Победа и Память

Александр Рожин

Рубрика: 
75 лет Великой Победы
Номер журнала: 
#1 2020 (66)

Юбилейный выпуск журнала «Третьяковская галерея» посвящен двум трагедиям ХХ века - самым страшным в истории человечества мировым войнам, их участникам и свидетелям. В первую очередь мы говорим о Победе народов Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, о живой памяти, которую невозможно фальсифицировать, идеализировать или предать забвению. Как немногие из ныне живых свидетелей этой трагической и героической эпопеи, их потомки, так и произведения искусства хранят память, воспитывают уважение к прошлому своего народа, чувство гордости за нашу Родину.

В.К. ДМИТРИЕВСКИЙ. В день победы. 1982
В.К. ДМИТРИЕВСКИЙ. В день победы. 1982
Холст, масло

Граждане России, стран ближнего и дальнего зарубежья, потомки и наследники солдат Победы, участников и ветеранов Второй мировой и Великой Отечественной войн, несут в своей памяти горечь невосполнимых утрат и потерь, а вместе с тем гордость за славу и подвиги предков, тех, кто освободил мир от коричневой чумы фашизма.

Е.Е. МОИСЕЕНКО. Победа. 1970–1972
Е.Е. МОИСЕЕНКО. Победа. 1970–1972
Из цикла «Годы боевые». Холст, масло. 200 × 150. © ГРМ

Мир спасенный помнит разрушенные города и деревни, уничтоженные памятники архитектуры, сожженные библиотеки, разграбленные музеи... И чтобы это никогда не повторилось, совершались подвиги солдатами Красной Армии и ее союзников, тружениками тыла и теми, кто сражался в рядах французского Сопротивления, в партизанских отрядах Югославии и Италии, Греции и Болгарии, в рядах подпольщиков Словакии и Бельгии.

В сохранении памяти о войнах важная роль принадлежит искусству, ибо только оно обладает способностью отображать факты и события эпохи, духовно преображать, предупреждать и предвосхищать их. Творчество художников, поэтов, беллетристов, кинематографистов, фотокорреспондентов - это симбиоз документальной аргументированности и духовного обобщения ощущений и переживаний, это правда жизни и правда искусства.

В данном выпуске читатель несомненно встретит знакомые имена и произведения, значение которых непреходяще - это относится и к замечательным отечественным художникам, и к целой плеяде больших мастеров Запада.

Д.А. БЕЛЮКИН. Г.К. Жуков. 2015
Д.А. БЕЛЮКИН. Г.К. Жуков. 2015
Холст, масло. 150 × 100
Из цикла «Годы боевые». Холст, масло. 200 × 150. © ГРМ

Искусство и война, искусство на войне - логически не сочетаемые понятия. Вспомним далекое прошлое, работы великих мастеров мировой художественной культуры, трагические сюжеты, символы страдания и ужаса в офортах Жака Калло и Франсиско Гойи, в живописи Василия Верещагина и Сальвадора Дали, Александра Дейнеки и Пабло Пикассо, в скульптурных произведениях Генри Мура и Эрнста Неизвестного, Евгения Вучетича и Веры Мухиной, в картинах Эрнста Фукса и Михаила Савицкого, Евсея Моисеенко, Ренато Гуттузо и Ренцо Орвьето...

А.А. ДЕЙНЕКА. Оборона Севастополя. 1942
А.А. ДЕЙНЕКА. Оборона Севастополя. 1942
Холст, масло. 200 × 400. © ГРМ

В этой связи достаточно напомнить лишь отдельные, но широко известные примеры из творчества великих мастеров художественной культуры ХХ века: плакат «Родина-мать зовет!» Ираклия Тоидзе, картины «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки, «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, «Парад на Красной площади в ноябре 1941 года» Константина Юона, «Портрет маршала Советского Союза ГК. Жукова» Павла Корина, цикл полотен «Опаленные огнем войны» Гелия Коржева, «Окна ТАСС» Кукрыниксов; мемориальные скульптурные ансамбли: «Защитникам Ленинграда» в Санкт-Петербурге Михаила Аникушина и «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде - величественную статую «Родина-мать зовёт!» Евгения Вучетича...

В том же ряду на первом плане кинофильмы «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Молодая гвардия» Сергея Герасимова, «Отец солдата» Резо Чхеидзе, «Иваново детство» Андрея Тарковского, киноэпопея «Освобождение» Юрия Озерова, «Иди и смотри» Элема Климова, «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, документальные ленты Михаила Ромма.

Естественно, первым откликом на пришедшую в наш мирный дом жестокость боев, эвакуации и непосильного труда, на опыт выживания под огнем снарядов и бомб стало слияние музыки и поэзии - сразу всплывают в памяти «Вставай, страна огромная» на музыку Александра Александрова и стихи Василия Лебедева-Кумача. С особой силой зазвучали гневная сатира Сергея Михалкова и разящие карикатуры Кукрыниксов... Не заставило себя ждать и большое, прославленное на весь цивилизованный мир искусство: чеканные и одновременно такие душевные строки Константина Симонова «Жди меня», поэтический гимн мужеству блокадного Ленинграда Ольги Берггольц, полюбившаяся и фронтовикам, и труженикам тыла поэма Александра Твардовского «Василий Тёркин», Седьмая («Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича; воспоследовали симфонические произведения Сергея Прокофьева, Георгия Свиридова и Альфреда Шнитке. Всю войну и трудное послевоенное время нас сопровождали песни на стихи участников великой войны Михаила Матусовского, Алексея Фатьянова, Евгения Долматовского, Булата Окуджавы.

Верность традициям, патриотическая убежденность и гордость за наших предков-победителей присущи и представителям послевоенного поколения мастеров поэтического искусства: Расулу Гамзатову и Роберту Рождественскому, Евгению Евтушенко, Белле Ахмадулиной и Андрею Вознесенскому, Самеду Вургуну и Давиду Кугультинову, Андрею Дементьеву и Михаилу Ножкину. Надолго запомнились современникам песни Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова, песни Владимира Мулявина и коллектива «Песняры», цикл баллад о войне Владимира Высоцкого.

На эту неисчерпаемую тему написано немало книг и статей, и такого рода историография искусства будет постоянно пополняться.

В статье к 70-летию Великой Победы для нашего журнала искусствовед Александр Морозов писал: «Художественное наследие советского времени хранит огромное количество произведений, посвященных Великой Отечественной войне. И это не удивительно. В данном случае резонировали два фактора. Во-первых, опыт войны с исключительной силой переживался миллионами граждан нашей страны и переживается российским обществом до сих пор, обжигая сердца людей сущностной пересеченностью трагедии и триумфа. Наряду с этим государство всегда активно поддерживало обращения к теме войны в искусстве, поскольку это считалось одним из важных инструментов воспитания советского патриотизма и политической стабильности в обществе».

Отмечая 75-ю годовщину исторической победы над фашизмом, мы говорим о Памяти как о дороге жизни, подвига, героизма, бессмертия. В нашем сознании понятия Победы и Памяти неразделимы по отношению к Великой Отечественной войне.

Хранители памяти - участники и ветераны войны, их дети и внуки, потомки известных и безымянных героев и, конечно же, мастера культуры.

В многонациональном отечественном искусстве издревле существует традиция, обусловленная чувством патриотизма, гражданской нравственной ответственностью за судьбу страны, за ее прошлое и настоящее. И первыми откликнулись на вероломное нашествие фашистских агрессоров музыканты и поэты, плакатисты, художники-карикатуристы и графики, журналисты... - все деятели советской многонациональной культуры, «к штыку приравнявшие перо». Среди них были мастера, освоившие опыт своих предшественников - старших коллег, работавших в годы Первой мировой и Гражданской войн.

Эту эстафету приняли художники-плакатисты послевоенного времени: Олег Савостюк, Борис Успенский, Мирон Лукьянов, Евгений Каждан... При всем различии эстетических предпочтений, при всей индивидуальности творческой манеры художников в их произведениях о стойкости и мужестве, страданиях и вере защитников Отечества на фронтах и в тылу есть общее - чувство личной сопричастности судьбам своего народа, духовный подъем, образная содержательность.

Плакаты и картины, натурные рисунки, живописные полотна, скульптуры, созданные мастерами разных поколений военного лихолетья и послевоенной эпохи - бесценные художественные свидетельства немеркнущей памяти. Их произведения стали летописью, артефактами, несущими в себе отражение чувственного восприятия героического времени.

Навсегда вошли в историю культуры плакат «Воин Красной Армии, спаси!» Виктора Корецкого, карикатуры Бориса Ефимова, скульптурные образы героев войны Веры Мухиной, такие картины, как «Мать партизана» Сергея Герасимова и «Письмо с фронта» Александра Лактионова. Классикой советского искусства стали «Конец» Кукрыниксов, «Партизанская мадонна» Михаила Савицкого, «Дети войны» братьев Сергея и Алексея Ткачевых, «Семья. 1945 год» Виктора Иванова, испанский триптих Андрея Мыльникова наряду с его же работами «Клятва балтийцев» и «Ленинград. 1941 год», картины Евсея Моисеенко «Матери, сестры» и «Победа». Запомнились многочисленным зрителям «Триумф победившей Родины» Михаила Хмелько, «Военные корреспонденты» Анатолия Никича, «Воспоминания. Вдовы» («Мезенские вдовы») и «Шинель отца» Виктора Попкова, «Памяти безпрахазахороненных мужей, братьев и детей. Посвящается памяти В. Попкова» Игоря Обросова, «Ленинградская блокада» Ильи Глазунова, «Тихая моя Родина» Валентина Сидорова, «Партизаны пришли» Татьяны Назаренко. Непосредственно в годы войны или вскоре после ее окончания были созданы живописные работы Юрия Непринцева и Бориса Пророкова, Игоря Грабаря и Константина Юона, Бориса Неменского и Ефрема Зверькова, Таира Салахова и Зураба Нижарадзе, Бориса Угарова и Юрия Королева, Петра Котова и Алексея Тяпушкина, Мая Данцига и Татьяны Яблонской, Петра Оссовского и Василия Нечитайло, Урала Тансыкбаева и Иззата Клычева, Николая Соломина и Виктора Макеева; позже - Сергея Присекина и Василия Нестеренко, Александра Сытова и Николая Боровского, Николая Колупаева и Юрия Калюты, Виктора Калинина и Петра Стронского, Дмитрия Билюкина и других авторов.

Т.Т. САЛАХОВ. Художник Борис Ефимов. 2006
Т.Т. САЛАХОВ. Художник Борис Ефимов. 2006
Холст, масло. 145 × 100. Собственность автора

Нельзя не отметить впечатляющие монументальные ансамбли Евгения Вучетича, Льва Кербеля, Матвея Манизера, Николая Томского, Зураба Церетели, а также скульптурные произведения Григория Ястребенецкого, Владимира и Виктора Цигалей, Даниэля Митлянского, Анатолия Бичукова, Александра Бурганова, Олега Комова, Юрия Чернова, Александра Рукавишникова, Михаила Переяславца, Андрея Балашова, Андрея Ковальчука, Салавата Щербакова, Владимира Горевого. Военной теме посвящены графические листы Алексея Кравченко, Георгия Верейского, Александра Пахомова, Николая Благоволина, Георгия Поплавского, Владимира Курдова, Мая Митурича, Ивана Бруни, Вячеслава Желвакова, Николая Короткова... Перечисленное - всего лишь неполный перечень наиболее достойных произведений, составляющих героическую летопись Победы народов Советского Союза.

В сегодняшнем мире мы встречаемся с новыми угрозами экологического, экономического, политического и реваншистского характера. Все мы ответственны за будущее земной цивилизации, независимо от политических убеждений и предпочтений, вероисповеданий и расовой принадлежности.

75-я годовщина Великой Победы - это не просто повод, а исторически знаменательная веха в истории человечества, обеспечивающая связь времен и поколений: гарантом является память, которая не позволит превратить людей в зомби и роботов, утративших способность чувствовать и приумножать общечеловеческие гуманистические ценности.

Т.Н. ЯБЛОНСКАЯ. Хлеб. 1949
Т.Н. ЯБЛОНСКАЯ. Хлеб. 1949
Холст, масло. 201 × 370. © ГТГ

Иллюстрации

В.Е. ЦИГАЛЬ. Памятник Герою Советского Союза генерал-лейтенанту Д.М. Карбышеву. 1961
В.Е. ЦИГАЛЬ. Памятник Герою Советского Союза генерал-лейтенанту Д.М. Карбышеву. 1961
Мрамор. Высота – 385. Архитектор Н.А. Ковальчук. Маутхаузен, Австрия
Д.А. АНАНЬЕВ. Освобождение советского Заполярья. Морская пехота. 2017
Д.А. АНАНЬЕВ. Освобождение советского Заполярья. Морская пехота. 2017
Холст, масло. 150 × 300
П.Т. СТРОНСКИЙ. Портрет ветерана морской пехоты Г.А. Широкова. 2014
П.Т. СТРОНСКИЙ. Портрет ветерана морской пехоты Г.А. Широкова. 2014
Холст, масло. 100 × 70
Е.В. КАМЫНИНА. Юнга. 2019
Е.В. КАМЫНИНА. Юнга. 2019
Холст, масло. 180 × 120
Е.Ф. БЕЛАШОВА. Непокоренная. 1943
Е.Ф. БЕЛАШОВА. Непокоренная. 1943
Бронза. 170 × 63 × 43
© ГТГ
В.И. МУХИНА. Портрет Героя Советского Союза полковника Б.А. Юсупова. 1942
В.И. МУХИНА. Портрет Героя Советского Союза полковника Б.А. Юсупова. 1942
Отлив 1961 года. Бронза. 35 × 25 × 24. Основание – гранит. 15 × 19 × 19
© ГРМ
А.А. БИЧУКОВ. Защитникам Земли Российской. 1995
А.А. БИЧУКОВ. Защитникам Земли Российской. 1995
Бронза, гранит. Москва
Д.К. МОЧАЛЬСКИЙ. Победа. Берлин. 1945 год. 1947
Д.К. МОЧАЛЬСКИЙ. Победа. Берлин. 1945 год. 1947
Холст, масло. 203 × 190
© ГТГ
А.И. РУКАВИШНИКОВ. Памятник маршалу Константину Рокоссовскому. 2015
А.И. РУКАВИШНИКОВ. Памятник маршалу Константину Рокоссовскому. 2015
Бронза, гранит. Архитекторы С. Шаров и М. Корси
М.В. ПЕРЕЯСЛАВЕЦ. Памятник «Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Москва
М.В. ПЕРЕЯСЛАВЕЦ. Памятник «Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Москва
Е.А. БЕЗБОРОДОВА. Превратились в белых журавлей. 2005
Е.А. БЕЗБОРОДОВА. Превратились в белых журавлей. 2005
Бронза. 73 × 50 × 56
И.М. ЛЕБЕДЕВ. Военное время. 2015
И.М. ЛЕБЕДЕВ. Военное время. 2015
Холст, масло. 120 × 160
П.В. МИНЕЕВА. Солдатский сон. 2015
П.В. МИНЕЕВА. Солдатский сон. 2015
Холст, масло. 120 × 160
Ю.А. БИРЮКОВ. Память. 2013
Ю.А. БИРЮКОВ. Память. 2013
Холст, масло. 100 × 150
И.П. ОБРОСОВ. Памяти безпрахапохороненных мужей, братьев и детей. Посвящается В. Попкову. 2004
И.П. ОБРОСОВ. Памяти безпрахапохороненных мужей, братьев и детей. Посвящается В. Попкову. 2004
Холст, темпера
А.П. ГОРСКИЙ. Без вести пропавший. 1946 год. 1962
А.П. ГОРСКИЙ. Без вести пропавший. 1946 год. 1962
Холст, масло. 164 × 244
© Киевский национальный музей русского искусства
Д.А. БЕЛЮКИН. Осколки. 1996
Д.А. БЕЛЮКИН. Осколки. 1996
Холст, масло. 125 × 170
Н.И. БОРОВСКОЙ. На привале. 1983
Н.И. БОРОВСКОЙ. На привале. 1983
Холст, масло. 170 × 230
Н.В. КОЛУПАЕВ. И.С. Конев. 2019
Н.В. КОЛУПАЕВ. И.С. Конев. 2019
Холст, масло. 120 × 80
В.Б. ТАУТИЕВ. Советская конница под Москвой. 1942 год. 2018
В.Б. ТАУТИЕВ. Советская конница под Москвой. 1942 год. 2018
Холст, масло. 120 × 200
Л.Л. ШТРИКМАН. Сталинград. Бои за город. 2015
Л.Л. ШТРИКМАН. Сталинград. Бои за город. 2015
Холст, масло. 120 × 160

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play