Новые поступления Государственной Третьяковской галереи последних 10 лет
Сегодняшний разговор о том, что Государственная Третьяковская галерея исполняет не только миссию хранителя и пропагандиста русского искусства, но, как настоящий живой организм, растет и развивается. Приобретение произведений, пополнение коллекции - вот та область /музейной деятельности, которая находится в непрерывном поиске и движении.
Вспомним историю. П.М. Третьяков за 40 с лишним лет собирательства приобрел около 2000 произведений, спустя 106 лет после смерти знаменитого коллекционера музей его имени обладает почти 140 000 единиц хранения.
Продолжая традиции П.М. Третьякова и замечательных русских меценатов конца XIX - начала ХХ века, неоценимую помощь и поддержку оказывают современные благотворители, усилиями которых галерея неустанно пополняется.
Во многих случаях их финансовые средства оказались столь необходимы! Прежде всего, речь идет о таких значительных жертвователях, как компании «СУРГУТНЕФТЕГАЗ», «ЦЕНТРИНВЕСТ», «ОЛМА», «СИТИ-БАНК», а также лицах, делающих частные вклады: Анатолии Ивановиче Новикове, Олеге Евгеньевиче Ячнике, Игоре Владимировиче Цуканове, Галине Сергеевне Проскуряковой.
Доказательством их активной деятельности на благо отечественной культуры служат поступления последних десяти лет, а их сделано немало. Достаточно назвать имена художников - М.А. Врубеля и В.И. Сурикова, Д.Г. Левицкого и И.Н. Крамского, В.Д. Поленова и И.И. Левитана, - чтобы понять, какого уровня работы пополнили собрание галереи.
Можно вспомнить и редкие иконы, и коллекцию графики Н.Н. Сапунова, и архивные материалы П.П. Кончаловского, и ценное приобретение для научной библиотеки музея - уникальную рукописную книгу XVIII века «Лицевой Апокалипсис».
Начало 1990-х годов было нелегким временем для музея. Галерея перестала планово финансироваться государством, поэтому вопрос о комплектовании и пополнении собрания ждал неотложного разрешения.
В 1995 году в ГТГ была создана Программа благотворительной поддержки «Общество друзей Государственной
Третьяковской галереи», куда включены многие, в том числе вышеназванные спонсоры, оказывающие помощь в приобретении произведений искусства.
Кроме того, Третьяковка по-прежнему сохраняет традиционно дружеские отношения с известными коллекционерами, наследниками знаменитых художников и ныне работающими авторами. Дар выдающегося музыканта Веры Георгиевны Дуловой, дар вдовы солиста ГАБТ Пантелея Михайловича Норцова, дар художника Михаила Петровича Кончаловского, сына замечательного живописца, - это зримое воплощение доброй воли наших удивительных современников, свидетельство особого уважения к музею.
Сейчас, как и прежде, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ оказывает активное содействие в наиболее крупных и значительных покупках. В исключительных случаях, когда речь шла о приобретении уникальных произведений, руководство Третьяковской галереи обращалось лично к Президенту РФ В.В. Путину, и музей получал финансовую поддержку.
Необходимо отметить, что Дирекция ГТГ стремится изыскать возможность использования средств из собственного бюджета, чтобы пополнить собрание. Но сколько бы мы не произносили благодарных слов в адрес тех, чей вклад в столь благородное дело трудно переоценить, судить о новых поступлениях возможно, лишь увидев их.
Для этого достаточно посмотреть на постоянную экспозицию галереи с новой точки зрения, стремясь увидеть те произведения, которые разместились здесь за последние годы. Рассматривая экспонаты, следует обратить особое внимание на этикетки, потому что в них содержится информация о том, благодаря кому данное приобретение состоялось. Современная закупочная политика Третьяковской галереи сводится ныне к следующему: прежде всего нужно приобретать произведения для экспозиции. Фондовые материалы - это такая роскошь, которую мы можем позволить себе не всегда, но именно этого рода поступления столь необходимы для научно-исследовательской работы в музее.
Непосредственно для экспонирования в зале, где представлено творчество выдающегося мастера XVIII столетия В.Л. Боровиковского, был приобретен «Портрет Дарьи Семеновны Яковлевой (урожденной Баратовой)». Модель написана зрелым мастером в 1801 году. Полотно происходило из парижского частного собрания.
Интересна история бытования этого произведения, которое еще 100 лет назад галерея пыталась заполучить у наследников изображенной.
Старшая дочь П.М. Третьякова - А.П. Боткина, состоявшая в Попечительском совете галереи, стремилась купить портрет у владельца, высоко оценив его качество. Но по ряду причин ей так и не удалось этого сделать.
После Октябрьской революции «Портрет Д.С. Яковлевой» оказался за границей и попал в известную коллекцию Г. Басмаджана, выставка собрания которого состоялась в 1988 году в Государственной Третьяковской галерее. Именно эта работа знаменитого мастера украшала выставку, настолько совершенны были ее композиция и исполнение.
Смуглая молодая дама на фоне пейзажа изображена в характерных для эпохи «ампирном» платье и тюрбане. Излюбленные Боровиковским розы олицетворяют молодость и красоту модели, происходившей из древнего княжеского грузинского рода. Вместо томления и меланхолии ранних портретов автора появляется образ сильной и яркой личности. Повышенное внимание уделяется пластичной, выпуклой, как бы «оскульптуренной» форме.
Жемчужина коллекции Г. Басмаджана была куплена в 2000 году парижским антикваром, от которого она и поступила в собрание Третьяковской галереи. Так, мечта дочери П.М. Третьякова воплотилась в реальность век спустя, что оказалось возможным благодаря финансовой помощи Министерства культуры.
В феврале 2004 года в зале К.П. Брюллова, среди его знаменитых полотен, появился раритет - пейзаж «Вид форта Пику на острове Мадейра», на приобретение которого Третьяковка настойчиво и упорно изыскивала средства в течение трех лет. Об этом подробно написано в статье, опубликованной в № 1 журнала «Третьяковская галерея».
Начало было положено в 2000 году, когда научный сотрудник ГТГ, Елена Владимировна Бехтиева, занимающаяся последним, зарубежным периодом творчества великого маэстро, обнаружила в частной коллекции за границей это произведение.
С картиной А.Г. Венецианова «Сенокос», созданной художником в 1820-х годах, связана не менее интересная история. Начнем с признания факта: произведения этого автора очень редко встречаются в частных собраниях. Холст до 1917 года являлся украшением коллекции знаменитого собирателя князя Хвощинского в Риме. Затем следы этой картины затерялись, и только в 1987 году сотрудникам Третьяковки удалось выяснить, что ныне ею владеет гражданин Великобритании Виктор Проваторов.
Десять лет спустя, в 1997 году, произведение было выставлено на аукционе русского искусства «Кристи» для оценки. По завещанию владельца, скончавшегося в том же году, «Сенокос» А.Г. Венецианова передавался Третьяковской галерее.
В течение четырех последующих лет раритет находился в Лондоне, а российская сторона в лице представителей нашего музея, юристов, официальных руководителей Министерства культуры и Посольства РФ в Великобритании отстаивала законные права на владение произведением. Ситуация обострялась и тем, что конкурентом в борьбе за приобретение выступал (в случае получения отказа в разрешении на вывоз) один из известнейших музеев Великобритании - Национальная галерея в Лондоне.
Это первый подобный прецедент в практике музея, точно так же как и «выездная» экспертиза на Мадейре полотна Карла Брюллова. В октябре 2001 года специальным Распоряжением Президента РФ В.В. Путина Государственной Третьяковской галерее были выделены финансовые средства на оплату расходов по наследованию произведения. В ноябре того же года получено официальное разрешение на вывоз работы кисти А.Г. Венецианова из Великобритании в Россию.
Ныне «Сенокос» экспонируется с указанием имени дарителя в зале рядом с полотнами известного художника, составляя своеобразное «трио» с двумя шедеврами из собрания ГТГ - «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето».
Общие тема и время создания прослеживаются в характерном, венециановском, ощущении гармонии и поэзии бытия.
Перейдя в следующий зал экспозиции, мы окажемся среди мерцающих драгоценными красками полотен П.А. Федотова. Помимо великолепного владения кистью, Федотов был и прекрасным рисовальщиком, работавшим в различных графических техниках. К сожалению, эти произведения столь хрупки и нежны, что постоянно выставлять их в залах рядом с живописью маслом невозможно.
По этой причине раритет «Переправа вброд на маневрах», приобретенный галереей в 1998 году, будет вынужден большую часть времени храниться в запаснике. Происходила акварель из коллекции знаменитого собирателя и художника И.С. Остроухова. Долгие годы она, исполненная автором в 1844 году, находилась в частных собраниях.
Тема, избранная П.А. Федотовым, не случайна. В 1844 году 28-летний офицер покидает Финляндский полк - место своей службы, выходит в отставку и начинает заниматься в батальном классе Академии художеств под руководством профессора А.И. Зауервейда. Именно в этот ранний период создается композиция, послужившая началом короткого и яркого творческого пути замечательного мастера.
Очень ценно для нас, сотрудников галереи, что незримые нити соединяют традиции русского меценатства и современных донаторов.
К их числу мы относим давнего члена «Общества друзей Третьяковской галереи» - Александра Ивановича Новикова, чьи личные финансовые вклады являются необходимой поддержкой музея. Благодаря совместным усилиям Новикова и Министерства культуры, в настоящее время в зале с произведениями известных художников-академистов можно увидеть картину П.И. Семирадского «Игра в кости», поступившую в 2002 году.
Эффектное большое полотно по своему замыслу и воплощению стоит в одном ряду со знаменитым «Танцем среди мечей». П.И. Семирадский был одним из наиболее одаренных мастеров академической живописи, чье творчество можно сравнить с вечным поиском идеальной красоты в далеком прошлом. «Игра в кости» написана автором в 1899 году в Риме, за три года до смерти.
Именно эти полотна из коллекции Третьяковской галереи наряду с другими представляют художника на открывшейся недавно на Крымском Валу выставке «Пленники красоты».
При финансовой поддержке А.И. Новикова в конце 2003 года был приобретен портрет-фантазия М.А.Вру- беля «Настенька Врубель» (1894). На нем изображена младшая сводная сестра художника. Это одно из лучших произведений периода расцвета мастерства великого живописца.
Бдагодаря тому же Новикову, в 2004 году Третьяковская галерея стала обладательницей «Портрета неизвестной» Ф.А. Тулова, написанного в период зрелого творчества художника.
В собрании музея отсутствуют произведения этого мастера первой половины XIX века, чье наследие насчитывает несколько десятков работ.
Портреты Ф.А. Тулова крайне редко встречаются на художественном рынке. Это произведение заняло достойное место в экспозиции галереи, соседствуя с творениями живописцев школы А.П. Венецианова.
При финансовой поддержке юридической фирмы «Клиффорд Чанс СНП Лимитед» в 2004 году был приобретен альбом в красном бархатном переплете (1856) Алексея Петровича Боголюбова.
В качестве пенсионера А.Х. Боголюбов пребывал за границей. Он был назначен художником Плавного морского штаба и готовил в 1856 году серию картин о крымской войне. С этой целью он посетил Турцию. В альбоме соседствуют как законченные великолепные панорамные виды (их более 20), так и эскизы будущих морских баталий, рисунки и наброски на Дунае, в Константинополе. В этот ранний период творчества известный маринист создает целый ряд мастерски исполненных пейзажей, наполненных воздухом и жизнью.
Для собрания древнерусского искусства, занимающего восемь залов постоянной экспозиции галереи, в 2000 году была куплена уникальная резная деревянная полихромная скульптура - «Ангел коленопреклоненный», созданная неизвестным мастером на рубеже XVIII - XIX веков. У небожителя чуть склоненная голова, нежный овал юного лика и распростертые руки - таким представил его талантливый резчик из Центральной России. Своеобразие иконографического типа наряду с высоким мастерством исполнения - вот что прежде всего привлекло в этом образе специалистов из Третьяковской галереи. Ими было выявлено, что скульптура представляет редкий образец церковной пластики, не имеющий прямых аналогий среди известных произведений.
Еще одну скульптуру - но уже иного рода - удалось приобрести в сокровищницу русского искусства благодаря средствам, выделенным Министерством культуры.
Собрание работ замечательного мастера С.Т. Коненкова пополнилось произведением 1912 года - мраморной головой греческой богини Эос. Когда великий художник обращался к античной тематике, он любил работать не в дереве, а в камне - в том материале, в котором творили древние эллины.
Изображение утренней зари было создано автором в Преции под влиянием раннего периода развития античного искусства - архаики.
Вторя строкам гомеровской «Илиады»: «Вышла из мрака младая...», Коненков воплощает Эос с улыбкой юной «коры». Она озаряет пробуждающееся после ночного сна лицо, наполняя окружающее пространство светом и радостью.
Несомненно, внимания и уважения заслуживает тот факт, что нынешние владельцы замечательной скульптуры пожелали видеть этот раритет в собрании Государственной Третьяковской галереи.
Одной из особенностей Третьяковской галереи на Крымском Валу, где представлено искусство ХХ века, является то, что ее просторные, большие вестибюли украшают произведения искусства. Это картины и панно, скульптуры и проекты памятников.
Таким образом, знакомство с музеем начинается, как в образном выражении, почти с вешалки.
Очень эффектно и мажорно размещается теперь на светлой плоскости стены красочное декоративное панно (эскиз ковра) «Бова-королевич», написанное художником П.П. Кончаловским в 1914 году. Темпераментного живописца на протяжении всей творческой жизни помимо традиционной станковой картины привлекала возможность создания вывесок, росписей подносов, работ для театра и ковров. Украсить интерьер, сделав его ярче и праздничней, - такова цель написания этого декоративного произведения, исполненного в натуральную величину ковра - 3,62 х 5,04 м.
На огромном холсте разворачиваются события на сказочно-былинный сюжет. Это сцены жизни и подвигов, своеобразное «жизнеописание в красках» героя русской волшебной повести - Бовы. «Там русский дух, там Русью пахнет...» Поэтому избирает художник язык примитива, с характерным рисунком и сочным, ярким цветом, обращается к народному лубочному искусству. Это необычное произведение - ценный дар (в 1997 году) сына знаменитого живописца П.П. Кончаловского, Михаила Петровича Кончаловского, бывшего давним и преданным другом Третьяковской галереи, к сожалению, недавно скончавшегося.
Бродя по музею на Крымском Валу, мы добрались и до залов с произведениями наших современников. Комплектование этой части собрания Третьяковки было связано с определенными трудностями.
Плановое финансирование государством было ослаблено с 1994 года. Именно в то сложное время в галерее была создана комиссия по дарам, приступившая к работе с 1995 года. Многие авторы откликнулись на это начинание, принеся в дар свои произведения. Экспертная комиссия на заседаниях внимательно осматривает и тщательно отбирает каждую работу, в ее обязанность входит принять или отклонить от дара живописное, графическое, скульптурное произведение или объект.
В 2000 году открылась постоянная экспозиция «Искусство ХХ века». К этому событию, столь важному в жизни Третьяковской галереи, были получены дары: от известных художников Э.А. Штейнберга и Тимура Новикова; 58 единиц современного искусства подарило Министерство культуры РФ, среди них - единственное в нашем собрании полотно классика андеграунда Ильи Кабакова и графика знаменитого Олега Целкова. Поступила коллекция замечательной художницы Татьяны Мавриной, подарившей свои произведения. Готовится в дар коллекция В.Н. Немухина. Можно продолжить этот ряд, поскольку дары в галерею поступают постоянно.
Из этих двух источников - приобретений и даров - складывается комплектование в музее.
Несмотря на то что действующая экспозиция «Искусство ХХ века» работает вот уже четыре года, время показало, что перед сотрудниками галереи стоит сложная задача осуществить новую реэкспозицию, скорректировав и дополнив предыдущую вновь поступившими работами. В первую очередь это касается влившейся в музейное собрание коллекции произведений современных авторов, переданной из музея «Царицыно», которой сотрудники ГТГ занимались около трех лет. Замечательные мастера- классики искусства второй половины ХХ века представлены в залах на Крымском Валу таким, например, замечательным художником, как Д.Д. Жилинский. В 2002 году у автора было приобретено полотно под названием «Посвящается без вины погибшим во время репрессий и беззакония 1937 года» (1987). Это программное для позднего периода творчества произведение исполнено с присущими автору классической выстроенностью композиции, яркостью цветовых сочетаний, преобладанием плоскостной трактовки фигур.
Монументальный холст превращен художником в своего рода икону, в центре которой помещен персонаж, позой напоминающий распятого Христа. Другие действующие лица подчеркивают драматизм происходящего. Тема жертвенности и святости людей, пострадавших в страшный для России период сталинских репрессий, - прикосновение мастера к трагедии народной и личной. Автору близка эта страница истории: отец художника явился прототипом главного героя произведения.
Д.Д. Жилинский мечтал увидеть свою работу в стенах ГТГ, которая реализовала задуманное за счет средств бюджетного финансирования.
Современный автор Эдуард Штейнберг, ныне проживающий за рубежом, представлен во многих собраниях крупных музеев Запада. В 2003 году Третьяковская галерея стала обладательницей «Абстрактной композиции», созданной художником в 1979 году. Этот мастер - представитель метагеометрического направления в современном искусстве, еще в далеких шестидесятых ставший на позиции нонконформизма. В своем творчестве он стремится синтезировать пластические идеи супрематизма, точнее, идеи К. Малевича. «Абстрактная композиция»- яркий пример метафизической живописи второй половины ХХ века.
Заслуживает несомненного внимания тот факт, что уважаемые спонсоры Третьяковской галереи, идя в ногу со временем, оказывают финансовую поддержку в приобретении подобных, авангардных, произведений. Участие в покупке данной работы принял наш постоянный спонсор «ЦентрИнвест».
Завершим наш обзор - и воображаемое путешествие по залам постоянной экспозиции Третьяковской галереи - работой представителя русского андеграунда, испанца по происхождению, Франциско Инфантэ «Душа кристалла». Творчество этого мастера звучит очень современно. С начала 1960-х годов он наравне с передовыми художниками Запада создает новую форму художественного выражения, отличную от живописи и скульптуры. Это так называемые «объекты», сотворенные из таких материалов, как оргстекло и металл, которые сознательно подчеркивают рациональную геометризацию форм. Уникальность данного приобретения, выполненного в 1961 году, состоит в том, что это был последний из оставшихся у автора в московской мастерской объектов начала 1960-х годов. Долгие годы художник питал надежду увидеть его в экспозиции крупнейшего национального музея, между тем как зарубежные собрания пытались купить произведение у их автора. Наконец, сегодняшний зритель может по достоинству оценить инсталляцию Ф. Инфантэ, находящуюся в постоянной экспозиции ГТГ с 1998 года.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что упомянутые произведения - лишь небольшая часть той важной, кропотливой и ответственной работы по комплектованию собрания сокровищницы русского искусства, которая продолжается постоянно и энергично, принося свои добрые плоды.
Оргстекло, металл. 30×30×30
Холст, масло. 88,5×141,5
Мрамор подцвеченный. 37×32×42
Холст, масло. 65х77
Бумага на паспарту, акварель. 29,7х36
Холст, масло. 66х54
Холст, масло. 74х60
Разворот альбома. Бумага, сепия, кисть. 24,5х66,2
Декоративное панно. Холст, масло. 362х504
Главная часть триптиха. Дерево, темпера. 220х190
Холст, масло. 119,5х150