Евгений ЛАНСЕРЕ. Творчество, полное смысла и чувства

Любовь Головина

Рубрика: 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Номер журнала: 
#1 2005 (06)

Второй половина XIX столетия характеризуется кризисом скульптуры. Переход от академизма к реалистическим принципом открыл новые творческие возможности для живописцев и благотворно сказался на развитии живописи, но в скульптуре привел к утрате чувства материала,  выразительности пластического языка, измельчению и дробности форм.

Новые темы и сюжеты трактовались в узко-бытовом повествовательном плане, несовместимом со спецификой языка скульптуры, или неадекватно воплощались в старых академических параметрах.

Творчество и живописцев, и скульпторов-жанристов второй половины XIX века сформировалось под влиянием философии позитивизма. По мнению идеологов нового направления в искусстве, художественное творчество должно давать объективное представление о мире. Богом и фетишем творцов демократического направления была правда факта, а не субъективное видение реальности. Путь истинного искусства пролегал от воспроизведения отдельного конкретного факта к широкому, всеобъемлющему обобщению. Во главу угла ставилась работа с натуры, точное воспроизведение места и времени изображаемого события, внимание к подробностям обстановки, костюма, аксессуаров, то есть, по словам В.В. Верещагина, «самое строгое обращение со семи деталями творчества».

История искусства знает примеры, когда люди, не получившие систематического художественного образования, тем не менее становились знаковыми фигурами своей зпохи. Так было, например, с дилетантом П.А. Федотовым, посещавшим вечерние классы Академии художеств в недолгие часы армейского досуга, с гардемарином российского флота В.В. Верещагиным, задержавшимся в Академии лишь на два года. Эпоху «академизированного скульптурного дилетантизма» открыл барон П.К. Клодт, можно вспомнить также скульптора-жанриста Л.В.  Позена, анималиста А.Л. Обера, князя П.П. Трубецкого, познакомившего русское общество с одной из форм скульптурного импрессионизма. Этот список талантливых дилетантов пополнил в конце XIX века замечательный скульптор-жанрист Е.А. Лансере.

Евгений Александрович Лансере родился 12 (24) августа 1848 года в семье инженера путей сообщения Людвига (Александра) Павловича и Элеоноры Антоновны Лансере (урожденной Яхимовской). Радость родных от рождения сына омрачалась тем. что о губернии свирепствовала эпидемия холеры. 8 связи с опасностью заражения крещение младенца было отложено на год и совершилось 6 августа 1849 года. Священник Венедикт Гайлевич нарек ребенка католическим именем Евгений- Болеслав Вольдемар.

Воспитанием Евгения Лансере много занимались бывший опекун его матери барон Вильгельм Фридрих Ворнезиуса (Вернези) и его супруга Варвара Николаевна Полтавцева. Мать будущего скульптора, племянница барона Ворнеэиус. Элеонора Антоновна Лансере скончалась, когда сыну было восемь лет, оставив на попечение мужа и родственников четверых детей. Именно Вильгельм Ворнезиус, моршанский уездный судья, в прошлом исправник первого стана Моршанского уезда Тамбовской губернии и отставной военный, планировал для Евгения и его сестер знакомство с окрестностями Моршанска, где вначале проживала семья Лансере, выезды на природу, в лес и о окрестные села с посещением церквей, праздничные поездки на сельские ярмарки. Ярмарка заворожила мальчика обилием людей, телег, музыкой бродячих актеров, песнями подвыпивших мужиков - всей этой шумной, суетной толчеей человеческого муравейника. Уже тогда старый барон отмечал с улыбкой, что Евгений «как цыган» льнет к лошадям.

Родители рано заметили способности сына к рисованию и лепке. В семье любили искусство, часто обсуждали его, спорили. В детстве Евгений делал многочисленные зарисовки животных, особенно лошадей, проявляя недюжинную наблюдательность. Исследователи полагают, что до 1861 года, то есть до отъезда семьи в Петербург, юный Лансере начал учиться рисованию у некоего местного художника, окончившего петербургскую Академию художеств (сведения об этом проскальзывают о монографии И. Шмидта). Отъезду из Моршанска предшествовало печальное событие - смерть баронессы Ворнезиус, отчасти заменившей Евгению рано умершую мать. На семейном совете овдовевший барон Вильгельм Фридрихович Ворнезиус предложил передать свой титул Евгению. «По мужской линии состоя последним в роду баронов Вернези, желаю я на основании десятого тома свода гражданского закона, изданного в 1842 году, статьи 140 передать фамилию свою сыну инженера путей сообщения подполковника Людвига Павловича Лансере - Евгению», - гласило ходатайство на имя государя. Быть бы скульптору Евгению Лансере бароном, если бы не сработала печально известная российская бюрократическая машина. Ответ российского самодержца был уклончив: «Слушали дело по предложению господина геральдмейстера по прошению барона Вернези и решили: дело сие возвратить в Тамбовское Дворянское Депутатское собрание, чтобы дополнили документами». В разных документах фамилия барона обозначалась по-разному: Варнезьев, Вернези, Ворнези. Варнези - это и стало одной из главных причин отказа. Он дает объяснения: «Во всех документах именуюсь неправильно, что произошло от ошибки писца при определении меня на службу. Отец мой Ворнезиус, а меня зовут Вильгельмом Фридриховичем», но дело застопорилось. Так неопределенность в документах не дала скульптору возможность, имея в роду двух баронесс и наставника барона, получить титул.

Вскоре семейство Лансере перебирается в столицу. Петербург ошеломил юного провинциала красотой и размахом, но не затронул глубин души. Людвиг Лансере устроил трех дочерей в пансион, а сына во 2-ю классическую гимназию. Однако учеба в гимназии не слишком радовала мальчика. «Дружба не поощряется. Нет доброты у учителей», - жаловался Евгений. Это можно было бы расценить как обычный каприз, если бы не проблемы со здоровьем, которые начались у него примерно в то же время. Учеба в гимназии оказалась слишком мучительной. Отец Евгения, не имея возможности посвящать затосковавшему сыну много времени, написал письмо друзьям, семейству Бэр в город Саратов. Вскоре после того, как письмо достигло адресата, в Петербург прибыла мадам Бэр и забрала мальчика к себе. Евгений Лансере заканчивал учебу в Саратове, в обществе Николая, Виктора и Анатолия Бэр. В северную столицу Е.А. Лзнсере вернулся лишь через несколько лет, когда встал вопрос о получении им специального образования. Ему хотелось бы заниматься искусством, но семья этому категорически воспротивилась. Отец, потомок майора наполеоновской армии, мечтал видеть сына военным, но воспоминания о гимназическом мундире и почти казарменном обучении в Петербурге навек отвратили юношу от военной карьеры.

С 1866 по 1870 год Е.А. Лансере изучал юриспруденцию на юридическом факультете Петербургского университета и окончил его со степенью кандидата права. Однако достаточно было посетить квартиру на Большой Морской в доме Кононова. № 18, чтобы убедиться - здесь проживает не юрист, а скульптор. Он превратил квартиру в мастерскую. Молодого человека окружали студенты Академии художеств, где он нередко слушал лекции и посещал практические занятия. Иногда Лансере делал зарисовки на бумаге заинтересовавшей его городской скульптуры. Во время поездок в Париж, на родину предков, в 1867 и 1876 годах он посещал музеи и изучал художественное литье из бронзы, что укрепило его желание заниматься творчеством.

Еще будучи студентом четвертого курса юридического факультета, он познакомился с промышленником А.И. Соколовым и заключил с ним контракт на отливку в бронзе некоторых своих произведений. С этими работами он успешно дебютировал на выставке в Академии художеств в 1869 году.

Из ходатайства Лансере: «Честь имею покорнейше просить поставить мою группу приближающуюся тройку, запряженную в сани с тремя седоками, вылитую из бронзы и отчеканенную на заводе Соколова, на академическую выставку настоящего года, на получение звания классного художника. Эту группу я желаю продать за 350 рублей серебром». Скульптуру «Тройка с двумя седоками, собакою и ямщиком» купили с выставки.

Успешный дебют показал, что юрист Е.А. Лансере получил неплохое художественное образование. Кто были учителя скульптора, до сих пор не ясно. Известны факты знакомства Евгения с П.К. Клодтом во время первого приезда в Петербург (1861). По свидетельству В.В. Стасова, одним из учителей Лансере был талантливый скульптор-анималист Н.И. Либерих, чью мастерскую он посещал в студенческие годы. После выставки Академия художеств присвоила Лансере звание классного художника 2-й степени. Это явилось первым официальным признанием его творческих усилий.

В это же время окончательно формируются отличительные особенности художественного языка скульптора. Он отдавал предпочтение небольшим по размеру статуэткам бытовой тематики. Сказочно-литературные сюжеты, интересовавшие его в студенческие годы (скульптура «Руслан и Людмила» из воска), практически исчезли. Характерно, что внимание мастера нередко привлекал один и тот же мотив или сценка. Скульптор несколько раз разрабатывал конкретный сюжет, находя все новые аспекты раскрытия темы. Так было, например, с изображениями русской тройки, которых только в собрании Третьяковской галереи два. Порой создается ошибочное мнение о некотором однообразии работ мастера, однако при более детальном знакомстве с его творчеством становится очевидным, что в широте тематического охвата действительности Лансере превосходит многих своих современников.

Его произведения весьма разнообразны по тематике: «этнография», социальная и историческая тема, анималистика. Они целостны и компактны, мизансцены ясны и убедительны. Казалось бы, обилие персонажей могло создать ощущение хаоса, невыстроенности и вялости композиции, однако с Лансере этого никогда не случалось. Примером может служить скульптурная группа «Плугарь-малоросс» (1877), где мастер изящно справился со сложной задачей размещения многофигурной группы в пространстве.

Основные произведения Евгения Лансере дошли до нас отлитыми в бронзе, реже встречаются работы, выполненные на чугунолитейном заводе в уральском городе Касли. Чугунное литье дает меньше возможностей для детальной проработки. Будучи тугоплавким и густым при отливке, чугун не так быстро и легко заполняет форму модели, труднее поддается проработке. Бронза позволяет скульптору тщательно передавать мелкие детали отдельных фигур и предметов. Евгений Александрович придавал огромное значение качеству литья, не случайно он основательно изучал технику литейного производства и сам непосредственно наблюдал за переводом в материал многих своих вещей. Полагают, что своим серьезным отношением к ремесленной, технической стороне дела он способствовал поднятию общего уровня отечественного художественного литья. Изготовлялись работы Лансере на заводе Соколова, в бронзолитейных мастерских разных частных фирм: Ф. Шопена. Н. Штанге. А. Морэнз. К. Берто.

Отношения с промышленниками во многом помогали скульптору решать и свои материальные проблемы. Так. в 1878 году Лансере продал права художественной собственности на 17 произведений владельцу бронзо-литейной фабрики Ф. Шопену. Покупая модели и получая право в течение ряда лет отливать и продавать их, частные фирмы (такие. как фирмы Шопена, Морана и Овчинникова) могли отчасти направлять творческую деятельность мастера. Они отбирали произведения определенной тематики, которая, по их мнению, могла иметь спрос у покупателей. Этим объяснялась популярность «этнографических», экзотических вещей Лансере, и сравнительно малая известность его крестьянских, бытовых сценок.

После успеха первых своих вещей, за которые Лансере был удостоен звания классного художника 2-й степени «за хорошее познание скульптуры», он продолжал совершенствовать свое мастерство. Уже через год Евгений Александрович представил на суд Академии одну работу в воске, изображавшую крестьянок Рязанской губернии, возвращающихся с поля, а остальные - в бронзе: «Татарин, доящий кобылу». «Чумак с возом». «Грузин и пять черкес» и т.д. В письме в Академию он просил представить эти работы на академической выставке и присудить ему следующее звание. Академия присуждать звание не торопилась, но небольшую премию выдала.

Эти деньги и 250 рублей, вырученные от продажи произведений, помогли скульптору отправиться в путешествие. Два года он работал в казацких селениях и горных поселках, изучал натуру, наблюдал за жизнью и бытом казаков и горцев. Вернувшись из поездки, в 1872 году он получил звание классного художника 1-й степени. Скульптура «Линейный казак с казачкой была куплена частным коллекционером за 178 рублей.

Е. Лансере исполнилось двадцать два года. У него были обширные планы. Он надеялся вскоре совершить поездку в Среднюю Азию, которая чуть не сорвалась из-за знакомства с Екатериной Николаевной Бенуа. Однако новая знакомая Лансере настояла на отъезде скульптора, демонстрируя заинтересованность в его творческом развитии. По возвращении из азиатской экспедиции он впервые посетил дом Бенуа у Николы Морского. Можно только догадываться, какой ошеломляющий эффект произвел на семью Екатерины Николаевны первый визит Лансере в се дом в качестве жениха. В семье Лансере вспоминают: «Перед взором семьи Бенуа предстал молодой человек, с заостренной бородкой, одетый совсем не так, как другие, - в кафтан без пуговиц и шаровары. На ногах у него были мягкие черкесские сапоги, а на голове странная кавказская шапочка. В тот день и позже он приезжал верхом на казацкой лошади». Евгений Лансере поразил всех своей внешностью.

В 1874 году Екатерина Николаевна стала его женой и верной помощницей на 12 лет. Этот год вообще был удачным для Евгения Лансере: он обрел семью, был признан почетным вольным общником Императорской Академии художеств, с вручением диплома, подписанного президентом Академии и скрепленного печатью. Женитьба мало изменила образ жизни скульптора. Ежегодно он отправлялся о путешествия по России, Украине, Кавказу, Башкирии, Киргизии или Крыму. Эти поездки давали мастеру неистощимый запас впечатлений, столь необходимый ему как скульптору-реалисту.

Подобно другому путешественнику- В.В. Верещагину. Евгений Лансере воспринимал Землю как общий дом человечества. Он путешествовал по странам Ближнего Востока. Алжиру. Кавказу. Башкирии. Киргизии, бывал на Украине и в центральных российских губерниях. Стены его мастерской были увешаны предметами, привезенными из путешествий: холодным и огнестрельным оружием, седлами, одеждой горцев и кочевников, предметами быта - все это помогало ему о работе. Такой этнографический материал в те времена наполнял дом не только скульптора Евгения Лансере. Интересно вспомнить описание выставки произведений В.В. Верещагина, оставленное будущим родственником скульптора Александром Бенуа: «Выставки эти, устроенные о комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект... Яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах... Эти полотна действовали как тяжелые кошмары горячки». Очевидно, что отношение к реалистическому искусству было неоднозначным.

С впечатлительным Александром Николаевичем Бенуа полемизировал В.В. Стасов, оскорбленный определением работ Лансере и Верещагина как «этнографических». Он писал, что «Лансере вместе с Верещагиным принадлежит отряду застрельщиков нового искусства, которого царство наступит, неся вместе с собою «на врага же победу и одоление». Эти два столь различных художника сходятся в одном: на любви к истинной, настоящей, простой, неподкрашенной правде, и на преданности тем только сюжетам, которые о самом деле существуют и видены были собственными глазами. Наконец, у обоих художников есть еще одна черта сходства: это любовь к изображению народов... живущих вдали от городов, среди степей, полей, гор и рек, в кибитках, юртах, избах, землянках. ...Всех этих людей Верещагин и Лэнсере долго пристально изучали во время многочисленных путешествий, и оттого все у них в картинах и скульптурных группах, в рисунках и эскизах глубоко правдиво. Все это - основы великого, будущего искусства...»

Начиная с 1876 года можно говорить о подлинном творческом расцвете Е.А. Лансере. Тематика его произведений становится разнообразнее, усиливается пластическая выразительность работ. Примером высокого мастерства скульптора могут считаться его многофигурные композиции, например «Киргизский косяк на отдыхе» (1880). Эта скульптура принадлежит к типу «этнографических» работ Евгения Лансере. Для подобных произведений характерны интерес к особенностям жизни и быта малых народов, романтическая приподнятость в изображении сюжетов, стремление к повествовательности и подробная проработка деталей. «Испокон веков спутником степняка был конь, но какой это конь? Полный характера, понятливости, смысла, чувства, самостоятельности», - писал В.В. Стасов. Не случайно конь являлся одним из главных героев киргизского эпоса - легенд и сказаний о Манасе. Перед нами - подлинная поэма жизни степей.

Можно по-разному относится к подобным сюжетным композициям, трактованным в узко бытовом ключе, отличающимся некоторой дробностью формы, но нельзя отрицать, что именно подробная детализация придавала им обаяние и свежесть живых впечатлений реальной жизни. Стремление к пространному рассказу, характерное для работ скульптора-жанриста, способствовало созданию барельефов на цокольной части его скульптур. Это были маленькие рельефы повествовательного характера и барельефные изображения композиций, составленных из оружия или снаряжения всадника Лансере был большим любителем и знатоком лошадей. По его произведениям можно изучать коней, их повадки, породы. Не случайно большое количество вещей скульптора хранится в музее кафедры коневодства Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.

В 1883 году Евгений Лансере совершил большое путешествие по Ближнему Востоку, побывал в Алжире. Результатом поездки стали произведения на арабскую тему. Однако состояние здоровья скульптора вызывало серьезные опасения. По совету врачей он уже давно переехал из городской квартиры на дачу графов Кушелевых-Безбородко под Петербургом, близ Охты. Но это не остановило болезни. Тогда скульптор купил себе дом в Нескучном, под Харьковом, в надежде на целительные свойства малороссийского климата. Последние годы жизни мастера по-прежнему отмечены неустанным трудом. Родные вспоминали, что «обычно он сидел в глубоком кресле, у самого окна и занимался отделкой очередной статуэтки, которую вращал в своей руке, то и дело протягивая к горящей маленькой стеклянной спиртовке металлический шпатель с кусочком воска на нем».

Последней работой скульптора стала статуэтка «Святослав» (1886), эскиз и модель которой являются одним из немногих подлинников Лансере, дошедших до нас. Маленький (всего 18 см) восковой эскиз несет все элементы окончательного решения композиции, мягкий материал сохранил мельчайшие следы авторской лепки и обработки поверхности. На постаменте бронзовой модели, отлитой в мастерской А.  Морана, надпись: «Не посрамим земли русской, ляжем костьми «Мертвые бо срама не имут» Святослав в 970 году на пути к Царьграду». Эта работа - одна из самых романтических скульптур мастера, исполненная жизненной энергии и взволнованности.

Скончался Евгений Александрович Лансере 23 марта (4 апреля) 1886 года. Панихида по скульптору состоялась в соборе Николы Морского. Друг семьи, художник и скульптор Артемий Лаврентьевич Обер, обратился с ходатайством о Академию художеств с просьбой об оказании материальной помощи вдове скульптора Лансере. В журнале заседания Совета Императорской Академии художеств, которое состоялось в апреле 1886 года, имеется запись: «Господин Обер на имя конференц-секретаря от 9 апреля сего года сообщил о больших расходах в связи с кончиной скульптора Е.А. Лансере, оставшихся без средств шестерых детей, просит благосклонно о приобретении у вдовы две группы из воска “Святослав” и “Амазонка»». Совет решил за счет Академии приобрести группу из воска «Святослав на пути в Константинополь» за 1500 рублей...

Контрастом печальному состоянию финансовых дел семьи Лансере стала история, произошедшая позже во Франции. Гонорин Флориан Шопен предложила продать торговому дому Штанге принадлежащее ей право репродукции скульптур Лансере в России. Финляндии и Польше «за группу в 16 тысяч рублей, четыре тысячи наличными, а остальные тремя равными годовыми платежами».

Произведения скульптора попали в музеи уже после смерти мастера, а большая часть их находится в частных коллекциях, радуя людей мастерством исполнения и удивительной жизненностью.

Иллюстрации
Доезжачий с гончими (Охота). 1882
Доезжачий с гончими (Охота). 1882
Композиция. Бронза. 8.50
Возвращение со скачек. 1882
Возвращение со скачек. 1882
Композиции. Бронза 8.39
Всадник-араб. 1881
Всадник-араб. 1881
Бронза. В. 36
Киргизский косяк на отдыхе. 1880
Киргизский косяк на отдыхе. 1880
Композиция. Бронза. В. 40
Скачки с припятствиями. 1882
Скачки с припятствиями. 1882
Композиция. Бронза. В. 30
Запорожец после битвы. 1873
Запорожец после битвы. 1873
Композиция. Бронза. В. 4З
Тройка с двумя седоками и собакой. 1868
Тройка с двумя седоками и собакой. 1868
Композиция. Броза. В. 20
Святослав. 1886
Святослав. 1886
Бронза. В. 51

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play