Общество создает музей - музей создает общество

Мария Бурганова

Рубрика: 
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Номер журнала: 
#1 2007 (14)

В Инженерном корпусе ГТГ прошла международная конференция «Музей и общество», посвященная 150-летию Государственной Третьяковской галереи. Заседания начались с приветственного слова в адрес музея от Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Конференция была подготовлена и проводилась первым заместителем генерального директора ГТГ, заместителем по научной работе Лидией Ивановной Иовлевой. Во вступительном слове «Тема "Музей и общество” и ее актуальность в современных условиях» она представила те направления, которые сегодня считаются приоритетными в музейной практике. Среди них - музей в контексте истории и современности, проблемы музейной педагогики, социально-психологические проблемы восприятия искусства и др. Как об одном из важнейших перспективных проектов Л.И. Иовлева говорила о выставке «Европа - Россия», в которой примут участие ведущие музеи стран Евросоюза. Этот проект обещает стать культурным событием, в котором наряду с крупными музеями, ставшими своеобразными мировыми энциклопедиями искусств, будут участвовать и малые музеи, посвященные одной теме, одному художнику или даже одной картине. Таким образом, многоголосное музейное сообщество, объединившись, все более громко заявляет о себе выставочными мегапроектами и международными конференциями. Именно такой значительный международный научный форум был организован Третьяковской галереей, на котором выступили более пятидесяти специалистов из разных стран.

Общество создает музей, а музей создает общество. Эта замкнутая в своей симметрии идея развивалась участниками конференции в самых разных аспектах. В центре внимания были роль и место художественного музея в эпоху глобализации, диалоги культур в свете выставочных проектов, мир музея в контексте современных технологий, музейная педагогика и просветительские функции.

Первым сообщением на открытии конференции по решению Л.И. Иовлевой стал проникнутый философскими размышлениями доклад В.Ю. Дукельского (Российский институт культурологии) «Музей и общество - два одиночества, состоится ли встреча?». Этот выбор куратора конференции оказался на удивление актуальным. Тема, заявленная Владимиром Дукельским, нашла подтверждение и собственную интерпретацию у многих и рефреном прозвучала практически в каждом выступлении.

Действительно, приоритетными задачами музея являются хранение, пополнение и научное обеспечение коллекций. Их публичное представление осуществляется лишь по мере возможности. И кажется, что особой необходимости в присутствии публики в музейном пространстве нет. Такие условия породили иллюзорный мир самодостаточности и замкнутости музея. Его своеобразным символом можно считать тонкий шнур, ставший границей между Зрителем и Музеем. Эта невесомая преграда на самом деле ощущается монолитной непроницаемой стеной самого устоя музейного организма. Сквозь эту стену молчания до посетителя доходит лишь скупая аннотация произведения. Но сама жизнь прекрасного храма искусств невидима и недоступна.

Зачем же зритель пришел сюда? Чтобы соотнести мир своих ощущений с миром музейного хранения истории и культуры? Чтобы совершить, возможно, однократное в своей жизни ритуальное паломничество - посещение музея? Психологию и ментальность музейного посетителя, его интересы, его поиски культурной идентичности и надежду найти в лице музея идеального собеседника представил В.А. Гуружапов (Государственная Третьяковская галерея) и дополнил статистическими справками В.Н. Козиев (Государственный Русский музей).

Одиночество музея и одиночество в музее - проблема настоящего времени. Она стала отражением все более нарастающего интеллектуального одиночества человека, развивающегося духовно в границах электронного и виртуального мира, и значительной, стремительно увеличивающейся дистанции между различными слоями общества.

Сегодня инициатором решения этой проблемы становится музей, предложивший множество разнообразных путей для выстраивания позитивного диалога с самыми разными слоями общества. Среди них - интерактивные программы, современные технологии, общественные мероприятия, образовательные проекты. Пусть на первом этапе эти шаги скорее выглядят как занимательные игры, в которых произведения искусства дидактическими методами и электронными средствами можно разнимать на части подобно детскому конструктору. Но это - реальное прикосновение к музейному пространству. И можно надеяться, что, создавая концептуальные затеи, а также стремясь с их помощью преодолеть свои экономические проблемы, музей не утратит мир искусства, а сделает его ближе к публике.

Совершенно очевидно, что сегодня музей обрел новый облик. Дело не только в привлечении мультимедийных средств в экспозиции, но и в создании совершено новых объектов музеефикации - текста, действа и звука. Это блестяще проиллюстрировал А.В. Лебедев (Российский институт культурологии) на примере целого ряда музеев, где электронные изображения и текстовые комментарии приобрели явно выраженный статус главной ценности экспозиции. Это демонстрирует и музей М.Т. Калашникова в Ижевске, показывающий на мониторах хроникальные видеозаписи мемуаров конструктора. Как и музей Пушкина в Михайловском, сложенный из симулякров - копий вещей, которыми в реальности герои не обладали, музей Калашникова представляет единственный реальный и мемориальный объект экспозиции - Слово, произнесенное Калашниковым с экрана. Все более становится очевидным, что не только современное искусство, но музейные экспозиции развиваются в направлении утраты реального тела предмета. Его с успехом заменяют текст, сопроводительный комментарий, контекст, выделенные как самостоятельные, и порой самодостаточные, музейные объекты. Именно по этому принципу строилась экспозиция выставки «Вавилонская башня» ГМИИ им. А.С. Пушкина (2004), где главное место в центре Белого зала было отведено огромного размера сопроводительным текстам, а картины, размещенные на стенах, окружали их.

Такие новые концептуальные экспозиции, рассчитанные на интерактивный диалог со зрителем, сегодня появляются повсеместно. В этой связи все больший интерес представляют, наряду с грандиозными музейными собраниями, небольшие музеи, рассчитанные на личностное интеллектуальное общение. Именно такие музеи представила в своем докладе Николетта Мислер (Италия). Музей "Jurassic Technology" в Кулвер-Сити (США) и Музей сновидений Фрейда в Санкт-Петербурге не только объединены темой, но схожи по самой сути существования и презентации музейных произведений. Музей "Jurassic Technology" в Лос-Анджелесе занимает небольшой особняк в малопрестижном районе Кулвер-Сити, Музей сновидений Фрейда в Санкт-Петербурге - всего три комнаты в здании Восточноевропейского института психоанализа. Оба труднодоступны и рассчитаны на знающего зрителя, выбравшего их не случайно. Для такого посетителя здесь - интеллектуальная аура эфемерных и ассоциативных предметов. Музейные экспозиции, наполненные фетишами, знаками и символами, понятны только посвященному. Скелетик крота под изящным стеклянным колпаком, сэндвич с мышью, возведенный в статус музейного объекта, статуэтка танагры и орнамент из завитков меандра на полу, маска Пушкина и портреты русских собак, побывавших в космосе, - все это директора музеев лично прокомментируют для редких посетителей за чаем.

Музей совершенно других масштабов представил Джон Э. Боулт (Университет Южной Калифорнии, Лос-Анджелес, США). Его внимание привлек Передвижной музей, созданный для показа произведений канадского фотографа Г. Колберта по проекту японского архитектора Шигеру Бана. Главной концепцией музея стала его уникальная возможность перемещать свою экспозицию вместе со зданием. Собранный из десятков транспортных контейнеров, музей являет образ грандиозного трехнефного собора высотой около 15 метров, с общей площадью от 4500 квадратных метров, возникающий на три месяца в любом месте и собирающий за это время около 500 тысяч посетителей. Таким образом, музей не ждет зрителей, а сам движется в направлении к ним.

Эта идея сегодня становится все более актуальной. Крупные музейные собрания практикуют международные вояжи для демонстрации своих экспозиций. Летом 2006 года около двухсот лучших произведений из своей коллекции, среди которых - работы Клода Моне, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, Марка Шагала и других, представил Музей Соломона Р Гуггенхайма (США) в Бонне. Третьяковская галерея начала юбилейный год программой «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею», в рамках которой в галерее были показаны шедевры из экспозиции Музея Орсе (Франция), Государственного Русского музея, музеев - участников проекта «Золотая карта России» и др.

Все эти шаги навстречу зрителю - характерная тенденция современных музеев. И они, конечно, являются зеркальным отражением того интереса, который испытывает современный социум к своему культурному наследию.

Общество создает музей - музей создает общество. Именно в этом обоюдном стремлении - преодоление культурного одиночества и музея и человека.

Иллюстрации

Здание Центра Пауля Клее в Берне
Здание Центра Пауля Клее в Берне
Швейцария. Архитектор Р. Пиано
Детский музей “Creaviva”. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария
Детский музей “Creaviva”. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария
Передвижной музей. Модель. Архитектор Шигеру Бан
Передвижной музей. Модель. Архитектор Шигеру Бан
Детский музей “Creaviva”. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария
Детский музей “Creaviva”. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария
Передвижной музей. Венеция
Передвижной музей. Венеция
Передвижной музей. Монтаж модулей
Передвижной музей. Монтаж модулей

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play