Выставка в Государственном центральном музее современной истории России

Нина Бабурина

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#1 2005 (06)

В течение двенадцати лет силами научных сотрудников Института русской и советской культуры имени Ю.М. Лотмана Рурского университета (г. Бохум, Германия) и Российской государственной библиотеки велась работа над совместным научно-исследовательским проектом по изучению истории плаката в России и Советском Союзе. Работа завершилась созданием монографии и DVD, изданными в 2002 году в Германии на немецком языке, в 2004 году в России - на русском. Завершающим звеном работы стала выставка, показанная в 2003 году в Музее Фолькванга в Эссене (Германия) и сейчас в несколько сокращенном варианте развернутая в Москве в залах Государственного центрального музея современной истории России. Московская выставка приурочена к презентации русской версии книги.

Обложка каталога выставки с фрагментом плаката Г.К.Шубиной «Широка страна моя родная»
Обложка каталога выставки с фрагментом плаката Г.К.Шубиной «Широка страна моя родная»

Экспозиция соответствует основной концепции исследования. Русский, особенно советский, плакат явление феноменальное: в ХХ веке ни в одной другой стране мира он не стал делом общегосударственным, нигде его тиражи не были такими огромными, а воздействие - столь значимым. Нигде так глубоко и прочно не внедрился он в общественную и повседневную жизнь людей, не оказал столь заметного влияния на формирование их мировоззрения и поведения. Научный проект ставил целью исследование плаката в первую очередь как средства массовой коммуникации, рекламы в самом широком смысле этого слова - не только и не столько в области коммерции, сколько и прежде всего в области идеологии. Такая задача потребовала привлечения огромного материала от истоков плакатного искусства до сегодняшнего дня.

Соответственно и экспозиция максимально широка по хронологическому охвату: самые ранние работы относятся к 60-м годам XIX века, поздние датированы началом XXI века.

Перед организаторами стояла сложная задача отбора экспонатов из труднообозримого числа произведений плакатного искусства, созданных за полтора столетия, отбора не только лучших и характерных, но и позволяющих в сопоставлении и сравнении приоткрыть механизмы воздействия на зрителя и другие, важные особенности коммуникации. В истории жанра есть произведения культовые, своеобразные символы времени и событий, показательные с точки зрения форм и технологий убеждения и знакового репертуара, произведения, дающие начало определенным традициям или эти традиции ломающие: «Окна РОСТА» Москвы и Петрограда, знаменитые плакаты Д. Моора, Г. Клуциса и А. Дейнеки, произведения В. Иванова, Л. Голованова, В. Корецкого, О. Савостюка и Б. Успенского и др. В то же время, ретроспективная выставка - повод извлечь из хранилищ и показать работы, редко или вообще не экспонировавшиеся, мало известные специалистам и широкой публике.

В разделе дореволюционного плаката наряду с работами Л. Бакста, Л. Пастернака и Б. Кустодиева заняли свое место редкие листы - рекламные плакаты В. Гартмана (1862) и одесского архитектора Я. Пономаренко (1910); в разделе предвоенного плаката одно из центральных мест заняла работа Шубиной.

Определенные трудности возникли при формировании раздела современного плаката.

Показ образцов постсоветского плаката - важная особенность экспозиции. 1991 год поставил точку в истории традиционного агитационного искусства, имевшего постоянного заказчика в лице КПСС, собственные издательства, полиграфическую базу, солидный штат художников и редакторов.

Плакат последующих лет оказался в иных условиях. Изменилось соотношение жанров - коммерческая реклама заняла лидирующее место. Политический плакат продолжал жизнь в основном в форме авторского плаката, создавался в стенах мастерских и встречался со зрителем только в выставочных залах. Многие произведения остались лишь в оригиналах. Тем не менее новые специализированные издательства «Линия график!», «ИМА-Пресс» - как когда-то, на заре зарождения плакатного искусства журнал «Шут» Р. Голике - сплотили группу дизайнеров, в деятельности которых плакат занял значительное место.

Именно эти мастера вернули политический плакат в общественную жизнь, организовав ряд плакатных акций, в том числе международных, последней из которых стала прошедшая в сентябре этого года международная выставка «Золотая пчела». Авторский «традиционный» и «дизайнерский» плакат существуют параллельно, почти не пересекаясь. В экспозиции, пожалуй, впервые они включены в общий исторический ряд, представлены как новая, постсоветская, - глава в истории российского плаката.

В этом последнем разделе выставки зритель может увидеть и малотиражные «авторские» листы, и даже оригинал, любезно предоставленный автором.

Выставка предоставляет возможность проследить от истоков до сегодняшнего дня не только изменения тематики, механизмы воздействия плаката, совершенствование техники тиражирования. Зритель может убедиться в стилистическом богатстве и многообразии выразительных средств плакатного искусства, увидеть ранние работы XIX века, несущие следы влияния книжной графики и лубка, иконографии и стилистики модерна, лучшие образцы конструктивизма и фотомонтажа, классику социалистического реализма и дизайнерские плакатные решения 90-х годов ХХ века.

В глубине исторической перспективы, конечно, теряются многие детали и частности: единичными произведениями представлен зрелищный плакат и плакат периодический, в малой степени показан плакат коммерческий и политический плакат провинции. Но частично эти пробелы зритель может восполнить с помощью мультимедийных презентаций, демонстрация которых организована здесь же, в одном из выставочных залов. Важнейшим разделом мультимедийного курса является Музей плаката (единственный, и всего лишь виртуальный, в стране, где плакат занял такое значительное место в жизни общества).

В Музее можно воспользоваться помощью экскурсовода или «пройти» по залам самостоятельно, можно ознакомиться с историей отдельных произведений и узнать об их авторах. Мультимедийные презентации раскрывают два аспекта плакатного искусства - хронологический, соответствующий разделам экспозиции, и тематический, в котором можно узнать о символике революционного плаката, о темах пятилетки, Отечественной войны и перестройки, об образах Ленина и Сталина, об «Окнах РОСТА» и др.

Экспонированные плакаты принадлежат Российской государственной библиотеке. Ее богатейшая коллекция явилась основной базой научно-исследовательского проекта. Можно сожалеть о том, что не все отобранные для показа произведения разместились на стендах Музея. Семьдесят экспонатов, быть может, не слишком большое число для представления о плакатном искусстве, насчитывающем сотни тысяч работ, но вполне достаточное для воссоздания основных вех его развития.

Иллюстрации
Ю.М. БОНДИ. Верю, сотую встретим годовщину Кострома. 1920
Ю.М. БОНДИ. Верю, сотую встретим годовщину Кострома. 1920
Я.М. ПОНОМАРЕНКО. Художественно-промышленная выставка Одесса. 1910
Я.М. ПОНОМАРЕНКО. Художественно-промышленная выставка Одесса. 1910
Д.С. МООР. Помоги Москва. 1922
Д.С. МООР. Помоги Москва. 1922
Г.К. ШУБИНА. Широка страна моя родная Москва. 1938
Г.К. ШУБИНА. Широка страна моя родная Москва. 1938
О.М. САВОСТЮК, Б.А. УСПЕНСКИЙ. Мы думали, люди, о вас... Агитплакат № 2095. Москва, 1967
О.М. САВОСТЮК, Б.А. УСПЕНСКИЙ. Мы думали, люди, о вас... Агитплакат № 2095. Москва, 1967
В.Б. ЧАЙКА. Памяти жертв Чернобыльской АЭС… 1986–1996. Москва. 1996
В.Б. ЧАЙКА. Памяти жертв Чернобыльской АЭС… 1986–1996. Москва. 1996

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play