От «ОПИСИ» до многотомного ИЗДАНИЯ

Ксения Антонова

Рубрика: 
150 ЛЕТ ГТГ
Номер журнала: 
#1 2006 (10)

Вышли в свет два очередных тома сводного каталога коллекций Государственной Третьяковской галереи - «Живопись первой половины XIX века» и «Живопись конца XIX - начала ХХ века». Даже сейчас, при наличии все более развивающихся электронных форм сбора и хранения информации, появление такого рода книг - большое событие. Фундаментальные, иллюстрированные издания с обширными сведениями о художниках и их произведениях представляют несомненный интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей, любителей искусства.

Приближающаяся юбилейная дата - 150 лет со дня основания Третьяковской галереи - заставляет оглянуться назад и проследить возникновение и развитие одного из ведущих направлений в деятельности музея. История каталогизации и публикации коллекций галереи начинается с 1893 года, когда увидела свет «Опись художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых».

Растущая популярность музея, увеличение числа посетителей делали все более настоятельной необходимость появления издания, которое могло бы представить зрителям ставшее широко известным собрание. В 1890 году один из посетителей галереи писал, обращаясь к П.М. Третьякову: «Милостивый Государь! Ваша картинная галерея доставляет истинное наслаждение не только истинным ценителям художественных произведений, но и всем сколько-нибудь интересующимся искусством, а потому мы не можем воздержаться, чтобы не сказать Вам великое русское спасибо за открытые двери в Вашу сокровищницу; но вместе с тем мы должны откровенно сказать Вам, что отсутствие каталога - есть большой пробел в Вашем добром деле, но ничего нет легче как исправить этот пробел: стоит только дать желающим возможность приобрести его (каталог) за известную плату... Надеюсь, милостивый государь, что Вы не оставите без внимания нашу всепокорнейшую просьбу»[1].

Подготовка необходимого издания была осуществлена самим основателем галереи П.М. Третьяковым, систематизировавшим свое собрание в связи с передачей его в дар городу Москве. И хотя в письме к В.В. Стасову Третьяков сообщал: «Я пишу не каталог, а опись картин для Думы: одну для застрахования, другую для напечатания указателя, самого краткого»[2]. «Опись художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых» стала первым каталогом музея. Составленная позально, снабженная «Правилами для посетителей галереи», она служила и путеводителем по экспозиции.

К моменту ее выхода в свет уже были изданы каталоги крупнейших музейных собраний: Эрмитажа, Картинной галереи Академии художеств, Московского Публичного и Румянцевского музеев, были опубликованы каталоги частных коллекций П.П. Свиньина, ВА. Кокорева, Ф.И. Прянишникова, Д.П. Боткина. Некоторые из них явили собой пример более полного описания художественных памятников. Однако небольшая, скромно изданная книжечка, содержавшая самые краткие данные о художниках и произведениях, стала событием художественной жизни, вызвала огромный интерес у современников. Значение первого каталога Третьяковской галереи было не в полноте и характере приводимых описаний, а в обнародовании собрания галереи как музея русского национального искусства.

Получив только что вышедший каталог, Стасов писал Третьякову: «Дорогой Павел Михайлович, я только что воротился из-за границы <...> как вдруг получил вчера утром от Н.П. Собко «Каталог» Вашей галереи. Благодарен ли я Вам и важен ли для меня этот «Каталог» - это может доказать Вам то, что после вчерашнего сильно занятого дня, удосужившись и освободившись только к ночи, я вчера в 12 лег в постель и до 4-го часа утра все не спал, потому что не мог спать, а не мог спать потому, что все читал и изучал этот Ваш каталог; читал, сравнивал, подводил итоги, справлялся с разными другими своими материалами и т.д. Я отложил в сторону эту книгу, читанную мною с таким же увлечением и громадным интересом, как будто я читаю отличный роман, - я отложил ее в сторону лишь тогда только, когда совсем утро сделалось <...> Дай Бог, чтоб побольше было людей, которые понимали бы и ценили Ваш великий исторический подвиг!!!»[3]

Потребность в издании, где был бы опубликован состав крупнейшей коллекции, охватившей историю отечественного искусства с XVIII века и ставшей лучшим собранием современной русской живописи, была столь велика, что за первую неделю с момента появления книги было продано 1238 экземпляров из 5000 заказанных, и возник вопрос о дополнительном тираже каталога.

Затем ежегодно (вплоть до 1917 года) описи и каталоги галереи фиксировали дальнейший рост собрания, отражали направленность и масштабы последующей собирательской деятельности П.М. Третьякова, а в дальнейшем - Совета галереи. И несмотря на то, что приводимые сведения по-прежнему оставались очень краткими, почти в каждом из них появлялось что-то новое о художниках и произведениях. 1898 годом датируется последний подготовленный П.М. Третьяковым, но изданный уже после его смерти, наиболее полный каталог. Он включает 1634 произведения русских мастеров и 85 произведений западных художников из коллекции С.М. Третьякова. Примечателен тот факт, что каталоги, издававшиеся в течение 19 лет после смерти основателя галереи, публиковали неизменным состав его собрания, сохраняя даже нумерацию произведений, многие годы фиксируя печатно целостность этой коллекции. Все приобретения, сделанные после 1898 года Советом галереи, заносились в отдельный список и начинались с № 1635. Являясь единственными изданиями, популяризировавшими собрание галереи, каталоги неоднократно выходили на иностранных языках. Еще при жизни П.М. Третьякова, в 1897 году, был выпущен каталог на французском языке (переизданный в 1899 году). К 1911 и 1912 годам относятся издания на английском языке.

Новой вехой в публикации собрания музея стало издание, подготовленное под руководством и при непосредственном участии И.Э. Грабаря - «Каталог художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых», выпущенный в свет в 1917 году. Его появление было вызвано коренными изменениями, осуществленными И.Э. Грабарем в построении экспозиции музея, перестройкой всей научной и музейной работы галереи.

Как отмечалось в «Пояснениях к каталогу»: «Посетителям Галереи приходилось уже четыре года довольствоваться старым каталогом, не только не отвечавшим новому размещению произведений, но и новому составу ея. К тому же значительная часть сведений этого каталога совершенно устарела.» Однако подготавливая новое издание, составители каталога не ограничились расположением материала согласно измененному экспозиционному ряду и простым уточнением сведений. Они поставили перед собой принципиально новую задачу - сделать каталог соответствующим состоянию и требованиям современного искусствознания. В «Пояснениях к каталогу» Грабарь писал: «…изучение русского искусства впервые приобрело строго научный характер и установило целый ряд новых данных, касающихся как самих художников, так и их произведений. Окрепла новая наука - «музееведение», предъявившая к музею новые вопросы. Настоящее издание является попыткой привести каталог Галереи в соответствие с современными требованиями»[4].

Подготовке каталога предшествовала огромная работа по изучению и систематизации собрания, связанная с научной инвентаризацией памятников. В 1913 году одновременно с перевеской картин И.Э. Грабарь, помогавший ему главный хранитель галереи Н.Н. Черногубов и А.М. Скворцов начали обмер и описание произведений. В 1914 году они приступили к кропотливым атрибуционным разысканиям - «к чудовищной работе по авторизации произведений, определению действительных, а не мифических лиц, изображенных на целом ряде портретов и пр.». Собранный материал, полностью занесенный в инвентарь галереи, уже тогда предполагал возможность подготовки фундаментального научного каталога.

Первые десятилетия после Октябрьской революции стали для галереи, как и для многих музеев страны, временем активного пополнения собрания. Произведения, поступившие из Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова, частных собраний, дополнили, подчас существенно, ее коллекции.

Вопросы подготовки новых каталогов не раз возникали в галерее и в конце 1920-х, и в середине 1930-х годов. Была создана определенная программа каталогизации и подготовки к публикации коллекций галереи. Их издание предполагалось осуществлять отдельными выпусками. В работу был включен большой коллектив научных сотрудников, в их числе ведущие специалисты А.В. Лебедев, Н.Г. Машковцев, Ю.Д. Соколов, А.А. Федоров-Давыдов.

Особенностью этого этапа в изучении материала и подготовки его к печати была тесная связь с задачами пропаганды русского искусства. Появление нового зрителя обусловило возникновение и нового типа каталога. Сохранив круг сведений, содержавшихся в каталоге, изданном И.Э. Грабарем, рукопись первого из намеченных выпусков, посвященного живописи XIX - начала XX века, пополнилась рядом существенных добавлений. Они состояли не только в объяснении сюжетов, не только в справках об изображенных лицах, но включали биографические сведения о художниках и краткую характеристику их творчества. Интересами массового зрителя объясняется появление в тексте «Словаря иностранных слов и специальных терминов». Специфика жанра каталога как научно-справочного издания повлекла за собой в дальнейшем освобождение рукописей от оценочных характеристик, свойственных скорее путеводителям, нежели каталогам.

Большая работа по изучению и систематизации коллекций, проводившаяся в 1930-х годах, не нашла завершения в печатных изданиях. Прерванная Великой Отечественной войной, она была активно продолжена во второй половине 1940-х годов, что позволило уже в 1947 году выпустить в свет «Каталог художественных произведений, находящихся в экспозиции Государственной Третьяковской Галереи». Эта книга, ставшая двадцать восьмым по счету изданием каталогов галереи, продолжила и завершила традиционное, позальное, построение материала. Однако изменения экспозиции, связанные с пополнением новыми экспонатами, вызванные оживленной выставочной деятельностью, скоро обнаружили ее несоответствие составу каталога.

Время, научные и пропагандистские задачи музея предъявляли новые требования к масштабам и характеру публикаций собрания галереи. В конце 1940-х годов был разработан перспективный план подготовки целого ряда каталогов основных коллекций музея, выпуск которых рассчитывался на ближайшие годы. Работу возглавляли Г.В. Жидков, Г.А. Недошивин, М.М. Колпакчи. В связи с расширением этого направления в 1 947 году был создан отдел каталогизации, длительное время руководимый М.М. Колпакчи. Его целью стала разработка разных типов каталогов в зависимости от особенностей той или иной коллекции, создание определенных методик в изучении и подаче материала, включаемого в каталог.

Итогом явились вышедшие в свет за период с 1952 по 1956 год восемь изданий: каталоги «Живопись XVIII - начала ХХ века (до 1917 года)», «Советская живопись (1917-1952)», «Советская скульптура (1917-1952)» и пять выпусков каталогов рисунка и акварели - мастеров XVIII века, а также крупнейших художников XIX-XX веков - Кипренского, Венецианова, Тропинина, Брюллова, Федотова, Перова, Крамского, Верещагина, Репина, Сурикова, Васнецова, Поленова, Левитана, Врубеля, Серова. Нельзя не сказать о высокой оценке, которую дал каталогу «Живопись XVIII - начала XIX века» А.Н. Бенуа, получив эту книгу. Ему, жившему за рубежом, было трудно представить, как в послевоенные годы музеем, пережившем эвакуацию и реэвакуацию, удалось подготовить такой основательный труд.

В перечисленных изданиях последовательно осуществлен принцип научной каталогизации памятников, заложенный еще И.Э. Грабарем. Позальное распределение материала было заменено расположением его по алфавиту фамилий художников. Каталог перестал выполнять функцию путеводителя, более четко определилась специфика каждого из этих изданий. Следует отметить, что каталоги «Советская живопись (1917-1952)» и «Советская скульптура (1917-1952)» стали первыми, обнародовавшими крупнейшее собрание современного искусства центрального музея страны.

Однако с течением времени задачи каталогизации музейных коллекций усложнялись. По мере развития музейного дела каталоги становятся трудами, включающими фундаментальные исследования, посвященные отдельным памятникам и творчеству художников в целом. Современный каталог невозможен без широкого знания специальной литературы, работы в архивах, знания техники и технологии того или иного вида искусства, работы в области атрибуции, толкования сюжетов. «Каталог давно перестал быть перечнем, инвентарем и превратился в концентрированное выражение результатов работы музейного сотрудника»[5].

Первым изданием такого характера для Третьяковской галереи стал двухтомный каталог древнерусской живописи, подготовленный крупными специалистами в области древнерусского искусства В.И. Антоновой и Н.Е. Мневой и опубликованный в 1963 году[6]. Цель, поставленная авторами, заключалась не только в систематизации материала, но и выработке принципов историко-художественной классификации произведений. Памятники группируются по школам, произведения сопровождаются подробными описаниями, большое внимание уделено вопросам атрибуции, происхождения, бытования памятников, их реставрации. Являясь единственным в своем роде, этот каталог должен был стать «основой полной истории древнерусской живописи».

Следующим изданием, построенным по типу подробного научного каталога, был составленный коллективом авторов под руководством М.М. Колпакчи каталог «Скульптура и рисунки скульпторов конца XIX - начала ХХ века», вышедший в свет в 1977 году[7]. Недостаток исследований, посвященных творчеству русских скульпторов, а подчас отсутствие элементарных опубликованных сведений о них, обусловили желание уделить в этом издании особое внимание биографическим очеркам, спискам архивных документов и полноте библиографии. Следует отметить, что этот каталог явился первой попыткой в музейном деле тех лет разработать форму научной публикации коллекции применительно к русской скульптуре.

Но издававшиеся в разное время каталоги отдельных коллекций не давали полного представления о богатстве сокровищ отечественной культуры, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее. Жизнь формулировала необходимость единой научно систематизированной публикации собрания. Насущной потребностью стало издание, которое могло бы с исчерпывающей полнотой охватить и обнародовать ценности, которыми обладает крупнейший национальный музей. Таким изданием должна была стать многотомная серия каталогов, включающая все коллекции. Характер издания предполагал не только описание, но и иллюстрирование максимального числа произведений. Значительная часть памятников при этом будет опубликована и воспроизведена впервые. Годы научных изысканий и накопления материала позволили коллективам научных сотрудников вплотную взяться за подготовку рукописей. Большая роль в осуществлении этого проекта принадлежит Ю.К. Королеву, возглавившему в 1980 году Третьяковскую галерею, сумевшему преодолеть немалые трудности в согласовании непростых вопросов с заинтересованными организациями и вышестоящими инстанциями.

12 января 1984 года произошло поистине историческое событие - состоялось совместное заседание коллегий Министерства культуры СССР и Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, на котором было принято постановление о выпуске «Сводного каталога собрания Государственной Третьяковской галереи». Выполнение этого масштабного задания было поручено одному из лучших по изобразительному искусству издательств - издательству «Искусство» и крупнейшей полиграфической базе - Первой образцовой типографии. Всесоюзному государственному объединению «Союзкнига» предлагалось объявить подписку на все серии готовящихся каталогов-альбомов. Тираж - 75 тысяч экземпляров - давал возможность распространения издания в самой широкой сети библиотек.

В 1986 году вышел в свет вводный том - «Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции»[8]. Подготовленное большим авторским коллективом репрезентативное альбомное издание посвящено истории возникновения и развития музея, истории каждой из его коллекций, включая собрание рукописных источников, уникальную библиотеку, фотографический архив. В нем опубликована обширная библиография, касающаяся непосредственно собрания, содержащая воспоминания о П.М. Третьякове, его переписку с деятелями культуры. Этот том предвосхищал выход всех последующих каталогов.

Публикация сводного каталога осуществляется в четырех сериях: «Древнерусское искусство Х-XVII веков. Иконопись XVIII-XX веков»; «Живопись XVIII-ХХ веков»; «Рисунок XVIII-ХХ веков»; «Скульптура XVIII-ХХ веков». Вышедшие в свет девять томов охватили значительную часть собрания галереи. Уже опубликованы коллекции живописи XVIII века и первой половины XIX века, коллекция миниатюры XVIII-ХХ веков. Изданы первая из двух книг тома «Живопись второй половины XIX века» и «Живопись конца XIX - начала XX века». Напечатана целиком серия в трех томах, представившая всю коллекцию скульптуры XVIII-ХХ веков. Вышли в свет первые тома серий древнерусского искусства и графики XVIII-ХХ веков. Готовятся к печати: «Графика первой половины ХХ века» (А - В) и вторая книга тома «Живопись второй половины XIX века». С выпуском последнего из указанных томов будет завершена публикация основной, классической, части живописной коллекции галереи.

Особенностью многотомного издания является его хронологическое построение. Академический каталог, с соответствующими ему позициями в подаче сведений, строится в пределах серии не по алфавитному принципу, а, невзирая на трудности разделения материала, по эпохам. Это позволяет ему сохранить характер истории отечественного искусства с учетом уже новой периодизации этапов его развития.

Нельзя не сказать и об иллюстрировании осуществляемого издания. При всей документальности каталога и равнозначности интереса к входящим в него произведениям при их воспроизведении делаются акценты на наиболее важных работах, что дает возможность должным образом представить монографии крупнейших мастеров в собрании галереи, подчеркнуть значение единичного, но выдающегося памятника. Это придает книгам вид альбомного издания.

Жанр музейного каталога - искусствоведческого, культурологического, в каком-то смысле исторического труда - предполагает, как принято сейчас говорить, разный формат. Специфика такого объемного труда, как сводный каталог всего собрания музея, включающий и хорошо известных, и малоизвестных художников, изученные памятники и те, что только становятся объектами изучения, определила и особенности подачи материала. Изданные и готовящиеся тома отличаются по полноте представленной информации, но они четко выполняют главную задачу - подлинное обнародование произведений искусства, хранящихся в крупнейшем музее мира - Государственной Третьяковской галерее.

 

  1. ОР ГТГ ф. 1 (П.М. Третьякова), ед. хр. 4510.
  2. Письмо П.М. Третьякова В.А. Стасову от 24 апреля 1893 года. В изд. «Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова». М.-Л., 1949. С. 160.
  3. Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова. М.-Л., 1949. С. 163.
  4. Каталог художественных произведений Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. Изд. 27-е, М., 1917.
  5. Новосельская И.Н. Научная каталогизация произведений западноевропейского искусства в Эрмитаже // Научно-исследовательская работа в художественных музеях. М., 1975. Ч. 1. С. 184.
  6. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. Т 1,2.
  7. Государственная Третьяковская галерея. Скульптура и рисунок скульпторов конца XIX - начала XX века: Каталог М., 1977.
  8. Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. М.: Искусство, 1986.
Иллюстрации
Иллюстрация к статье ОТ «ОПИСИ» ДО многотомного ИЗДАНИЯ
 
Иллюстрация к статье ОТ «ОПИСИ» ДО многотомного ИЗДАНИЯ
 
Иллюстрация к статье ОТ «ОПИСИ» ДО многотомного ИЗДАНИЯ
 
Иллюстрация к статье ОТ «ОПИСИ» ДО многотомного ИЗДАНИЯ
 
Иллюстрация к статье ОТ «ОПИСИ» ДО многотомного ИЗДАНИЯ
 
Иллюстрация к статье ОТ «ОПИСИ» ДО многотомного ИЗДАНИЯ
 
Иллюстрация к статье ОТ «ОПИСИ» ДО многотомного ИЗДАНИЯ
 
Иллюстрация к статье ОТ «ОПИСИ» ДО многотомного ИЗДАНИЯ
 
Иллюстрация к статье ОТ «ОПИСИ» ДО многотомного ИЗДАНИЯ
 
Иллюстрация к статье ОТ «ОПИСИ» ДО многотомного ИЗДАНИЯ
 
Иллюстрация к статье ОТ «ОПИСИ» ДО многотомного ИЗДАНИЯ
 
Иллюстрация к статье ОТ «ОПИСИ» ДО многотомного ИЗДАНИЯ
 

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play