Выставка в Государственном центральном музее современной истории России
В течение двенадцати лет силами научных сотрудников Института русской и советской культуры имени Ю.М. Лотмана Рурского университета (г. Бохум, Германия) и Российской государственной библиотеки велась работа над совместным научно-исследовательским проектом по изучению истории плаката в России и Советском Союзе. Работа завершилась созданием монографии и DVD, изданными в 2002 году в Германии на немецком языке, в 2004 году в России - на русском. Завершающим звеном работы стала выставка, показанная в 2003 году в Музее Фолькванга в Эссене (Германия) и сейчас в несколько сокращенном варианте развернутая в Москве в залах Государственного центрального музея современной истории России. Московская выставка приурочена к презентации русской версии книги.
Обложка каталога выставки с фрагментом плаката Г.К.Шубиной «Широка страна моя родная»
Экспозиция соответствует основной концепции исследования. Русский, особенно советский, плакат явление феноменальное: в ХХ веке ни в одной другой стране мира он не стал делом общегосударственным, нигде его тиражи не были такими огромными, а воздействие - столь значимым. Нигде так глубоко и прочно не внедрился он в общественную и повседневную жизнь людей, не оказал столь заметного влияния на формирование их мировоззрения и поведения. Научный проект ставил целью исследование плаката в первую очередь как средства массовой коммуникации, рекламы в самом широком смысле этого слова - не только и не столько в области коммерции, сколько и прежде всего в области идеологии. Такая задача потребовала привлечения огромного материала от истоков плакатного искусства до сегодняшнего дня.
Соответственно и экспозиция максимально широка по хронологическому охвату: самые ранние работы относятся к 60-м годам XIX века, поздние датированы началом XXI века.
Перед организаторами стояла сложная задача отбора экспонатов из труднообозримого числа произведений плакатного искусства, созданных за полтора столетия, отбора не только лучших и характерных, но и позволяющих в сопоставлении и сравнении приоткрыть механизмы воздействия на зрителя и другие, важные особенности коммуникации. В истории жанра есть произведения культовые, своеобразные символы времени и событий, показательные с точки зрения форм и технологий убеждения и знакового репертуара, произведения, дающие начало определенным традициям или эти традиции ломающие: «Окна РОСТА» Москвы и Петрограда, знаменитые плакаты Д. Моора, Г. Клуциса и А. Дейнеки, произведения В. Иванова, Л. Голованова, В. Корецкого, О. Савостюка и Б. Успенского и др. В то же время, ретроспективная выставка - повод извлечь из хранилищ и показать работы, редко или вообще не экспонировавшиеся, мало известные специалистам и широкой публике.
В разделе дореволюционного плаката наряду с работами Л. Бакста, Л. Пастернака и Б. Кустодиева заняли свое место редкие листы - рекламные плакаты В. Гартмана (1862) и одесского архитектора Я. Пономаренко (1910); в разделе предвоенного плаката одно из центральных мест заняла работа Шубиной.
Определенные трудности возникли при формировании раздела современного плаката.
Показ образцов постсоветского плаката - важная особенность экспозиции. 1991 год поставил точку в истории традиционного агитационного искусства, имевшего постоянного заказчика в лице КПСС, собственные издательства, полиграфическую базу, солидный штат художников и редакторов.
Плакат последующих лет оказался в иных условиях. Изменилось соотношение жанров - коммерческая реклама заняла лидирующее место. Политический плакат продолжал жизнь в основном в форме авторского плаката, создавался в стенах мастерских и встречался со зрителем только в выставочных залах. Многие произведения остались лишь в оригиналах. Тем не менее новые специализированные издательства «Линия график!», «ИМА-Пресс» - как когда-то, на заре зарождения плакатного искусства журнал «Шут» Р. Голике - сплотили группу дизайнеров, в деятельности которых плакат занял значительное место.
Именно эти мастера вернули политический плакат в общественную жизнь, организовав ряд плакатных акций, в том числе международных, последней из которых стала прошедшая в сентябре этого года международная выставка «Золотая пчела». Авторский «традиционный» и «дизайнерский» плакат существуют параллельно, почти не пересекаясь. В экспозиции, пожалуй, впервые они включены в общий исторический ряд, представлены как новая, постсоветская, - глава в истории российского плаката.
В этом последнем разделе выставки зритель может увидеть и малотиражные «авторские» листы, и даже оригинал, любезно предоставленный автором.
Выставка предоставляет возможность проследить от истоков до сегодняшнего дня не только изменения тематики, механизмы воздействия плаката, совершенствование техники тиражирования. Зритель может убедиться в стилистическом богатстве и многообразии выразительных средств плакатного искусства, увидеть ранние работы XIX века, несущие следы влияния книжной графики и лубка, иконографии и стилистики модерна, лучшие образцы конструктивизма и фотомонтажа, классику социалистического реализма и дизайнерские плакатные решения 90-х годов ХХ века.
В глубине исторической перспективы, конечно, теряются многие детали и частности: единичными произведениями представлен зрелищный плакат и плакат периодический, в малой степени показан плакат коммерческий и политический плакат провинции. Но частично эти пробелы зритель может восполнить с помощью мультимедийных презентаций, демонстрация которых организована здесь же, в одном из выставочных залов. Важнейшим разделом мультимедийного курса является Музей плаката (единственный, и всего лишь виртуальный, в стране, где плакат занял такое значительное место в жизни общества).
В Музее можно воспользоваться помощью экскурсовода или «пройти» по залам самостоятельно, можно ознакомиться с историей отдельных произведений и узнать об их авторах. Мультимедийные презентации раскрывают два аспекта плакатного искусства - хронологический, соответствующий разделам экспозиции, и тематический, в котором можно узнать о символике революционного плаката, о темах пятилетки, Отечественной войны и перестройки, об образах Ленина и Сталина, об «Окнах РОСТА» и др.
Экспонированные плакаты принадлежат Российской государственной библиотеке. Ее богатейшая коллекция явилась основной базой научно-исследовательского проекта. Можно сожалеть о том, что не все отобранные для показа произведения разместились на стендах Музея. Семьдесят экспонатов, быть может, не слишком большое число для представления о плакатном искусстве, насчитывающем сотни тысяч работ, но вполне достаточное для воссоздания основных вех его развития.