«Теляковская» галерея в Алматы
В коллекции русского искусства Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева немало уникальных произведений. Все они обладают высокой художественной ценностью, но некоторые заслуживают особого внимания в связи с историей их создания, бытования или значительной ролью в развитии искусства в Казахстане. Среди них — две работы кисти Константина Коровина: «Портрет Владимира Аркадьевича Теляковского» (1901) и «Портрет Гурли Логиновны Теляковской» (1905) из фондов казахстанского музея, которые экспонируются на юбилейной выставке этого замечательного русского художника в Третьяковской галерее.
1933 год. В Алма-Ате сформировано Оргбюро Союза художников Казахской ССР, на учете в нем всего 12 художников, проживающих в городе. Однако уже в 1935 году выходит постановление об организации Казахской национальной художественной галереи. Рождение музея и становление изобразительного искусства в Казахстане происходили одновременно. Основным видом художественного творчества казахского народа, издревле ведущего кочевой образ жизни, было прикладное искусство. Живопись, скульптура, графика пришли в Казахстан в 1930-е годы с новой властью, новой идеологией, новой национальной политикой. Характер будущего галерейного собрания сразу же был определен как энциклопедический, и в этом заключалась определенная сложность. Предстояло одновременно комплектовать сразу несколько фондов, в первую очередь — изобразительное и прикладное искусство Казахстана, искусство Западной Европы и стран Востока. А вот коллекция русского искусства образовалась не сразу. Прошли годы, прежде чем она приобрела сегодняшний вид и объединила около тысячи произведений. Первую помощь в комплектовании в 1936—1939 годах оказали крупнейшие музеи Москвы и Ленинграда — Третьяковская галерея и Русский музей, которые передали в безвозмездное владение ряд произведений искусства. Подобная практика бытовала в те годы не только в отношении Казахстана и других республик СССР, но и для российских провинциальных городов.
Второй этап собирательской деятельности начинается с 1950-х годов, когда в галерее сложился профессиональный коллектив неравнодушных людей, преданных музейному движению. В результате активного сотрудничества с московскими и ленинградскими коллекционерами, художниками и их родственниками происходит значительное пополнение фонда русского искусства, особенно рубежа XIX—XX веков.
Удивительно, как все-таки порой замысловато переплетаются события, факты, судьбы предметов и судьбы людей, которые долгие годы владели этими предметами. Так случилось и с произведениями Константина Коровина из фондов ГМИ им. А. Кастеева. В 1961 году в музей поступили «Портрет Владимира Аркадьевича Теляковского» (1901) и «Портрет Гурли Логиновны Теляковской» (1905) — соответственно последнего директора российских императорских театров и его жены. Это было редкой удачей для музея, учитывая, что Коровин в 1928 году выехал за границу, и приобрести его работы стало практически невозможно. На портретах — родители художника Всеволода Владимировича Теляковского (20.02.1894, Санкт-Петербург — 7.01.1963, Ленинград), чья жизнь и творчество на протяжении более чем двадцати лет были связаны с Казахстаном. Все эти годы портреты хранились у Теляковского и лишь перед выездом в 1961 году из Алма-Аты были переданы в музей.
Казахстан в 1930-е годы привлекает многих художников, особенно московских, экзотикой быта и разнообразием природы. Первая волна активного интереса к Казахстану возникает в 1930—1932 годах, вторая относится к 1935—1937 годам, третья вызвана эвакуацией в годы Великой Отечественной войны.
С Казахстаном были связаны и едва ли не самые печальные страницы в истории Советской страны. С 1930-х годов он становится местом заключения многих и многих людей, в том числе представителей творческой интеллигенции. Печально знаменитый Карлаг, АЛЖИР — Актюбинский лагерь жен изменников родины... Практиковался и другой способ унижения человеческого достоинства, угнетения личности — ссылка, когда человека буквально «выдергивали» из привычного образа жизни, устроенного быта, и бросали в неизвестность. Сохраняли жизнь, лишая при этом всего: общения с родными и близкими, творческой деятельности, даже самой возможности думать о будущем. В списке известных художников, сосланных в Казахстан, — Владимир Эйферт, Исаак Иткинд, Владимир Бехтеев, Абрам Черкасский, Леонид Брюммер... Именно в силу такого рода обстоятельств их имена прочно вошли в историю изобразительного искусства республики.
Вместе с ними оказался в степях Казахстана и Всеволод Владимирович Теляковский. Известно, что первыми учителями в «доказахстанском» периоде его жизни были А. Головин и К. Коровин, а самого его, возможно, в будущем ожидала блистательная карьера театрального художника. Из воспоминаний Вс.В. Теляковского: «Коровин и Головин для меня были неразрывно связаны, так как они были в области искусства как бы моими крестными и до момента революции постоянно просматривали мои работы и руководили моими первыми шагами»1. По их совету он начал профессионально заниматься искусством, отправившись в 1912 году в Париж в Академию художеств Ронсона, где его преподавателями стали известные французские художники Морис Дени и Феликс Валлотон. Но завершить образование ему не удалось — началась Первая мировая война. В 1918—1924 годах Теляковский занял должность помощника художника Академического театра оперы и балета в Петрограде и трудился под руководством А. Головина, а в 1925—1927 — преподавал в Государственном архитектурном институте.
Арестовали его в марте 1935 года, хотя имеется версия, что это произошло значительно раньше — в конце 1920-х или начале 1930-х годов. В этот период развернулась кампания по высылке людей, чья вина заключалась лишь в «дворянском происхождении».
В Казахстан Вс.В. Теляковский приехал с женой Надеждой Николаевной и няней. Последняя не только вырастила (как говорил художник, «вынянчила») его, но и везде сопровождала: и во время учебы в Париже, и в ссылку отправилась вместе с ним. Жили сначала в казахском ауле, но вскоре перебрались в небольшой городок Атбасар, что в 232 км к западу от Акмолы, нынешней Астаны, столицы республики. Атбасар был основан как казачья станица и «прославился» лишь тем, что трижды в год там проводились сельскохозяйственные ярмарки, на которых сбывалось огромное количество скота. В местном городском театре Всеволод Владимирович стал работать театральным художником. Театр — это, конечно, громко сказано, ведь он был создан на основе коллективов самодеятельности незадолго до приезда художника. Трудно представить себе состояние человека, жившего в Москве и в Санкт-Петербурге, неоднократно путешествовавшего по Европе — и вдруг совершенно неожиданно, против собственной воли очутившегося в этом суровом, малонаселенном краю: «.И вот уже ничего от прежнего мира у него не осталось — ни Парижа., ни дома его, ни отца, ни матери, ни друзей, ни учителей»2.
Уже в 1936 году его переводят в Алма-Ату. По непроверенным данным, переводу поспособствовал Илья Зильберштейн3. Хотя возможна и более простая версия: в Алма-Ате в 1934 году создается театр оперы и балета, который назывался в те годы Государственный объединенный театр казахской и русской оперы и балета. В соответствии с приказом №10 по Управлению Казгосмузтеатра от 1936 года, Вс.В. Теляковского с 21 января зачисляют в театр на должность художника4. Здесь он проработал до 1938 года.
Парадокс истории в том, что дед Вс.В. Теляковского — Аркадий Захарович Теляковский (1806—1891), ведущий фортификатор России, — совместно c Э.И. Тотлебеном принимал участие в разработке утвержденного 7 марта 1854 года генерального плана крепости на берегах Малой Алмаатинки. Крепость была преобразована в город Верный, переименованный затем в Алма-Ату, которая с 1927 года стала столицей Казахстана5.
Документальных свидетельств о деятельности Вс.В. Теляковского в эти годы мало, да это и понятно. Но даже казенные фразы административных приказов говорят об отношении художника к своему делу. Уже в первый год работы в театре дирекция объявила благодарность художнику Вс.В. Теляковскому: будучи больным, он все же принимал непосредственное участие в работе по оформлению новых оперных постановок6.
Современникам, знавшим Теляковского по Алма-Ате, он запомнился как скромный, тихий человек. Юрий Домбровский — писатель, поэт и журналист, сосланный первый раз в Алма-Ату в 1933 году и затем, после освобождения из лагерей, постоянно возвращавшийся в этот город, — посвятил художнику целую главу в своей книге «Гонцы. Рассказы о художниках». Он вспоминает: «.я знал Теляковского что-то около двадцати лет. Но для меня что в 50, что в 70 он оставался человеком одного и того же возраста — художником, невысоким, с тонкими чертами лица, с ясным взглядом светлых глаз, одетый с какой-то почти стерильной скромностью и опрятностью. Он ничем не блистал и вообще не был из тех, кто запоминался с первой встречи. .О чисто творческих моментах он не говорит почти ничего. Я сразу почувствовал эту особенность Всеволода Владимировича и ни о чем его не расспрашивал, а только присматривался и присматривался к картинам, висевшим у меня в комнате. Сначала их было две, а под конец десять или двенадцать. Так у меня образовалась, как сказал кто-то шутя, целая Теляковская галерея»7.
В 1938 году Вс.В. Теляковского переводят в Актюбинск и назначают главным художником местного музыкально-драматического театра, который также был организован в 1935 году на базе драмкружка при клубе железнодорожников. Народ приобщали к культуре и искусству, театры росли «как грибы после дождя». В августе 1941 года Теляковский возвращается в Алма-Ату и продолжает трудиться в том же оперном театре, который стал теперь называться Государственным академическим театром оперы и балета8. За годы, отданные театру, им были созданы декорации к операм «Пиковая дама», «Снегурочка», «Евгений Онегин», «Фауст», «Паяцы», к балету «Лебединое озеро».
Кроме оформления спектаклей, практически всю свою жизнь Теляковский работал над книгой «Атлас русского исторического костюма». По свидетельству Л.И. Варшавского, искусствоведа и журналиста, также оказавшегося в Алма-Ате в 1930-е годы не по своей воле, художник создал уникальную коллекцию зарисовок костюмов всех времен и народов. В ней было около 20 тысяч зарисовок, выполненных в цвете, с особой тщательностью, нередко сопровождаемых пояснительными данными и обязательно с указанием источника, откуда перерисован тот или иной костюм. Здесь же давались указания, как и из каких материалов можно создать эти костюмы для сцены9. Книга была подготовлена к изданию. Для нее художник отобрал более трех тысяч иллюстраций, но осуществить свою мечту тогда не сумел.
Следующая страница творчества Вс.В. Теляковского связана с работой в новом Театре юного зрителя, организатором которого в Алма-Ате была Наталья Ильинична Сац. В 1943 году она оказалась в Алма-Ате как лишенная права после ссылки проживать и работать в Москве. Постановление об организации нового театра выходит в 1944 году, и уже 7 ноября 1945 года спектаклем «Красная шапочка» ознаменовалось его открытие. С февраля 1946 года Теляковского зачисляют в штат театра в качестве главного художника10.
Лев Варшавский, много общавшийся с Теляковским, вспоминал: «Всеволод Владимирович был одним из тех, чьими трудами строился казахстанский ТЮЗ. На заре становления театра он был его главным художником. С утра до ночи он не покидал театра, всегда в движении, всегда на ногах, всегда в поиске новых оригинальных решений. Он все умел делать: был и художником, и заведующим постановочной частью, и гримером, и бутафором. Сам помогал расписывать декорации. Сам помогал их устанавливать. Сам следил за тем, как сшиты костюмы, как они сидят на актерах. Где-то возле кулис он оборудовал себе крошечный закуток, больше похожий на столярную или слесарную мастерскую, чем на мастерскую художника. Здесь он и рисовал, и готовил макеты, и даже делал выкройки для наиболее сложных костюмов. Пилил, клеил, раскрашивал.»11 .
В ТЮЗе им были оформлены более пятидесяти пяти спектаклей (почти весь репертуар), среди которых «Снежная королева», «Два капитана» «Я хочу домой», «Три мушкетера», «Аттестат зрелости», «Алтын-сака» и многое другое.
Выезжая в Казахстан, в ссылку, что само по себе было уже синонимом «в никуда», в неизвестность, без предчувствия своей дальнейшей судьбы, Всеволод Владимирович взял с собой небольшую коллекцию произведений искусства — вероятно, то немногое, что осталось у него от родителей как воспоминание о прошлой иной жизни, как ниточку, соединявшую его с миром, безвозвратно ушедшим в небытие. Он долго с ними не расставался. Среди этих работ были и портреты его родителей, выполненные К. Коровиным во время пребывания художника в родовом имении Теляковских «Отрадное». Лишь накануне своего отъезда-возвращения в Ленинград в 1961 году он передал полотна на временное хранение в Казахскую государственную художественную галерею им. Т.Г. Шевченко (так назывался музей до 1976 года). Акт по передаче экспонатов на постоянное хранение подписывала Наталья Борисовна Ветошникова, родственница Всеволода Владимировича, у которой он поселился после возвращения в Ленинград (она же унаследовала все имущество художника). Этот шаг сегодня трактуется как знак уважения и признательности стране, которая дала возможность ему не только выжить, но и творчески себя реализовать.
Вс.В. Теляковский внес вклад и в развитие музейного дела, пополнив фонды ГМИ экспонатами из своей коллекции. Так сложилась своеобразная «Теляковская» галерея в самом музее. В разные годы от Теляковского в фонды ГМИ поступили живописные и графические произведения А. Головина, среди них уникальный «Портрет инженера путей сообщения барона Сергея Константиновича Фелейзена» (1904), акварельные эскизы театральных костюмов, станковые произведения. Выполненная в смешанной технике «Морская царевна» (1904) М. Врубеля с надписью Вс. Теляковского «Подарено мне собственноручно Врубелем в 1904 году» была передана в галерею в 1952 году. От него же поступили и другие бесспорные произведения К. Коровина — семь эскизов театральных декораций и пейзажей русского импрессиониста. Кроме этого, художник передал музею 45 акварельных эскизов, выполненных его матерью — Гурли Логиновной Теляковской, не имевшей художественного образования, но помогавшей А. Головину и К. Коровину в оформлении музыкальных спектаклей. Из воспоминаний Теляковского: «... Моя мать рисовала фигуры, часто раскрашивала лица и руки, а Головин, совещаясь с ней, одевал их, так постепенно и рождался целый ряд рисунков костюмов, которые носят отпечаток двух авторов., а под рисунком костюма подпись Головина»12. В другом месте он отмечает: «. Моя мать помогала им [Коровину и Головину — авт.], беря на себя рисунки костюмов ...»13. Среди них эскизы к балету Ц. Пуни «Конек-Горбунок», опере Ш. Гуно «Фауст», балету Л. Минкуса «Дон Кихот».
Как оказалось, Вс.В. Теляковский поучаствовал и в расширении коллекции западноевропейского фонда, который пополнился живописными, графическими и скульптурными произведениями французских и итальянских мастеров. В частности, у него были приобретены две скульптуры Луи Буазо — «Похищение Персефоны» и «Похищение Оритии Бореем», ставшие украшением постоянной экспозиции зала искусства Западной Европы. Почти треть коллекции западноевропейского прикладного искусства состоит из поступлений от Теляковского. Это подсвечники, часы, фрагменты шелковых и парчовых тканей, изделия из фарфора. Все предметы были оставлены в музее на временное хранение перед отъездом художника из Казахстана, а позже переведены на постоянное хранение уже при участии его наследников.
В «Теляковскую» галерею вошли и собственные произведения художника: несколько эскизов декораций, серия из десяти живописных панно, созданных по мотивам казахского эпоса, натюрморты, которые он начал писать в 1959— 1960 годах, выйдя на пенсию.
Всеволод Владимирович Теляковский был членом Союза художников Казахской ССР, неоднократно награждался грамотами областного отдела искусств и Президиума Верховного Совета Казахской ССР еще до реабилитации в 1940-е годы. В 1956 году за выдающиеся заслуги ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР.
- ЦГА РК. Ф. 1664. Оп. 1.
- Домбровский Ю. Всеволод Владимирович Теляковский — театральный художник // Гонцы. Рассказы о художниках. Собр. соч. в 6 т. Т. 6. М.: Терра, 1992. [Электронное издание] http://lib.ru/PROZA/DOMBROWSKIJ/dombrovsky6_1.txt
- Мананникова Л.Б. Я родом из ТЮЗа. Алматы, 2010. С. 61.
- ЦГА РК. Ф. 1841. Оп. 1.
- Золотая книга Алматы-2000. Алматы: Кайнар, 2000.С. 67.
- ЦГА РК. Ф. 1841. Оп. 1. Д. 2. Л. 254.
- Домбровский Ю. Указ. соч.
- ЦГА РК. Ф. 1841. Оп. 1. Д. 29. Л. 99.
- Мананникова Л.Б. Указ. соч. С. 64—65.
- ЦГА РК. Ф. 2094. Оп. 1. Д. 26. Л. 212.
- Мананникова Л.Б. Указ. соч. С. 63—64.
- ЦГА РК. Ф. 1664. Оп. 1. Д. 6. Л. 15.
- ЦГА РК. Ф. 1664. Оп. 1. Д. 6. Л. 22.