Художники на Балтике

Евгений Войскунский

Рубрика: 
75 лет Великой Победы
Номер журнала: 
#1 2020 (66)

 

Евгений  Войскунский

Евгений Войскунский (род. 1922) – старейший российский писатель. В 1940 году был призван в армию со второго курса учебы в Академии художеств. Воспроизводим отрывок из его статьи «Балтийцы в произведениях литературы и искусства», посвященный работе военных художников на Балтийском флоте во время Великой Отечественной войны. Опубликована в кн.: Моряки-балтийцы в боях на море и на суше. 1941–1945 гг. М., 1991. С. 443–471.

 

...В подвал, где помещалась редакция, пришел однажды матрос из десантного отряда капитана Гранина. Это был Борис Бархатов, один из храбрейших десантников. Художник - Борис Иванович Пророков - усадил его в своей каморке, принялся рисовать, и тут начался артиллерийский обстрел. Снаряды рвались и во дворе штабного дома, где была редакция. В подвале погас свет. Пророков зажег керосиновую лампу и сказал краснофлотцу, вскочившему на ноги: «Сядь. Света достаточно». Подвал вздрагивал от близких разрывов, с дощатого потолка сыпался на незаконченный рисунок черный песок. «Ладно, рисуйте, - усмехнулся краснофлотец. - Только не пишите родителям, что погиб в редакции. Напишите, что в десанте».

Б.И. ПРОРОКОВ. Портрет старшего лейтенанта П. Костылева. Новая Ладога. 1942
Б.И. ПРОРОКОВ. Портрет старшего лейтенанта П. Костылева. Новая Ладога. 1942
Бумага, карандаш. 26,5 × 20. © Ивановский областной художественный музей

Газета «Красный Гангут» ежедневно выходила с рисунками Пророкова - с портретами героев обороны, с хлесткими карикатурами в отделе «Гангут смеется». Цинкографии на Ханко не было, зато было много линолеума - его отдирали от пола в разрушенных артиллерийским огнем домах городка. Все рисунки Борис Иванович вырезал на линолеуме - линогравюра, прибитая к деревянной колодке, заменяла обычное цинковое клише. Подписи для карикатур сочинял красноармеец Михаил Дудин, ставший впоследствии знаменитым поэтом. Это был на редкость удачный дуэт.

Работа Пророкова и Дудина на Ханко, думаю, была сродни знаменитым «Окнам РОСТА» Маяковского. «Шершавым языком плаката» утверждало себя боевое искусство в кубриках кораблей, в красных уголках батарей, фортов, авиаполков - повсеместно на Балтике, на действующем флоте.

Рисунки, сделанные Пророковым в первую блокадную зиму в Ленинграде, может быть, больше говорят о блокаде, чем иная книга. Вот, к примеру, рисунок «За водой. Нева. 1941». Очередь измученных голодом людей к проруби на Неве... Трагическая фигура женщины, бессильно опустившейся на ступени набережной, рядом с пустым ведром. Всю жизнь Борис Иванович напряженно искал новые средства художественной выразительности, и всю жизнь не отпускала его война: страшными головными болями после контузии, резкими скачками кровяного давления. Превозмогая физические страдания, он вставал к мольберту и продолжал вести свою битву - битву с темными силами, порождающими войны, мешающими красоте и доброте жизни. В Пророкове билось сердце трибуна. Он записывал в своем дневнике: «Берусь за кисть с мечтой о красивой композиции, но через полчаса агитационная страсть со страшной жестокостью все побеждает». И дальше: «Реализм - не то, что правильно нарисовано, а то, что правильно воздействует».

На Балтике много и плодотворно работал художник Соломон Самсонович Бойм. Это была не первая его война: в юности Бойм участвовал в гражданской. С первых дней Великой Отечественной он в Кронштадте, где руководит группой профессиональных художников при Политуправлении флота. С. Бойм не только много рисует с натуры, но и ведет страстную агитационно-пропагандистскую работу - все тем же испытанным «шершавым языком плаката».

На первой выставке в ленинградском Доме флота, устроенной во время блокады (1942 г.), были представлены не только рисунки, но и несколько картин, написанных маслом. Это этюд Я. Ромаса «Крейсер “Киров" громит врага» и работы А. Трескина: картина «Высадка десанта», портреты наркома ВМФ Н.Г Кузнецова, знаменитых балтийских летчиков Антоненко и Бринько, капитана Бориса Гранина. Известны картины И. Титова: «Краснознаменный Балтфлот на защите Ленинграда», «Прорыв», «В блокадную зиму» и др. У И. Титова была выставка и на линкоре «Октябрьская революция».

Кисти художницы С.К. Вишневецкой, жены Всеволода Вишневского, принадлежат акварели «В осажденном Ленинграде», «Подводные лодки на Неве», «В дни блокады на Неве», «Форт Н. ведет огонь». В группу, возглавляемую Боймом, входил и Ю. Непринцев. На выставке 1942 г. были представлены его портреты снайперов, рисунки художника Г. Верейского - портреты моряков с минного заградителя «Марти», с катеров - охотников за подводными лодками. Еще были выставлены на той блокадной выставке акварели ленинградского художника Г. Петрова, погибшего в 1944 г., рисунки краснофлотца Е. Жулидова, этюд краснофлотца Н. Тимкова «Эскадра в походе» и серия его гуашей.

Отметим и блестящую работу художника-карикатуриста Льва Самойлова во флотской газете «Красный Балтийский флот». Еще во время финской войны он придумал сатирический отдел в газете - «Полундра». И в течение всей Великой Отечественной регулярно появлялись в «Полундре» острые карикатуры Л. Самойлова, высмеивавшие противника. Тексты писали В. Азаров, Н. Браун, А. Тарасенков, да и сам карикатурист.

Иллюстрации

Б.И. ПРОРОКОВ. Морской десант. 1966
Б.И. ПРОРОКОВ. Морской десант. 1966
ДВП, темпера, белила. 72,5 × 119,5
© Ивановский областной художественный музей
Б.И. ПРОРОКОВ. На лекцию. Ленинград. 1942
Б.И. ПРОРОКОВ. На лекцию. Ленинград. 1942
Бумага, карандаш. 30 × 42
© Ивановский областной художественный музей
Ю.М. НЕПРИНЦЕВ. 8 августа 1943 года. Воскресение. Из серии «Блокада Ленинграда»
Ю.М. НЕПРИНЦЕВ. 8 августа 1943 года. Воскресение.
Из серии «Блокада Ленинграда»
© ГРМ
Б.И. ПРОРОКОВ. За водой. Ленинград. 1942
Б.И. ПРОРОКОВ. За водой. Ленинград. 1942
Бумага, уголь. 29 × 41
© Ивановский областной художественный музей
И.Ф. ТИТОВ. В блокадную зиму. 1942
И.Ф. ТИТОВ. В блокадную зиму. 1942
Холст, масло. 70 × 60
© ГТГ
C.C. БОЙМ. У булочной. Из серии «Ленинград в блокаде». 1942
C.C. БОЙМ. У булочной. Из серии «Ленинград в блокаде». 1942
Бумага, карандаш, акварель. 32 × 38

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play