Серпуховский историко-художественный музей

Андрей Пилипенко

Рубрика: 
ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ
Номер журнала: 
#1 2006 (10)

Основополагающее значение для формирования коллекции Серпуховского историко-художественного музея (СИХМ) имела собирательская деятельность серпуховских промышленников Мараевых в последней четверти XIX и начале XX века.

Первые приобретения художественно-исторических ценностей в доме Мараевых принято связывать с именем Анны Васильевны. Установилась даже традиция величать ее основательницей Серпуховского музея, но это явная натяжка - ей недоставало ни соответствующего образования, ни даже осознания характера и целей собственно коллекционерской деятельности.

Однако несомненно, что в семье Мараевых (видимо, уже при жизни Василия Афанасьевича, основателя купеческой династии) составлялась домашняя моленная. Старообрядческое благочестие, естественно, поощряло интерес к древним или хотя бы «древлеписанным» иконам и книгам. В 1908-1910 гг., в память трагически погибшей младшей дочери Анны Васильевны - Анфисы, рядом с серпуховской фабрикой Мараевых был построен храм Покрова Богоматери, куда перешло убранство моленной. С 1989 г. этот храм передан верующими музею, благодаря чему в его фонды ныне входит уникальный беспоповческий богослужебный комплекс, в том числе 610 икон, из которых 73 относятся к допетровской эпохе, и 142 старопечатные и рукописные книги. Ценнейшей реликвией семьи Мараевых был Пустозерский сборник с автографами житий известных ревнителей старообрядчества Аввакума и Епифания.

В купеческой семье явно сложилась атмосфера пиетета ко всякого рода «старине»: меблировка комнат, столовая посуда составлялась из предметов XVII-XVIII веков; целенаправленно приобретались уникальные предметы древнерусской утвари, народного костюма и т.п. В 1895-1896 гг. по проекту виднейшего московского зодчего того времени академика Романа Ивановича Клейна отстроено парадное крыло мараевского дома в Серпухове. Это безупречный образец псевдоклассической архитектуры - ныне основное здание СИХМ.

Наконец, в 1896 г. было совершено решающее приобретение: куплена художественная коллекция Юрия Всеволодовича Мерлина. Мотивы этого поступка А.В. Мараевой не совсем ясны. Она, по своему воспитанию чуждая западноевропейской культуре XVI-XV111 веков (памятники которой составляли основу собрания Мерлина), могла оценить их как выгодное средство помещения капитала. Как бы то ни было, при жизни Анны Васильевны стены ее жилья украшали лишь наиболее «невинные» из собранных Мерлиным картин (пейзажи, натюрморты). Остальные хранились в кладовых загородного дома в Данках; после революции ими распоряжался профком близлежащей фабрики, премируя из этого фонда передовиков. В июле 1919 г. уцелевшая часть коллекции была перевезена в Серпухов и принята на хранение музейно-экскурсионной секцией при городском отделе народного образования.

Юрий Всеволодович Мерлин (1836/37 - до 1912) - коллекционер, собрание которого положило начало СИХМ. Его приобретения составляют раздел западноевропейского искусства XVI-XV111 веков и русской живописи XVIII века. К сожалению, мы располагаем лишь отрывочными сведениями о его личности и собирательской деятельности.

Юрий Всеволодович принадлежал к потомственной аристократии. Род дворян Мерлиных берет начало в XV веке: его основателем считается татарин Мерла, перешедший на службу к князю Василию Темному. Юрий Всеволодович получил юридическое образование в Московском университете.

Он начал коллекционировать в 1860-х гг., а может быть, и раньше: в его коллекции видны следы распродаж части императорских художественных собраний в середине 1850-х гг.: имеется скульптура А. Тарсиа из Летнего сада, предметы из входившей в дворцовые коллекции обстановки замка Мальмезон. Обычными источниками его приобретений были столичные антикварные рынки, где в пореформенные годы распродавались богатейшие дворцовые и усадебные собрания. Благодаря надписям, сохранившимся на некоторых памятниках из коллекции Мерлина, можно восстановить лишь некоторые из ее источников. Так, «Медор и Анджелика» М.Дезублео ранее была в собрании графов Разумовских; «Портрет старухи в профиль» не-известного художника XVIII века - в коллекции Ф.Я. Борзенко; установлено так-же, что картина «Жертвоприношение Иевфая» кисти Шарля Ле Брена в начале XIX века входила в знаменитое собрание кардинала Ж. Феша (Париж), а в 1856 г. значилась в каталоге распродажи коллекции Ф.С. Мосолова (Москва).

Интересы Ю.В. Мерлина были обширны: в течение почти 25 лет он собирал «масляные картины старых и новых мастеров, оружие, гравюры, миниатюры, резные кость и дерево, фарфор, стекло, трости, старинные русские вещи, иконы, утварь, бронзу и множество других предметов, по рассказам видавших, очень хороших, редких и ценных» (Из записной книжки А.П. Бахрушина. Кто что собирает. М., 1916. С. 15). Его коллекция оценивалась в 315 тыс. рублей и признавалась «цельнее, ценнее и больше, чем у Брокара» (Там же).

Покупая главным образом «на книжку», т.е. в кредит, и, видимо, чрезмерно увлеченный собирательской деятельностью, Мерлин не рассчитал своих финансовых возможностей и к середине 1890-х гг. впал в разорение. Он заложил свою коллекцию некому Королеву и смог получить назад только жалкие ее остатки. Они и были куплены А.В. Мараевой.

«Каталог галерейных картин» собрания Мерлина, изданный в Москве во второй половине 1890-х гг. - видимо, по случаю окончательной продажи коллекции, - включает 377 номеров произведений западной и русской живописи и графики XVI-XIX веков. Большинство памятников считается творениями великих мастеров - Брейгеля, Рубенса, Рембрандта, Тьеполо, Пуссена и др. В результате позднейших исследований атрибуция этих произведений изменилась: они отнесены к творчеству более скромных авторов того же времени.

За годы пребывания в СИХМ «мерлинская» часть музейного собрания испытала единичные утраты: в 1930-х гг. несколько картин батального содержания (в том числе полотна А.О. Орловского, голландского живописца Х. Версхюринга) переданы в Академию бронетанковых войск РККА и городской военкомат; в 1962 г. картина Э. Кейля «Старуха со свечей» передана ГМИИ им. А.С. Пушкина в обмен на полотно Я. Викторса «Уличный лекарь».

С начала установления советской власти в Москве судьбою художественных памятников на местном уровне распоряжалась Комиссия музеев и охраны памятников искусства и старины при Московском губернском исполнительном комитете Советов (Мосгубмузей). В 1918-1919 гг. этой организацией была создана сеть Пролетарских музеев, расположенных в разных районах Москвы. Целью их было вводное ознакомление посетителей из рабочей среды - отсюда их название - с миром художественных ценностей. Экспозиции этих музеев составили памятники различного характера, но с одной судьбой: происходящие из частных собраний, все они были национализированы в ходе революции. В здании 1-го Пролетарского музея располагалось центральное хранилище Мосгубмузея, также составленное из конфискованных художественных ценностей.

К 1924 г. Пролетарские музеи упразднили из-за трудностей финансирования, а их коллекции распределили по столичным и региональным музеям. Серпуховский музей в 1923-1925 гг. получает из Москвы большую группу отечественных памятников, например в 1925 г. - 127 экспонатов. Таким образом был сформирован раздел русского искусства второй половины XIX - начала XX века в нынешнем его виде. Источником этих поступлений в музейных описях, составленных уже в 1930-е гг., указан в основном «I Московский Пролетарский музей». Возможно, этим источником были фонды хранилища Мосгубмузея, расположенные по тому же адресу (иногда ссылаются на никогда не существовавший Московский губернский музей).

Как бы то ни было, музей получил богатую, грамотно подобранную коллекцию, в которой хорошо представлены академизм (П.И. Семирадский, К.Е. Макоский, А.П. Боголюбов), передвижничество (В.Е. Маковский, Н.А. Ярошенко, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин), живопись конца XIX в. (И.И. Левитан, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов) и разнообразные направления 1900-1910-х гг. (К.Ф. Юон, К.А. Коровин, И.И. Машков, Р.Ю. Фальк); интересны монографические собрания С.Т. Коненкова и Н.С. Гончаровой. В формировании этой части музейной коллекции заметна деятельность знатока русской художественной культуры. Им и был директор музея в 1922-1926 гг. Николай Дмитриевич Россет, происходивший из старого дворянского рода, юрист по образованию.

И.И. МАШКОВ. Бегонии. 1907
И.И. МАШКОВ. Бегонии. 1907
Холст, масло. 97 × 116

В 1937 г. значительная группа памятников русского искусства первой половины XIX века была передана во Всесоюзный музей А.С. Пушкина в Ленинграде.

Музей активно пополняет свои фонды из местных и региональных источников. Это, прежде всего, дворянские усадьбы: Рождественское-Телятьево графов Соллогуб (в 19181919 гг.: книги, мебель); Семеновское-Отрада графов Орловых-Давыдовых (в 1927-1931 гг.: живопись, мебель, стекло); Рай-Семеновское Нащокиных, затем Хутаревых (в 1927-1928 гг.: мебель, живопись, книги). Все эти предметы материальной культуры и произведения искусства представляют собой скорее часть произвольной усадебной обстановки, чем целенаправленно составленные коллекции. Богаче всего в этом плане Семеновское- Отрада, откуда в музей поступили, например, картина ученика Рембрандта И. де Яудервилле «Ученый в кабинете» и резной стол с атлантами работы петербургской мастерской Исакова по проекту архитектора Г.А. Боссе.

Но в 1930 г. СИХМ получает часть весьма высокого уровня коллекции из усадьбы князей Вяземских, а затем графов Шереметевых - Остафьево. В основном в Серпуховский музей попали произведения, собранные князем Павлом Петровичем Вяземским - сыном известного поэта - в 1860-е гг. Это живопись, художественное оружие, уникальные образцы мебели, ковров, керамики и тканей.

Значительными были и поступления из музея г. Каширы в 1930 г. (живопись, графика, керамика, стекло), а также церквей и монастырей - Высоцкого (Зачатьевского, 1374 г.) и Владычного (Введенского, 1360 г.) - г. Серпухова в 1924-1932 гг.

Собрание Серпуховского историко-художественного музея, отметившего 85-летие со дня основания, по-своему уникально и, несомненно, является неотъемлемой частью нашего национального культурного достояния.

Иллюстрации
И.К. АЙВАЗОВСКИЙ. Прилив. 1870-е
И.К. АЙВАЗОВСКИЙ. Прилив. 1870-е
Холст, масло. 106 × 81
Ф.С. РОКОТОВ. Портрет неизвестного. 1787
Ф.С. РОКОТОВ. Портрет неизвестного. 1787
Холст, масло. 71 × 51
И.К. ШИШКИН. Сестрорецкий бор. 1896
И.К. ШИШКИН. Сестрорецкий бор. 1896
Холст, масло. 105 × 70
К.Е. МАКОВСКИЙ. Под венец. 1890
К.Е. МАКОВСКИЙ. Под венец. 1890
Холст, масло. 136 × 183
В.Д. ПОЛЕНОВ. Старая мельница. 1890
В.Д. ПОЛЕНОВ. Старая мельница. 1890
Холст, масло. 88 × 135
Н.С. ГОНЧАРОВА. Бабы с граблями. 1907
Н.С. ГОНЧАРОВА. Бабы с граблями. 1907
Холст, масло. 117 × 102
Н.С. ГОНЧАРОВА. Стрижка овец. 1907
Н.С. ГОНЧАРОВА. Стрижка овец. 1907
Холст, масло. 118 × 102
Ян ЯНСЕНС. Св. Иероним, внимающий трубе Страшного Суда. Ок. 1621
Ян ЯНСЕНС. Св. Иероним, внимающий трубе Страшного Суда. Ок. 1621
Холст, масло. 106 × 88
Микеле ДЕЗУБЛЕО (прозв. Фльямминго). Медор и Анджелика. 1640-е
Микеле ДЕЗУБЛЕО (прозв. Фльямминго). Медор и Анджелика. 1640-е
Холст, масло. 96 × 127
Джачинто БРАНДИ. Св. Себастьян. 1680–1690-е
Джачинто БРАНДИ. Св. Себастьян. 1680–1690-е
Холст, масло. 94.5 × 74.5
Шарль ЛЕБРЕН. Жертвоприношение Иевфая. Ок. 1656
Шарль ЛЕБРЕН. Жертвоприношение Иевфая. Ок. 1656
Холст, масло. Д. 131
Изак ВИЛЛАРТС. Рыбный рынок на морском берегу. 1640–1650-е
Изак ВИЛЛАРТС. Рыбный рынок на морском берегу. 1640–1650-е
Дерево, масло. 35.5 × 67
Эберхард КЕЙЛЬ (прозв. Монсу Бернардо). Старуха с шитьем. 1650-е
Эберхард КЕЙЛЬ (прозв. Монсу Бернардо). Старуха с шитьем. 1650-е
Холст, масло. 98 × 76

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play