Алексей Явленский

Ирина Девятьярова

Рубрика: 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Номер журнала: 
#1 2005 (06)

Алексей Георгиевич Явленский (1864/65-1941) получил всемирное признание. Наполненные живописной энергией и высокой духовностью, произведения художника, русского по происхождению и культуре, составляют «золотой фонд» европейского авангарда.

А.Г. Явленский. Натюрморт с пестрой скатертью. 1909. Фрагмент
Натюрморт с пестрой скатертью. 1909. Фрагмент
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Выпускник военного училища в Москве, вольнослушатель Императорской Академии художеств в Санкт- Петербурге, в 1896 году Явленский уехал в Мюнхен, чтобы продолжить художественное образование. В Германии и Швейцарии он перенимал творческий опыт классиков и современных западноевропейских мастеров. С началом Первой мировой войны и последовавших вслед за нею политических потрясений в России оказался в эмиграции. За рубежом мастер стал знаменитым, к нему пришли успех, зрительская любовь и внимание критики. На родине о нем забыли, а его имя вычеркнули из истории отечественного искусства.

Забвение художника в России объясняется и тем, что его наследие хранится в основном в зарубежных коллекциях. В российских музеях и частных собраниях - не более двадцати его работ. Половина из них - в Омске. Исполненные в конце XIX - начале ХХ века, эти произведения демонстрируют этапы творческой эволюции мастера – от пейзажей и натюрмортов в постимпрессионистской и фовистской манере.

Неизменно возникает вопрос: как они оказались в Омске? Алексей Явленский не бывал в Сибири. Однажды, летом 1891 года, в бытность учеником Академии, он отправился со своим другом Григорием Ярцевым писать этюды на Южный Урал, путешествуя по Великому Сибирскому пути. До Омска не добрался: железная дорога тогда доходила до Челябинска. Вспомним, что в Омск приезжал на гастроли в 1919 году его мюнхенский знакомый, тоже искатель новых путей в искусстве Давид Бурлюк. Он устроил «вечера-грандиозары» и авангардную выставку, ошеломившую сибиряков. Может быть, он привез картины? Но хронологическое разнообразие коллекции, говорящее о том, что до появления в Омске она собиралась в течение двадцати лет, и наличие в ней автопортретов художника и портретов его братьев подсказывают, что картины могли принадлежать кому-то из родственников. Есть основания связывать формирование коллекции и ее появление в Омске с личностью Дмитрия Георгиевича Явленского (1866-1920 ?), брата художника[1].

После отъезда в Германию Явленский не раз встречался с Дмитрием. В 1898 году он приезжал в Ярославскую губернию, где брат служил земским начальником в Романово-Борисоглебске. Тогда, вероятно, и был написан его портрет, до недавнего времени считавшийся «Портретом неизвестного в сером». Явленский, безусловно, виделся с Дмитрием в 1906 году, когда приезжал в Петербург, чтобы развесить картины на организованной Дягилевым выставке. Брат в это время занимал высокую должность в Министерстве внутренних дел. Произведения художника экспонировались и на других выставках в Петербурге, на которые он отправлял из Мюнхена картины[2]. После закрытия выставок именно Дмитрий мог забрать картины. Так, постепенно в его петербургской квартире собиралась коллекция произведений Алексея Явленского.

Назначенный в конце 1913 года на должность заведующего канцелярией Степного генерал-губернатора, он привозит с собой картины в Омск. Характерные для того военного времени стремительные должностные назначения сказались не только на карьере Дмитрия, но и на судьбе коллекции. В сентябре 1915 года его назначают губернатором Акмолинской области, а уже через три месяца ему «повелено быть Псковским губернатором» и вскоре - Могилевским. Дав волю воображению, легко представить, в какой спешке происходили накануне переезда сборы большой семьи Дмитрия Явленского. Коллекцию оставили в Омске в надежде позднее вернуться за ней. Революция и гражданская война помешали этому.

В ноябре 1919 года части Красной Армии взяли Омск, а в начале 1920 осуществлялась подготовка к открытию Омского художественно-промышленного училища (Худпром). Одновременно формировался и музей при нем. Вероятно, именно в это время и оказались там картины Явленского. (Списки произведений худпромовского музея не сохранились.)

В 1930 году Худпром закрыли, часть его коллекций поступила в Западно-Сибирский краевой музей, в его художественный отдел, который позднее, в 1940 году, был преобразован в Музей изобразительных искусств[3]. Как следует из инвентарных книг, сначала работы Явленского разместили в залах, но вскоре отправили в запасники[4]. В музейные каталоги 1940-1950-х годов они не были включены. Лишь с начала 1980-х годов картины привлекают к себе внимание, предпринимаются первые шаги в их изучении.

Одновременно проходила исследовательская работа с тремя также переданными из Худпрома в 1932 году
мужскими портретами, которые изначально группировались вместе: «Портрет неизвестного», «Портрет военного с папиросой», «Портрет неизвестного в сером». Их автор был записан в книгу поступлений как «неизвестный художник круга Серова».

Важно было, прежде всего, определить молодого человека на «Портрете неизвестного». Композиция портрета с поворотом фигуры и головы в три четверти и взгляд модели, как в зеркало, подсказывали, что это автопортрет. Сравнение с портретами и автопортретами художников рубежа XIX-XX веков из различных собраний не привели к решению задачи. Специалисты из крупных российских музеев не узнавали его. Как часто выручает в этих случаях постоянное общение с произведением! Возможность повесить любимый портрет над рабочим столом в фондохранилище - одна из тех немногих привилегий, которую может позволить себе хранитель музейной коллекции. Испытанный прием не подвел. Знакомое лицо неожиданно было обнаружено в книге, посвященной деятельности объединения «Синий всадник». Это был исполненный в 1914 году и хранящийся в частном собрании в Берне автопортрет Алексея Явленского.

Естественным было предположение, что автор двух других портретов - «неизвестный художник круга Серова» - тоже Явленский. Версию подтвердили потомки мастера из Локарно (Швейцария). С авторством Явленского три омских портрета вошли в полный свод произведений живописца - каталог резонэ[5].

Авторами каталога было определено имя мужчины на «Портрете военного с папиросой» (ок. 1893). Им оказался брат художника Сергей. Портрет написан, по-видимому, в период, когда он учился в Военно-юридической академии в Петербурге. Свободная живопись, темный колорит с контрастами освещения, энергичная объемная лепка формы выдают руку ученика Репина и свидетельствуют также о том, что автор стремится следовать примеру старых мастеров. Не случайно Репин шутливо называл его в это время «Веласкецом».

Долгое время оставался анонимным «Портрет неизвестного в сером». В 1999 году в Москве удалось разыскать внучку Дмитрия Явленского. В ее семейном архиве хранится фотография дедушки в период службы в Ярославской губернии. Сравнение двух изображений убедило, что на живописном портрете действительно написан Дмитрий.

Живя в Германии, Явленский испытал влияние современных западноевропейских мастеров. Увлечение искусством Ван Гога отразили исполненные на юге Баварии пейзажи 19051906 годов - «Гора», «Дорога», «Улица». Рисующий раздельный мазок, соседство контрастных дополнительных цветов передают в них движение и энергию природных сил. Восхищение Матиссом и другими фовистами нашло отражение в «Натюрморте с пестрой скатертью» (1909), отличающемся плоскостным характером композиции, упрощенностью форм и звучностью чистых красок.

Один из воспитанников первого набора Худпрома рассказывал автору статьи, что произведения Явленского в начале 1920-х годов висели в библиотеке и их было значительно больше, чем сейчас хранится в музее. Эти воспоминания давали надежду на открытия.

Так и произошло. Подтверждением тому стала недавняя «находка» в фондах отдела советской живописи ООМИИ. Представленное на заседании фондовой комиссии в феврале 2002 года содержимое старых папок вызвало у присутствующих искренние чувства удивления и радости. Внимание автора статьи привлек небольшой по размеру натюрморт с букетом весенних желтых ромашек в бело-голубой вазе. Знакомым показался широкий динамичный мазок, которым написаны яркая свежая зелень, вода в чашке, легкие голубые и розовые «всплески» фона, а также темный контур по краю картона. Сомнений не было - это Явленский! Основанием для такого уверенного предположения являлось, безусловно, и предыдущее местонахождение натюрморта - Омское художественно-педагогическое училище, откуда в 1930-е годы пришла в музей вся коллекция произведений мастера[6]. Доказательства, полученные в результате сравнения натюрморта с эталонным материалом и стилистического анализа, убедили музейный Атрибуционный совет в авторстве Явленского.

Из архивных документов выяснилось, что в 1954 году «Натюрморт с желтыми цветами» попал в большой список предметов, подлежащих «списанию и передаче их другим учреждениям культуры». Его определили в театр, но решение, к счастью, осталось на бумаге. Спустя тридцать лет после этого натюрморт поставили на хранение во вспомогательный фонд советской живописи. И еще целых два десятилетия «солнечный» натюрморт хранился в папке за стеллажами.

История омской коллекции произведений Явленского близка судьбе их автора, на несколько десятилетий забытого в России. Сохранившаяся в Сибири небольшая часть творческого наследия выдающегося мастера позволяет в какой-то мере вернуть его имя истории русской культуры, яснее представить сложные пути отечественного искусства на рубеже XIX - XX веков.

 

  1. См. о нем: Государственный архив Омской области. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1390. Л. 1-19; Государственный архив Ярославской области. Ф. 730. Оп. 1. Д. 6940. Л. 1-37; Центральный государственный архив республики Казахстан. Ф. 64. Оп. 2. Д. 755. Л. 1-15.
  2. В 1900-е Явленский принимал участие в следующих выставках, организованных в Петербурге: «Новое общество художников» (1905, 1908), «Мир искусства» (1906), IV выставка картин «Союза русских художников» (1906-1907), «Венок» (1908), «Салон» (1909), «Салон» [Вл. Издебского] (1910). ОР ГТГ Ф. 106. Оп. 6. Ед. хр. 13146. Л. 3.
  3. В ходе изучения омских произведений Явленского выяснилось, что имеются работы, которые тоже можно связать с коллекцией Худпрома. Это, прежде всего, эскиз автопортрета, с портретом Елены Незнакомовой на обороте, из коллекции изобразительного искусства Омского историко-краеведческого музея. В 1940, когда художественный отдел преобразовался в самостоятельное учреждение, «Автопортрет», хранившийся (еще не учтенным) в папке вместе с работами других художников, остался в Краевом музее. На учет он был поставлен лишь в 1990.
  4. В коллекцию входил также натюрморт «Ваза с цветами и фруктами» (картон, масло, 62х47), в1968 году переданный в московскую частную коллекцию в обмен на «Пейзаж» М.С. Сарьяна.
  5. См.: Maria Jawlensky, Lucia Pieroni-Jawlensky, Angelica Jawlensky. Alexej von Jawlensky. Catalogue Raisonne of the Oil Paintings. Vol. 1: 1890-1914. London-Munchen-Mainband-New York, 1991.
  6. Внизу натюрморт обрезан (вероятно, с утратой авторской подписи) для оформления в раму.
Иллюстрации
А.Г. Явленский. Автопортрет в черном берете. Около 1893
Автопортрет в черном берете. Около 1893
Холст, масло. 71х57,5. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
А.Г. Явленский. Гора. 1905
Гора. 1905
Картон, масло. 48х62
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Д.Г. Явленский. Фото. 1890-е годы
Д.Г. Явленский. Фото. 1890-е годы
Из частного архива (Москва)
А.Г. Явленский. Портрет Дмитрия Явленского, брата художника. Около 1898
Портрет Дмитрия Явленского, брата художника. Около 1898
Холст, масло. 71х58
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
А.Г. Явленский. Портрет Сергея Явленского, брата художника. Около 1893
Портрет Сергея Явленского, брата художника. Около 1893
Холст, масло. 74х50
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
А.Г. Явленский. Улица. Около 1905
Улица. Около 1905
Картон, масло. 48×67,5
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
А.Г. Явленский. Натюрморт с желтыми цветами. 1900-е
Натюрморт с желтыми цветами. 1900-е
Картон, темпера, масло. 41,5х33,3
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
А.Г. Явленский. Натюрморт с пестрой скатертью. 1909
Натюрморт с пестрой скатертью. 1909
Картон, масло. 61,5х47,5
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
А.Г. Явленский. Дорога на Фюссен. 1905
Дорога на Фюссен. 1905
Картон, масло. 33,8х67,7
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play