Семья Третьяковых и Иван Сергеевич Тургенев

Елена Бехтиева

Рубрика: 
СОБЫТИЯ
Номер журнала: 
#1 2009 (22)

15 декабря 2008 года в конференц-зале Третьяковской галереи состоялся вечер памяти ее основателя, по традиции сопровождавшийся чествованием старейших музейных сотрудников. Организованный Благотворительным фондом имени П.М. Третьякова, он тематически соединил две памятные даты прошедшего года: 110 лет со дня смерти создателя национальной галереи и 125 лет со дня ухода из жизни И.С. Тургенева. Тема вечера - «Семья Третьяковых и Иван Сергеевич Тургенев» - дала возможность обратиться к русской литературе - важнейшей составляющей культурного досуга семьи Третьяковых.

Всю жизнь радея за процветание отечественного искусства, почитая театр и музыку, Павел Михайлович, несомненно, осознавал, что характер национальной культуры определяет русская литература. Отличающие ее «идейная окрыленность и высокое понимание человека, обладающего прежде всего общественной, духовной сущностью», соотносились с нравственными убеждениями и гражданской позицией самого Третьякова. Неслучайно в собранной им портретной галерее «лиц дорогих нации» главенствующее место занимали образы писателей. Среди них — И.С. Тургенев, запечатленный на трех портретах из собрания ГТГ, созданных К.А. Горбуновым (1846), И.Е. Репиным (1874) и И.П. Похитоновым (1882). Однако обращений Павла Михайловича к разным художникам с просьбой исполнить портрет Тургенева известно значительно больше; можно сказать, что их число было беспрецедентным в практике собирателя. Третьяков вел переговоры с К.Ф. Гуном, Й. Келером, В.Г. Перовым, И.Н. Крамским, К.Е. Маковским, с И.Е. Репиным — дважды.

Подобная настойчивость объясняется желанием видеть писателя, каким его знал Третьяков: «совершенно живого человека, как он есть». Добрые уважительные отношения, связавшие двух выдающихся современников, «сопровождались периодическими свиданиями и обменом письмами, а со стороны Павла Михайловича еще и искренним восхищением талантом писателя».

Чувства Третьякова разделяла и его супруга Вера Николаевна. В ее дневниковых записях о пушкинском празднике в Москве и открытии памятника поэту в мае-июне 1880 года Тургенев предстает значимой фигурой происходивших тогда торжеств. Организатором празднества был городской голова Сергей Михайлович Третьяков, также лично знакомый с Тургеневым и почитавший его творчество.

Известны мнения о великом русском писателе близкой семье Третьяковых Е.Г. Мамонтовой, дочерей Павла Михайловича Александры Боткиной и Веры Зилоти, начавшей книгу своих воспоминаний словами: «...мы ведь воспитаны на Тургеневе».

На вечере в ГТГ читались как хорошо знакомые произведения Тургенева («Русский язык»), так и редко исполняемые рассказы («О соловьях»), а также полные незлобивого юмора, а иногда и резких замечаний воспоминания современников писателя, среди которых особое место занимает В.В. Стасов. Третьяков прислушивался к советам ведущего художественного критика, приобретая произведения передвижников. Горячие дискуссии, столь характерные для второй половины XIX века, вероятно, и побудили Тургенева написать стихотворение в прозе «С кем спорить.», предостерегающее не полемизировать только с Владимиром Стасовым. Примирившим спорящие стороны обстоятельством было признание ими музыки П.И. Чайковского, особо почитаемого семьей Третьяковых.

Вечер завершился чествованием лауреатов премии имени П.М. Третьякова 2008 года, чьи имена объявил собравшимся президент фонда В.М. Бехтиев. Лауреатами стали Л.И. Ромашкова, И.М. Гофман и Г.С. Юшкевич. С сердечными поздравлениями и словами благодарности к награжденным обратился генеральный директор Третьяковской галереи В.А. Родионов.

Лидия Ивановна Ромашкова — заслуженный деятель искусств Российской Федерации, сотрудник Третьяковской галереи с 1961 года. За время работы в музее она занимала должности научного сотрудника, хранителя, заведующего отделом фондов, главного хранителя Третьяковской галереи (1981—2001), в настоящее время Лидия Ивановна — заместитель генерального директора по безопасности и координации вопросов сохранности музейных ценностей. В период реконструкции ГТГ она руководила сложнейшим процессом перемещения всех коллекций из основного здания в депозитарий и на Крымский Вал; при проектировании и строительстве депозитария активно участвовала в разработке технического задания, системы температурно-влажностного режима, противопожарной и охранной сигнализации. Всеобъемлющая любовь к галерее проявляется у Лидии Ивановны и в передаче коллегам опыта хранения и учета музейных фондов, и в научно-публикационной деятельности, и в просветительской работе. Глубокое знание собрания и ответственность за него определяют строгие требования Ромашковой к музейным сотрудникам и всем, кто работает под ее началом.

Ида Марковна Гофман — доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации, трудится в Третьяковской галерее с 1954 года, занимая последовательно должности научного сотрудника-экскурсовода, старшего, а затем ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX — начала XX века. Еще будучи экскурсоводом, она проявила себя как инициативный и творческий человек: руководила занятиями по истории русского искусства, читала лекции в публичном лектории ГТГ, выполняла обязанности сотрудника отдела каталогизации, редактировала научные издания музея. Неуемная энергия и глубокая искусствоведческая эрудиция Иды Марковны воплотились в организации и кураторстве блистательных выставок: «Сказки и сны Сарьяна», «Николай Сапунов», «Москва—Берлин», «Автопортрет в русской и советской живописи», «Русский символизм. Голубая Роза», которая в рамках Года России под патронатом Евросоюза экспонировалась в Брюсселе и в Москве. Издание «Голубая Роза» было удостоено серебряной медали Российской академии художеств и признано «Книгой года» на XIII Московской международной книжной ярмарке. Большой общественный резонанс имела и выставка 2008 года «Золотое Руно». Труды, написанные Гофман, достойно представляют автора в библиотеке Конгресса США в Вашингтоне и в Научной библиотеке национальной галереи в Берлине. В планах искусствоведа — выставочный проект 2013 года, приуроченный к 150-летию со дня рождения А.Я. Головина.

Галина Сергеевна Юшкевич — заслуженный работник культуры Российской Федерации, реставратор высшей категории, обладатель награды «Золотой скальпель» II степени, более 50 лет проработала в отделе реставрации масляной живописи Третьяковской галереи. Застав предыдущее поколение специалистов высокого класса, таких как К.А. Федоров, М.Н. Махалов, М.Ф. Иванов-Чуронов, являющихся гордостью российской реставрации, Галина Сергеевна накапливала профессиональный опыт, всегда творчески подходила к работе. Совместно с выдающимися мастерами Алексеем Петровичем Ковалевым и Леонидом Романовичем Астафьевым она занималась восстановлением таких выдающихся полотен, как «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова, «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина, «Принцесса Греза» М.А. Врубеля. Среди спасенных Юшкевич и коллективом реставраторов Третьяковской галереи произведений — панно Врубеля «Утро», «Полдень» и «Вечер», пострадавшие при пожаре в Доме приемов МИД России. Бесценный опыт и реставрационное мастерство Галины Сергеевны с благодарностью перенимают сегодня более молодые сотрудники.

Иллюстрации
И.П. ПОХИТОНОВ. Портрет И.С. Тургенева. 1882
И.П. ПОХИТОНОВ. Портрет И.С. Тургенева. 1882
Дерево, масло. 16,2 × 13,1. ГТГ
И.Н. КРАМСКОЙ. Портрет П.М.Третьякова. 1876
И.Н. КРАМСКОЙ. Портрет П.М.Третьякова. 1876
Холст, масло. 59 × 49. ГТГ
Лауреаты премии имени П.М.Третьякова 2008 года И.М. Гофман, Л.И. Ромашкова и Г.С. Юшкевич
Лауреаты премии имени П.М.Третьякова 2008 года И.М. Гофман, Л.И. Ромашкова и Г.С. Юшкевич
К.А. ГОРБУНОВ. Портрет И.С. Тургенева. 1846
К.А. ГОРБУНОВ. Портрет И.С. Тургенева. 1846
Бумага, графитный карандаш. 28 × 20. ГТГ
И.Е. РЕПИН. Портрет И.С. Тургенева. 1874
И.Е. РЕПИН. Портрет И.С. Тургенева. 1874
Холст, масло. 116,5 × 89. ГТГ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play