От пивоварни до Рембрандта

Алексей Болдинюк

Рубрика: 
МУЗЕИ МИРА
Номер журнала: 
#1 2007 (14)

Хельсинки не назовешь городом, богатым художественными музеями. Уютный центр, где на пешеходном расстоянии друг от друга разместились Атенеум, собрание финской классики, и Кьясма - Музей современного искусства. Несколько загородных резиденций, ставших картинными галереями по завещаниям их владельцев. И еще - Синебрюховский музей изящных искусств, без которого теперь уже невозможно представить себе финскую столицу.

Музей так же нестандартен, как и Хельсинки - молодой город, построенный по петербургскому образцу и организованный с шведской тщательностью. Свидетельства переплетения культур России, Швеции и Финляндии проступают здесь особенно явственно. Это не просто картинная галерея или интерьерный музей - это в равной мере памятник истории трех государств.

Основой коллекции картин, собранных Полем Синебрюховым, стали портреты шведской аристократии, датированные «до 1809 года». Именно в этом году Финляндия была присоединена к России и перестала быть частью Швеции. Трудно сказать, чем была вызвана такая избирательность при составлении коллекции, но факт остается фактом - шведский портрет XVII- XVIII веков наиболее полно представлен в роскошном доме семьи Синебрюховых.

Однако экономический расцвет русских купцов, обосновавшихся в маленьком финском городке Котка, начался как раз после образования Великого княжества Финляндского. В Гельсингфорс - так на шведский манер именовалась новая столица - был переведен значительный гарнизон, морская крепость Свеаборг превратилась в западный форпост Российской империи. Братья Синебрюховы обосновались в Свеаборге, вели активную торговлю, создавали первоначальный капитал. Заправлял делами старший брат Николай. В 1819 году он приобрел на аукционе исключительное право на «варение пива и курение вина» в Гельсингфорсе. Доходы от этой деятельности расчетливый купец вкладывал в земельные участки и строительство в быстро развивавшейся столице Великого княжества.

Рядом со своей пивоварней, на тогдашней окраине города, Николай Синебрюхов построил огромный, по тем временам, дом. Впрочем, жить там было некому - оба брата были неженаты. Его брат Павел переехал в новый дом и на склоне лет обзавелся семьей, женившись на дочери своей экономки. Брак оказался счастливым, несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте. У Павла и Анны Синебрюховых родились две дочери и два сына. По традиции дела фирмы, ставшей к концу XIX века одной из крупнейших в Финляндии, должны были перейти к старшему сыну - Николаю. Но деловая хватка отца и дяди не передались по наследству - Николай больше интересовался охотой и гонками на парусных яхтах, чем приумножением семейного капитала. В конце концов он был отстранен от управления компанией и уехал за границу.

Младший брат Павел (впрочем, звали его уже Поль), ставший директором акционерного общества «Синебрюхов», сумел не только расширить пивоваренное производство, но и укрепиться в банковском секторе Финляндии, а также скупить ряд предприятий по всей стране. За несколько лет до того, как возглавить фирму, Поль Синебрюхов женился на актрисе Шведского театра Фанни Гран. После свадьбы они отправились в длительное путешествие по Европе, побывав в крупнейших музеях и галереях Старого Света. Именно тогда молодая пара решила заняться коллекционированием произведений искусства. Поль и Фанни хотели не просто украсить свой богатый гельсингфорсский дом, но создать ценную коллекцию картин для того, чтобы в будущем подарить ее финскому государству.

Особую слабость чета Синебрюховых питала к шведскому искусству. В одном из писем стокгольмскому антиквару Акселю Дюрлингу Поль писал, что в Финляндии нет картин, достойных внимания. Судя по всему, зарождающаяся финская культура оставалась для него чужой и непонятной. Времена, когда Швеция и Финляндия были единым государством, четко обозначили рамки коллекции. Поль Синебрюхов не пропускал ни одного аукциона в Стокгольме, и цена на понравившуюся картину не имела для него никакого значения. В конце XIX века Швеция переживала экономические трудности, и это только облегчало задачу страстного коллекционера. Есть свидетельства, что Стокгольмский национальный музей впоследствии тщетно пытался выкупить некоторые из приобретенных Синебрюховым работ.

С годами коллекция пополнилась голландскими и фламандскими мастерами XVII века - от парадных портретов до натюрмортов и пейзажей. Экспертом Синебрюхова стал шведский историк искусств Освальд Сирен, впоследствии директор Стокгольмского национального музея, отправившийся в поездку по Европе, в том числе и с целью подыскать для Поля «старых голландцев». За неполные 30 лет Фанни и Поль Синебрюховы собрали около 900 картин. Детей у них не было, и спустя три года после смерти мужа, согласно его завещанию, вдова передала коллекцию только что получившей независимость Финляндии. Произошло это 14 апреля 1921 года. Осенью того же года был открыт музей Синебрюховых - в трех комнатах, арендованных государством у владельцев здания. Тогда эту коллекцию могли увидеть не более 35 человек в день.

Тем не менее история музея только начинается. До 1975 года дом семьи Синебрюховых находился в собственности акционерного общества, продолжавшего успешно варить пиво и сделавшего марку «KOFF» известной далеко за пределами Финляндии. В старинном здании, немало пострадавшем во время бомбардировок Хельсинки, после войны разместилась химическая лаборатория Высшей технической школы. «Синебрюхов» вкладывал немалые средства в поддержание порядком обветшавшего дома, однако устройство настоящего музея требовало много большего. Это оказалось под силу только новым владельцам недвижимости на улице Булеварди - финскому государству и городу Хельсинки.

Художественно-интерьерный музей, открытый в 1980 году в тщательно отреставрированном здании, представил, наконец, в полном объеме собрание Синебрюховых: уже упоминавшиеся работы шведских мастеров, а также картины фламандских, испанских и итальянских художников XVI-XVII веков и коллекцию из 350 миниатюр XVIII века. Не менее интересна уникальная мебель музея - в парадной Ампирной гостиной разместился гарнитур, некогда принадлежавший Павлу I, в Густавианском салоне - предметы интерьера из королевского дворца Швеции. В начале нового столетия в здании были проведены обширные работы по окончательному восстановлению прежнего облика внутренних интерьеров; государство потратило на это около 7 миллионов евро. Обновленный Синебрюховский музей был открыт в феврале 2003 года.

И без того богатое собрание дополняет великолепная коллекция западноевропейских картин из фондов Академии художеств Финляндии. Интересно, что и эти произведения искусства в свое время также были подарены - в середине XIX века традицию начал царь Александр II, передавший Атенеуму коллекцию барона Отто Вильгельма Клинковстрема. Невозможно пройти мимо «Портрета молодой женщины» работы Лукаса Кранаха Старшего - одной этой работы достаточно, чтобы представить себе качество полотен, дарованных русским императором...

Вообще то, что Поль и Фанни Синебрюховы оставили свое драгоценное собрание государству, не являлось чем-то необычным или неожиданным. В 1876 году живший в Виипури (современный Выборг) бизнесмен Виктор Ховинг завещал Академии коллекцию из 14 картин, в числе которых работы Коро и Добиньи, и практически всю свою собственность. В 1893 году таким же образом поступил доктор Херман Фритьоф Антелль - 44 работы художников барбизонской школы были подарены Атенеуму. Профессор Элиэль Аспелин-Хаапкюля, генерал А. Рамзай, предприниматель Линдер (в его коллекции была картина Рембрандта «Читающий монах»), врач Карл фон Хартманн.

Список меценатов, передавших тщательно собираемые коллекции в дар Академии художеств, насчитывает более 30 имен. Сама атмосфера культурной жизни Финляндии предполагала, что художественные ценности (представлявшие и колоссальную материальную ценность) не оставались в собственности наследников, а делались общественным достоянием. Завидная, достойная подражания традиция. Она не прерывается и в наше время - в дар Академии передаются все новые и новые коллекции.

В Синебрюховский музей хочется приходить снова и снова. Он удивительно уютный, по настоящему домашний - можно посидеть в креслах эркера Густавианского салона, а в столовой, словно перенесенной из Голландии XVI века, кажется, все готово к приему гостей. Наполненный ценностями разных эпох и культур, картинами Ватто, Доменико, Тьеполо, Рембрандта, музей не оставляет ощущения эклектичности. Хотя в нем практически нет русского искусства, о корнях прежних владельцев этого дома здесь напоминает многое. Именно в Синебрюховском музее всю нынешнюю осень с успехом проходила выставка русских чарок - от времен первого царя династии Романовых до 1917 года. Семья русских купцов, обратившая доходы от винокурения в замечательные произведения искусства, оставила потомкам прекрасную память о себе как пример духовности и бескорыстия.

Иллюстрации

Якопо БАССАНО. Мадонна с младенцем, Иоанн Кресmиmель и св. Анmоний Аббаm (Свяmое собеседование). XVI в.
Якопо БАССАНО. Мадонна с младенцем, Иоанн Кресmиmель и св. Анmоний Аббаm (Свяmое собеседование). XVI в.
Холст, масло. 108×130
Йос де МОМПЕР. Пейзаж с мельницей во Фландрии
Йос де МОМПЕР. Пейзаж с мельницей во Фландрии
Холст, масло
Питер де РИНГ. Наmюрморт
Питер де РИНГ. Наmюрморт
Дерево, масло. 32×34
Неизвестный художник XVII в. Цвеmы и попугаи
Неизвестный художник XVII в. Цвеmы и попугаи
Холст, масло. 67×86,5
Клод-Жозеф ВЕРНЕ. Южный порm во Франции
Клод-Жозеф ВЕРНЕ. Южный порm во Франции
Холст, масло. 49×63
Ян БРЕЙГЕЛЬ. Ваза с цвеmами
Ян БРЕЙГЕЛЬ. Ваза с цвеmами
Медь, масло. 24×20
Ян БРЕЙГЕЛЬ. Аллегория воды
Ян БРЕЙГЕЛЬ. Аллегория воды
Медь, масло. 36×47
Кабинет. Первая половина XVII в.
Кабинет. Первая половина XVII в.
Антверпен. Красное дерево, слоновая кость, черепаха, латунь. 54×60,5×31,5
Ян ван ГОЙЕН. Морской пейзаж в бурю. 1665
Ян ван ГОЙЕН. Морской пейзаж в бурю. 1665
Холст, масло. 110×159
Жан Жак ЛАГРЕНЕ Младший. Три грации
Жан Жак ЛАГРЕНЕ Младший. Три грации
Холст, масло. 47×56
Антони Янс Ван дер КРООС. Парк замка Хейс-mен-Босх
Антони Янс Ван дер КРООС. Парк замка Хейс-mен-Босх
Холст, масло. 95,5×118,5
Виллем Клас ХЕДА. Наmюрморm. 1637
Виллем Клас ХЕДА. Наmюрморm. 1637
Дерево, масло. 45×65
Густав ЛУНДБЕРГ. Поэm Гусmав Фредрик Гилленборг
Густав ЛУНДБЕРГ. Поэm Гусmав Фредрик Гилленборг
Пастель. 64×49,5
Франс ПОУРБУС Младший. Две сесmры
Франс ПОУРБУС Младший. Две сесmры
Медь, масло. 33×40

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play