О Музее личных коллекций

Алексей Савинов

Рубрика: 
КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ И МЕЦЕНАТЫ
Номер журнала: 
#1 2005 (06)

Все крупнейшие музеи мира имеют в своей основе личные коллекции. Во второй половине Х!Х века, когда складываются государственные музеи, тенденция растворения частных собраний в крупнейших академических музейных экспозициях была закономерной и преобладающей. На Западе ей противостояли личная предприимчивость и богатство.

В нашей стране после 1917 года на эту тенденцию ничто не могло влиять, более того, она получила новый мощный импульс. Коллекции и музеи поглощались Государственным музейным фондом, рассредоточивались. Отдельные предметы продолжали свою жизнь в новых условиях, пополняя разные музеи. Одна общность распалась, чтобы стать частью другой. Даже тогда, когда собрание оставалось самостоятельным музеем, оно неузнаваемо трансформировалось во имя лучших, как тогда казалось, целей.

Вид Музея личных коллекций
Вид Музея личных коллекций

Рождение Музея личных коллекций коренным образом изменило ситуацию. Уже сам прецедент его возникновения, полностью подчиненного художественным собраниям, созданным одним человеком или одной семьей, заставляет историков искусства вновь обратить свой взор на проблему частного коллекционирования.

Вид из Музея личных коллекций на храм Христа Спасителя
Вид из Музея личных коллекций на храм Христа Спасителя

Что есть собрание: коллекция вещей, элемент интерьера или проявление духовной жизни человека, продукт творчества? Конечно, и то, и другое, и третье, но и не только. Собрание неотделимо от коллекционера, это его микрокосм, овеществленная модель личностного восприятия искусства, особый аспект освоения истории и культуры человечества. Именно он складывает их воедино, по одному ему ведомому принципу, создавая сначала нечто лишь ему понятное, которое позднее станет цельным и значительным собранием. В самом же материале ничего этого нет или есть потенциально, как возможность.

Строительство Музея личных коллекций. 1987 год
Строительство Музея личных коллекций. 1987 год

В Третьяковской галерее или в Русском музее в экспозиции и фондах есть (и куда в большем количестве) произведения все тех же мастеров, что имеются, скажем, в Музее личных коллекций. Но при этом там нет, и не может быть, той организации материала, тех структур, которые существуют в Музее и которые привносятся в коллекции деятельностью того или иного собирателя, его личными интересами, ценностными и целевыми ориентациями.

Разумеется, я не выступаю с апологией частных коллекций и филиппикой по отношению к государственным академическим музеям: их фонды точно так же собираются и комплектуются, как и частные собрания, но при этом цели иные, другие методы и средства, другие структуры. Основное отличие состоит в претензии государственных музеев на некую универсальность, всеохватность и(или) объективность отбора материала.

Итак, материал собрания, взятый сам по себе, есть не более чем совокупность вещей. Результатом творческой деятельности коллекционера - его замыслов, внутренней мыслительной работы и трудов по их реализации (поисков и находок) - оказывается система той или иной по материалу коллекции, включающая и самого владельца, не только собравшего произведения искусства, но и «собранного» ими.

Отделенное от коллекционера собрание при поступлении в музей (особенно в «обычный» художественный музей) умирает - умирает, разумеется, как собрание. Остается существовать лишь материал коллекции, перемещение его в музей совершенно бесспорным (и наглядным) образом меняет его функции. Меняется организация материала и структура связей. Это не плохо и не хорошо - это неизбежно.

Музей личных коллекций старается оградить коллекционера и его собрание от подобных превращений. Распыление единого материала собрания по залам и запасникам полностью исключается. Зритель, приходящий в Музей, оказывается наедине с собранием, с тем, как его задумал сам коллекционер. Конечно, Музей не в состоянии полностью возродить живую атмосферу дома, в котором создавалась та или иная коллекция, тем не менее Музей старается делать и это. Чтобы лучше понять принципы работы сотрудников Музея личных коллекций с частными собраниями, обратимся к фактам.

И. Зильберштейн
И. Зильберштейн

Инициатива создания Музея личных коллекций принадлежит Илье Самойловичу Зильберштейну (19051988), доктору искусствоведения, главному редактору издания «Литературное наследие» и коллекционеру. Будучи человеком честолюбивым, он хотел передать свое собрание русской и западной графики и живописи, насчитывающее более 2000 произведений, государственному музею, но с выполнением определенных условий: его собрание должно быть неделимым, находиться в одном месте, постоянно экспонироваться и сохранять имя дарителя. В середине 1980-х годов ни один музей не мог выполнить эти условия. Однако, благодаря невероятной энергии И.С. Зильберштейна и И.А. Антоновой, директора ГМИИ им. А.С. Пушкина, решение о создании нового музея было принято, и здание, находящееся слева от Музея изобразительных искусств, было предназначено для него.

История дома такова: это был левый флигель городской усадьбы князей Голицыных, построенной в середине XVIII века архитектором С.И. Чевакинским. Позже усадьбу частично перестроили по проекту архитектора М.Ф. Казакова, а в конце XIX века по заказу владельца ее реконструировали под меблированные комнаты «Княжий двор».

В 1987 году здание передали ГМИИ, его полная реконструкция велась почти семь лет. В январе 1994 года Музей личных коллекций открыл свои двери для посетителей. Однако церемония открытия была омрачена тем, что И.С. Зильберштейн не дожил до этого дня.

При открытии Музей обладал девятнадцатью собраниями, не считая отдельных даров (по 2-3 работы). Сейчас в Музее представлено 27 самых разнообразных коллекций, включающих произведения русского и западного искусства XVI-XX веков: живопись, скульптура, графика, прикладное искусство. Диапазон экспонируемых памятников - самый широкий: русская иконопись, картины и графика художников «Мира искусства», работы русского авангарда - Н. Гончаровой, А. Родченко и В. Степановой, Д. Штернберга, коллекция Т. Мавриной, включающая ценнейшие иконы, предметы народного творчества и работы самой художницы, и прекрасное собрание стекла Е.П. и Ф.В. Лемкулей.

Особое место в музее принадлежит собранию произведений Александра Михайловича Родченко (1891-1956) и Варвары Федоровны Степановой (1894-1958). В Музее личных коллекций оно крупнейшее в мире. Живопись, графика, фотография, прикладное искусство были переданы в дар в 1992 году семьей Родченко-Лаврентьевых, бережно сохранившей наследие этой удивительной супружеской пары.

Не претендуя на строгий хронологический порядок, Музей показывает другую, не музейную сторону бытования искусства - в частных коллекциях реальных людей, жизнь которых пронизана страстью к собирательству.

Русские люди, живущие за рубежом, не остались равнодушными к идее создания Музея личных коллекций. И.С. Зильберштейн в каждой своей заграничной поездке встречался с представителями русской культуры. Первым откликнулся Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, с которым И.С. Зильберштейна связывали долгие годы дружбы.

Н. Лобанов-Ростовский
Н. Лобанов-Ростовский

Н.Д. Лобанов-Ростовский принадлежит к известному русскому княжескому роду. Сын Д.И. Лобанова-Ростовского и И.В. Вырубовой, он родился в Болгарии в 1935 году. После Второй мировой войны, еще подростком, пройдя сквозь многие бедствия и лишения, ему пришлось покинуть Болгарию и уехать на Запад. С1961 года жил в США, а в 1980 году переехал в Лондон.

Н.Д. Лобанов-Ростовский был крупным специалистом в области экономики и банковского дела, советником фирмы Де Бирс по добыче и продаже алмазов. А одновременно он и директор Ассоциации театральных музеев в Лондоне, член совета благотворителей Метрополитен-музея в Нью-Йорке, член правления Института современной русской культуры в Лос-Анджелесе и многих других советов и ассоциаций, связанных с русской культурой. С начала 1960-х годов Н.Д. Лобанов вместе с супругой Ниной Лобановой- Ростовской стал собирать коллекцию русского театрально-декорационного искусства конца XIX - начала XX века. Теперь, по прошествии сорока лет, их собрание насчитывает около тысячи произведений и является одним из самых значительных за пределами России, которое дважды демонстрировалось в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

В 1987 году Н.Д. Лобанов-Ростовский передал в дар Музею личных коллекций 80 произведений русской графики из своего фонда. Особое место среди них занимает известная серия А.А. Экстер «Театральные декорации» (1930).

Накануне открытия Музея личных коллекций Лобанов-Ростовский передал в дар музею произведения из фарфора первой трети XX века. Фарфор, и особенно агитационный фарфор, является сферой научного внимания и коллекционирования Нины Лобановой-Ростовской.

Лобанов-Ростовский стал не только одним из первых дарителей Музея личных коллекций. Благодаря ему в 1989-1990 годах ГМИИ им. А.С. Пушкина для Музея личных коллекций получил в дар из США от Семена Васильевича Папкова через общество «Родина» 26 произведений графики Александра Николаевича Бенуа (1870-1960).

С. Папков
С. Папков

После революции 1917 года семья Папковых была вынуждена уехать из России и некоторое время жила в Югославии. Они были небогаты, поэтому получить высшее образование смог только старший сын (он стал архитектором), а Семен Васильевич получил специальность инженера-строителя и занимался подрядами. Будучи патриотом России, С.В. Папков в годы немецкой оккупации участвовал в народно-освободительном движении вместе со своей женой Юлией, приговоренной фашистами к смертной казни, но благодаря партизанам она была освобождена. Позже ухудшение отношений между СССР и Югославией отразилось и на судьбе Папковых: их семью выслали, Семена Васильевича арестовали. После череды скитаний по миру Папковы оказались в США и поселились в Сан- Франциско. Здесь у С.В. Папкова был свой дом, в котором он и прожил вплоть до смерти в 1993 году.

Сквозь полную трудностей и превратностей судьбу Семен Васильевич пронес унаследованный от отца, резчика по дереву, интерес к искусству. Коллекционированием он смог заняться только после 1972 года. На протяжении многих лет С.В. Папков вел переписку с дочерью Александра Бенуа Анной Александровной Бенуа-Черкесовой и собрал около четырехсот произведений А.Н. Бенуа и художников его круга. Покупал он также и у Н.Д. Лобанова-Ростовского, с которым переписывался с 1974 года. Вдали от родины приобретение произведений русских художников давало Семену Васильевичу ощущение своей причастности к русской культуре, своей непрерываемой связи с нею. По совету Н.Д. Лобанова-Ростовского он передал часть собрания в Музей личных коллекций.

Я. Шапшал
Я. Шапшал

Еще одним значительным даром в Музее личных коллекций стало собрание Якова Федоровича Шапшала (18801947). Сорок две живописные и три графические работы в 1989 году через Посольство СССР в Берне передал в дар ГМИИ им. А.С. Пушкина сын художника, известный швейцарский врач Георгий Яковлевич Шапшал.

Имя Я.Ф. Шапшала мало знакомо российскому зрителю. Яков Федорович учился в Петербурге, затем продолжил художественное образование в Париже. В 1904-1905 годах участвовал в русско-японской войне, в 1906 году вернулся в Париж, где стал выставлять свои работы в салоне Национального общества изящных искусств, салоне Независимых и Осеннем. В России его творческая деятельность была тесно связана с Московским товариществом художников, в выставках которого он участвовал с 1911 года.

С началом Первой мировой войны художник вернулся в Россию, воевал, получил ранение. В 1916 году Я.Ф. Шапшал стал членом МТХ. Вплоть до отъезда в Голландию его произведения экспонировались на выставках Товарищества и ряде других объединений Москвы и Петербурга. Переехав в 1924 году в Гаагу и приняв голландское подданство, Я.Ф. Шапшал вновь выставлял свои картины в парижских салонах и в галерее P. Loujetzky, входил в общество Onafhankelijken, писал иконы. В марте 1945 года в мастерскую художника попала бомба, и многие работы погибли. Во имя сохранения наследия отца на родине Георгий Яковлевич передал ГМИИ им. А.С. Пушкина для Музея личных коллекций часть из уцелевших произведений.

За прошедшие десять лет Музей личных коллекций стал уникальным, не имеющим аналогов собранием исторических судеб подвижников культуры, владельцев удивительных сокровищ искусства, безвозмездно переданных в наши фонды. Каждая частная коллекция, вошедшая в экспозицию, является средоточием интересов, вкусов и личной биографии ее создателей - людей, оставивших неизгладимый след в памяти поколений истинных ценителей прекрасного и благодарных зрителей.

Иллюстрации
Главная лестница Музея личных коллекций
Главная лестница Музея личных коллекций
Н. ГОНЧАРОВА. Натюрморт на желтом фоне. 1908
Н. ГОНЧАРОВА. Натюрморт на желтом фоне. 1908
Холст, масло
Коллекция А.Рамма
Зал А. Родченко и В.Степановой
Зал А. Родченко и В.Степановой
Д. КРАСНОПЕВЦЕВ. Пять разбитых кувшинов. 1972
Д. КРАСНОПЕВЦЕВ. Пять разбитых кувшинов. 1972
Оргалит, масло
Мастерская Д.Краснопевцева
Открытие Музея личных коллекций. 24 января 1994 г.
Открытие Музея личных коллекций. 24 января 1994 г.
Открытие Музея личных коллекций. 24 января 1994 г.
Л. ПАСТЕРНАК. Сбор яблок. Очаково. 1918
Л. ПАСТЕРНАК. Сбор яблок. Очаково. 1918
Пастель на серой бумаге
Наследие Леонида Пастернака
З. СЕРЕБРЯКОВА. Катя у елки. 1922
З. СЕРЕБРЯКОВА. Катя у елки. 1922
Бумага, наклеенная на картон, пастель
Коллекция И.Зильберштейна
А. ЭКСТЕР. Цирк. Из альбома «Театральные декорации». 1930
А. ЭКСТЕР. Цирк. Из альбома «Театральные декорации». 1930
Темпера и трафарет на бумаге
Коллекция Н.Лобанова-Ростовского
А. ТЫШЛЕР. Портрет Анастасии Тышлер. 1926
А. ТЫШЛЕР. Портрет Анастасии Тышлер. 1926
Холст, масло
Наследие А.Тышлера
А. БЕНУА. Эскиз декорации к балету М.Равеля «Вальс». 1928
А. БЕНУА. Эскиз декорации к балету М.Равеля «Вальс». 1928
Бумага, акварель, карандаш
Коллекция С.Папкова

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play