Нелсон Уайт. Жизнь среди пейзажей Тосканы и Америки
С неподдельной галантностью выходца из Новой Англии Нелсон Уайт приветствует меня в своей мастерской, расположенной на территории Академии изящных искусств во Флоренции. Со всех сторон нас окружают морские пейзажи. На мольберте - незаконченный портрет. Здесь негде присесть и поговорить, поэтому мы идем в библиотеку академии и там комфортно располагаемся за столом. Вокруг нас студенты, сосредоточенно рассматривающие альбомы по искусству из богатой коллекции библиотеки.
На ласкающем ухо английском, отличающем жителей Восточного побережья США, Уайт, перешагнувший 70-летний рубеж, рассказывает о годах учебы и о сегодняшней работе. Его будни проходят во флорентийской академии, где он в основном занимается портретной живописью. Однако страстью и призванием Нелсона остается пейзаж, любовь к которому художнику в детстве привили отец и дед. В пятницу в конце дня он покидает мастерскую и обычно на уикенд направляется к побережью, чтобы писать морские виды. Иногда проводит выходные в Торре дель Лаго, где когда-то жил Джакомо Пуччини, — пишет озеро, впервые увиденное им во время поездок на пленэр с Пьетро Аннигони. Если идет дождь, работает, сидя в машине, а когда холодно, — снимает номер в отеле и пишет вид из окна. Зимой Нелсон возвращается к своим пейзажам, сосредоточиваясь на визуальных эффектах в передаче неба или облаков. В основном он исполняет картины allaprima — за один сеанс, но сейчас пытается создавать большие полотна, для которых одного сеанса недостаточно.
Нелсон получил отличное образование. Его дед Генри Кук Уайт принадлежал к группе известных североамериканских художников, работавших в Олд Лайм (штат Коннектикут) в начале XX века. Отец Нелсон Кук Уайт также стал художником. Нелсон-младший (Нелсон Холбрук Уайт) провел свое детство и юношеские годы среди таких людей, как Ирвинг Уайлз (ученик Каролюса-Дюрана и Леона Бонна) и Уилл Хоу Фут. От них Уайт узнал, сколь важны оттенки цвета и игра светотени, но, что важнее всего, они привили ему художественный вкус. Нелсон вспоминает, как однажды оказался в доме Эдварда Рука в Олд Лайм, где его поразила красота ковров, непривычно развешанных по стенам или перекинутых через предметы мебели, — казалось, они были слишком прекрасны, чтобы лежать под ногами.
Дед Нелсона преподавал в нью-йоркской Лиге студентов-художников вместе с Дуайтом Трайоном. Именно он помог внуку сделать первые шаги в живописи, начав с рисунка гипсовых фигур и других упражнений. Отец же, напротив, больше занимался развитием эстетического вкуса будущего художника, приобщением его к философии искусства, объясняя значение полутонов, открывая величие и единство всех составляющих пейзажа (таких, как небо и море). От деда Нелсон унаследовал страстную любовь к морю и плаванию; немало выходных он провел на побережье, наслаждаясь красотой залива Лонг Айленд Саунд. В своих картинах Уайт неизменно возвращается к морским видам и сюжетам, связанным с отдыхом на море.
В 1955 году во время путешествия с отцом в Италию Уайт открыл для себя творчество Пьетро Аннигони. В книжном магазине во Флоренции ему в руки попался альбом об этом художнике. Вскоре Нелсон принял решение вернуться во Флоренцию, чтобы учиться у мастера, но тот заявил, что не может уделять достаточно времени ученикам, так как у него слишком много заказов. Вместо этого Аннигони предложил Уайту и еще нескольким молодым художникам заниматься у него в мастерской своими проектами, обещал иногда просматривать их работы и давать советы. За частными уроками он рекомендовал обратиться к Нерине Сими, чья школа, расположенная через несколько улиц, пользовалась большой популярностью.
В течение нескольких лет Нелсон обучался мастерству у Сими, постигая основы классической живописи, и регулярно посещал Аннигони, чтобы больше узнать о важнейших составляющих искусства. Методика обучения в школе Сими была аналогична той, что применялась во флорентийской академии, хотя здесь использовался метод сравнительных пропорций, а не метод изображения предметов в натуральную величину. Оглядываясь назад, Нелсон с большим уважением отзывается об обучении принципам рисования и живописи в школе Сими и при этом бесконечно благодарен Аннигони за уроки постижения сути предметов. «Он не был прирожденным педагогом, — вспоминает Нелсон. — Скорее, в нем сочетались черты проводника и наставника. Аннигони придерживался высочайших критериев в творчестве. Он мог, например, заметить тот момент, когда работа его ученика вдруг утрачивала индивидуальный характер или эмоциональную насыщенность. И тогда просто предлагал сменить тему».
Из творческого союза учителя и ученика родилась крепкая дружба. Уайт делал фотосъемку работ Аннигони для каталогов. Вместе они нередко выезжали на пленэр: в Торре дель Лаго или на болота Понте Буджанезе — еще одно излюбленное место художников. Благодаря Аннигони Уайт открыл для себя богатство и красоту итальянского сельского пейзажа. Вскоре он уже выставлял свои работы в США и Италии, нередко в галереях, куда его привел Аннигони (например, в городах Ла Специя и Кремона).
Прошли годы, и Флоренция стала для Нелсона вторым домом. Его жизнь разделилась на две части: работу в Италии и регулярные поездки в Америку. У Сими он познакомился с Дэниэлем Грейвзом. Аннигони очень хорошо отзывался о Дэне, поэтому, когда тот попросил Уайта войти в состав комитета создаваемой им школы, Нелсон с готовностью откликнулся. Будучи уже состоявшимся художником, он понимал, что учиться и совершенствовать мастерство можно всю жизнь. Оборудовав свою мастерскую во флорентийской академии, Уайт занялся освоением методики изображения предметов в натуральную величину, которая, по собственному признанию художника, помогла ему усовершенствовать технику рисования и пейзажной живописи. «Качество моей работы стало выше, что признают и владельцы галерей», — говорит Уайт. Это придало ему решимости испробовать себя в новых направлениях, включая портрет.
На вопрос, каковы, на его взгляд, перспективы реалистического искусства сегодня, Нелсон отвечает, что проблем с тем, чтобы заявить о себе, как о художнике-реалисте никогда не возникало. Этому способствовали семья, образование, а также участие в выставках в известных галереях в США. Однако, оглядываясь назад, он не может не удивляться тому, что такие чрезвычайно талантливые и опытные мастера, как Пьетро Аннигони и Эндрю Уайет, не принадлежали мейнстриму. Достигнув больших успехов, они нередко подвергались несправедливой критике, а потому порой ощущали себя в изоляции. Сегодня же открыты музеи, посвященные творчеству этих художников: Аннигони — во Флоренции, на вилле Бардини, Эндрю Уайету — в Брендиуайн-Ривер в Пенсильвании (там же экспонируются работы его отца Ньюэлла Уайета — известного книжного иллюстратора и сына — художника Джейми Уайета).
Реализм медленно, но верно возвращает себе утраченное признание. В прошлом году во Флоренции одним из преподавателей гравюры Академии изящных искусств была организована выставка реалистического искусства. «Я никогда бы не подумал, что такое будет возможно во Флоренции, и особенно по инициативе академии, известной своей приверженностью экспрессионизму, — говорит Нелсон Уайт. — Поистине, жизнь непредсказуема».
Холст, масло. Фрагмент. Частная коллекция
Холст, масло. Частная коллекция
Фото предоставлено д-ром Дж. Алани Поццуоли, Италия
Холст, масло. 50,8 × 73,6. Частная коллекция
Холст, масло. 20,3 × 30,5. Частная коллекция
Холст, масло. 50,8 × 122. Частная коллекция
Холст, масло. 40,6 × 70. Частная коллекция
Холст, масло. 10,2 × 15,2. Собрание семьи Филипа Сайреса
Холст, масло. 50,8 × 61. Частная коллекция
Холст, масло. 20,3 × 30,5. Частная коллекция
Холст, масло. 50,8 × 122. Частная коллекция
Холст, масло. 50,8 × 73,6. Частная коллекция