Нестеров портретист

Людмила Бобровская

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#1 2013 (38)
«...В портретах моих влекли меня к себе те люди, путь
которых был отражением мыслей, чувств, деяний их».
М.В. Нестеров «Давние дни. Встречи и воспоминания»

ПОРТРЕТ ЗАНИМАЛ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ МЕСТО В ТВОРЧЕСТВЕ М.В. НЕСТЕРОВА, НО ХУДОЖНИК ОЧЕНЬ ДОЛГО, ПРАКТИЧЕСКИ ДО НАЧАЛА 1930-Х ГОДОВ СЧИТАЛ, ЧТО ОН «НЕ ПОРТРЕТИСТ». «КАКОЙ Я ПОРТРЕТИСТ!..» - ЭТА ФРАЗА БЫЛА ПОСТОЯННЫМ РЕФРЕНОМ В ЕГО ПЕРЕПИСКЕ С ДРУЗЬЯМИ. БУДУЧИ ВЕСЬМА СТРОГ К СЕБЕ, НЕСТЕРОВ ПОЛАГАЛ, ЧТО ЕГО РАБОТЫ В ЭТОМ ЖАНРЕ НЕ ДОСТИГАЮТ УРОВНЯ ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ - В.Г. ПЕРОВА, И.Н. КРАМСКОГО, И.Е. РЕПИНА, ДА И «ДЕВОЧКУ С ПЕРСИКАМИ» БОЛЕЕ МОЛОДОГО ВАЛЕНТИНА СЕРОВА СЧИТАЛ НЕДОСЯГАЕМЫМ ДЛЯ СЕБЯ ШЕДЕВРОМ.

С конца 1880-х до середины 1900-х годов практически все написанные художником портреты - это этюды, которые должны были впоследствии использоваться в картинных или монументальных росписях. Некоторые из них создавались непосредственно в процессе работы над картинами, другие использовались в композициях, создававшихся художником спустя десятилетия. Портреты родителей, написанные в юности с фотографий, первой жены, его учителя В.Г. Перова, друзей-художников - С. Иванова, С. Коровина, Н. Ярошенко, портреты Л.В. Средина, Максима Горького, супругов Чертковых, созданные до 1905 года, Нестеров называл лишь этюдами. Он стремился тогда к высокому стилю. Даже портрет Л.Н. Толстого, написанный в 1907 году в Ясной Поляне, Нестеров считал этюдом к картине «На Руси (Душа народа)». Собственно портретное творчество Нестерова было связано с образами близких ему людей - членов семьи, друзей, единомышленников. Точкой отсчета стали работы, выполненные в 1905-1906 годах. Михаил Васильевич вспоминал, что, «засидевшись на абастуманских лесах», он почувствовал настоящую тоску по натуре, и не только по природе, как бывало раньше, но и по человеку. В этот период, в конце января 1905 года, в киевской квартире был написан портрет Е.П. Нестеровой, который сам художник признал произведением, достойным появиться на выставке. По рассказу Екатерины Петровны, это было так: «Я сидела однажды в кресле, у окна, в зимнее солнечное утро, около стола, на котором стоял букет ярких азалий... Михаил Васильевич остановился и сказал: «вот так и написать. Сиди как сидишь». Следом за ним появились портрет княгини Н.Г. Яшвиль и старшей дочери художника Ольги - знаменитая «Амазонка», приобретенная после выставки 1907 года в Русский музей и ставшая одним из самых любимых и стильных женских образов эпохи Серебряного века.

В переломный момент русской истории, связанный с Октябрьской революцией 1917 года, Нестеров создает портреты выдающихся представителей религиозно-философской мысли: «Архиепископ Антоний», «Философы», а следом за ними - «Мыслитель» (1922). В них отражены устремленность в мир нравственных исканий и углубленных размышлений, осознание происходящих в жизни страны событий и освобождение от многих прежних иллюзий. Справившись с потрясением первых послереволюционных лет, Нестеров вновь обращается к портретам близких ему людей - дочерей, сына, друзей. В 1925 году написаны портреты А.Н. Северцова, П.Д. Корина и В.М. Васнецова, в начале 1926 - С.Н. Дурылина. все это были люди, которых Нестеров прекрасно знал, давно любил, глубоко уважал. важно отметить, что этими портретами был удовлетворен сам художник, поверивший в то, что он еще не исчерпал себя. С конца 1920-х годов можно говорить о новом этапе в его творчестве. Парадокс, но чем старше становился художник, тем более страстными, энергичными были его портреты. Правда, следует подчеркнуть, что Нестеров почти всегда сам выбирал, кого писать, отказываясь от заказных работ, оставляя за собой право на свободу понимания и интерпретации модели. Примечательно, что в 1930-е годы Нестеров писал «повторные» портреты А.Н. Северцова, И.П. Павлова, С.С. Юдина, Е.С. Кругликовой, что было обусловлено желанием создать образ уточненного человека, близкого художнику по духу. Когда в 1932 году организаторы выставки «Советское искусство за 15 лет» настоятельно просили Нестерова принять в ней участие, он из всей галереи портретов, созданной им к тому времени, выбрал «Портрет братьев Павла и Александра Кориных», который он считал настолько художественно зрелым и законченным, что счел возможным показать его впервые после двадцатипятилетнего отсутствия на выставках. «При виде этого портрета, - вспоминал И.Э. Грабарь, - невольно приходила в голову мысль - вот произведение, достойное Эрмитажа и Лувра». Перейдя за исторический рубеж, называемый Октябрьской революцией, пятидесятипятилетним человеком с сорока годами художественной работы, Нестеров нашел в себе силы и творческую волю сделаться, как свидетельствуют его портреты, классиком советской живописи. По словам С.Н. Дурылина, это произошло потому, «что в Нестерове был необычайно крепок тот стержень художника, вокруг которого, свободно подчиняясь ему, расположил все свои дни и годы, думы и влечения Нестеров-человек».

Портрет дочери художника О.М. Нестеровой («Амазонка»). 1906
Ольга (1886-1973) - старшая дочь М.В. Нестерова. Ее мать, Мария Ивановна, умерла на второй день после родов. Летом 1906 года Нестеров решил написать портрет старшей дочери, увидев ее возвращающейся с конной прогулки. Ольга Михайловна вспоминала: «...писал он в Уфе на лужайке, в нашем старом саду. ... Сама мысль о портрете в амазонке пришла ему, когда я как-то, сойдя с лошади, остановилась в этой позе. Он воскликнул: «Стой, не двигайся, вот так тебя и напишу». Отец был в хорошем, бодром настроении, работал с большим увлечением. в начале сеанса оживленно разговаривал, вспоминая интересные художественные или просто забавные случаи из нашего совместного перед тем путешествия за границу, в Париж, часто справляясь, не устала ли я, не хочу ли отдохнуть. Но постепенно разговор стихал, работа шла сосредоточенно, молча, об усталости натуры уже не справлялся. И только когда я начинала бледнеть от утомления и этим, очевидно, ему мешала, он спохватывался: «Ты почему такая бледная? Ну, ну, еще несколько минут, сейчас кончу». И снова все забывал в своем творческом порыве»1. Портрет не вполне был закончен в Уфе. Нестеров продолжал работать над ним осенью того же года в Киеве, попросив позировать в амазонке свою супругу Екатерину Петровну. Он был доволен результатом и без колебаний представил работу на выставку 1907 года, откуда портрет был приобретен в Русский музей, где он по праву считается одним из наиболее известных женских образов начала XX века. в 1912 году Ольга Михайловна вышла замуж за юриста виктора Николаевича Шретера. в январе 1938 в.Н. Шретер, работавший старшим консультантом иностранного сектора в Наркомате тяжелой промышленности СССР, был обвинен в шпионаже, арестован и в апреле того же года расстрелян, а Ольга Михайловна, художник-прикладник, отправлена в ссылку в Джамбул, где тяжело заболела. в 1941 году, благодаря хлопотам Е.П. Пешковой и участию Красного Креста, О.М. Нестерова возвратилась в Москву, но до конца жизни оставалась инвалидом и могла передвигаться только на костылях.

Архиепископ Антоний. 1917
Нестеров впервые увидел архиепископа Антония в начале 1890-х годов в Троице-Сергиевой лавре, а познакомился с ним через несколько лет в Уфе. Личность этого человека, мечтающего об отделении церкви от государства, о дальнейшем ее возвышении, занимала художника еще с начала 1900-х годов. в своем письме от 20 июля 1908 года Нестеров делился с другом: «Антоний... человек огромного дерзновения и великого честолюбия. <...> Скажу тебе на ушко: более, чем с васнецова, чешутся у меня руки написать портрет с Антония - архиепископа». Биография Антония волынского, в миру - Алексея Павловича Храповицкого (1863-1936), незаурядна. Считается, что он, потомок знаменитого статс-секретаря Екатерины II А.В. Храповицкого, послужил Ф.М. Достоевскому прообразом Алеши Карамазова. За вольнодумство и слишком большую популярность был изгнан из Московской духовной академии в Казань, а затем в Уфу. Однако через несколько лет Антоний из опального архиерея превратился во влиятельнейшего члена Святейшего Синода. Перед самой революцией 1917 года архиепископ Антоний упорно отстаивал необходимость патриаршества на Руси. 1 мая 1917 года был «уволен на покой», с назначением ему местожительства в валаамском Спасо-Преображенском монастыре. Однако уже в июне 1917 на всероссийском Поместном Соборе был первым по числу голосов из трех кандидатов на Патриарший престол. Именно в это время Нестеров предложил Антонию позировать ему и «с первого же слова» получил согласие. Художник писал портрет в церкви высоко-Петровского монастыря. Архиепископ изображен на амвоне, перед Царскими вратами, произносящим проповедь.

С августа 1919 года Антоний связал свою судьбу с Белым движением. в марте 1920 эмигрировал в Грецию, жил в Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне. в сентябре 1920 был вызван генералом П.Н. врангелем в Севастополь для управления Церковью на территории, подконтрольной Русской армии. Однако уже 19 октября 1920 из-за наступления Красной армии был вынужден окончательно покинуть Россию, выехал в Константинополь, откуда вскоре перебрался в Сербию. возглавил высшее церковное управление за границей, а после его запрещения патриархом Тихоном - Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей. Умер в 1936 году в Белграде.

Философы
(С.Н. Булгаков и П.А. Флоренский). 1917

Два выдающихся русских мыслителя - Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) и Павел Александрович Флоренский (1882-1937) -герои двойного портрета Нестерова «Философы». Портрет был написан с подлинным увлечением - «одним духом», как говорил сам художник, без эскизов и этюдов. На картине философы-богословы ведут беседу, прогуливаясь неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. Ее замысел возник в начале 1917 года, когда художник показывал в своей мастерской оконченное полотно «На Руси (Душа народа)» группе религиозных философов (среди них были С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Н. Дурылин), кн. Е.Н. Трубецкой и др. в своих «Автобиографических заметках» С.Н. Булгаков писал: «Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей..., но и духовное видение эпохи. Оба лица выражали одно и то же постижение, но по-разному, одному из них как видение ужаса, другоему же - как мира, радости, победного преодоления. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем...»2. Дальнейшая судьба героев этой картины складывалась по-разному. С.Н. Булгаков в 1918 году принял священнический сан, в 1919 переехал в Крым, где преподавал политэкономию и богословие. в 1922 отец Сергий был включён в составленные ГПУ списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 декабря 1922 он отправился в изгнание и после недолгого пребывания в Константинополе прибыл в Прагу. Здесь в мае 1923 года занял должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного Института. в 1925 году Булгаков переехал во Францию. Участвовал в создании в Париже Православного Богословского Института и до своей кончины был бессменным главой Института, а также профессором кафедры догматического богословия. Сын Булгакова, Федор Сергеевич (1902-1991), оставшийся в России, был женат на младшей дочери Нестерова - Наталии.

П.А. Флоренский после Октябрьской революции 1917 служил ученым секретарем Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, преподавал в московском вхутемасе, читал лекции по физике и математике в педагогическом институте, занимался научно-исследовательской работой в системе Главэлектро ВСНХ, редактировал «Техническую энциклопедию» и написал для нее более 100 статей. в 1928 был арестован, выслан в Нижний Новгород. По ходатайству Е.П. Пешковой освобожден, но в 1933 вновь арестован и отправлен в восточно-сибирский лагерь «Свободный» (БАМЛАГ), а в 1935 перемещен в Соловецкий лагерь. в ноябре 1937 вторично осужден тройкой УНКВД по Ленинградской области и расстрелян 8 декабря 1937 на Левашовой пустоши под Ленинградом.

Портрет В.М. Васнецова.1925
Написать портрет Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) было давней мечтой М.В. Нестерова. По собственному признанию Михаила Васильевича, во время работы в киевском Владимирском соборе его преклонение перед талантом васнецова дошло до зенита. Еще осенью 1908 года он собирался приняться за портрет, но работа в Марфо-Мариинской обители не позволила начать его. И лишь за год до кончины васнецова Нестеров смог осуществить давно задуманное. васнецов был тронут самым намерением писать его портрет, видя в этом проявление искренней дружбы. Старый художник позировал Нестерову у себя дома, в комнате, где хранилось его собрание древнерусской живописи, в деревянном высоком кресле работы абрамцевской мастерской. Лицо Васнецова Нестеров писал «с какой-то особою строгостью к себе - с тихою, любящей, почти благоговейною внимательностью он всматривался в давно известные ему черты старого художника, словно боясь упустить хотя бы малую черту этого старческого благообразия. Он явно любовался и хотел, чтоб залюбовались этою умиренною красотою старости»3.

Тяжелая дума
(Портрет С.Н. Дурылина). 1926

Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954) - прозаик, поэт, философ, богослов, искусствовед, этнограф, один из первых исследователей творчества Нестерова и его биограф. Принадлежал к старинному калужскому купеческому роду. Ушел из шестого класса гимназии (1903), увлекшись «честнейшим и бестолковейшим народничеством». С 1904 - сотрудник издательства «Посредник», основанного Л.Н. Толстым и В.Г. Чертковым, журналов «весы», «Русская мысль», «Известия археологического общества изучения русского Севера», альманаха «Труды и дни», газет «Новая земля», «Русские ведомости» и ряда других печатных изданий. Участник символистского поэтического кружка «Сердарда» (с 1908), ритмологического кружка Андрея Белого (с 1910). в это же время - участник Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. С 1918 по 1920 Дурылин вместе с о. П. Флоренским работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины в Троице-Сергиевой лавре. в 1922 был арестован и выслан в Челябинск, где заведовал археологическим отделом Челябинского музея. в 1924 вернулся в Москву, работал внештатным сотрудником Государственной академии художественных наук (ГАХН); в 1927 выслан в Томск, в 1930 переехал в Киржач; в 1933 вернулся в Москву и снова был арестован. в 1936-1954 Дурылин жил в Болшеве под Москвой. Стал известен как искусствовед и литературовед (с 1938 - сотрудник ИМЛИ, с 1944 - доктор филологических наук, с 1945 - профессор, заведующий кафедрой Истории русского театра ГИТИСа), автор многочисленных работ по истории литературы и театра.

Нестеров познакомился с Дурылиным в 1914 году и сразу же обнаружил удивительное созвучие их душ. Это знакомство вскоре переросло в сердечную дружбу. После возвращения Сергея Николаевича из первой ссылки Нестеров решил написать портрет своего друга, названный автором «Тяжелая дума», Дурылин вспоминал: «...портрет писался месяц, по три дня в неделю, в среднем - всего 10-12 сеансов; из них сеанса 3 ушли на долгие поиски позы и места. От эскиза декабрьского 1925 года ушло все далеко. ...Были поиски простоты, непринужденности... И после долгих поисков, зарисовок, набросков на бумажке - вдруг остановился на самой простой, сразу принятой, вовсе не для портрета, позе: я просто сел за стол, - а он сказал: «вот так и сидите!» И сразу же зарисовал углем на полотне. А полотно было - картина: один из вариантов «Путника»... Сначала писана была голова; сразу, в один сеанс; она кое-где - и мало - поправлена уже в конце работы, по засохшей краске; затем одежда; потом нанесена красками конторка и стол; потом руки; потом книги, полка,
- вновь обработан стол и конторка... 19.2. ст. ст. четверг... вчера М.в. провел в последний раз кистью, смоченной лаком, по портрету. в минувшую субботу 14 ст. ст он в последний раз писал его красками и тогда же решил, что в среду «посмотрит». Посмотрел
- и решил больше его не трогать. Мы обнялись. «Старый друг», -сказал он про меня... А я ответил про него: «верный друг». А он: «Да уж верный-то - это правда»4.

Портрет братьев
Павла и Александра Кориных. 1930

М.В. Нестеров познакомился с Павлом (1892-1967) и Александром (1895-1986) Кориными, молодыми художниками из Палеха, учениками иконописной палаты при Донском монастыре в Москве, во время работы в Марфо-Мариинской обители. Мысль о двойном портрете братьев Кориных возникла у Нестерова в 1930 году. К этому времени укрепилась искренняя дружба талантливых мастеров, принадлежащих к разным поколениям, но объединенных любовью к искусству, общими взглядами на задачи художника. 16 апреля 1930 года Нестеров писал Турыгину: «...скуки ради надумал написать портрет (двойной) с бр[атьев] Кориных. Оба, каждый по-своему, интересны. Один в стиле итальянцев возрождения, другой - в стиле ультрарусском. Не то Ян Усмович, не то Микула Селяниныч... Оба брата - художники, оба - мастера своего дела, и их запечатлеть остатками сил хотелось бы. На Фоминой возьмусь за дело. А как трудно - и сказать нельзя (особенно Александр). ведь знаешь, несмотря на сорокалетний опыт, у меня никогда не было самоуверенности...»5. «29 апреля, - вспоминал А.Д. Корин, - Михаил Васильевич пришел к нам, показал нам два маленьких эскиза на одном листе, сделанные акварелью. Попросил нас стать в позы, как на эскизе... Когда был приготовлен холст, Михаил Васильевич тщательно все нарисовал углем, закрепил рисунки и начал писать. Позировали мы то оба вместе, то порознь. Работал он стоя, все время отходя от холста - и быстро налетая на него. во время работы М.В. разговаривал и нас вовлекал в разговор - должно быть, ему это нужно было для работы. Говорили обо всем. Любил он вспоминать Италию, а мы слушали и расспрашивали его о том, что особенно нас в Италии интересовало»6. Появление картины на выставке «Художники РСФСР за 15 лет», экспонировавшейся в 1933 году в Историческом музее, было встречено с огромным интересом, а по окончании выставки картина была приобретена Третьяковской галереей.

Портрет И.П. Павлова. 1935
Нестеров познакомился с академиком Иваном Петровичем Павловым (1849-1936) в 1930 году. «Поздоровались, и я вдруг почувствовал, что с этим необычайным человеком я век был знаком, - вспоминал Нестеров. - Целый вихрь слов, жестов неслись, опережая друг друга. Более яркой особы я и представить себе не мог. Я был сразу им покорен, покорен навсегда. Иван Петрович ни капельки не был похож на те «официальные» снимки, что я видел, ...донельзя самобытен, непосредствен. Этот старик 81 года был «сам по себе», и это было настолько чарующе, что я позабыл о том, что я не портретист, во мне исчез страх перед неудачей, проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая жажда написать этого дивного старика». в 1930 году был написан первый портрет Павлова, но художник почти сразу решил, что он недостаточно выразителен и нужно будет позднее написать еще один. Спустя пять лет Нестеров сообщал С.Н. Ду-рылину: «Приступаем к портрету более сложному, чем первый; нам обоим 158 лет; удастся ли преодолеть все трудности для одного - позирования, для другого - писания портрета? ...Я сажаю И.П. против Виктора Викторовича (помощник Павлова), их разделяет стол, на нем цветы: левкой, любимый цветок И.П., и «убор невесты», цветок провинциальный, но такой изящный; его белые лепестки, как звезды... Иван Петрович недолго остается молчаливым, чем дальше, тем беседа делается оживленнее... Уголь мой скользит, прыгает по полотну... И.П., оживляясь, имеет манеру для большей убедительности пристукнуть по столу кулаком, что дало мне повод ввести в портрет столь свойственный И.П. жест». «Я работаю с остервенением, - писал художник П.Д. Корину, - по 5-8 часов простаиваю у мольберта. Портрет почти закончен, голова вышла, бьюсь над руками характерными, а старик бедовый; сидеть смирно не может, к тому же погода неустойчивая: то солнце, то серо или дождь; замучился, спал с тела, и все же дело двигается... Жизнь здесь живая, интересная, старик все тот же, неукротимый, еще играет в чурки, а какой спорщик! Но я, конечно, весь в портрете, одна только и дума о нем...»7

Портрет С.С. Юдина. 1935
Сергей Сергеевич Юдин (1891-1954) - человек, в которого Нестеров, по его собственному признанию, был влюблен. Один из выдающихся московских врачей, выпускник медицинского факультета Московского университета, призванный в 1914 году в действующую армию, Юдин работал зауряд-врачом в госпитале, участвовал в боевых операциях, был награжден за храбрость Георгиевским Крестом. в 1919 году сдал экзамены и получил диплом. С 1928 заведовал хирургическим отделением Института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Но не слава блестящего врача влекла Нестерова к Юдину, а разносторонность, широта, яркость его личности. Он видел в Юдине не только выдающегося по способностям хирурга, автора многочисленных печатных трудов, неутомимого искателя новых путей и методов, но и разностороннего увлекающегося человека, ценителя всего прекрасного. Первый портрет доктора Юдина во время операции был написан в 1933 году. На нем запечатлен момент, когда хирург подвергает больного предоперационному обезболиванию активно внедрявшимся им методом спинномозговой анестезии. Но, очевидно, художнику показалось, что этот портрет Юдина-хирирга не смог воплотить многогранную личность Юдина-человека. Нестеров доверительно сообщал С.Н. Дурылину: «Посматриваю на «Сережу» - чешутся руки еще написать его». 5 июня 1935 года Нестеров писал: «...начну новый портрет со старой модели, с С.С. Юдина, в которого я вновь влюблен (и, б. м., не без взаимности, что всегда приятно)»8. Михаилу Васильевичу было легко писать Юдина в его кабинете. «Для него самого Юдин-собеседник, живой, остроумный, на все отзывчивый, всем увлекающийся, часто парадоксальный, всегда занимательный, был интересен, заманчив, свеж, он отлично понимал, что живое слово для Юдина - такая же творческая стихия, как его хирургический ланцет»9.

Дважды лауреат Сталинской премии, академик, член хирургических ассоциаций почти всех европейских стран и США, С.С. Юдин в 1948 году был арестован за шпионаж и в 1952 выслан в г. Бердск под Новосибирском. в 1953 году был реабилитирован, вновь работал в Институте Склифосовского, 12 июня 1954 умер от инфаркта.

Портрет Е.С. Кругликовой. 1938
Елизавету Сергеевну Кругликову (1865-1941) знакомые называли русской парижанкой. Она прожила там почти 20 лет (1895-1914). С 1900-х начала работать в технике офорта, затем освоила монотипию. С 1909 по 1914 преподавала офорт в академии «La Pallette» в Париже. В 1914 переехала в Петроград. С 1922 по 1929 была профессором кафедры офорта графического факультета Вхутеина, позднее - заведующей кабинетом офорта при полиграфическом факультете Вхутеина. В мае 1938 года Е.С. Кругликова, гостившая в Москве у своей приятельницы Н.А.Северцовой, зашла с ней к Нестеровым на Сивцев Вражек. Художница была в черном костюме с отливом воронова крыла и на фоне майского дня поразила Нестерова изяществом своего силуэта. Он воскликнул: «вот кого мне надо писать!» - и тут же предложил Кругликовой позировать для портрета. Она согласилась и осталась в Москве на три недели вместо намеченных трех дней. Нестеров писал своей давней приятельнице: «вы любопытствуете знать, кто же сия особа, наделавшая столько хлопот. Это девушка, интересная, талантливая, нам обоим сто пятьдесят лет... Но это ничего. Девушка так моложава, кокетливо умна, что девятнадцать сеансов, несмотря на все трудности, пролетели почти незаметно. Да, вы все же не знаете, кто эта чаровница... Это известная офортистка Елизавета Сергеевна Кругликова...»10

Портрет В.И. Мухиной. 1940
Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953) начинала как живописец, сначала училась в студии К.Ф. Юона, в конце 1911 перешла к И.И. Машкову, а зимой 1912 уехала в Париж в академию Гранд Шомьер, где выбрала для занятий скульптурный класс, которым руководил Эмиль-Антуан Бурдель. Одновременно с занятиями у Бурделя слушала курс анатомии в Академии изящных искусств. Летом 1914 года возвратилась в Москву. в августе, с началом Первой мировой войны, оставила занятия скульптурой, поступила на курсы медсестер и в 1915-1917 годах работала в госпитале. После Октябрьского переворота активно участвовала в программе «монументальной пропаганды». в 1926 вступила в Общество русских скульпторов. В 1926-1927 преподавала в Московском художественно-промышленном училище, в 1926-1930 - во Вхутеине. в 1930 арестована и освобождена только после личного вмешательства М. Горького. в 1937 создала свое самое известное произведение - 24-метровую скульптуру «Рабочий и колхозница» для всемирной выставки в Париже. Осенью 1939 года Нестеров познакомился с В.И. Мухиной: «Она интересна, умна. внешне имеет «свое лицо», совершенно законченное, русское... Руки чешутся написать ее, она согласна». Вера Игнатьевна вспоминала: «Мне было дорого его желание написать мой портрет. Но, признаться, я терпеть не могу, когда видят, как я работаю. Я никогда не давала себя фотографировать в мастерской. Но Михаил Васильевич непременно хотел написать меня за работой»11. Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: «Как принялась над глиной орудовать - вся переменилась. «Э!-думаю. - Так вот ты какая!» Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибет! Такой-то ты мне и нужна»12. Окончив портрет, Нестеров писал Е.А. Праховой: «Сейчас я «резвлюсь на свободе», т.к. кончил портрет скульптора Мухиной, он уже у меня дома и кое-кто его видел - ничего, не ругают... Опять слышу слова о своей несомненной «молодости». Да, портрет написан, какова его «судьба», пока еще неизвестно, что он не хуже некоторых предыдущих (тоже «молодых») - это и я вижу и... молчу. «Модели» портрет нравится, установились добрые отношения. Мухина, помимо ее даровитости, умный, тактичный человек. ... вовремя проявляет чисто мужскую силу, что отражается на ее лице, вовремя бывает женственной, - у нее все вовремя, все кстати»13.

Портрет А.В. Щусева. 1941
Алексей Викторович Щусев (1873-1949) - выпускник петербургской Академии художеств, в начале XX века утвердился как мастер церковной архитектуры в «русском стиле» (церковь-памятник на Куликовом поле, обитель в Овруче, Троицкий собор в Почаевской лавре, Марфо-Мариинская обитель в Москве, паломническая гостиница и православный храм св. Николая Угодника в Бари - все с 1908 по 1913 годы). Тесная дружба связывала Нестерова и Щусева еще со времени совместной работы в Марфо-Мариинской обители, но мысль о портрете возникла только в 1940 году. Щусев вспоминал: «...я наткнулся на 2 халата, которые купил в Самарканде в 1896 году... бухарский пестрый в крупных ярких пятнах и другой, желтый в мелких черных полосках, из крученого гиссарского шелка. При них черная тюбетейка в тонких белых разводах. ... М.В. пришел от них в полный восторг, попросил меня накинуть их на себя, полюбовался и сказал, что будет писать с меня портрет в этих халатах - с утра, когда я, напившись утреннего кофе, беседую у себя в кабинете, а он меня слушает и работает. ...22 июня 1941 г. ...Нестеров утром вошел ко мне... с твердым намерением начать писать с меня портрет. вид у Михаила Васильевича был бодрый и решительный, ...он сказал: «Боюсь, что силенки мало осталось, а потому размер холста небольшой, но писать буду в натуру». Долго усаживались, искали освещения без рефлексов от розового дома напротив. ...Не успели мы начать работу, как вдруг из столовой входит моя жена и говорит нам: немцы ворвались на нашу территорию, разбомбили города и ордой движутся на нас без предупреждения и объявления войны. Мы были ошеломлены, но работы М.В. не прервал ... Он являлся, не пропуская дней, каждое утро и работал 3, а то и 4 часа. ...Когда начались воздушные бомбардировки и приходилось не спать по ночам, М.В. 3 или 4 раза на сеанс не пришел, но все-таки проработал весь июль, и только к 30 июля портрет был совсем готов»14.

  1. Дурылин С. Нестеров в жизни и творчестве. М., 2004- С. 318. (Далее: Дурылин С.).
  2. Булгаков Сергий, прот. Автобиографические заметки. Париж, 1946. С. 89.
  3. Дурылин С. С. 367.
  4. Дурылин С. в своем углу. М., 2006. с. 192-193.
  5. М.в. Нестеров. Письма. Избранное. Л., 1988. С. 354. (Далее: Письма).
  6. Дурылин С. С. 387, 289.
  7. Письма. С. 396-397.
  8. Там же. С. 395.
  9. Дурылин С. С. 413.
  10. Письма. С. 415.
  11. Дурылин С. С. 460.
  12. Там же. С. 461.
  13. Письма. С. 431.
  14. Дурылин С. С. 467-468.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play