного искусства KW, Берлин
Фото: Франк Шперлинг
ДЖИММИ РОБЕРТ. Joie noire. Перформанс с участием Кортни Генри в Институте современного искусства KW, Берлин. 2019
ДЖИММИ РОБЕРТ. Joie noire. Перформанс с участием Кортни Генри в Институте современного искусства KW, Берлин. 2019
Предоставлено художником
Фото: Франк Шперлинг
ДЭВИД ВОЙНАРОВИЧ. Пожар в моем животе. 1986–1987
ДЭВИД ВОЙНАРОВИЧ. Пожар в моем животе. 1986–1987
Кадр из фильма, снятого на кинопленку формата «8 Супер». Инсталляция на выставке «Дэвид Войнарович: фотография и кино. 1978–1992». Институт современного искусства KW, Берлин. 2019
Предоставлено «Electronic Arts Intermix» (EAI), Нью-Йорк
Фото: Франк Шперлинг
СИПРИЕН ГАЙЯР. The Recovery of Discovery. Инсталляция Институт современного искусства KW, Берлин. 2011
СИПРИЕН ГАЙЯР. The Recovery of Discovery. Инсталляция Институт современного искусства KW, Берлин. 2011
Картон, стекло, металл, пиво
Фото: Жозефин Уолтер
АБСАЛОН. Диспозиция. 1990. Инсталляция Институт современного искусства KW, Берлин. 2010
АБСАЛОН. Диспозиция. 1990. Инсталляция Институт современного искусства KW, Берлин. 2010
Фото: Уве Вальтер, 2010
КРИСТОФ ШЛИНГЕНЗИФ. Африканские башни-близнецы – Подъемник на небеса. Инсталляция Институт современного искусства KW, Берлин. 2015
КРИСТОФ ШЛИНГЕНЗИФ. Африканские башни-близнецы – Подъемник на небеса. Инсталляция Институт современного искусства KW, Берлин. 2015
Предоставлено галереей «Хаузер & Вирт»
Фото: Уве Вальтер
КЕЙТ КУПЕР. Обработка. Инсталляция Институт современного искусства KW, Берлин. 2015
КЕЙТ КУПЕР. Обработка. Инсталляция Институт современного искусства KW, Берлин. 2015
Предоставлено Кейт Купер
Фото: Тео Кук
ДЭВИД ЧИППЕРФИЛД. Хоть горшком назови. Инсталляция. Новая национальная галерея, Берлин. 2014
«Фестиваль будущего настоящего», организованный Институтом экспериментов с пространством. Берлинский университет искусств
ДЭВИД ЧИППЕРФИЛД. Хоть горшком назови. Инсталляция. Новая национальная галерея, Берлин. 2014
Фото: Фабиан Кнехт
«Марафон художников» в Институте экспериментов с пространством, Берлин. 2009
«Марафон художников» в Институте экспериментов с пространством, Берлин. 2009
Фото: Институт экспериментов с пространством, Берлинский университет искусств
«Действия перевода». Публичное мероприятие Института экспериментов с пространством в рамках проекта «Мир – не выставка – Большая всемирная выставка 2012»
«Действия перевода». Публичное мероприятие Института экспериментов с пространством в рамках проекта «Мир – не выставка – Большая всемирная выставка 2012», проводившегося «Raumlaborberlin» в сотрудничестве с театром «Hebbel am Ufer» в здании бывшего аэропорта. Берлин-Темпельхоф. 2012
Фото: Институт экспериментов с пространством, Берлинский университет искусств
Перед галереей «EIGEN + ART» на Аугустштрассе в 1990-е
Перед галереей «EIGEN + ART» на Аугустштрассе в 1990-е
© Галерея «EIGEN + ART» Берлин
Неделя искусства в Берлине. 2019. Дом Мартина Гропиуса
Неделя искусства в Берлине. 2019. Дом Мартина Гропиуса
Фото: Юстина Федек
Неделя искусства в Берлине. 2020
Неделя искусства в Берлине. 2020
Фото: Конрад Бауэр
Неделя искусства в Берлине. 2019. Дом статистики, Берлин
Неделя искусства в Берлине. 2019. Дом статистики, Берлин
Фото: Юстина Федек
ИГХИЯ. Анализ ритма. Инсталляция
Выставка на площадке «Savvy Contemporary». 2017
ИГХИЯ. Анализ ритма. Инсталляция
© Раиса Галофре
Открытие «Мастерской» («Werkstatt»), Дом статистики, Берлин
Открытие «Мастерской» («Werkstatt»), Дом статистики, Берлин
Фото: Андреас Зюс
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ГРУППА «ЯНГ БОЙ». Перформанс. 2019
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ГРУППА «ЯНГ БОЙ». Перформанс. 2019
Проектное пространство «Tropez» на территории летнего бассейна «Хумбольдтхайн»
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ГРУППА «ЯНГ БОЙ». Перформанс. 2019
Фото: Инк Агоп
Фестиваль «Good To Talk 2019»
Фестиваль «Good To Talk 2019»
Фото: Эльке Валькенхорст

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play