«Детерминизм» Олега Савостюка

Владимир Перцов

Рубрика: 
ХУДОЖНИК О ХУДОЖНИКЕ
Номер журнала: 
#1 2009 (22)

Демократичный яркий плакат стал коронным жанром в творчестве Олега Савостюка, персональная выставка произведений которого открылась в залах Российской академии художеств в феврале 2009 года. Признанный живописец и отличный график, он больше всего известен как плакатист. Талант мастера проявился и на театральном поприще. Изысканно и элегантно выглядят выполненные им афиши к опере «Война и мир», балетам «Гусарская баллада», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Иван Грозный», «Чайка», «Золотой век».

Детерминизм — это учение о воле, определяемой внутренними психологическими причинами и внешними обстоятельствами, но исключающее так называемую свободу воли. Мне кажется, работа художника, само его существование детерминированы, художник служит этим двум понятиям. Конечно, тут важен их вектор: настроен он на общее добро или эгоистичен.

Художник Олег Михайлович Савостюк долгие годы ответственно служил советскому политическому плакату, так усердно пинаемому в наше время, стараясь сохранить его форму острого изобразительного выражения, пластического, художественного осмысления идей, большей частью достойных и благородных, но претворявшихся в ненормальную советскую действительность и наталкивавшихся на нелепые преграды для своего воплощения. Ему удалось сохранить мастерскую плаката в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, и сейчас она выпускает художников выразительного, острого пластического мышления.

Олег Савостюк преподает по заветам своего наставника Михаила Черемныха, учит создавать новые формы в искусстве, а сам ушел в живопись, ежегодно устраивает в институте выставки своих новых работ. Мы давно дружим, и мне думалось, он перешел в такое внешне бесконфликтное бытие, но его выставка плакатов последних лет, устроенная в ЦДРИ, меня поразила! Это были театральные плакаты гастрольных балетных спектаклей Большого театра, преимущественно в постановке Григоровича. На выставке экспонировалось более трех десятков работ, и это только половина существующих.

Казалось, плакаты, афиши балетных спектаклей — это что-то изящно вялое, элегантно невыразительное, приглушенное в цвете, а тут стены были увешены ослепительно яркими работами, большей частью с чистым, плоским цветом, с поразительно красивой, праздничной, полноправно участвующей в каждой композиции белизной бумаги, с выразительно играющим шрифтом. Его шрифт легок и непринужден, ни в коем случае не вычерчен, буквы изящно исполняют свой танец. Почему наши художники считают ненужным для себя рисование шрифта? Ведь он тоже является одним из способов донести идею плаката, книги, изображения.

Можно было бы предположить, что цветовой лаконизм афиш Савостюка чреват неизбежным однообразием, но ничуть не бывало — арабеск каждой афиши неповторим и оригинален, неожидан и особен. Они редко пространственны — все разворачивается на плоскости белого, элементы украшают и оттеняют друг друга — и в то же время удивительно образны по сюжету, по тексту, по характеру музыки. Что это, графика или живопись? Легкая элегия или научный трактат?

Я, кстати, недавно по приглашению Савостюка преподавал шрифт у него на графическом факультете и изучил по мере своего разумения возможности шрифта, даже написал учебное пособие «Рисованый шрифт». Шрифт действительно очень красноречив — он сам может рассказать о многом, но и все «поле его обитания», окружение могут делать его очень выразительным.

Каждый плакат Савостюка — это праздник, торжественный или карнавальный, изысканный или простонародный, печальный или веселый, комический или даже трагический, остроумный и благородный. Это и красивое пятно на стене, «стреляющее» еще издали, и объект размышления, выражающий идею спектакля. Таких умных, красноречивых афиш я никогда не видывал. Мне кажется, что это воплощение пластических идей супрематизма, свободно выполненных очень талантливым художником. Острая композиция, взвешенность всех элементов, кажущаяся легкость и непринужденность исполнения, подлинный артистизм, единый темп всех составляющих этого праздника — воистину «высокий балет» изобразительного искусства.

Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, профессор, заведующий факультетом графики МГАХИ имени В.И. Сурикова... Не хватит места перечислить все его титулы. Мне представляется, что его работы — достойное проявление мощи современного русского искусства. Олег Михайлович Савостюк преподнес увлекательное зрелище Западу, а сейчас и нам чуть приоткрыл.

Иллюстрации
Театральный плакат к балету «Болт» на музыку Д.Д. Шостаковича
Театральный плакат к балету «Болт» на музыку Д.Д. Шостаковича
ГАБТ
Театральный плакат к балету «Арлекинада» на музыку Р. Дриго
Театральный плакат к балету «Арлекинада» на музыку Р. Дриго
Театральный плакат к балету «Маскарад» на музыку А. Хачатуряна
Театральный плакат к балету «Маскарад» на музыку А. Хачатуряна
Театральный плакат к балету «Лебединое озеро» на музыку П.И. Чайковского
Театральный плакат к балету «Лебединое озеро» на музыку П.И. Чайковского
ГАБТ
Театральный плакат к балету «Собор Парижской Богоматери» на музыку М. Жара
Театральный плакат к балету «Собор Парижской Богоматери» на музыку М. Жара
Театральный плакат к балету «Три мушкетера» на музыку В.Е. Баснера
Театральный плакат к балету «Три мушкетера» на музыку В.Е. Баснера

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play